Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ценообразование по методу обеспечения безубыточности






Цены, общие положения, виды цен.

Ценовая политика предприятия.

Формирование цены и порядок осуществления закупок товаров.

Основные способы калькулирования цены на практике.

Ценообразование в строительстве.

1.

 

В РБ ценообразование осуществляется на основе закона «О ценообразовании», который принят Палатой Представителей 13.04.99г и одобрен СМ_РБ 26.04.99г. с последующими изменениями и дополнениями. Начиная с 01.03.2011 на основе Указа Президента РБ №72 от 23.02.2011 (далее Указ) (в редакциях от 18.07.2011 №319, от 11.08.2011 №361, от 30.09.2011 № 439, от 08.11.2011 №512, от 08.11.2011 №515, от 24.11.2011 №547) цены на товары, работы и услуги определяются рынком, кроме отдельных позиций, которые регулируются СМ РБ и другими государственными органами (по списку согласно приложению 1 к Указу).

Основным достижением в области свободы ценообразования согласно Указу является признание фактов, не являющихся правонарушениями:

- превышение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом установленных предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги) при их реализации без регистрации цен (тарифов) в установленном порядке (согласно Закону – прим. автора);

- реализация товаров (работ, услуг) индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов), за исключением цен (тарифов) на товары (работы, услуги), включенных в перечень согласно приложению 1 к Указу;

- реализация товаров (работ, услуг) индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом при отсутствии экономических расчетов (калькуляции с расшифровкой статей затрат на товары (работы, услуги) собственного производства, товары. Произведенные из сырья, переданного резидентом или нерезидентом РБ на переработку на давальческих условиях, расчета отпускных цен в установленном порядке на импортируемые товары), подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), за исключением регулируемых в соответствии с Указом (по перечню согласно приложению 1 к Указу – прим. автора).

На данный момент цены определяемые рынком, т.е. в основном регулируемые через спрос и предложение получили название свободных (рыночных). Причем проблема ценообразования охватывает сложный комплекс вопросов, среди которых первостепенным является вопрос точного определения себестоимости, вопросы учета сопряженных (косвенных) затрат, вопросы суммарного эффекта от производства и потребления выпускаемой продукции. Исходной базой для определения уровня цен является себестоимость. Для исключения влияния частных особенностей отдельных предприятий, а также для ориентации и правильного определения цен отдельного производителя в качестве базы применяется не индивидуальная, а среднеотраслевая себестоимость выпуска продукции. Причем она устанавливается на уровне показателей предприятий производящих основную или большую часть конкретной продукции. Кроме того, в состав цены продукции предприятия входит еще прибыль. Различают следующие виды цен:

1) в зависимости от условий и порядка возмещения транспортных расходов по доставке грузов потребителям различают:

- цена франко-склад поставщика. В этом случае все расходы, связанные с доставкой товара возлагаются на заказчика, т.е. они в цену товара не входят.

- цена франко-станция отправления. При которой поставщик принимает на себя расходы, связанные с доставкой товаров до станции отправления и они входят в цену товара.

- цена франко-вагон-станция отправления. При которой поставщик оплачивает расходы, связанные с доставкой товаров до станции отправления, подачей вагонов на подъездные пути и погрузкой товаров в вагоны.

- цена франко-станция назначения. Поставщик принимает на себя обязательство по обеспечению всех транспортных операций и погрузочно-разгрузочных работ, связанных с транспортировкой до станции назначения.

- цена франко-склад покупателя. Поставщик берет на себя все расходы по доставке товара покупателю (франко- это учет транспортных расходов).

В отечественной практике хозяйствования широкое распространение получили виды цен с учетом условий поставки. Традиционно в зависимости от доли включаемых в цены размеров транспортных расходов используются различные виды цен " франко". Во внешнеторговой деятельности предприятий с этой целью применяются стандартизированные термины, которые обозначают наиболее часто используемые условия поставки, объединяемые в системе " Инкотермс" в редакции 2008г. (“EXW”, “FCA”, “FAS”, “FOB”, “CIF”, “DAF” и др.).

