Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Композиция речи, методы изложения материала, приемы ведения речи.






Композиция речи – это «закономерное мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе»[35].

Части композиции:

1 . Вступление – первая часть композиции речи, как и заключение, является функционально значимым в смысловом отношении, так как, согласно закону края, лучшего всего запоминается информация, представленная в начале и конце речи. Цель вступления – установить контакт с аудиторией и сообщить о чем, пойдет речь.

Задачи вступления:

1. Оратор должен вызвать доверие аудитории, расположить ее к себе – установить контакт, заинтересовать аудиторию, создать в ее глазах впечатление убежденного человека. Поэтому во вступлении должно быть решительное начало - первая фраза, которая является домашней заготовкой, должна быть произнесена уверенно. Во вступлении важны этикетные формулы, приветствие, которые относятся к одной из частей вступления - зачину;

2. Оратор должен сформулировать тезис, задачи речи и те вопросы, которые будут обсуждаться, подчеркнуть актуальность темы.

Приемы организации вступления:

1.Естественное начало уместно в доброжелательно настроенной по отношению к оратору аудитории, потому что такой тип начала сразу вводит слушателей в суть дела. Разновидности естественного начала: сообщение причины речи, цели выступления, обоснование темы, постановка проблемы, исторический обзор.

2. Искусственное начало реализуется в критически настроенной аудитории или в тех случаях, когда аудитория невнимательна. Поэтому выделяются следующие разновидности искусственного начала, помогающие расположить к себе аудиторию и сконцентрировать ее внимание: афоризм, аналогия (чаще фигуральная), ироническое замечание или шутка, притча или легенда, вопросы философского или оценочного характера, общественная или моральная оценка обсуждаемого события, оценка аудитории.

3. Внезапное начало, когда оратор начинает речь неожиданно, раскрывая перед аудиторией свое эмоциональное состояние. Нужно помнить, что внезапное начало – это не импровизация, оно готовится заранее, но должно выглядеть как непосредственная реакция на событие. К такому типу начало следует прибегать только опытным ораторам. 2. Основная часть. Работа над ней посвящена построению логико-речевого доказательства. В основной части мы раскрываем, доказываем тезис посредством аргументации согласно намеченному плану-конспекту речи, т.е. формулируем основную мысль, приводим аргументы.

Центральной единицей основной части является микротема – «законченный по смыслу и структурно фрагмент речи, включающий отдельные суждения, полученные в результате деления тезиса, и аргументы в их защиту»[36]. Каждая микротема строится как рассуждение по схеме: суждение - аргументы – вывод. Большая часть речей строится по принципу параллельного соподчинения микротем одного уровня: каждая микротема укрепляется внутри основной части жесткими подчинительными отношениями и представляет собой блок, который может передвигаться внутри речи, если это микротема первого уровня. Она может содержать в своем составе другие, более мелкие микротемы - микротемы второго уровня, которые могут передвигаться, не выходя за границы первого уровня, внутри его. Поэтому основная часть фактически представляет собой риторическое рассуждение, которое строится следующим образом: «тезис обосновывается аргументами, распределенными по микротемам, связанным с тезисом подчинительными (причинными) отношениями, а между собой – сочинительными»[37] и характеризуется логической последовательностью и стройностью изложения материала.

Аргументы или микротемы могут располагаться по нескольким видам аргументации:

1. Восходящая аргументация: сила воздействия к концу речи возрастает. Здесь часто используется градация;

2. Нисходящая аргументация: сила воздействия к концу речи убывает;

3. Дедуктивная аргументация: это выведение обосновываемого положения из иных, ранее принятых утверждений, т.е. от общей посылки к аргументам.

4. Индуктивная аргументация: от аргументов к выводу.

Методы изложения материала[38]:

1. И сторический метод экспликации информации, т. е. изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли с течением времени. Часто этот метод называют хронологическим;

2. Д едуктивный метод - изложение материала в структуре речевого произведения от общего к частному, от тезиса к аргументам;

3. Индуктивный метод - изложение материала от частного к общему; от аргументов к выводу;

4. Метод аналогии - сопоставление различных явлений, событий, фактов в целях перенесения закономерностей, выявленных при анализе хорошо изученного объекта на объект менее изученный;

5. Концентрический метод - расположение материала вокруг одной главной проблемы. Говорящий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу. Оратор периодически возвращается к исходному тезису, расширяет его, уточняет понятия, раскрывающие содержание. Структура такого сообщения напоминает расходящиеся по воде круги. Изложение, осуществляемое посредством концентрического метода, представляет собой возврат к проблеме на том или ином " витке" развертывания структуры речи;

6. Ступенчатый, или стадиальный, метод - последовательное изложение одного вопроса за другим. Этот метод напоминает хронологический метод линейностью представления событий. Однако если хронологический отражает логику событий, то ступенчатый - логику движения мысли оратора.

3. Заключение. В этой части композиции следует подвести итог выступлению, а именно: вы должны возвратиться к началу речи, к тезису, напомнить о чем говорили и к каким обобщающим выводам пришли. При этом, как считает Н.Н. Кохтев, заключение, как и вступление, может содержать этикетные формулы (поблагодарить аудиторию за внимание).

Речевые формы заключения:

-подвести итог сказанному

- заострить проблему, усилить впечатление от речи

- повторить основные этапы развития темы

- показать пути выхода из проблемы, наметить ее возможное развитие

- выдвинуть конкретное предложение

- высказать пожелание аудитории.

Общие принципы построения выступления[39]:

1. Принцип последовательности — каждая высказанная мысль должна вытекать из предшествующей или быть с ней соотносима;

2. Пинцип усиления — значимость, вес, убедительность аргументов и доказательств должны постепенно нарастать, самые сильные доводы, как правило, приберегаются к концу рассуждения;

3. Принцип органического единства — распределение материала и организация его в речи должны вытекать из самого материала и намерений оратора;

4. Принцип экономии — умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств;

5. Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано, то есть непричинение ущерба сказанному путем намеренного искажения смысла;

6. Закон края (см. выше).

Необходимо помнить, что содержательно и структурно композиция зависит от жанра речи.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.