Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международная концентрация и рассредоточение в производственной сфере.






 

Размещение производственной деятельности для участников мирового разделения труда является одним из ключевых факторов успеха. [139]

При формировании международной производственной стратегии фирма должна определиться, во-первых, с тем, в одной, нескольких или многих странах целесообразно сосредоточить свою производственную деятельность и/или стадию технологического процесса, а, во-вторых, на каких странах остановить свой выбор.

Вопрос о необходимости географической концентрации деятельности во многом зависит от специфики производственного процесса, степени зависимости от тех или иных ресурсов, зависимости и сложности уровней стадийности технологического процесса, специфики сбытовой сферы, стадии жизненного цикла индустрии и ряда других технологических и экономических факторов.

Производственная концентрация, выражающаяся в увеличении размеров предприятий или объемов производственных мощностей, которое дает наибольший экономический эффект. Концентрация производства создает благоприятные организационные условия консолидации ресурсов для быстрого освоения современных технологий, маневренного переключения на новую номенклатуру. Тем самым достигается необходимый уровень конкурентоспособности.

Принципы концентрации производства:

· приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и местам потребления готовой продукции;

· равномерное размещение производства по территории страны, региона;

· специализация хозяйства отдельных регионов с целью максимального использования эффекта разделения труда;

· решение проблемы утилизации вредных отходов и/или степени защиты экологии;

· комплексное экономическое развитие хозяйства регионов, стран.

К факторам концентрации производства многие исследователи относят:

· выгодное экономико-географическое положение;

· население и трудовые ресурсы;

· созданный производственный аппарат;

· имеющуюся на территории инфраструктуру;

· локализованные природные ресурсы (энергетические, минерально-сырьевые, биологические, водные);

· транспортный фактор;

· научно-технический потенциал;

· формы территориальной организации хозяйства;

· качество управления;

· социальный климат.

В случае концентрации т.е. сосредоточения деятельности в одной стране производится поставка уже готовых материалов в другие страны. Классической причиной для размещения производства в одной стране являются более низкие производственные затраты. Конкурентное преимущество достигается за счет эффекта масштаба, снижения издержек при выпуске нового вида продукции.

Там, где существующая практика «материалы – точно в срок» приводит к существенному снижению издержек и/или где сборочные предприятия имеют длительные договорные отношения с основными поставщиками, заводы по выпуску комплектующих изделий могут группироваться вокруг сборочных предприятий.

К инструментам концентрации производства часто относят: вертикальную интеграцию, механизмы слияний и поглощений, создание и/или преобразование различных организационно-экономических форм (концерны, финансово-промышленные группы, холдинги, стратегические альянсы и т.д.) и другие механизмы международного и корпоративного управления.

Рассредоточение [140] целесообразно, когда местные потребности различны, транспортировка, связь и хранение сильно влияют на конечную цену в сторону удорожания. Это необходимо также для улучшения маркетинга в зарубежной стране и тесного взаимодействия с покупателями, для получения актуальной информации о стране. Международные фирмы имеют весомые аргументы в пользу рассредоточения деятельности, ориентированной на покупателя, по нескольким странам. такие операции, как поставка материалов, изготовление комплектующих изделий, сборка готовой про­дукции, технологические исследования и разработка новых про­дуктов, часто могут быть оторваны от места реализации и осуществляться там, где это дешевле.

Например, компоненты могут производиться в Мексике, технические исследования проводиться во Франкфурте, разработка новой продукции и ее испытание – на атолле Феникс, а заводы по сборке располагаться в Испании, Бразилии, на Тайване или в Южной Каролине.

Необходимые средства могут быть получены в любом месте, где для этого имеются наилучшие условия. Тем не менее, низкая себестоимость – не единственное соображение для размещения. Исследовательский центр может разместиться в той стране, где имеется в достаточном количестве технически подготовленный персонал; центр по обслуживанию клиентуры или торговый центр – в стране, удобной для установления тесных связей с основными клиентами. Сборочный завод может быть размещен в стране в ответ на решение правительства о более свободном импорте компонентов, произведенных на крупных заводах, расположенных в другом месте.

