Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы МЭИ (по субъектам, инициирующим МЭИ)






Интеграция сверху – МЭИ, которая начинается по инициативе государственных органов власти, региональных комиссий ООН или других международных организаций

Интеграция снизу – МЭИ, которая инициируется микроэкономическими субъектами (предприятия, фирмы, компании, ТНК, МНК, ТНБ, НКУ и др.)

Формы МЭИ (по охватываемой территории): региональная, субрегиональная, межрегиональная, глобальная

Последствия (эффекты) интеграции:

Положительные статические эффекты интеграции (проявляются сразу после начала МЭИ):

Эффект создания торговли - расширение импорта страны-участницы ТС из других стран-участниц за счет снятия барьеров во взаимной торговле

Эффект сокращения торговых издержек - сокращение издержек торговли за счет унификации и гармонизации политики и законодательства

Эффект улучшения условий торговли - увеличение способности стран-участниц МЭИ перераспределять мировое благосостояние в свою пользу через улучшение своих условий торговли с третьими странами

Эффект содействия конкуренции - уменьшение монополизированности рынков и усиление конкуренции на территории МЭИ; создания инвестиций - замещение товарного импорта из третьих стран прямыми инвестициями на территорию МЭИ вследствие сохранения торговых барьеров с ними

Эффект потребления - Предполагает, что снятие барьеров во взаимной торговле приводит к росту потребляемого импорта из стран ТС по более низким ценам

Положительные динамические эффекты интеграции (проявляются на более поздних этапах):

Эффект пространственного распределения и структурных изменений – более эффективное распределение экономической деятельности по территории интеграции

Эффект экономии на масштабе производства – снижение средних издержек в результате роста масштабов производства на территории интеграции

Эффект накопления – снижение риска капиталовложений, улучшение инвестиционного климата, рост доходности капитала, приток капитала на территории МЭИ

Эффект экономического роста – приращение темпов роста ВВП за счет ускорения технического прогресса

Эффект конвергенции - синхронизация циклов экономического развития стран, выравнивание динамики их макроэкономических показателей

Эффект домино - получение дополнительных выгод странами-участницами МЭИ за счет подключения новых стран к системе интеграции

Отрицательные эффекты интеграции:

Эффект отклонения торговли - уменьшение импорта в страну ТС из третьих стран и переориентация его на импорт из ТС, производимых менее эффективно, чем в третьих странах

Эффект уменьшения доходов государственного бюджета – предполагает их сокращение вследствие снятия таможенных барьеров (t) во взаимной торговле стран ТС

Эффект структурной перестройки – издержки стран-участниц, связанные с кризисом их неэффективных в условиях конкуренци институтов и субъектов

Эффект увеличения негативной взаимозависимости – издержки стран-участниц вследствие возникновения кризисной ситуации в одной из стран-участниц

Эффект утраты экономического суверенитета – снижение степени автономности воспроизводства стран-участниц МЭИ, уменьшение свободы принятия хозяйственных решений и присвоения их результатов

Эффект увеличения издержек согласования экономических решений – рост издержек, связанных с гармонизацией и унификацией экономической политики

Эффект увеличения издержек, связанных с движением капитала внутри региона и притоком капитала из третьих стран – увеличение конкуренции местным инвесторам, давление на экономическую политику со стороны иностранных инвесторов, отток прибыли, сокрытие налогов и т.д.

Эффект отклонения инвестиций – сокращение объема ПИИ и рост объема репатриации зарубежных доходов в страны базирования ТНК, т.к. в результате МЭИ более эффективной становится внутрирегиональная беспошлинная торговля

Эффект дивергенции - усиление экономического неравенства стран-участниц и их регионов вследствие неравномерного распределения выгод и издержек МЭИ

 

29. Интеграция в Западной Европе. Европейский Союз (ЕС): эволюция, механизм функционирования, условия вступления, расширение в современных условиях.

