Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек в мире экономики






Человек – основной субъект экономических отношений. Однако человек – существо биосоциальное, т.е. с одной стороны биологическое (непрерывно воспроизводящееся: рождение, развитие, старение, смерть), а с другой – социальное, т.е. общественное.
Экономическую теорию интересует в большей степени социальная сущность человека. В этом смысле человек – воплощение общественных отношений. Он может существовать лишь будучи включенным в общественную связь (отношения) с другими людьми. Это самые разнообразные отношения: семейные, любовные, религиозные, юридические, политические, экономические, национальные и др.
Из всей системы отношений основными являются экономические, т.к. они определяют тип социально-экономической системы, в условиях которой живет человек.
Экономические отношения связаны с его хозяйственной деятельностью по производству, распределению, обмену и потреблению. Поэтому человек, как социальное существо является одновременно и производителем и потребителем благ и услуг.
Как производитель благ человек является основным элементов производительных сил, основной движущей силой НТП, особенно теперь, когда с созданием компьютера и развитием информационных технологий началась эпоха новой экономики ХХI века, для которой характерно развитие науки, информации, инновации, что предопределяет появление нового типа человека и возможности построения новой его модели.
Основные черты нового типа человека:

  1. его интеллектуальность;
  2. инновационность (способность ввести в экономику новшества);
  3. способность к партнерству (все участвуют как равные компаньоны во всех сферах).

2. История развития экономической теории

 

Экономическая теория развивалась в поисках ответа на проблемы, поставленные хозяйственной практикой. И хотя экономическая наука это продукт нового времени, она складывалась веками. Еще в сочинения Аристотеля и Платона можно увидеть различные варианты теоритического осмысления экономического бытия.

Но первой экономической школой считают Меркантилизм – новая школа. Концепция, которая видела основу национального процветания в накоплении благородных металлов. Изначально считали что нужно добиться большего количества в стране золота и серебра. Представителем является Томас Манн. Меркантилизм долго был основной политикой многих стран.

Следом идет Классическая политическая экономика – возникла и развивалась в XVII - XVIII вв. Родоначальниками этой теоретической школы были Вильям Петти (1623-1687 гг.), Адам Смит (1723-1790 гг.) и Давид Рикардо (1772-1823 гг.). Они внесли выдающийся вклад в углубленное исследование капиталистической экономики, создали свое учение о росте национального богатства. Впервые идею о том, что труд является важнейшим источником богатства высказал В. Петти. Ему принадлежит знаменитая формула: природа - мать, труд - отец богатства. Наибольший вклад в классическое направление теории внес А.Смит, превративший политическую экономию в научную систему, после чего она стали преподаваться в высших учебных заведениях В главном труде - " Исследование о природе и причинах богатства народов (1776 г.) - он обосновал " естественный порядок" в экономической жизни. Устоями этого порядка были признаны господство частной собственности, свободная конкуренция и свободная торговля, невмешательство государства в хозяйственную деятельность.

Школа физиократ (18 век, Франция). Франсуа Кене, Ан Тюрго. Физиократы были не согласны с концепциями меркантилистов. Для них особую роль играет земля. Земля способна приносить доход, превышающий первоначальные затраты. Земледелец собирает хлеба больше, чем он посеял зерен. Поэтому только в земледелии, только в этой специфической отрасли существует «чистый продукт». В других сферах народного хозяйства чистый продукт не создается. Ремесленник лишь меняет форму продукта, производимого в сельском хозяйстве. То, что физиократы называли «чистым продуктом», позже получило название «рента». В соответствии с концепцией чистого продукта физиократы дели­ли все общество на производительный класс (земледельцы), непроизводительные классы (ремесленники, торговцы, чиновники) и класс собственников.
Марксизм – Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Они разработали периодизацию развития общества, теорию капитала, его воспроизводства и накопления, прибавочную стоимость и распределение. Экономическая наука признательна Марксу за глубокие исследования причин экономических кризисов, противоречий товарного производства, эволюцию формы стоимости, социальных проблем рыночной экономики.

Неоклассическое направление –Альфред Маршал. Трактовал что все экономические законы – общие законы, относящиеся к тем областям поведения человека, которые можно измерить денежной массой. Свои экономические воззрения Маршалл отразил в книге «Принципы экономики». Он Ввел понятие равновесной цены и предложил график рыночного равновесия. Так же он исследовал мнополию.

Кейнсианство – Джон Мейнар Кейнс. Двигателм экономики по мнению Кейнса является не предложение, а спрос. Именно он выступает решающим фактором развития производства и предложения. Чтобы преодолеть кризис предлагал государству наращивать производство и сократить безработицу. Для повышения совокупного спроса Кейнс рекомендовал использовать налогово-бюджетную и кредитно-денежную политику государства.

