Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Торгуемые товары






-Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство и рыболовство (их продукция).

-Продукция добывающей промышленности.

-Продукция обрабатывающей промышленности.

Также деляться на

1.экспортируемые:

-товары реального экспорта

-субституты экспорта - те отечественные товары, которые в данный момент продаются на внутреннем рынке, но в определенной ситуации могут быть реализованы и за рубежом)

2. импортируемые:

- товары реального импорта

-субституты импорта - те отечественные товары, которыми в случае необходимости можно заменить иностранные товары

Неторгуемые товары:

-Коммунальные услуги и строительство.

-Оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы.

-Транспортировка, хранение и связь и финансовое посредничество.

-Оборона и обязательные социальные услуги.

-Образование, здравоохранение и общественные работы.

-Прочие коммунальные, социальные и личные услуги.

Характеристика международной торговли

Для характеристики международной торговли применяется ряд показателей:

-стоимостной и физический объем мирового товарооборота;

-общая, товарная и географическая (пространственная) структура;

-уровень специализации и индустриализации экспорта;

-коэффициенты эластичности МТ, экспорта и импорта, условия торговли;

-внешнеторговая, экспортная и импортная квоты;

-торговый баланс.

 

9. Международная торговля услугами: сущность, виды, классификация услуг.

Услуга - деятельность, которая не воплощается в материальном продукте, а всегда проявляется в некотором полезном эффекте, который получает ее потребитель.

Особенности услуг:

· неосязаемость и невидимость

· невещественность, нематериальность

· невозможность хранения

· отсутствие до момента сделки

· неразрывность производства и потребления во времени даже при вовлечении посредников

· неоднородность или изменчивость качества

Виды торговли услугами (по способам поставки и предоставления):

· трансграничная торговля - через трансграничные потоки, когда ни продавец, ни покупатель физически не пересекают границу (41%);

· потребление за рубежом - через движение покупателя в страну продавца (20%, туризм, лечение, образование за рубежом);

· перемещение физических лиц - движение продавца в страну покупателя (1%);

· коммерческое присутствие - через движение коммерческой организации по оказанию услуг в страну покупателя, что связано с ПИИ (38%).

Классификация услуг по ВТО (160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов):

1. Деловые услуги - 46 видов

2. Услуги связи (коммуникационные) - 25 видов

3. Строительные и инжиниринговые услуги - 5 видов

4. Дистрибьюторские (распределительные) услуги - 5 видов

5. Образовательные услуги - 5 видов

6. Услуги по охране окружающей среды - 4 вида

7. Финансовые услуги - 17 видов

8. Услуги по охране здоровья и социальные услуги - 4 вида

9. Туризм и относящиеся к путешествиям услуги - 4 вида

10. Рекреационные, культурные и спортивные услуги - 5 видов

11. Транспортные услуги - 33 вида

12. Прочие услуги

Классификация услуг по МВФ

1. Транспорт (пассажирский и грузовой)

2. Поездки (деловые и личные или командировки и туризм)

3. Связь, телекоммуникации

4. Строительство

5. Страхование

6. Финансовые услуги (банковские, лизинговые, брокерские, клиринговые…)

7. Компьютерные и информационные услуги

8. Роялти и лицензионные платежи (пользование правами собственности на торговую марку, патент и использование оригиналов или прототипов (фильмов, рукописей) на основе лицензии)

9. Другие деловые услуги: 1) профессиональные (юридические, бухгалтерские, инжиниринговые, медицинские и т.д. 2) исследовательские 3) прочие (рекламные, маркетинговые, консалтинговые, управленческие, издательские и т.д.).

10. Личные, культурные, рекреационные услуги (аудивизуальные, выставки, спортивные мероприятия, отдых и восстановление здоровья на природе)

11. Правительственные услуги (поставка товаров в посольства, консульства, представительства международных организаций)

Классификация услуг по отношению к международному движению факторов производства

· факторные – возникающие в связи с международным движением факторов производства

· нефакторные – остальные услуги

 

10. Мировой рынок объектов интеллектуальной собственности (технологий, знаний, информации): структура, особенности.

