Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы проведения уличных акций протеста






Исходя из конкретных задач, которые стоят перед оппозиционной организацией, возникает необходимость грамотно и адекватно выбрать формат проведения уличной акции протеста.

Можно выделить следующие наиболее известные формы проведения уличных протестных мероприятий.

Массовый митинг, демонстрация, шествие

Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» дает следующие определения митинга, демонстрации и шествия:

Митинг – это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.

Необходимо отметить, что в Федеральном законе не закреплена принципиальная разница между понятиями «демонстрация» и «шествие», по сути своей они являются идентичными.

Проведение массового мероприятия под оппозиционными лозунгами является классической формой организованного уличного протеста. Оппозиционная организация для подтверждения своих претензий на участие в процессе принятия государственных решений, претензий на формирование органов власти, для демонстрации общественной поддержки своих идей объективно настроена на обеспечение массовой уличной поддержки своей деятельностью. Поэтому большинство оппозиционных партий стремятся в течение года организовать хотя бы минимальное число действительно массовых выступлений против инициатив действующей власти и в поддержку собственных идей.

Подготовка массового мероприятия сосредотачивается на ряде основных организационных направлений:

Определение даты проведения мероприятия. Дата, как правило, привязывается к какой-либо годовщине, либо к определенному информационному поводу (например, рассмотрению в парламенте законодательной инициативы, против которой выступает оппозиция) – таким образом, появляется смысловое наполнение даты, на которое назначено мероприятие. Кроме того, для обеспечения максимальной явки активистов и сторонников, массовые мероприятия обычно назначаются на выходные дни.

Коалиционная политика. Она заключается в привлечении к организации мероприятия его инициатором союзнических политических и общественных организаций. По итогам договоренностей формируется оргкомитет мероприятия, в который входят представители всех организаций, принявших решение об участии, и которые распределяют между собой организационные функции, определяют доли финансового участия в формировании бюджета мероприятия.

Распространенной технологией является заявление оргкомитета об участии в мероприятии виртуальных общественных объединений, созданных, на самом деле, специально для того, чтобы подтвердить массовость готовящегося мероприятия в ходе его подготовки. Как правило, это делается, если организаторам не удается достигнуть договоренностей с реальными общественными организациями, но существует необходимость привлечения на мероприятие не только активистов и сторонников собственной организации, но и людей, которых просто волнует данная проблема. Например, если какая-либо политическая партия проводит массовый митинг против реформы образования, в листовках, приглашающих граждан принять в нем участие, вполне могут содержаться заявления о том, что «митинг поддержан Независимым профсоюзом студентов и движением «Студенты – за бесплатное образование» – то есть, организациями, созданными специально, чтобы поддержать конкретную инициативу данной политической партии.

Мобилизация актива. Для обеспечения массовости уличного мероприятия необходимо проводить его подготовку таким образом, чтобы сформировать ядро участников из активистов объединений-организаторов, то есть людей, которые примут участие в мероприятии наверняка. Именно активисты чаще всего несут транспаранты и флаги, обеспечивают шумовую поддержку мероприятия, в то время как люди, пришедшие принять участие в митинге, но не имеющие непосредственного отношения ни к одной из организаций, его проводящих, обычно предпочитают вести себя более пассивно, ограничивая свое участие просто нахождением в числе его участников.

Сбор активистов предпочтительнее проводить за некоторое время до начала мероприятия и перед выдвижением людей на акцию протеста необходимо распределить их по координаторам и провести общий инструктаж.

Распространенной практикой является привлечение на массовые акции оппозиции активистов из региональных отделений организаций, проводящих мероприятие. Естественно, ключевым вопросом здесь становится финансовое обеспечение транспортных расходов, так как привлечение регионального актива для участия в акции протеста в другом городе почти всегда дает крайне низкий эффект. С другой стороны, привлечение региональных делегаций дает позитивный эффект как для развития региональной сети оппозиционного движения, так и для общественного позиционирования мероприятия – массовый протест гораздо лучше воспринимается обществом и СМИ, если в нем принимают участие представители регионов. Довольно часто в практике организации массовых акций протеста встречаются случаи, когда организаторы выдают активистам таблички с названиями различных регионов страны (именно чтобы подчеркнуть общенациональный характер протеста). Нередко выдают даже таблички с названиями тех регионов, представители которых участие в мероприятии не принимают.

