Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы педагогического исследования






 

       
   
 
 

 


[2] Стефановская Т.А. Технология обучения педагогике в вузе. М., 2000,

с.214.


Таблица 4

 

 
 

 

 


[3] Хагуров А.А. Технология исследовательской деятельности. М.,

1998, с. 23


Таблица 5

Работа с книгой

    Блок I П о и с к и о т б о р к н и г
1. Каталог (перечень имеющейся литературы) 2. Библиография (список, указатель, обзор книг) 3. Список использованной литературы (в конце книги) 4. Сноски (в конце страницы) В соответствии со скоростью чтения: Счт = сколько слов прочитано / кол-во минут/ Например, (268 х 9) + 169/10 = 268 сл. в мин. Норма для студентов = 250-280 сл. в мин.
  Блок II Виды чтения Чтение-просмотр Чтение-поиск Чтение-выбор
Предварительное (общее знакомство) Сквозное (охват всего содержания в целом) Партитурное (беглое ознакомление при большой скорости чтения) Повторное (проникновение в суть содержания) С проработкой материала (осознание прочитанного)
Цель, задачи чтения 1. Выделение существенного (о чем?). 2. Сортировка материала. 1. Поиск нужного ответа на вопрос. 2. Выделение главных идей, мыслей, положений. 1. Анализ прочитанного. 2. Сопоставление различных подходов, точек зрения.
Виды записи 1. План (перечень основных положений текста) прочитанного в целом 2. Тезисы (положение, утверждение) 1. Цитата, выписка. 2. Конспект ______тематический___ 3. Аннотация (краткая харак- теристика содержания) 1. Рецензия (критический отзыв) 2. Реферат (краткое изложение содержания) 3. Доклад
  Блок III Пометки в книгах важная мысль   основная, главная мысль   ….интересный фактический материал синий цвет – понятия   красный цвет – законы, закономерности   зеленый цвет - факты ! – важное место, обратить внимание   ? – сомнение, надо подумать, проверить
Фиксация информации 1. Устранить «болезни» письма (крупный размер букв, сильный наклон, различные «художества» и др.) 2. Овладеть скорописью (буквы писать короче, пропускать гласные, отбрасывать окончания, условно обозначать часто встречающиеся слова). 3. Использовать общепринятую систему сокращений и условного обозначения (см. БСЭ, СЭС и др.)

 

[4] Стефановская Т.А. Технология обучения педагогике в вузе. М., 2000, с.50.

 


Методологические ориентиры научно-

исследовательской работы студентов1

Исследовательская деятельность, как и всякая другая, имеет цель - результат, методы его достижения, направлена на объект, представляет собой активность субъектов, вступающих в определенные отношения. Целью исследования всегда является получение нового знания, которое до этого не было представлено в науке или практике. Исследователь стремится к тому, чтобы объяснить и предвидеть результат (объяснительная и прогностическая функции научного исследования).

Научные знания принято классифицировать по следующим уровням: эмпирический (научный факт, выявленный опытным путем), теоретический (научные закономерности, теории, полученные путем обобщения и абстрагирования эмпирических знаний), методологический (знания о способах получения и передачи знаний). Эмпирическое знание проверяется через повторяемое многократно наблюдение и эксперимент. Теоретическое знание проверяется критериями внутренней непротиворечивости, соответствия эмпирическим знаниям.

Соответственно с уровнями научных знаний можно классифицировать исследования на методические, теоретические, прикладные и разработки. Методическое исследование предполагает наивысший уровень абстрагирования, оно нацелено на изучение принципов построения и способов научного познания. Методолог-исследователь, чтобы увидеть картину мироздания, максимально отдаляется от нее, основным способом познания у него является рефлексия (действие над действием, мышление о мышлении - способ осмысления объекта или процесса со стороны, извне). Теоретик-исследователь разрабатывает концепции (способы научного объяснения действительности), выявляет общие закономерности и строит теории; ведущие методы – теоретический анализ и синтез (мысленное расчленение на составные части и мысленное их соединение в целое). Эмпирик-исследователь решает практические, либо вспомогательные по отношению к теоретическому исследованию задачи, он применяет методы, позволяющие получить эмпирические знания (наблюдение, опыт, эксперимент). Разработчик-исследователь занимается непосредственным внедрением достижений науки в практику. Его деятельность сродни инженерной, его задача заключается в том, чтобы сделать научные открытия доступными для тактики и экономически выгодными.

Таким образом, если студент способен схватывать информацию, легко ею оперирует и стремится к обобщению, его не следует утруждать эмпирическими исследованиями и разработками, требующими скрупулезности и детализации.

 

Бондарев П.Б. Краснодарская краевая «Школа исследователя». Краснодар, 1999, с. 59-64.

У такого студента теоретический склад ума, ему следует стремиться узнать не многое о малом, но малое о многом. («Нет ничего практичней хорошей теории», «Главная польза от фундаментального исследования та же, что и у розы, песни или прекрасного пейзажа – они доставляют нам удовольствие»).

Напротив, человека, интересующегося фактами, деталями следует поощрять в организации и проведении эмпирических исследований и разработок. («Факты – это все», «Знание – сила»).

Исследовательская работа является творчеством: исследователь всегда идет индивидуальным, никем не проторенным путем в мире знания. Но существует наработанный в мировой научной практике единый алгоритм или логика исследования, облегчающая ученым путь «от мечты – к открытию» (Ганс Селье). Этот путь можно обозначить следующим пунктиром: проблема – тема – актуальность – объект – предмет - цель-задачи – гипотеза - ожидаемый результат – новизна - научная и практическая значимость. Как и у многих других людей, у исследователя есть мечта, эта мечта является главным побудителем, ведущим к научному открытию. Когда мечта подвергается осмыслению и переводится в задачу для личности, возникает замысел исследования. В нем отражаются интересы и поиски, осуществленные автором до непосредственного начала исследования, замысел отражает первоначальные ответы на вопросы: «что», «зачем» и «как» исследовать.