Кроме того, рассредоточение производства может производиться по военно-политическим или экологическим причинам. Рассредоточению производства уделяется большое внимание во всех индустриально развитых странах мира. В США, Англии, Японии, Канаде, ФРГ, Франции и в других государствах для этого созданы специальные государственные органы и приняты соответствующие законы. [141]

В некоторых странах для ограничения промышленной концентрации наряду с административными ограничениями применяются и экономические меры: повышенные налоги на основной капитал и подоходный налог, различные штрафы, отказ от выдачи кредитов на новое строительство или реконструкцию предприятий и т. д. [142]

Рассредоточение хозяйственной деятельности является более выгодным, чем ее концентрация, по нескольким причинам. Деятельность, связанная с обслуживанием покупателя, такая как распределение продукции среди дилеров, продажа и реклама, а также послепродажное обслуживание обычно должны осуществляться в непосредственной близости к потребителю. Это означает необходимость обеспечения физической возможности осуществлять подобную деятельность на рынках всех стран, где международная фирма имеет много клиентов (кроме тех случаев, когда есть возможность быстрого обслуживания потребителей в сопредельных странах из близко расположенного центра).

Например, фирмы, которые занимаются производством оборудования для бурения нефтяных скважин и добычи угля, осуществляют свою деятельность во многих странах, обеспечивая потребности клиентов в быстром ремонте оборудования и технической помощи. Это объясняется тем, что горнопроходческое и аналогичное оборудование относится к основным фондам, которые амортизируются (окупаются через продукцию). Потребителю важно то условие, что бы данное оборудование ни простаивало. Иными словами, потребителя интересует не цена сделки, а дополнительные и сопровождаемые услуги, послепродажное обслуживание.

Крупные международные финансовые компании имеют многочисленные зарубежные филиалы для обслуживания зарубежных операций транснациональных корпораций, являющихся их клиентами. Компании, которые активно осуществляют рассредоточение своей деятельности, ориентированной на потребителя, могут получить значительное преимущество на мировых рынках над своими конкурентами, осуществляющими централизацию подобной же деятельности, за счет обслуживания клиентов. Это как раз и является одним из факторов, определяющих успех большой пятерки аудиторских фирм по сравнению с другими фирмами (фирмами второго круга). Рассредоточение деятельности также создает конкурентное преимущество в тех случаях, когда высокие транспортные расходы, отсутствие экономии на масштабах производства и торговые барьеры делают проведение операций из одного центра слишком невыгодным.

Многие международные и транснациональные компании[143] часто осуществляют рассредоточение деятельности, чтобы застраховаться от колебаний курсов обмена валют, перерывов в поставках (связанных с забастовками, техническими неполадками и задержками транспорта) и неблагоприятных политических событий. Такой риск будет наиболее вероятным в случае концентрации деятельности.

Выбор между сосредоточением и рассредоточением зависит от вида деятельности, которую выполняет фирма. При производстве грузовиков такие компании, как «Daimler-Benz» и «Volvo», осуществляют разработку новых моделей и совершенствование уже существующих в стране базирования, а сборку – в других странах. Шведская фирма «Electrolux» использует стратегию сильного рассредоточения, используя при этом прямые зарубежные инвестиции. Это вызвано необходимостью находиться как можно ближе к конечному потребителю и быстро реагировать на его изменяющиеся запросы.

Кроме определения места осуществления того или иного вида деятельности перед фирмами встает задача выбора страны. При проведении глобальной стратегии фирма может выполнять определенные операции не только в стране базирования, но и в других, более выгодных регионах. Основная причина, по которой тот или иной вид деятельности сосредоточен в определенной стране, – более низкая стоимость факторов производства. Однако уже сегодня фирмы переводят деятельность за границу и по другим причинам: помимо более дешевого сырья и рабочей силы интерес вызывают научные кадры и информационные базы. Кроме того, фирмы, заинтересованные в более прочных деловых отношениях с зарубежными партнерами, стремятся разместить филиалы в соответствующих странах.

Во многом перенос отдельных видов деятельности в другие страны зависит от политической ситуации в них. При введении квот или налогов на ввоз импортных товаров цены на продукцию фирм возрастают и делают товары неконкурентоспособными. В целях сохранения рынков сбыта фирмы переводят свою деятельность на территорию этих стран.

Например, так произошло после введения квот и других ограничений на прямой японский экспорт автомобилей и радиоэлектронику со стороны американцев в японо-американской торговой войне в 70 годы прошлого века.