2) согласно закону «О ценообразовании» различают следующие виды цен в зависимости от возможности влияния на них государства:

- свободная цена – это цена, складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции.

- регулируемая цена – это цена, устанавливаемая государственными органами, регулируемыми ценообразование с учетом установленных этими органами определенных ограничений. Она делится на 2 разновидности:

- фиксированная цена – это регулируемая цена, устанавливаемая субъектом ценообразования в твердовыраженной денежной величине. В качестве субъекта, устанавливающего эту цену может выступать Министерство экономики и облисполкомы. Эти цены устанавливаются на социально значимые товары (некоторые виды продуктов и лекарственные препараты, услуги). (На данный момент согласно Указу такой разновидности цены не существует – прим. автора).

- предельная цена – это регулируемая цена, величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределами. В качестве таких пределов могут выступать предельные уровни рентабельности, устанавливаемые для предприятий (особенно монополистов) по усмотрению комитета цен или облисполкомов. Причем в РБ составляются списки предприятий, которые считаются монополистами либо на республиканских, либо на местных рынках в зависимости от их подчиненности. Как правило, к предприятиям монополистам относят тех, объем или доля продукции которых на соответствующем рынке превышает 25% потребности рынка (до 25% рентабельности не более – для них устанавливается такой уровень рентабельности).

Указом президента за №258 от 19.05.99г введены и применяются предельные индексы цен для всех товаров, производимых на территории РБ. В соответствии с этим указом СМ периодически устанавливает индексы роста цен (чаще квартальные) для всех субъектов хозяйствования. Регулирование цен на табачные изделия осуществлялось до 01.01.2012 года.

Вцелом, регулирование ценообразования со стороны государственных органов производится путем установления: 1) фиксированных цен (тарифов – это денежная оценка стоимости единицы работы или услуги); 2) предельных цен (тарифов); 3) предельных торговых надбавок (скидок) к ценам; 4) предельных нормативов (уровней) рентабельности используемых для определения суммы прибыли подлежащей включению в регулируемую цену; 5) порядка определения и применения цен; 6) декларирования цен – это регистрация цен юридическими лицами, занимающими доминирующее (монопольное) положение на товарных рынках республики, в соответствующих государственных органах осуществляющих регулирование ценообразование.

3) в зависимости от требований обязательности применения цен различают:

- прейскурантные цены – это цены, являющиеся твердыми, устойчивыми, едиными и рассчитанные на сравнительно длительный срок действия. Устанавливаются централизованно.

- договорные цены – это цена, которая определяется специальным договором, заключаемым между поставщиком и потребителем на определенный срок, обычно оформляется на основе актов согласования цен и выписки счет-фактуры.

4) в зависимости от состава затрат входящих в структуру затрат различают следующие виды цен:

- цена предприятия (отпускная цена), включает в себя плановую себестоимость продукции предприятия плюс прибыль предприятия.

Отпускная цена зависит от вида франко.

- оптовая цена, учитывающая кроме отпускной цены затраты и издержки, а также прибыль оптово-сбытовых организаций (дилеров) с учетом налогов и отчислений от деятельности этих организаций.

 

- цена розничная – это цена оптовая или отпускная с учетом издержек, наценок и накидок торговых организаций с учетом налогов и отчислений от их деятельности.

 

 

2.

 

Ценовая политика является составной частью финансового планирования деятельности предприятия. При этом к основным направлениям деятельности предприятия в области ценовой политики можно отнести следующее:

1) определение цены товаров в зависимости от реализации на соответствующем рынке, т.е. с учетом территориального расположения рынка, с учетом объема продаж товаров, с учетом репутации товаров предприятия (имиджа) и брэнда товара, а также в зависимости от потенциальных возможностей предприятия и некоторых других; 2) определение области изменения цен продукции либо товаров в соответствии с жизненным циклом этого товара; 3) изменения цен в связи с действиями конкурентов; 4) изменение цен, связанных с конкурентоспособностью товара, особенно по ТЭП товара; 5) изменение цен, связанных с имиджем фирмы (goodwill -репутация). Все перечисленные направления деятельности предприятия реализуются посредством следующих типов ценовой политики:

1. «ценовой лидер», эта политика характерна для мощных предприятий либо фирм овладевших значительной долей рынка, т.е. для монополистов, причем чаще всего на внешних рынках. Такие фирмы устанавливают на этих рынках высокие монопольные цены и легко отражают попытки ценовой войны. Например, путем снижения цены на свои товары до величин разорительных для конкурентов.