Структура мирового рынка объектов интеллектуальной собственности (ОИС)

1. рынок продукции, содержащей ОИС:

- высокотехнологичные товары,

- материальные носители для информации, являющейся объектом авторского права, промышленной собственности, коммерческой тайны или смежных прав

2. рынок работ и услуг по разработке ОИС, и консультированию

3. рынок непосредственно прав на ОИС (рынок технологий), где осуществляется их передача в виде патентов, лицензий, проектов и документации

Структура рынка технологий (по степени правовой защищенности ОИС)

1. Купля-продажа права (лицензии) на использование защищенных в правовом отношении:

- патентуемых изобретений (это изобретение, которое соответствует следующим требованиям: предполагает техническое решение задач через создание новых машин или технологических процессов, обладает новизной, превышает уровень обычного инженерного решения технической задачи, является промышленно применимым),

- полезных моделей (это конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, являющееся новым и промышленно применимым),

- промышленных образцов (это художественное или художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид и являющееся новым, оригинальным и промышленно применимым),

- товарных знаков (это обозначение, символ, позволяющий идентифицировать товар и фирму среди других)

2. Купля-продажа незащищенных в правовом отношении ноу-хау:

- технических знаний

- опыта

- чертежей

- инструкций

- информации

- сведений

Ноу-хау – это незащищенная в правовом отношении научно - техническая продукция, использование которой обеспечивает определенные преимущества: технические знания, опыт, чертежи, инструкции, информация, сведения технологические, экономические, административные, финансовые.

Особенности мирового рынка ОИС

- находится на этапе становления

- в основном является рынком технологий

- неоднородность объектов, причисляемых к ОИС

- совершение сделок по лицензионным договорам

- уникальность и многообразие лицензионных договоров

- права на ОИС не распространяются за границы государства, выдавшего патент, что предполагает наличие международной системы регулирования торговли ОИС

- неоднородность мировой системы защиты прав ОИС и усиление охраны прав ОИС

- деление стран на экспортеров и импортеров ОИС

- мировое лидерство США, ЕС и Японии на рынке ОИС

- 2/3 соглашений заключается внутри ТНК, стратегических альянсов ТНК

- внутри ТНК оборудование и материалы становятся сопутствующими при поставках знаний и услуг, а не наоборот

- растет доля договоров на передачу «ноу-хау» (50% лицензионных соглашений)

- формируются «сети реализации прав ИС» для оценки, поиска новых путей применения и реализации ОИС

 

11. Внешнеторговая политика: понятие, виды. Политика свободной торговли и протекционизм.

Внешнеторговая политика – это система экономических, организационных и политических мер по развитию внешнеторговых отношений страны или группы стран

Функции внешнеторговой политики:

- защита национальных производителей от конкуренции со стороны импорта

- обеспечение дополнительных доходов государственного бюджета

- стимулирование динамичного развития национальной экономики

- обеспечение возможности для выгодного участия в МРТ

Виды:

Экспортная – это мероприятия правительства, направленные на:

· максимальное наращивание конкурентоспособного экспорта товаров и услуг

· диверсификацию географической структуры экспорта

· освоение новых при условии сохранения старых рынков сбыта

· стимулирование и поддержку развития экспорта и экспортного производства продукции с высокой добавленной стоимостью, высокотехнологичной и наукоемкой

· обеспечение благоприятных условий для доступа товаров на внешний рынок

· развитие экспортной инфраструктуры и информационного сопровождения внешней торговли

· улучшение параметров платежного баланса

Импортная - это мероприятия правительства, направленные на:

· стимулирование развития импортозамещающих отраслей и производств

· защиту внутреннего рынка и товаропроизводителей в условиях либерализации ВЭД и удорожания сырья

· рационализацию импорта по товарным группам и странам происхождения

· уменьшение дефицита торгового баланса

Виды государственной внешнеторговой политики:

· протекционизм - экономическая политика государства по защите внутреннего рынка от иностранной конкуренции, включающая систему инструментов, институтов и мер по ограничению и контролю ВЭД, стимулированию экспорта товаров, услуг и факторов производства.

· свобода торговли (фритрейдерство) - экономическая политика государства, предполагающая минимальное государственное вмешательство в ВЭД и движение товаров, услуг, факторов производства через национальную границу без каких-либо ограничений.

Преимущества протекционизма:

· Защита молодых отраслей промышленности

· Уменьшение негативного воздействия внешней среды

· Обеспечение национальной независимости и экономической безопасности страны

· Создание новых рабочих мест и обеспечение занятости

· Поддержка профессиональной структуры и образовательного уровня населения

· Защита наименее обеспеченных слоев населения

· Гарантирование приемлемого уровня жизни работающих

· Защита производителей от недобросовестной конкуренции

· Обеспечение стабильности развития страны

· Защита культурных традиций, нравственности здоровья

· Защита экологии и охрана окружающей среды

Преимущества фритрейдерства:

· Рост конкуренции

· Снижение монополизированности внутреннего рынка страны

· Ограничение использования системы льгот и привилегий

· Повышение воспроизводственной эффективности

· Рост качества и снижение цены товаров

· Рост выгод, связанных с участием в МРТ

· Наличие выбора для потребителей

· Стимулирование сотрудничества между странами

· Развитие МРТ

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.