Обеспечение медийной поддержки может быть организовано посредством реализации следующих организационных задач:

формирование пула информационных партнеров (организация работы с дружественными оппозиционными СМИ, заинтересованными в освещении мероприятия, оперативное предоставление редакциям соответствующих СМИ эксклюзивной информации и размещение анонсов);

размещение рекламы мероприятия в медийном пространстве (при соответствующих возможностях бюджета мероприятия эффективным оказывается размещение анонсов мероприятия в неполитических СМИ на коммерческой основе);

запуск интернет-сайта (интерактивное размещение информации, связанной с подготовкой мероприятия, в интернете – сравнительно недорогой инструмент оперативного оповещения как СМИ, так и заинтересованных граждан, сторонников и активистов);

пресс-конференция накануне мероприятия (формирование дополнительного информационного повода, связанного с публичным выступлением лидеров организаций, проводящих массовое мероприятие, непосредственно накануне его, подогреет к нему интерес как со стороны СМИ, так и со стороны общественности).

Распространение агитационных материалов с анонсом мероприятия обычно осуществляется посредством следующих каналов распространения:

информационный («говорящий») пикет. Выставляется в местах массового скопления людей (станции метрополитена, площадки напротив проходных вузов, заводов и т.д.). Оптимальное время – начало и конец рабочего дня. Число участников – 2–3 человека. Необходимые атрибуты – символика (флаг, накидка) и штендер с размещенным на нем ярким, привлекающим внимание плакатом. Суть информационного пикета – раздача прохожим листовок с анонсом готовящегося массового мероприятия и личное приглашение принять в нем участие;

директ-мейл (целевая рассылка). У политических и общественных организаций обычно существуют базы сторонников, подготовленные, например, в ходе проведения предвыборных или гражданских общественно-политических кампаний. Рассылка через почту подписанных лидером объединения личных приглашений сторонникам может мобилизовать для участия в мероприятии значительную их часть;

распространение информационных листовок через почтовые ящики – классический метод полевой работы общественных объединений. Оргкомитету необходимо подготовить базу данных по домам, в которых планируется проводить распространение листовок через почтовые ящики. База данных должна содержать адреса домов, число квартир и коды подъездов. Активисты организаций, проводящих мероприятие, получают на руки листовки, анонсирующие мероприятие, и проходят по подъездам, опуская их в почтовые ящики. Более или менее серьезный эффект от такого метода распространения информации возможен только при проведении двух волн разноса листовок;

спам-рассылки. Спам – это анонимные не запрошенные массовые рассылки электронной почты обычно имеющие рекламный характер. Технологическая цепочка спамеров выглядит таким образом:

– сбор и верификация электронных адресов получателей. Классификация адресов по типам;
– подготовка «точек рассылки» – компьютеров, через которые будет рассылаться спам;
– создание программного обеспечения для рассылки;
– поиск адресатов;
– создание рекламных объявлений для конкретной рассылки;
– произведение рассылки.

