Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация цен и их виды






В зависимости от ряда экономических признаков все цены в переходный период классифицируются по видам и разновидностям.

Первым и важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в зависимости от обслуживаемой сферы товарного обращения. Следуя этой дифференциации цены подразделяются на следующие основные виды:

- оптовые цены на продукцию промышленности;

- цены на строительную продукцию;

- закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;

- цены и тарифы грузового и пассажирского транспорта;

- розничные цены;

- цены и тарифы на коммунальные и бытовые услуги, оказываемые населению;

- цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).

Оптовые цены на продукцию промышленности – это цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций промышленности независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями со сменой форм собственности, чего не было при административном ценообразовании. В этом принципиальное отличие оптовых цен в условиях перехода к рыночным отношениям.

В свою очередь, оптовые цены на продукцию промышленности подразделяются на два подвида:

- оптовые цены предприятия (отпускные цены);

- оптовые цены промышленности.

Оптовая цена предприятия (отпускная цена) – это цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует производственную продукцию оптово - сбытовым организациям или другим предприятиям. В условиях перехода к рынку эти цены призваны обеспечивать возможность дальнейшей хозяйственной деятельности предприятиям или организациям. Другими словами, реализуя свою продукцию по оптовым ценам предприятие или фирма должны возместить свои издержки производства и реализации и получить такую прибыль, которая позволила бы им выжить в условиях рынка.

Прибыль является важнейшим элементом цены. Получение прибыли – главный побудительный мотив любой формы предпринимательства. В условиях конкуренции существует объективная тенденция к получению максимальной прибыли. Размер прибыли, необходимый для предприятия (фирмы) определяется потребностями его развития и не может быть меньше минимально допустимого уровня, обеспечивающего нормальный процесс воспроизводства. В противном случае предприятие разоряется и гибнет. Если в централизованно планируемой экономике допустим существование низкорентабельных и нерентабельных предприятий (а их дореформенный период было до 15% от общего числа), живущих за счет дотаций из бюджета, то в рыночных условиях их просто не может быть, за редким исключением, когда государство с целью поддержания приоритетных отраслей и производств вынуждено выделять дотации предприятиям этих отраслей.

Нормативы прибыли, рентабельности «сверху» устанавливаются только для продукции отраслей и предприятий – монополистов, по которой осуществляется регулирование цен государством.

Норма прибыли формируется на рынке в результате конкуренции товаропроизводителей и она может меняться и фактически меняется под воздействием множества конъюнктурных факторов. Предприятия стремятся максимизировать размер прибыли. Они производят оценку спроса, качества товаров, издержек производства и реализации применительно к разным уровням цен и выбирают такую цену, которая может обеспечить возмещение затрат и максимально возможную прибыль.

Однако полной гарантии предприятию или фирме в том, что она получит запланированный размер прибыли никто дать не может, так как коммерческий успех деятельности зависит от многих рыночных факторов, предугадать действие которых весьма сложно, тем более, что многие из них являются довольно подвижными. Поэтому конечный экономический результат деятельности предприятия может оказаться как положительным (прибыль), так и отрицательным (убыток).

На основе оптовых цен предприятия (отпускных цен) производится планирование, анализ и расчет стоимостных показателей работы предприятия (фирмы). Оптовая (отпускная) цена состоит из себестоимости (издержек производства и реализации), прибыли, акциза (по подакцизным товарам) и НДС.

Цена изготовителя продукции обращена к производству, тесно связана с ним. Разновидностью оптовой цены предприятия – изготовителя является трансфертная цена, которая применяется при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же фирмы или предприятия. Она может использоваться как в отношении готовых изделий, полуфабрикатов, сырья, так и в отношении услуг, в том числе управленческих платежей и процентов за кредит.

В последние годы трансфертные цены получают все больше распространение, поскольку внутрифирменная торговля становится важным элементом международной торговли. Так, внутрифирменная торговля широко используется между американскими компаниями и их филиалами, находящимися в других странах. Аналогично действуют и другие страны на территории США.

Использование трансфертных цен может существенно влиять на конкурентоспособность фирмы на рынке. Так, путем занижения цен на сырье и материалы, поставляемые дочерними предприятиями, можно заметно повысить конкурентоспособность конечного товара по сравнению с другими фирмами. Пониженные трансфертные цены иногда применяются для уменьшения таможенных пошлин, однако это противоречит антимонопольному законодательству и может быть наказуемо.