Проблема. В отличие от учебных рефератов, курсовых, дипломных и пр. работ, когда студент имеет дело с уже имеющимися знаниями и показывает свои умения работать с информацией, студент-исследователь имеет дело с незнанием и стремится к его преобразованию в знания. Поэтому учебная работа начинается с определения темы, а научная – с выявления проблемы, которую необходимо решить. В обыденном языке проблема – практическая задача, которую необходимо решить. Научная проблема – «знание о незнании» (Фома Аквинский), в проблеме фиксируется недостаточность данного уровня знаний по какому-либо вопросу. Проблема раскрывается через научное противоречие – взаимодействие между взаимоисключающими и взаимообусловливающими противоположностями. Основным видом научного противоречия является несоответствие между реальными потребностями современной науки и практики и достигнутым уровнем научных знаний. Другой вид научного противоречия – несоответствие между различными теориями и научными концепциями. Таким образом, проблема – это «объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес» (Философский энциклопедический словарь). Сформулированная научная проблема – это область целеполагания, это задача, которую ставит себе исследователь.

Тема. Проблема должна быть раскрыта в теме исследования. Тема – это ограничитель, который ставит себе ученый. Он берет на себя обязательство в ходе исследования не выходить за определенные рамки, границы. Эти границы фиксируют содержательные, временные, концептуальные рамки исследования. Определение темы иногда называют «устаканиванием» проблемы – научная проблема объективно существует в тактике и в науке, но находится в аморфном и подвижном состоянии. Чтобы ее было удобно исследовать, проблему необходимо «накрыть методологическим стаканом» – поставить в определенный контекст рассмотрения.

Актуальность. После определения темы исследования необходимо обосновать ее актуальность, то есть потребность науки и практики в рассмотрении данного вопроса. Исследователь должен объяснить, почему он считает, что проблему нужно в настоящее время изучать, и почему он считает, что именно он сможет решить выявленную проблему. Тема актуальна, если она может заполнить выявленный пробел в современной науке или практике.

Объект. В гносеологии (теории познания) исследователь определяется как познающий субъект, соответственно часть науки или практики, с которой он имеет дело, выступает для него как объект познания. Объект представляет собой целостный феномен, явление или процесс. Действительность многообразна и бесконечна, следовательно, бесконечен и путь человеческого познания действительности. Поэтому ни один объект познания недоступен для полного и всеобъемлющего изучения, ученый должен показать аспект или часть объекта познания, подвергаемую исследованию.

Предмет. Предмет дает представление о том, в каком аспекте предлагается рассматривать объект познания, какие новые отношения, свойства или качества и функции объекта предполагается рассматривать. Предмет исследования должен быть сформулирован предельно узко, чтобы глубже проникнуть в сущность рассматриваемого явления или процесса. Предмет – это часть объекта познания, одна из его сторон и одновременно это стержневая часть исследования. Поэтому предмету исследования должна соответствовать его тема. Когда определен предмет исследования, корректировке подвергается избранная тема.

Цель. Цель исследования – это представление о его результате. В цели человек опережает действительность, он предсказывает характеристики, которыми должен обладать ожидаемый результат. Цель может быть сформулирована как выявление закономерностей, построение теоретических основ, доказательство научного предположения, разработка теоретических моделей или практических методик, либо научных критериев оценки, научное обоснование практической деятельности.

Задачи. Поставив цель исследования, ученый намечает ряд частных исследовательских задач, поступательное решение которых, по его мнению, может привести к достижению цели. Рассматривая задачи исследования, можно проникнуть в его замысел, концепцию исследования, так как именно в формулировке задач видно, как, каким образом стремится исследователь достичь результата.

Гипотеза. Гипотеза – это научное предположение, истинность которого не очевидна. Исследование стремится к тому, чтобы доказать либо опровергнуть гипотезу (отрицательный результат – тоже результат). Гипотеза представляется нам как мостик от старого знания к новому. Выдающиеся гипотезы бывают парадоксальными, они слабо вписываются в мир современных представлений об объекте познания, они всегда опережают действительность. Смелая научная гипотеза зачастую имеет куда большую ценность, чем иное фундаментальное научное исследование. Талантливый исследователь всегда работает с целой системой гипотез, которые стремится проверить. Можно сказать, что научная гипотеза – это оформившаяся мечта исследователя.

Результат, его новизна и значимость. Результат исследования – это то, чего удалось достичь автору в его ходе. Он может соответствовать поставленной цели, либо по объективным и субъективным причинам полностью или частично не соответствовать цели. В кратком виде результат исследования формулируется в нескольких, обычно 3-4 утверждениях. Эти утверждения подвергаются обоснованию и доказательству. Новизна результатов исследования – выявление из полученных основных и промежуточных результатов того, что получено впервые, чего до этого не было ни в науке, ни в практике. Соответственно уровню новизны исследования определяется его значимость. Научная значимость исследования состоит в развитии научных концепций, теорий, областей познания. Практическая значимость исследования заключается в том, как и для каких практических целей и задач можно применять его результаты. Результаты исследования могут быть представлены в различных формах: курсовых и дипломных работах, докладах и выступлениях на научных и научно-практических конференциях, научных статьях, депонируемых рукописях, научных монографиях.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.