Монетаризм – Дэвид Юнг, Милтон Фридмен. макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Одно из главных направлений неоклассической экономической мысли. Согласно взглядам монетаристов спрос на деньги имеет тенденцию к росту, и чтобы обеспечить соответствие между спросом на деньги и их предложением необходимо проводить курс на постепенное увеличение денег в обращении. Свободный рынок сам отрегулирует все пропорции в экономике.

 

3. Экономические потребности и блага

Материальные потребности можно назвать экономическими потребностями. Они выражаются в том, что мы хотим различных экономических благ. В свою очередь, экономические блага - это материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворять экономические потребности. Экономические потребности — одна из основополагающих категорий в экономической теории.

На заре человечества люди удовлетворяли экономические потребности за счет готовых благ природы. В дальнейшем абсолютное большинство потребностей стало удовлетворяться за счет производства благ. В рыночной экономике, где экономические блага продаются и покупаются, их называют товарами и услугами (часто просто товарами, продуктами, продукцией).

Человечество устроено так, что его экономические потребности обычно превышают возможности производства благ. Говорят даже о законе (принципе) возвышения потребностей, который означает, что потребности растут быстрее производства благ. Во многом это происходит потому, что по мере удовлетворения одних потребностей у нас тут же возникают другие.

4. Факторы производства

Факторы производства — это основные элементы производст­венного процесса, которые, во-первых, принимают прямое и непо­средственное участие в нем, во-вторых, использование (участие) в процессе производства обусловливает их частичный износ или пол­ное потребление, в-третьих, стоимость изношенной (использован­ной) их части учитывается в затратах на производство и переносит­ся на стоимость готовой продукции, после реализации которой в виде стоимостной компенсации возвращается собственнику того или иного фактора производства.

Основоположники различных экономических теорий отдавали предпочтение тому или иному фактору производства. Так, К. Маркс (1818—1883), признавая объективную необходимость сочетания всех трех названных факторов, отдавал предпочтение живому труду. Другие экономисты, например Дж. Б. Кларк (1847—1938), призна­вали только два фактора: труд и капитал, а Э. Бём-Баверк (1851— 1914) — природу и капитал. Представители современной экономи­ческой теории, признавая выше названные факторы производства основными, предлагают расширить перечень этих факторов, вклю­чив в их число технологию, организацию производства, информа­цию, предпринимательские способности и др. Наибольшее призна­ние получила современная позиция, согласно которой в состав ос­новных факторов производства включаются труд, капитал, земля и предпринимательские способности. При этом выше перечисленные факторы трактуются следующим образом:

• «труд» понимается как затраты физических и умственных усилий людей в процессе производства продукции;

• «капитал» — это совокупность денежных средств (инвестационный ресурс) и средств производства, которые в свою очередь подразделяются на средства труда (здания, сооружения, производственное оборудование, т.е. основные производственные фонды) и предметы труда (сырье, материалы, топливо, энергия, т.е. оборотные средства);

• «предпринимательские способности» трактуются, как уме­ние людей соединять все факторы производства для созда­ния товаров с наиболее высоким уровнем эффективности и принимать основные решения по успешному ведению про­изводственного процесса в условиях риска.

5. Собственность и её виды

Собственность – это сложная совокупность хозяйственных связей. Она включает три вида основных имущественных отношений, которые позволяют выяснить следующие вопросы:

1. Кто (какие участники хозяйственной деятельности) присваивает факторы и результаты производства?

2. Как складываются экономические отношения, связанные с использованием имущества?

3. Кому достаются доходы от хозяйственной деятельности?

Поэтому совокупность экономических отношений собственности включает следующие составные части: а) присвоение факторов и результатов производства, б) хозяйственное использование имущества, в) получение дохода от собственности.

Присвоение – экономическая связь между участниками хозяйственной деятельности, которая устанавливает их отношение к вещам, как к своим. А именно – определяется, кто может и кто не должен претендовать на определенное имущество.

Противоположными присвоению являются отношения отчуждения. Они возникают, если какая-то часть общества захватывает все средства производства, оставляя других людей без источников существования, или когда продукты, созданные одними лицами, присваивают другие. Такими были взаимоотношения между рабовладельцами и рабами в Древней Греции и Древнем Риме.

Нередко собственник средств производства сам не занимается созидательной деятельностью, а предоставляет возможность другим лицам использовать его собственность на определенных условиях. Тогда между собственником и пользователем возникают отношения хозяйственного использования имущества.