2. «следование в фарватере», этот тип применим для небольших фирм владеющих незначительной долей рынка. Может применяться и значительно крупными фирмами, но не лидерами, при условии достаточно больших объемов продаж. Эти фирмы ведут себя на рынке значительно менее агрессивно, чем лидеры (особенно в области цен).

3. «атака», применяют этот тип, когда фирма хочет занять лидирующее место на рынке, но для этого требуются следующие условия: а) фирма может позволить себе резко снизить себестоимость продукции ради снижения цен и роста объема продаж; б) весь рынок занят конкурентами; в) мелких конкурентов можно разорить или купить их предприятие; г) увеличение занятой доли рынка способно дать фирме ощутимый ясновидимый результат в виде получения прибыли либо увеличения мощности фирмы; д) фирма может быстро снять с производства устаревшую продукцию и заменить ее существенно новой.

4. «снятие сливок», используется при введении нового товара на рынок, особенно в условиях, когда покупатели (потребители) готовы отдать за такой товар любые деньги. Условия применения этой политики: а) фирма желает быстро окупить расходы, потраченные на НИОКР; б) конкуренты не в состоянии противопоставить свои изделия (продукцию) продукции данной фирмы, т.к. отстали с разработкой новой продукции; в) высокая цена на новую продукцию принимается конкретным сегментом рынка легко, особенно на ранней стадии жизненного цикла товара; г) устанавливая высокую цену фирма отчетливо понимает, что по истечении определенного времени эту цену придется снижать; д) высокая цена помогает формированию привлекательного имиджа на товар, но только в случае если товар действительно достоин такого имиджа. Данный тип политики применяется лишь на ограниченный период времени.

5. «внедрение». При этом товар вводится на рынок по очень низкой цене, а сам товар отличается простой технологией производства и является технически не сложным. По мере завоевания рынка товаром его цена возвращается к нормальному уровню либо к повышенному. Условия применения этой политики: а) фирма способна выбросить на рынок огромное количество товара, прежде чем конкуренты успеют опомниться, тем самым она захватит б о льшую долю рынка; б) прежде чем цена вернется к норме, многие конкуренты будут вынуждены уйти с данного рынка; в) фирма быстро снижает себестоимость товара, получая за счет низкой цены б о льший объем продаж, а отсюда, и больший объем прибыли, особенно по отношению к конкурентам; г) сегмент рынка готовый принять данную высокую цену на товар является узким, а его эластичность спроса весьма велика (увеличивается эластичность продаж за счет уменьшения цены).

 

 

3.

 

Повышая либо понижая цену на товар предприятие тем самым влияет на объем спроса на этот товар. Эта зависимость может быть представлена следующим образом:

На зависимость между спросом и ценой влияет множество различных факторов: 1) престижность товара; 2) ассортимент товаров первой необходимости; 3) неценовая конкуренция (полит.) и т.п. Отсюда, зависимость между уровнем цены и размером спроса называется ценовой эластичностью, которая определяется коэффициентом эластичности.

 

 

 

Так как изменение уровня цены и размера спроса находятся в обратной зависимости, то коэффициент ценовой эластичности всегда будет иметь отрицательное значение, поэтому чаще всего применяется вторая формула расчета коэффициента ценовой эластичности. В зависимости от состояния этого коэффициента различают следующие 3 вида эластичности:

1) эластичный спрос. В этом случае спрос значительно изменится при незначительном изменении цен. Отображается следующими характеристиками. КЭ> 1 - эластичный спрос (т.е. на малое изменение цены резко изменяется спрос).

2) не эластичный спрос. Характеризуется следующим состоянием.

КЭ< 1 – незначительное изменение спроса при резком изменении цены (социально значимые товары либо на дорогие товары - эксклюзив).