Опираясь на модель национального ромба, представленного на рисунке 5.1. Майкл Портер сформулировал перечень вопросов, позволяющих выбрать страну базирования наилучшим образом.

Рассмотрение территориальной конкуренции на уровне государства, нации увязывается М. Портером[144] со способностью промышленности страны вводить новшества и модернизироваться.

Существуют очень сильные различия в структуре конкурентоспособности для каждой страны, поскольку ни одно государство не может быть конкурентоспособным во всем. В конечном итоге страны достигают успеха в определенных отраслях и сферах в связи с тем, что их внутренние условия оказываются в соответствующих случаях наиболее благоприятными, динамичными и перспективными.

Обеспечение конкурентоспособности конкретных стран осуществляются, по мнению М. Портера, на основе так называемого «правила ромба» (рис. 5.2.), т. е. создания четырех основных предпосылок, которые государство старается поддерживать для своей экономики:

1. Условия для факторов. Позиция страны в факторах производства, таких как наличие квалифицированной рабочей силы или инфраструктуры, необходимых для ведения конкурентной борьбы в данной отрасли. Например, эффективная система государственного образования, дороги, электросети и т.д.

2. Состояние спроса. Характер и объем спроса на внутреннем рынке для своего продукта или услуг. Например, формирование платежеспособного спроса на новое жилье или страхование.

3. Родственные и поддерживающие отрасли. Наличие или отсутствие в данной стране отраслей-поставщиков или других сопутствующих отраслей, конкурентоспособных на международном уровне. Например, современные управляющие системы или двигатели для самолетов в России.

4. Устойчивая стратегия, структура и соперничество. Существующие в стране условия создания, организации и управления компаниями, а также характер внутренней конкуренции. Например, сильная правовая защита собственности и акционеров.

Эти элементы тесно взаимосвязаны, причем действие одной из составляющих часто зависит от состояния трех остальных.

  Условия для факторов
  Состояние спроса
Устойчивая стратегия, структура и соперничество
Родственные и поддерживающие отрасли
Рисунок 5.2. Детерминанты конкурентных преимуществ страны

Существуют некоторые простые, основополагающие принципы, которым должны следовать правительства для оказания адекватного позитивного воздействия на конкурентоспособность страны: необходимо поощрять изменения, способствовать внутренней конкуренции, стимулировать инновации.

В блоке «стратегия фирм, их структура и соперничество» наиболее существенны ответы на следующие вопросы:

· Соответствуют ли стиль менеджмента и преобладающие типы организационных структур в стране потребностям отрасли?

· Какие виды стратегии основаны на принятых в стране организационных нормах?

· Привлекает ли отрасль в данной стране наиболее талантливых людей?

· Соответствуют ли цели инвесторов потребностям увеличения конкурен­тоспособности отрасли?

· Имеются ли у фирмы достойные конкуренты на внутреннем рынке?

Блок «параметры факторов производства» требует прояснения таких условий:

· Располагает ли страна особенно развитыми или наиболее подходящими факторами производства? Если да, то в каких сегментах, и для каких конкурентных стратегий они наиболее пригодны?

· Располагает ли страна лучшими, чем за рубежом, механизмами создания факторов для данной отрасли (специальные исследовательские программы, выдающиеся учебные заведения и т. п.)?

· Отражает ли невыгодное положение с отобранными факторами производства ситуацию, сложившуюся в международном масштабе?

· Специфика спроса в данной стране также может способствовать или препятствовать реализации глобальной стратегии.

В блоке «параметры спроса» надо учесть:

· Являются ли покупатели продукции в данной стране наиболее разборчивыми и требовательными? Если да, то в каких сегментах рынка?

· Существуют ли в стране необычные потребности в продукции данной отрасли, которые, однако, могут быть легко инициированы и в других местах?

· Предвосхищают ли потребности покупателей в данной стране потребности покупателей в других странах?

· Являются ли каналы распределения и сбыта в стране достаточно высокоразвитыми и предвосхищают ли они мировые тенденции?

Анализ родственных и смежных отраслей должен дать ответы на такие вопросы:

· Имеет ли данная страна снабжающие отрасли мирового уровня? Если да, то для каких сегментов отрасли?

· Имеет ли страна сильные позиции в важных смежных отраслях?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.