Оптовые цены промышленности – это цены, по которым предприятия и организации – потребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым (оптовым) организациям.

Оптовая цена промышленности включает в себя кроме оптовой (отпускной) цены снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скидку и НДС. Снабженческо-сбытовая (оптовая) наценка или скидка – это цена услуги по снабжению и сбыту, и как любая цена, она должна компенсировать издержки этих организаций (снабженческо-сбытовых или оптовых) и обеспечивать им прибыль.

Если цены изготовителей продукции больше тяготеют к производству, то оптовые цены промышленности теснее связаны со сферой обращения (оптовой торговли).

Разновидность оптовой цены промышленности является цена биржевого товара (или биржевых сделок), которая формируется на базе биржевой котировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товара, расстояния товара от места поставки, предусмотренного биржевым контрактом.

Таким образом, цены различаются по стадиям товародвижения.

Обычно массовый товар проходит три стадии товародвижения:

1) предприятие – оптовая торговля;

2) оптовая торговля – розничная торговля;

3) розничная торговля – потребители.

Этим стадиям товародвижения и соответствуют три вида цен: оптовая цена предприятия (отпускная цена), ее еще называют ценой изготовителя; оптовая цена промышленности и розничная цена (о ней речь пойдет дальше).

Цены на строительную продукцию. Продукция строительства оценивается по трем видам цен:

1) сметная стоимость – предельный размер затрат на строительство каждого объекта;

2) прейскурантная цена – усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 кв.м. жилой площади, 1 кв.м. полезной площади, 1 кв.м. малярных работ и др.);

3)договорная цена, устанавливаемая по договоренности между заказчиками и подрядчиками. Сфера действия этой цены все более расширяется с развитием рыночных отношений. Соответственно сужается сфера действия видов цен на строительную продукцию.

Закупочная цена – это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением. На практике закупочные цены для хозяйств трансформируются в средние цены фактической реализации, в которых учтены цены и количество продукции, проданной по различным каналам реализации (заготовительными организациями по прямым связям с розничной торговлей, на колхозном рынке и др.). Закупочные цены – договорные (свободные) цены, они устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения.

По своему составу закупочная цена содержит себестоимость и прибыль, необходимую для продолжения осуществления хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений на основе не только простого, но и расширенного воспроизводства.

Отличие закупочной цены от других видов цен (оптовых и розничных) состоит в том, что в нее входит НДС и акцизы. НДС не входит также в стоимость приобретаемых сельским хозяйством материально – технических ресурсов. Сумма указанного налога не учитывается и при регистрации цен статистическими органами, и в расчетах индексов цен приобретения средств производства и услуг.

Важнейшей проблемой для развития сельского хозяйства является обеспечение ценового паритета в обмене между городом и селом. Такой паритет должен обеспечить через цены взаимовыгодный обмен продукцией между промышленностью и сельским хозяйством, эквивалентности этого обмена, недопущения ценового противостояния между городом и селом. Такой паритет должен обеспечивать через цены взаимовыгодный обмен продукцией между промышленностью и сельским хозяйством без потерь как для сельского хозяйства и для промышленности.

Ценовой паритет в течение длительного времени постоянно нарушался, что приводило к значительным потерям в сельском хозяйстве, отрицательно отражалось на его экономике, сдерживало развитие этой важнейшей отрасли.

Наиболее ощутимые удары сельское хозяйство получает во время инфляционного роста цен. Дело в том, что результаты своего труда оно реализует один раз в году – осенью после уборки и продажи части урожая, покупает необходимые материально – технические ресурсы постоянно, на протяжении всего года в условиях непрерывного роста цен. Поэтому для сельского хозяйства необходима постоянная экономическая и социальная поддержка со стороны государства (льготные кредиты, обеспечение материально – техническими ресурсами и т.д.). В РФ такая помощь оказывается, особенно перед посевными работами и уборкой урожая (обеспечение топливом, удобрениями, сельскохозяйственной техникой и др.). Во многих экономически развитых странах, например США, помощь сельскому хозяйству оказывается в виде закупок государством по гарантируемым ценам значительной части урожая, финансовой помощи (субвенций) селу.