Формирование фактора интриги в ходе подготовки мероприятия. Искусственное подогревание интереса со стороны СМИ и общественности на протяжении подготовки мероприятия является важным фактором как его медийного освещения, так и привлечения потенциальных сторонников к участию в нем. Интрига может быть связана, например, с риском запрета массового мероприятия властями, что добавляет мероприятию скандальности и, естественным образом, подогревает к нему интерес. Так, в 2003 году ряд политических и общественных организаций готовили проведение первомайского шествия «Гражданское общество против полицейского государства». За месяц до проведения мероприятия лидер партии «ЯБЛОКО» Григорий Явлинский, председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева и глава Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова направили на имя мэра города Москвы Юрия Лужкова письмо, уведомляющее о намерении провести соответствующее демократическое шествие. Письмо носило политический характер и было опубликовано в пиар-целях. Однако чиновники мэрии подошли к рассмотрению обращения на имя мэра формально и, поскольку уведомление о проведении массовых мероприятий в соответствии с действовавшим в Москве порядком должно было подаваться не ранее чем за 15 дней до его проведения, направили Г. Явлинскому, Л. Алексеевой и В. Мельниковой отказ в проведении мероприятия за подписью одного из чиновников канцелярии городской администрации. Естественно, оргкомитет демократического шествия начал в СМИ пиар-кампанию, суть которой сводилась к тому, что власть запрещает демократам выходить на улицу и «закручивает гайки». В итоге интерес к готовящемуся мероприятию, получившему налет скандальности, значительно возрос. Мэрия была вынуждена оправдываться и делать заявление о том, что готова предоставить возможность для проведения шествия. В СМИ это было преподнесено как победа демократов. А формальное уведомление было подано в установленные законодательством сроки и успешно согласовано с городскими властями.

Привлечение известных личностей придает мероприятию элементы шоу и, естественно, делает его более привлекательным для рядовых граждан. Нередко люди приходят только для того, чтобы увидеть или послушать известного деятеля искусства, журналистики или эстрады. Так, на митингах «Единой России» нередко выступают артисты эстрады Олег Газманов и Александр Розенбаум, митинги СПС обычно ведет шоумэн Николай Фоменко, а на демократических и правозащитных митингах среди выступающих нередко появляются журналист Владимир Кара-Мурза и писатель Виктор Шендерович. Довольно распространена технология организации эстрадного концерта по итогам митинга, что также является дополнительным стимулом для граждан, желающих принять участие в данном мероприятии.

Региональные акции поддержки. Организация акций с идентичными лозунгами и целями в нескольких регионах (пусть и значительно менее массовых по сравнению с центральным мероприятием) переформатирует мероприятие в общефедеральное и, соответственно, увеличивает его политический вес, информационное звучание, а также мобилизует региональные организации объединений, входящих в оргкомитет.

Пикетирование

По определению действующего Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» пикетирование – это форма публичного выражения мнений, осуществляемая без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Можно выделить два основных вида пикетирования:

1. Информационный («говорящий») пикет.

Цель – распространение информации, например, о готовящемся массовом мероприятии, о встрече с кандидатом в депутаты и т.д. Пикеты выставляются в точках сосредоточения больших масс людей – в «часы пик» у узловых станций метро, на городских транспортных развязках, у железнодорожных станций и платформ, а днем в выходные дни – на рынках, у входа в городские парки отдыха, в самих парках и т.п. Число участников – 2–3 человека. Необходимые атрибуты: символика (флаг, накидка) и штендер с размещенным на нем ярким, привлекающим внимание плакатом. По действующему российскому законодательству не требуется подавать уведомление о проведении информационного пикета накануне массового мероприятия, так как Федеральный закон «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях» дает гражданам право на распространение информации о проводимом в соответствии с данным законом массовом мероприятии. Пикет, на котором распространяются приглашения на массовые мероприятия, следует рассматривать именно как распространение информации.

2. Политический пикет.

Цель – заявление политической позиции, публичное выражение протеста группой граждан и привлечение внимания СМИ и общественности к поставленной проблеме. Отличие политического пикетирования от митинга в соответствии с действующим российским законодательством – отсутствие сцены и средств звукоусиления. Как правило, политические организации проводят пикетирования в связи с тем, что возникает необходимость оперативно отреагировать на то или иное событие политической жизни страны, а времени оформить документацию на проведение митинга уже не хватает. Дело в том, что уведомление о проведении пикетирования подается в органы власти за три дня, в то время как уведомления о проведении шествий и митингов – за 10 дней.

Основные атрибуты пикетирования: транспаранты, плакаты, складной столик с раздаточными материалами (газеты, листовки, календарики).

В ходе пикетирования граждане имеют право скандировать лозунги, но не имеют право использовать средства звукоусиления.

Театрализованная акция

Театрализованная акция – это заявление политической позиции или выражение политического протеста в творческой форме с использованием театрального реквизита и с привлечением (при необходимости) профессиональных актеров. По сути, театрализованная акция протеста – это использование в политических целях явлений в искусстве, получивших название хэппенинг (англ. happening, от happen – случаться, происходить) и перформанс.