Интеграция в Западной Европе

· Совет государств Балтийского моря (Латвия, Германия, Литва, Эстония, Польша, Норвегия, Россия, Исландия)

· Бенилюкс (Люксембург, Нидерланды, Бельгия)

· Совет Баренцева / Евроарктического региона (Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия, Россия, Исландия)

· Европейская ассоциация свободной торговли (Австрия, Кипр, Чехия, Франция, Греция, Венгрия, Ирландия, Швейцария, Бельгия, Германия, Эстония, Польша, Дания, Финляндия, Норвегия, Россия, Исландия)

· Европейский союз (Франция, Германия, Люксембург, Бельгия, Италия, Нидерланды, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Португалия, Испания, Австрия, Швеция, Финляндия, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Польша, Латвия, Литва, Эстония, Кипр, Мальта, Болгария, Румыния)

Европейский союз (ЕС) - региональная интеграционная организация 27-ти европейских государств, возникшая в 1993 г. на основе Маастрихтского договора (1992 г.) как правопреемница Европейского экономического сообщества (1957г.) и прошедшая путь от зоны свободной торговли (1958-1967 гг.) до экономического и валютного союза (с 1993г. - по н.в.).

Направления эволюции интеграции в Западной Европе:

1) Расширение присоединение новых стран-членов

Основоположники Европейского экономического сообщества (1958): Франция, Германия, Италия, Бельгия, Люксембург, Нидерланды (6)

Этапы расширения интеграции в Западной Европе

1973 г.: Великобритания, Дания и Ирландия (+3)

1981 г.: Греция (+1)

1986 г.: Португалия и Испания (+2)

1995 г.: Австрия, Финляндия и Швеция (+3)

2004 г.: Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Польша, Латвия, Литва, Эстония, Кипр, Мальта (+10)

2007 г.: Болгария, Румыния (+2)

Страны-кандидаты: Хорватия, Турция, Македония

Потенциальные кандидаты: Албания, Черногория, Босния и Герцеговина, Сербия

Программа по подготовке к вступлению – ИПА:

заменила пять инструментов по вступлению:

-Программа помощи реструктуризации экономики Венгрии и Польши (PHARE)

-Программа структурной политики и подготовки к вступлению (ISPA)

-Программа сельскохозяйственного и сельского развития (SAPARD)

-Национальная программа подготовки вступления и финансовой помощи Турции

-Программа технической помощи, реструктуризации, развития и стабилизации для Западных Балкан (CARDS)

направлена на:

-помощь в трансформации экономики и создании институтов

-развитие трансграничного сотрудничества

-развитие регионов, человеческих ресурсов и сельской местности

-в 2007-2013 гг. планируется выделить 11 468 млрд. евро

 

2) Углубление интеграции происходит путем:

-дифференциации сфер экономики, вовлекаемых в процесс интеграции

валютная сфера (1950)

угольная и сталелитейная промышленность (1951)

атомная энергетика (1957)

АПК (1962)

экология (1972)

НИОКР (1974)

социальная сфера (1988)

промышленность (1988)

транспорт (1992)

макроэкономическая политика (1992)

правосудие, безопасность, оборона (1992)

- эволюции форм (этапов) интеграции

Зона свободной торговли – Римские договора о ЕЭС и Евратоме от 1957 г. (1958-1967)

Таможенный союз - Римские договора о ЕЭС и о Евратоме от 1957 г. (1968-1976)

Общий рынок - “Белая книга” и Единый европейский акт от 1985 г. (1985-1992)

Экономический, валютный и политический союз - Маастрихтский договор от 1992 г., Амстердамский договор от 1997 г., Ниццкий договор от 2001 г. (с 1993 - н.в.).