Обеспечение ценового паритета, эквивалентности обмена между сельским хозяйством и промышленностью должно быть предметом постоянного и пристального внимания со стороны государства, остается одним из центральных вопросов экономической политики государства.

Тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения. Составные элементы тарифа – издержки и прибыль транспортных организаций и НДС.

Затраты грузового транспорта распределяются по двум ставкам: ставки за начально – конечные операции (погрузка и выгрузка) и ставки за перевозочную операцию (транспортировка грузов).

Розничные цены – это цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Они являются конечными ценами: по этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве.

Розничная цена образуется из следующих экономических составляющих: оптовая цена промышленности, НДС и торговая надбавка или торговая скидка, налог с продаж. Торговая надбавка состоит из издержек торговых организаций и их прибыли для продолжения их деятельности. Торговая надбавка устанавливается предприятиями розничной торговли в % - Х к ценам приобретения товаров (с НДС).

Схематично весь процесс ценообразования можно представить следующим образом:

 

Издержки (стоимость) предприятия прибыль Снабженческо-сбытовая или оптовая наценка (скидка) Торговая надбавка (скидка)
издержки прибыль издержки прибыль
Оптовая (отпускная) цена предприятия  
Оптовая цена промышленности  
Розничная цена
           

Рис. 9. Методика процесса ценообразования

 

Нетрудно заметить, что каждый последующий вид цены включает в себя предыдущий.

Следует подчеркнуть, что на каждой стадии реализации (оборота) товара в цену дополнительно включается налог на добавленную стоимость, а также акциз (по подакцизным товарам), который уплачивается в бюджет предприятием – изготовителем товара. Являясь косвенным налогом, НДС образуется в каждом звене товародвижения и аккумулируется в розничной цене. Он оплачивается конечным потребителем, т.е. населением или государством, и, как правило, составляет 20%, но имеет льготные ставки по отдельным группам товаров (некоторые продукты питания, медикаменты, товары детского ассортимента и некоторые другие).

Доля косвенных налогов в цене колеблется от 10% по основным продуктам питания до 90% по алкогольной продукции.

С либерализацией цен в результате их отрыва от сложившегося уровня издержек производства и обращения, при постоянном снижении объемов производства в натуральном выражении НДС полностью утратил связь с действительным процессом возрастания стоимости. НДС продолжает оставаться ценовой надбавкой. НДС и акцизы, наряду с налогом на прибыль и таможенной пошлиной, являются основными доходными статьями бюджетов.

Для правильного понимания категории цены следует различать понятия состав цены и структура цены. Состав цены характеризуется ее экономическими элементами (себестоимость, прибыль и т.д.), выраженными в их абсолютных значениях, например в рублях. В отличие от состава цены структура цены – это соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, или удельный вес отдельных элементов в цене товара. Так, если цену взять w 100%, то себестоимость по отношению к цене составит, например, 70%, прибыль – 20 и т.д.

Разновидностью розничной цены является аукционная цена, т.е. цена товара, проданного на аукционе. Она может существенно отличаться от рыночной (быть многократно выше ее), поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товара и в значительной степени зависит от уровня профессионализма лица, проводящего аукцион.

Кроме продажной цены имеется еще цена потребления или издержки потребления. Дело в том, что недостаточно купить товар, чтобы удовлетворить потребность. По многим товарам, особенно длительного пользования, необходимо еще осуществить затраты по эксплуатации – расходы на обслуживание, ремонт, запасные части, топливо, электроэнергию и т.д. Поэтому расходы потребителя складываются из двух частей – рыночной цены товара и цены потребителя, состоящей из затрат, связанных с потреблением товара. Цена потребителя, как правило, намного выше продажной цены. Такая продажная цена, например, транспорта, в общих расходах по эксплуатации за весь срок службы составляет 20%, а бытового холодильника 10%.

Относительно низкая продажная цена на товар еще не свидетельствует о том, что она выгодна для покупателя. Рыночная цена может быть относительно низкой, однако расходы по эксплуатации изделия (цена потребителя) могут оказаться настолько высокими, что значительно увеличивают совокупною цену на товар. Отсюда цена потребителя нередко выступает важным фактором конкурентоспособности любого товара.