 

3) единичный спрос (единичная эластичность) – на равное изменение цены равное изменение спроса. КЭ=1.

Зная зависимость спроса от цены можно найти максимально возможную цену реализации товара. При этом минимально возможная цена конкретного товара не должна быть ниже себестоимости с учетом издержек по реализации данного товара. Разность между максимальной ценой и минимальной при реализации продукции называется диапазоном цен. В этом случае при минимальном назначении цены прибыли от реализации не будет. Реализация по минимальной цене чаще всего применяется при игре на понижение (в спекулятивных целях). Обычно цена на товар устанавливается выше минимальной цены для получения прибыли, т.е. с целью создания фонда накопления и фонда потребления. Т.о. на цену товара могут оказывать влияние следующие факторы: 1) цены на сырье, материалы, комплектующие и на рабочую силу в виде з/п; 2) государственное регулирование цен, т.е. через налоговую, таможенную и законодательную политику; 3) поведение конкурентов на рынке; 4) поведение потребителей на рынке, т.е. насколько они сплочены между собой; 5) от применяемой ценовой политики.

Порядок осуществления закупок товаров регулируется законом «О ценообразовании», в котором приведены общие положения, касающиеся сферы применения ценообразования, а также принципов ценообразования. Вторая глава закона посвящена вопросам свободного ценообразования. Третья глава регулирует вопросы государственного влияния на ценообразование. Четвертая глава посвящена порядку регулирования и контролю за ценообразованием, связанного с полномочиями государственных органов, осуществляющих регулирование и контроль за ценообразованием. При этом основными органами, осуществляющими регулирование и контроль за ценообразованием являются: 1) республиканский орган государственного управления по вопросам экономики; 2) республиканские органы государственного управления, на которые возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием; 3) областные и минский городской исполнительные и распорядительные органы.

При осуществлении закупок товаров в настоящее время используется система подрядных торгов (тендеров). В строительстве эта система имеет свои особенности. В частности, если объекты финансируются с участием государственного капитала либо кредитуются под гарантией Правительства, а объем (кредитов, финансирования) которых превышает 3 тыс. базовых величин, то такие объекты должны обязательно проходить через процедуру подрядных торгов. Во всех остальных случаях подрядные торги будут назначаться, если объемы финансирования превышают 50 тыс. базовых величин. При закупках товаров, материалов, сырья, оборудования для осуществления строительства действуют те же самые правила, как и для производства строительно-монтажных и специальных работ. Закупку товаров, материалов, оборудования для целей осуществления производственной деятельности, торгово-закупочной и т.д. осуществляют согласно положению «О закупках товаров». Сама процедура проведения подрядных торгов предусматривает создание специального органа (организатора торгов, а в его составе - конкурсной комиссии), который занимается устройством и проведением подрядных торгов. Данная процедура направлена на уменьшение стоимости осуществления различных проектов и закупок путем выбора оптимального поставщика.

 

 

4.

 

На данный момент применяют следующие 3 способа и соответствующие им методы определения цены.

1) с ориентацией на издержки

1.1 ценообразование по принципу издержки плюс прибыль;

1.2 ценообразование по принципу издержки плюс накидки;

1.3 назначение цен, обеспечивающих получение целевой либо плановой нормы прибыли;

1.4 ценообразование по методу обеспечения безубыточности, т.е. расчет издержек при критическом объеме производства.

2) с ориентацией на спрос используются методы

2.1 ценовой дискриминации, т.е. предоставление особых льгот;

2.2 метод анализа товара;

2.3 метод ассортиментной политики.

3) с ориентацией на конкуренцию

3.1 метод назначения цены покупателя;

3.2 методика расчета цены с ориентацией, как на конкуренцию, так и на издержки.

 

1) Ценообразование с ориентацией на издержки.

Ценообразование по принципу: 1.1.издержки плюс прибыль и 1.2.издержки плюс накидки, различаются только по месту осуществления сделок. Первые осуществляются в производственной деятельности, а вторые применяются в деятельности торговых организаций. Методика расчета в обоих случаях одинакова и может быть представлена следующим образом.