- эволюции институтов интеграции от межгосударственных к наднациональным институтам; усложнение структуры и функций институтов по мере развития интеграции

Условия вступления в ЕС

Маастрихтский договор, 1992 г., ст. 49: членом ЕС может стать европейская страна, соблюдающая принципы свободы, демократии, законности и фундаментальные права и свободы человека

Заседания Европейского Совета в Копенгагене (1993 г.) и Мадриде (1995 г.):

-в политике - стабильные институты, гарантирующие демократию, соблюдение законности, прав человека, уважение и защиту прав меньшинств;

-в экономике - функционирующая рыночная экономика и наличие возможностей противостоять конкуренции и рыночным силам в рамках ЕС;

-способность брать на себя обязательства, связанные с участием в ЕС, включая вступление в политический, экономический и валютный союз;

-наличие государственных институтов, способных применять правовые нормы ЕС

-способность ЕС принять новые страны-участницы

Механизм функционирования ЕС

Институты ЕС (межгосударственные и наднациональные): занято около 32000 чел.

220 тыс. евро из бюджета ЕС в год на 1 чел.

Единая политика ЕС:

1. Внешняя политика и политика безопасности

2. Политика внутренних дел и правосудия

3. Экономическая политика (бюджетная, транспортная, региональная, экологическая, энергетическая, развития, научно-техническая, сельскохозяйственная, внешнеторговая и таможенная, валютная и денежно-кредитная, налоговая, конкурентная, инновационная, промышленная, социальная, соседства)

К наднациональным органам ЕС относятся следующие институты:

Европейский Парламент – законодательный орган, который избирается прямым голосованием граждан ЕС, осуществляет консультации и контроль, утверждает бюджет, участвует в обсуждении проектов законодательных актов и утверждает состав Комиссии ЕС;

Комиссия ЕС – исполнительный орган трех сообществ - ЕОУС, ЕС и Евратома, который состоит из назначаемых правительствами независимых чиновников высшего ранга - комиссаров, ответственных за конкретные направления деятельности, обладающий финансовой автономией и широкими полномочиями, а именно: выступление с законодательными инициативами, контроль за соблюдением правовых норм ЕС, применение санкций в случае их нарушения, осуществление текущей конкурентной, региональной, сельскохозяйственной, социальной, транспортной, научно-технической и других направлений единой политики ЕС;

Суд ЕС – высший судебный орган, который обеспечивает трактовку норм ЕС; способствует формированию системы права и единого правового пространства ЕС; разрешает споры между странами-участницами, странами-участницами и ЕС, институтами ЕС; с 1993 г. дает заключения по международным соглашениям ЕС; имеет право налагать штрафы на государства-члены, если те не выполняют его постановлений; с 1989 г. рассматривает дела по искам физических и юридических лиц государств-членов; не рассматривает вопросы, относящиеся к уголовному праву, общей внешней политике, политике безопасности;

Палата аудиторов – наднациональный орган, включающий одного представителя от каждого государства-члена, который создан для контроля за своевременностью и полнотой поступлений в бюджет ЕС и правильным их расходованием;

Экономический и социальный комитет – орган, состоящий из назначаемых Советом Министров ЕС представителей, консультирующий Совет Министров и Комиссию ЕС по вопросам социально-экономической политики, который представляет различные сферы экономики и социальные группы (работодатели, лица наемного труда и свободных профессий, занятые в промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг);

Комитет регионов - орган, который обеспечивает представительство региональных и местных администраций в работе ЕС и консультирует по вопросам регионального развития.

К межгосударственным органам ЕС относят:

Совет Министров ЕС – законодательный орган, не обладающий правом законодательной инициативы, принимающий решения по конкретным вопросам в рамках компетенции министров, осуществляющий общее руководство бюджетом (совместно с Парламентом) и издающий законодательные акты (регламенты, обязательные для стран-участниц и включаемые в их национальное законодательство, и директивы, тоже обязательные для них, но лишь по содержанию, а не по методам реализации);

Европейский совет – орган, состоящий из руководителей государств-членов с участием председателя Комиссии ЕС и министров иностранных дел, который заседает 4 раза в год, принимает стратегические решения по развитию ЕС и является высшей инстанцией, к которой апеллируют Комиссия и Совет министров ЕС в сложных ситуациях.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.