В условиях рынка важную роль в формировании цены играет полезность товара. Дело в том, что покупателя интересует не товар как таковой, а то, в какой степени он будет удовлетворять его потребности, т.е. его полезность. Покупатель ищет ценность товара в его полезности для него. Никто не покупает товар или услугу – покупают пользу, которую можно из них извлечь. Покупатель на рынке встречает ряд вариантов удовлетворения своих потребностей. Сравнивая эти варианты, он выбирает один наиболее предпочтительный вариант. При этом выборе он исходит из шкалы собственных предпочтений. Главным ограничителем выбора покупателя является его денежные доходы. Он стремится получить максимальную полезность при ограниченном денежном доходе, т.е. стремится израсходовать деньги на покупку товара или услуги с наибольшей эффективностью.

Различают общую и предельную полезность приобретения. Теоретическая разработка проблемы полезности принадлежит англичанам У. Джевонсу и А. Маршалу, австрийцам К. Менгеру, Ф. Фон Визеру и Е. Фон Бем-Баверку, швейцарцу Л. Вальрасу и др. Согласно этой теории, величина ценности каждого товара или услуги определяется величиной их пользы для конкретного потребителя. При этом имеется в виду не вообще величина полезности, а предельная полезность товара или услуги.

Предельная полезность – это сумма предельных полезностей (или полезность всех имеющихся в наличии товаров и услуг).

С увеличением общего количества товаров или услуг, которыми располагает потребитель, предельная полезность уменьшается, а общая – увеличивается. Предельная полезность также уменьшается при переходе от удовлетворения насущных потребностей к менее насущным. Как уже отмечалось, выбор потребителя всегда ограничен доходом, а также ценами. Равный полезный эффект для покупателя можно выразить соотношением:

Па = Пв,
Ца Цв
     

где Па и Пв - предельная полезность товаров А и В,

Ца и Цв - цены товаров А и В.

Покупатель стремится получить максимальную полезность, покупая такой товар или услугу, для которого отношение предельной полезности к цене одинаково. В практике хозяйствования соотношения цены и полезности учитывается, в частности, благодаря использованию параметрических методов ценообразования, таких как: 1) метод удельной цены, 2) балльный метод, 3) метод регрессивного анализа.

Цены на бытовые и коммунальные услуги – это плата за различного рода услуги, оказываемые населению бытовыми и коммунальными службами. К ним относятся цены на услуги прачечных, парикмахерских химчисток, на ремонт одежды и обуви, квартирная плата, плата за телефон и т.п.

Цены на эти услуги включают в себя: себестоимость, прибыль и НДС.

Классификация цен в зависимости от территории действия.

По этому признаку различают:

- цены единые или поясные;

- цены региональные и местные.

Единые или поясные цены устанавливаются и регулируются государственными органами. Речь идет о таких видах продукции и услуг, как, например, газ, электроэнергия, транспорт, квартирная плата и некоторые другие.

Региональные цены регулируются региональными органами власти и управления. Эти цены ориентируются при своем формировании на издержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе.

Региональными являются цены и тарифы на подавляющие большинство коммунальных и бытовых услуг, оказываемых населению.

Региональными являются закупочные цены на продукцию сельского хозяйства.

Классификация цен в зависимости от порядка возмещения потребителем и транспортных расходов по доставке грузов.

Как уже говорилось, цена помимо издержек производства содержит издержки обращения и, в частности, расходы по транспортировке товаров до покупателя. Отсюда значительную роль в формировании цены играет географический фактор.

Этот фактор обуславливает следующее разграничение цен:

· цена в месте производства продукции. По этой цене товар передается покупателю в месте его производства со всеми правами на него и ответственностью. В этом случае покупатель оплачивает сверх цены все фактические расходы по транспортировке продукции до места назначения.

· единые цены с включением расходов по доставке. Этот метод предполагает формирование фирмой единой цены на товар для всех покупателей независимо от их местоположения с включением в нее одинаковой суммы транспортных расходов, где сумма рассчитываетсякак средняя стоимость всех перевозок. Эта цена особенно выгодна тем покупателям, которые удалены от места производства и фактические транспортные расходы которых значительно превышают среднее.

 

· зональные цены. При этом выявляется несколько географических зон и устанавливается единая цена для клиентов, расположенных в границах одной зоны. Для разных зон эти цены являются различными, так как они устанавливаются в зависимости от величины транспортных расходов; по мере удаленности зоны цена возрастает.