1) вначале рассчитывается полная себестоимость реализации единицы продукции. Для чего рассчитываются затраты (издержки), связанные с использованием материалов, сырья и полуфабрикатов, топлива и смазочных ресурсов и т.д.; учитывается фонд оплаты труда на выпуск всей продукции; рассчитываются амортизационные отчисления; определяются накладные расходы и некоторые другие затраты. В результате получаем полную себестоимость выпуска партии (объема) продукции, и путем деления на объем продукции выходим на полную себестоимость единицы продукции.

2) к полной себестоимости единицы продукции добавляется согласованная процентная ставка отчислений, связанная с рентабельностью данной продукции предприятия либо предприятий конкурентов. В результате суммирования полученных значений полной себестоимости единицы продукции и плановой прибыли получаем цену реализации продукции.

При применении этих двух методов просматриваются следующие зависимости, которые следует использовать в практической деятельности: 1) чем выше издержки на единицу продукции на данном предприятии, тем меньший процент к издержкам предприятие может себе позволить добавить при назначении цены; 2) чем выше величина оборота, тем меньший процент к издержкам можно добавить при назначении цены; 3) чем больше проявляется рост приверженности потребителя к Вашим товарам, тем больше размер процента к издержкам предприятие может получить при назначении цены.

Недостатки этих двух методов.

1.калькуляция полных издержек на выпуск конкретного товара обязательно включает в себя более или менее произвольно принятое решение относительно объема накладных расходов, некоторых целевых расходов, цеховых расходов и других. Следствием этому является некоторая сомнительность расчета стоимости калькуляции, особенно со стороны контролирующих органов.

2.методика расчета цены в этом случае не учитывает фактора спроса и следовательно всегда существует опасность упущенной выгоды (потенциальной прибыли).

Преимущества.

1.издержки всегда значительно проще рассчитать или определить, чем рассчитать либо учесть конкуренцию сторонних предприятий.

2.методика расчета и калькулирования цены доступна, проста и удобна.

3.часто, особенно в РБ цену определяет ведомство или министерство. В этом случае это приводит к снижению ценовой конкуренции в пределах РБ.

Назначение цен обеспечивающих получение целевого либо планового объема прибыли

Методика расчета этой цены следующая: 1) вначале оценивается производственная мощность предприятия за рассматриваемый период по выпуску конкретной продукции; 2) составляется калькуляция прямых издержек на производство рассчитанного объема выпуска данной продукции; 3) руководство цеха либо подразделения, в отдельных случаях вышестоящее руководство определяет целевую норму прибыли (планируемый объем прибыли); 4) определяется суммарная выручка от реализации продукции путем сложения прямых издержек производства и планируемого объема прибыли, с учетом накладных расходов и прочих; 5) делится целевая выручка на запланированный объем выпуска продукции, тем самым определяется цена реализации единицы продукции.

Недостатки.

1.для определения цены используется чаще всего оценочная величина объема продаж на основе имеющихся мощностных характеристик предприятия, но не дается оценка реального спроса на эту продукцию.

2.полученная цена может являться главным мотивом продажи продукции, но этот фактор в данной методике игнорируется. Т.о. данная методика расчета цены подходит только для рынка с неэластичным спросом (т.е. в том случае, когда в небольшом интервале спроса интервал цены может резко изменяться).

Ценообразование по методу обеспечения безубыточности

Данный метод применяется, когда предприятие ставит перед собой задачу достижения безубыточности производства в течение определенно периода времени. Решение о цене вытекает из ответа на вопрос, можем ли мы достичь безубыточности при продаже определенного объема продукции по данной цене. В этом случае решается уравнение:

 

Левая часть уравнения – выручка; правая часть уравнения – полные затраты. Где Ц – цена единицы выпускаемой продукции, которая варьируется в пределах возможного диапазона; Ипост – издержки постоянные, затрачиваемые на производство за определенный период времени (месяц); Иперем – переменные издержки, приходящиеся на каждую единицу выпускаемой продукции; К – количество продукции (неизвестная величина в нашем случае).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.