Хэппенинг – это направление в постмодернизме, перешедшее от создания эстетических объектов к произведениям-процессам, то есть к «художественным событиям», осуществляемым либо самим художником, либо помощниками и зрителями, действующими по его плану; так называют и само это произведение-событие или акцию. Хэппенинги – это своеобразные микроспектакли с элементами сюжетности и наличием театрального реквизита, либо более отвлеченными ритмическими, динамичными или стабильными композициями. В них неизменно акцентируется свободное «пространство игры», которое должен прочувствовать зритель-соучастник.

Перформанс – это вид визуального искусства в ХХ веке, в котором произведением являются любые действия художника, наблюдаемые в реальном времени. В отличие от театра, в перформансе художник обычно – единственный автор; перформанс ближе к поэтическому чтению и исполнению музыкального произведения и может быть определен как публичный жест (физический, словесный, поведенческий, социальный и т.д.).

Перформанс радикально отличен от классического произведения искусства, но в нем могут быть акцентированы разные основания этого отличия – временная длительность, провокативность, социальность, игровой аспект, поэтому перформансы могут выражать совершенно различные эстетические программы.

Главное отличие хэппенинга от перформанса заключается в том, что в хэппенинге зритель, как правило, вовлечен в театрализованное действие, в то время как перформанс не предполагает участия зрителя.

Цель театрализации уличного протеста – привлечение интереса к мероприятию со стороны общественности и СМИ. Творческое оформление протестной акции выгодно отличает театрализованную акцию протеста от классического пикетирования при одинаковой массовости мероприятий.

Театрализованная акция протеста не требует по действующему законодательству специального уведомления и может быть заявлена как митинг или пикетирование.

Подготовка театрализованной акции протеста проходит в несколько этапов:

1. Выдвижение идеи и творческой концепции акции.
2. Сбор потенциальных участников мероприятия. Обсуждение идеи акции, определение даты, места и времени ее проведения. Формирование рабочей группы по подготовке акции и распределение организационных функций между ее участниками.
3. Организационная работа по подготовке акции: подача уведомления о проведении акции в местный орган власти, написание и рассылка пресс-релиза, проработка технических аспектов.
4. Генеральная репетиция мероприятия.
5. Акция.
6. Сбор участников акции, анализ итогов и результатов акции.

Примеров театрализованных акций протеста в последнее время появилось довольно много. Хэппенинги проводят и активисты молодежных организаций партий «Родина» и «Единая Россия», и представители движения «Идущие вместе». Одна из известных акций была проведена активистами «Молодежного ЯБЛОКА» 11 июня 2003 года у здания Государственной Думы. В этот день нижняя палата российского парламента рассматривала поправки к закону «О средствах массовой информации», которые были подготовлены в Центральной избирательной комиссии РФ и значительно ограничивали, по мнению партии «ЯБЛОКО», возможности журналистов объективно освещать выборный процесс. Одну из активисток «Молодежного ЯБЛОКА» нарядили в домашний халат и платок, она изображала «добродушную домохозяйку из ЦИКа РФ». На глазах у прохожих и собравшихся журналистов девушка сложила в установленный на табуретку тазик ворох газет и журналов, приговаривая: «Совсем обнаглели!» и «Умные все стали!». Закончив эту процедуру, она взяла лейку и, напевая, стала «обдавать СМИ холодным душем». Символически «замочив» СМИ, она стала развешивать газеты и журналы на растянутые бельевые веревки и закреплять их прищепками. Чуть поодаль стояли молодые активисты «ЯБЛОКА» и держали транспарант с цитатой из интервью председателя ЦИК РФ А.А. Вешнякова: «Холодный душ остудит обнаглевшие СМИ».

«Прорывная» акция

«Прорывная» акция – непродолжительное по времени (мгновенное) театрализованное политическое действо, направленное на привлечение общественного и медийного внимания к той или иной общественно значимой проблеме, которое заключается в появлении в определенное время в определенном месте некоторого числа политических активистов, производящих заранее согласованные действия, имеющие политический подтекст.