Примером отношений использования чужой собственности служит аренда – договор о предоставлении имущества какого-то человека во временное пользование другому лицу за определенную плату. Подобная картина наблюдается и при концессии – договоре, по которому государство сдает частным лицам, иностранным фирмам промышленные предприятия или участки земли на определенный срок.

Когда в работе на предприятии участвует много людей, между ними возникают отношения, связанные с получением дохода. В этом случае вся сумма дохода от производственной деятельности по установленным размерам достается каждому лицу.

6. Эффективность как экономическая категория

Целью деятельности любого промышленного предприятия является выпуск определенной продукции (выполнение работ, оказание услуг) установленного объема и качества, в определенные сроки. Но при установлении масштабов производства следует исходить не только из народнохозяйственных и индивидуальных потребностей в данной продукции, но и в необходимости учитывать достижение максимального уровня ее эффективности. Поэтому оценивать качество работы промышленного предприятия следует, прежде всего, посредством определения экономической эффективности производимой продукции.

Высокая эффективность производства является необходимой и решающей предпосылкой систематического расширенного воспроизводства.

Эффективность производства относится к числу ключевых категорий рыночной экономики, которая непосредственно связана с достижением конечной цели развития производства в целом и каждого предприятия в отдельности.

Повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия - одна из центральных проблем экономики. Для успешного решения многообразных экономических и социальных задач нет другого пути, кроме резкого повышения эффективности всего общественного производства. Процесс формирования результатов и эффективности производства (производительности системы) показан на рисунке 1.1.

Результативность производства как самый важный компонент для определения его эффективности не стоит истолковывать однозначно. Необходимо различать:

· конечный результат процесса производства;

· конечный народнохозяйственный результат работы предприятия или другой интеграционной структуры как первичного автономного звена экономики.

Рисунок 1.1 - Принципиальная схема формирования результатов и эффективности производительности производственно-экономической системы

Первый отражает материализованный результат процесса производства, что измеряется объемом продукции в натуральной и стоимостной формах.

Второй - включает не только количество изготовленной продукции, а также ее потребительскую стоимость. Конечным результатом процесса производства (производственно-хозяйственной деятельности предприятия) за определенный период времени является чистая продукция, то есть вновь созданная стоимость, а финансовым результатом коммерческой деятельности прибыль (прибыльность).

Сущность эффективности производственно-хозяйственной деятельности трактуется большинством экономистов как достижение максимальных результатов в интересах общества при минимально возможных затратах. Поэтому определение этого показателя должно базироваться на сопоставлении результата производства с совокупными затратами живого и прошлого труда, обусловившими данный результат.

Производство продукции невозможно без затрат овеществленного и живого труда. Всегда и везде, в любой сфере хозяйства, для производства продукции необходимы как единовременные, так и текущие затраты. При этом величина затрат зависит от множества обстоятельств и факторов. Каждый вид продукции может быть произведен из различных видов сырья и материалов, с помощью различных технических средств, на предприятиях, различающихся по размерам, профилю, структуре, при различных формах организации труда и производства.

Очевидно, что при выборе путей и способов удовлетворения потребностей в необходимой продукции - народнохозяйственных и индивидуальных - следует исходить из наименьших затрат общественного труда на ее производство, т.е. добиваться, чтобы эти затраты производились с наибольшей экономической эффективностью.

Особая значимость проблемы эффективности производства предопределяет необходимость правильно учитывать и анализировать уровень и масштабы эффективности всех средств и элементов производства. Определение эффективности требует применения методов количественного анализа и измерения, что предполагает установление критерия экономической эффективности.

Критерий - это главный отличительный признак и определенная мера достоверности познания сути эффективности производства (деятельности), соответственно которому осуществляется количественная оценка уровня этой эффективности: правильно сформулированный критерий может наиболее полно характеризовать суть эффективности как экономической категории и быть единственным для всех звеньев общественного производства или хозяйственной деятельности.

Экономическая эффективность в конечном итоге выражается в повышении производительности труда. Следовательно, уровень производительности труда является критерием экономической эффективности производства. Чем выше производительность труда и, следовательно, ниже издержки производства, тем выше экономическая эффективность затрат труда.

7. Три основных вопроса экономической теории

Отражением проблемы выбора из-за ограниченности ресурсов является постановка трех основных вопросов экономики: «Что?», «Как?», «Для кого?».

Для того, чтобы решить главную проблему экономики -- распределение редких ресурсов, каждая экономическая система по-своему отвечает на три следующих вопроса.

Какие из возможных товаров и услуг должны производиться в данной экономической системе и в определенный период времени?

При какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товары и услуги?

Кто будет покупать выбранные товары и услуги, оплачивать их, извлекая при этом пользу? Как должен быть распределен валовой доход общества от производства данных товаров и услуг?

8. Смысл экономики

Экономика — емкое и многоплановое понятие, разные люди вкладывают в него различное содержание. Раскрыв любой словарь, как энциклопедический, так и экономический, можно встретить множество его трактовок. Для кого-то экономика — хозяйственная деятельность людей, для кого-то — домашнее или национальное хозяйство. Можно говорить об экономике отрас­ли, экономике предприятия, экономике страны. В широком смысле экономика — система жизнеобеспечения страны, решающая задачи производства, распределения и потребления различных благ и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей как отдельного человека, так и фирмы и государства. Человечество может существовать и развиваться лишь благодаря непрерывному возобновлению и повторению производственных процессов. Поэтому экономика — фундамент всякого общества. Экономика возникает вместе с человеком, существует вместе с человеком и во имя человека


 

9. Сущность рынка. Виды рынка

Сущность рынка представляет собой механизм взаимодействия потребителей, которые предъявляют спрос на товар, и продавцов, которые формируют предложение данного товара. Сами продукты при этом являются объектами рынка. Понятие товара не ограничивается только материальными вещами. Это могут быть услуги, ресурсы, валюта, ценные бумаги, государственные льготы и т.д. Чтобы выстроить адекватные взаимосвязи, участники рынка нуждаются в информации о предложении и спросе на данный товар. Сущность рынка состоят также в передаче этой информации – как правило, в виде цен. Количество поступающих товаров и услуг, размер дохода покупателей, возрастание их потребностей формируют спрос и предложение, которое обеспечивает беспрерывное функционирование рынка.

Виды Рынка

Познание рынка как экономической категории невозможно без глубокого анализа его структуры, то есть элементов, из которых он складывается, и которые взаимодействуют между собою. Для этого следует избрать критерий, за которым можно разграничить элементы рынка. Таких критериев может быть несколько, поскольку рынок есть сложным и разнообразным образованием экономической жизни.

Классификацию рынков можно провести по следующим признакам:

а) по географическому фактору. Можно говорить о рынке внутреннем, когда отношения обмена осуществляются контрагентом на территории своей страны, и внешнем, когда он действует на территории другого государства. В свою очередь, внутренний рынок можно подразделить на ряд региональных рынков;

б) по объектам купли-продажи.

В целом рынки можно классифицировать следующим образом:

рынки потребительских товаров и услуг:

— рынок продовольственных товаров;

— рынок непродовольственных товаров;

— рынок услуг;

рынки факторов производства:

— рынок рабочей силы (рынок труда);

— рынок средств производства;

— рынок сырья; рынки недвижимости:

— рынок жилья;

— рынок земли; финансовый рынок:

— фондовый рынок;

— денежный рынок;

— фьючерсный рынок или рынок срочных контрактов; информационный рынок;

— рынок духовно-интеллектуального продукта.

10. Закон спроса. Эластичность спроса

Закон спроса – это обратная зависимость между ценой и величиной спроса.

Аргументируем закон спроса.

1. Рыночные исследования позволяют доказать закон спроса эмпирически. Изучение рыночных тенденций свидетельствуют, что потребители покупают товар в большем количестве при понижении цены и в меньшем - при повышении цены.

2. Принцип убывающей предельной полезности. Данный принцип, известный нам из теории потребительского выбора, заставляет производителей идти на снижение цены с целью увеличения объемов реализации.

3. Эффект дохода. При снижении цены товара возможно приобрести большее количество данного товара. Покупательная способность в данном случае увеличивается несмотря на отсутствие повышения заработной платы.

4. Эффект замещения. При снижении цены, товар становится дешевле относительно других товаров. Потребители подобных товаров, производимых другими предприятиями, могут переключиться на подешевевший товар.

Однако, несмотря на достаточно убедительную аргументацию, закон спроса может и не действовать. Закон спроса не действует в следующих условиях.

1. Ажиотажный спрос. Ажиотажный спрос проявляется в условиях инфляции или дефицита товара. Однако возможна и обратная ситуация. Ее характеризовал Артур Пигу (1877-1959). В экономической литературе она получила название эффекта реальных кассовых остатков или эффекта Пигу. Ее суть заключается в том, что скачок цен может не вызвать увеличения спроса. Покупатели предполагают, что скачок цен представляет собой кратковременное явление и вскоре последует снижение цен. Исходя из этого, потребители откладывают покупки на будущее.

2. Редкость товара. Существуют товары, которые покупаются вне зависимости от изменения цен. Эти товары привлекают потребителя в силу их редкости. Это раритеты.

3. Эффект дохода. Повышение дохода дает возможность не только увеличить потребление количественно, но и качественно. Это означает, что потребитель переходит на употребление более дорогих продуктов питания и одежды.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.