Обычно «прорывная» акция является несанкционированной, именно этот фактор придает ей характер мгновенности и спонтанности. Кроме того, довольно часто оппозиционные организации используют технологии организации «прорывных» акций в связи с тем, что возникает необходимость оперативной реакции на то или иное событие политической жизни, но при этом не хватает времени, чтобы подать уведомление в органы власти в соответствии с действующим законодательством.

Можно сформировать следующую общую модель организованной «прорывной» акции протеста:

1. Генерация идеи акции.
2. Определение плана действий, подготовка и инструктаж участников.
3. Оповещение прессы (анонс без уточнения сути и подробностей мероприятия).
4. Появление в определенное время в определенном месте некоторого числа политических активистов, производящих заранее согласованные действия.
5. После фиксирования представителями СМИ «картинки» активисты разбегаются по заранее намеченному маршруту таким образом, чтобы не быть задержанными милицией.
6. На месте проведения «прорывной» акции в качестве «спикера» (лица, уполномоченного общаться с прессой) появляется представитель организации, проводящей акцию, и дает представителям СМИ необходимые комментарии, отвечает на вопросы.

В качестве примера «прорывного» протеста можно привести акцию «Молодежного ЯБЛОКА» 9 октября 2002 года, целью которой было выражение протеста против рассматриваемых в Государственной Думе РФ законодательных инициатив по реформированию электроэнергетической отрасли России, подготовленных руководством РАО «ЕЭС» во главе с давним оппонентом партии «ЯБЛОКО» А.Б. Чубайсом. Основной задачей акции было закрепление в общественном сознании понимания того, что инициатива «реформы энергетики», рассматриваемая нижней палатой парламента, исходит именно от А.Б. Чубайса (то есть является очередной реформой «по-Чубайсу»). Таким образом, результатом акции становилось понижение доверия населения к рассматриваемым инициативам за счет негативного отношения значительной части российского общества к политической роли А.Б. Чубайса в современной истории России. Также была поставлена задача в творческой форме донести до общества мысль о том, что предлагаемая руководством РАО «ЕЭС» реформа приведет к ограблению населения страны, а не к заявленным авторами инициатив целям улучшения качества функционирования отрасли.

Незадолго до начала рассмотрения законодательных инициатив о реформировании энергетики нижней палатой парламента около полутора десятков активистов «Молодежного ЯБЛОКА» прибыли, благополучно миновав посты милиции и Федеральной службы охраны, к центральному входу здания Государственной Думы РФ, где уже были собраны работником пресс-службы «ЯБЛОКА» заранее приглашенные представители СМИ. Часть активистов развернула флаги с партийной символикой «ЯБЛОКА», а десять активистов надели яркие рыжие парики (изображая таким образом руководителя РАО «ЕЭС» А.Б. Чубайса), взяли в руки коробки, на которых было написано «XEROX» и «Подайте на реформу!». Слово «XEROX» – это намек на скандал во время кампании по выборам Президента РФ 1996 года. Тогда члены штаба Б.Н. Ельцина, возглавляемого А.Б. Чубайсом, были задержаны сотрудниками правоохранительных органов с коробками с надписью «XEROX», в которых были обнаружены крупные суммы наличных денег – так называемый «черный нал» избирательного бюджета.

Активисты «Молодежного ЯБЛОКА» в рыжих париках на глазах у журналистов и растерявшихся на какое-то время милиционеров подходили к прохожим и проходящим в здание Государственной Думы РФ депутатам, представлялись «главными энергетиками России» и говорили: «Мы ограбили Вас в 1991 году, устроили дефолт в 1998 году, но у нас снова кончились деньги! Подайте на очередную реформу!». Прохожие реагировали довольно весело, некоторые из них кидали в коробки «XEROX» монеты. Когда же сотрудники милиции и ФСО попытались задержать активистов за проведение несанкционированного пикета – большинство из них разбежалось.

Спустя некоторое время после разгона милицией активистов «Молодежного ЯБЛОКА» к собравшимся на улице журналистам вышел представитель фракции «ЯБЛОКО» в Государственной Думе, который объяснил позицию партии по вопросу реформирования электроэнергетической отрасли.

Политический флэш-моб – миф и реалии

Необходимо отметить, что «прорывные» акции нередко путают с политическим флэш-мобом. Это ошибочное мнение. Более того, как показала практика, флэш-моб вообще не находит своего применения в политической деятельности.

Флэш-моб (flash-mob) буквально переводится с английского как «мгновенная толпа». Суть флэш-моба заключается в мгновенном появлении в определенном месте определенного количества людей, которые действуют по определенному сценарию, то есть выполняют некий порядок действий. При этом главной особенностью флэш-моба является то, что люди, принимающие в нем участие, не знакомы друг с другом, а сценарий не имеет конкретной цели (в то время как «прорывные» акции имеют вполне конкретные политические цели).

В процессе развития понятие «флэш-моб» стало более широким. В разных странах явление приобрело особый национальный колорит, используются различные способы оповещения, акции носят либо исключительно развлекательный характер, либо имеют особые черты: художественность, социальность и т.д.

Сегодня понятие «флэш-моб» размывается – во многом благодаря интересу со стороны СМИ, политических сил и производителей рекламы – многие акции с использованием большого количества людей и ярким действием ошибочно именуют «флэш-мобом».

Однако можно выделить следующие основные характерные особенности флэш-моба:

– люди, принимающие участие в акции флэш-моб, в основном, незнакомы друг с другом, не являются членами одной общественной или политической организации;

– сценарий флэш-моба не имеет какой-либо конкретной цели;

– флэш-моб рассчитан, в первую очередь, на людей, которые являются непосредственными свидетелями акции флэш-моб, и не ставит в качестве самоцели появление в СМИ материалов о проведенной акции;

– неожиданность и спонтанность появления участников на месте проведения акции.

Таким образом, можно отметить, что основные характерные особенности флэш-моба противоречат логике политического протеста, особенностями которого являются следующие аспекты:

– политический протест проводится, как правило, либо силами активистов конкретного политического движения, либо сторонниками определенных политических идей;
– акции политического протеста преследуют вполне конкретные политические цели и проводятся, главным образом, для достижения этих целей;
– акции политического протеста ориентированы на максимально больший охват аудитории (то есть людей, которые узнают о том, что данная акция была проведена), а потому рассчитаны, в первую очередь, не на свидетелей акции, а на представителей прессы;
– акции протеста заранее планируются и, в отличие от флэш-моба, лишены эффекта спонтанности (это касается даже «прорывных» акций), так как на место событий обязательно заранее приглашаются журналисты.

Так, долгое время флэш-мобом ошибочно называли протестную акцию «Вова, домой!», организованную Молодежным левым фронтом (МЛФ) в Санкт-Петербурге 28 февраля 2004 года. Тогда около двух десятков активистов в майках с надписью «Вова, домой!» собрались у подъезда дома, где раньше жил президент РФ В.В. Путин. Здесь уже были собраны представители прессы, получившие анонс о готовящейся акции протеста. На лицах активистов МЛФ были маски президента В.В. Путина.

Члены МЛФ постояли у подъезда около минуты, позируя перед камерами и фотоаппаратами, а затем направились в сторону Невского проспекта. Они несли плакаты: «Вова, домой!», «Лодка утонула», «Аквапарк рухнул», «Метро взорвалось». Как объяснили журналистам организаторы акции, подобными лозунгами молодые коммунисты подытоживали 4 года президентства В.В. Путина.

Исходя из вышеизложенных характерных особенностей флэш-моба и политических акций протеста, можно с уверенностью говорить о том, что акция «Вова, домой!» является примером «прорывной» акции политического протеста, а не флэш-мобом.

Уличный PR-маневр

Уличный PR-маневр – это организация протестной акции в рамках массового мероприятия, проводимого политическими оппонентами. Необходимо отметить, что технологии организации уличных PR-маневров весьма широко используются не только оппозицией в противостоянии действующему режиму, но и, напротив, представителями провластных структур для дискредитации действий оппозиционных организаций, а также в борьбе между политическими партиями, претендующими на одну электоральную нишу. Организация маневра может преследовать следующие цели:

– целенаправленная дискредитация мероприятия, против которого организуется маневр, и, соответственно, дискредитация политических оппонентов;
– отвлечение внимания общественности и СМИ от заявленных целей мероприятия и сосредоточение внимания на намеренно спровоцированном скандале;
– фиксирование в общественном сознании собственной позиции политической организации по теме массового мероприятия, проводимого политическими оппонентами – позиционирование собственной позиции как наиболее выигрышной.

Наиболее распространенным (и весьма эффективным) методом целенаправленной дискредитации мероприятия политических оппонентов является утрирование заявленных целей соответствующего мероприятия, доведение их до абсурда.

Так, после серии антипрезидентских и антиправительственных митингов, организованных оппозицией в связи с заменой натуральных льгот денежными компенсациями (так называемая «монетизация льгот»), партия «Единая Россия» провела 12 февраля 2005 года многотысячное шествие по Тверской улице в городе Москве. Заявленная цель мероприятия – «выступление в поддержку Президента РФ Владимира Владимировича Путина». Во главу колонны вышла группа активистов молодежных демократических оппозиционных организаций, которые развернули перед телевизионными камерами транспарант с лозунгом «Вечное царствие тебе, Владимир Владимирович!». Транспарант смотрелся более или менее органично среди прочих лозунгов, восхваляющих президента, и активисты беспрепятственно несли его во главе колонны на протяжении всего шествия. Однако сторонний наблюдатель, увидевший слоган «Вечное царствие тебе, Владимир Владимирович!» по телевизору, конечно, должен был понять всю абсурдность подобного восхваления президента, что, вероятно, способствовало формированию у него негативного отношения к мероприятию, организованному «Единой Россией».

Отвлечение внимания общественности и СМИ от заявленных целей мероприятия наиболее эффективно через технологии провоцирования скандала в рамках соответствующего мероприятия, что естественным образом влечет за собой сосредоточение внимания на намеренно спровоцированном скандале. Так, 12 апреля 2005 года политическая партия «Родина» проводила на Горбатом мосту у Дома правительства РФ митинг протеста против реформы образования. В акции приняли участие около трех тысяч студентов московских вузов. Организация мероприятия сопровождалась слухами о том, что функционеры «Родины» привлекают студентов, выплачивая им деньги за участие в митинге. К концу мероприятия к Дому правительства РФ подъехал лидер Либерально-демократической партии России В.В. Жириновский, который в сопровождении двух десятков охранников и сторонников своей партии прошел в толпу митингующих и начал раздавать участникам мероприятия деньги. Студенты разбирали банкноты, вокруг В.В. Жириновского моментально образовалась давка, на место событий оперативно пришли съемочные бригады телеканалов, которые готовили репортажи о митинге «Родины». В результате большинство сюжетов и публикаций по итогам организованного партией «Родина» митинга сводилось к тому, что мероприятие закончилось скандалом, а требования, с которыми выступали лидеры «Родины», по большому счету, остались за кадром.

Зафиксировать свою позицию как наиболее выигрышную на фоне позиции политических оппонентов возможно как путем организации акции в рамках массового мероприятия, проводимого оппонентами (в качестве примера может служить описанная выше акция «Молодежного ЯБЛОКА» на митинге «Единой России» у здания Мосэнерго), так и путем распространения на соответствующем мероприятии информационных листовок.

Весной 2003 года партия «Союз правых сил» проводила массовый митинг-концерт в рамках политической рекламы собственного проекта реформирования вооруженных сил в РФ. Для участия в концерте было привлечено несколько популярных в молодежной среде музыкальных групп, и мероприятие вызвало большой интерес у студентов. На основных подходах к месту проведения концерта (у станций метро, у пропускных пунктов и т.д.) были выставлены группы активистов «Молодежного ЯБЛОКА», которые распространяли среди студентов, шедших на концерт, листовки следующего содержания:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.