 

· цены на основе базисного пункта. При этом предприятие (фирма) устанавливает в нескольких географических пунктах базисные цены на одну и ту же продукцию. Фактические цены продажи рассчитываются путем прибавления к цене ближайшего от заказчика базисного пункта транспортных расходов по доставке ему товара.

 

При переходе к рынку появляется такой классификационный признак, как степень свободы цен от воздействия государства при их определении. В зависимости от меры реализации этого признака различают следующую классификацию цен.

Свободные цены. Эти цены складываются на рынке под воздействием спроса и предложения, свободны от какого бы то ни было прямого влияния государственных органов. Государство может воздействовать на эти цены (их уровень) лишь косвенно путем влияния на конъюнктуру рынка доступными ему способами. В этом случае государство устанавливает «правила игры» на рынке с помощью мер, ограничивающих недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка. С этой целью вводится ряд запретов: на горизонтальное фиксирование цен, на вертикальное фиксирование цен, на ценовую дискриминацию, на демпинг на недобросовестную ценовую рекламу.

Свободные цены устанавливаются по согласованию сторон. При их определении учитываются степень новизны товара, его полезность, качество, конъюнктура рынка. При этом фактический размер прибыли зависит от уровня согласованной цены.

Свободные цены фиксируются в протоколах согласования цен или в договорах на поставку товара. Свободные цены могут быть изменены по согласованию сторон в зависимости от изменения цен на сырье, материалы и других факторов. Влияющих на формирование затрат.

Регулируемые цены. Это цены, складывающиеся под воздействием спроса и предложения, но испытывающие при своем формировании определенное воздействие государственных органов, которое осуществляется либо путем регламентации рентабельности, установления предельных надбавок или коэффициентов к фиксированным ценам прейскуранта, установления предельных значений элементов цены, и т.д.

Фиксированные цены. Это цены, прямо установленные государством в лице каких – либо органов власти и управления (например, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации или отделом (управлением) цен региональных органов власти и управления). Формы фиксирования: прейскурантные цены, «замораживание» рыночных свободных цен, фиксирование монопольных цен. Такие цены устанавливаются в экстремальных условиях (в случае войны, стихийных бедствий, кризиса в экономике, острого дефицита товаров и т.д.)

В переходный период к рыночной экономике преимущественно будут действовать два вида цен: свободные (рыночные) и регулируемые. При этом их удельный вес в общей массе производимых и реализуемых товаров может меняться в зависимости от изменений, происходящих в экономике страны.

Наиболее адекватными рыночной экономике, естественно, являются свободные рыночные цены. Но полностью прейти к ним нельзя – такого нет и нигде в мире. Идеально свободное ценообразование может происходить лишь на товарных рынках, где возникают экономические процессы, наиболее полно отвечающие интересам экономики, общества в целом. Но и в этом случае государство сохраняет за собой право при необходимости вмешиваться в процессы ценообразования в зависимости от изменяющихся экономических условий переходить к регулируемым или даже фиксированным ценам.

Сфера действия свободных цен с 1 января 1992 г. после либерализации цен была резко расширена. На подавляющее большинство товаров в настоящее время действуют свободные цены.

Решениями Российского правительства предусмотрено, что круг потребительских товаров, продаваемых по свободным ценам, может расширяться или, наоборот, сужаться и по ним могут вводиться регулируемые цены. Такое право было предоставлено некоторым региональным органам власти и управлениям (Татарстан, Башкортостан, Ульяновская область и др.). Регулирование цен в отдельных регионах во многом зависит от наличия на местах товарных ресурсов и финансовых возможностей.

Но в то же время нельзя обойтись и без цен, регулируемых государством. Дело в том, что контролировать систему, не «привязанную» к каким – либо ценам на «базовые» виды продукции необычайно трудно, особенно на первых этапах перехода к рынку. Цены будут постоянно стремиться «уходить» и они часто «уходят» от намеченных уровней и соотношений в какую – либо сторону (чаще в сторону повышения).

Поэтому цены отдельных важнейших «базовых» видов товаров должны регулироваться (а иногда и фиксироваться на определенный период времени) государством. К этим видам продукции могут быть отнесены нефть и нефтепродукты, газ, электроэнергия, хлеб и некоторые другие товары.

Политика социальной защиты населения на определенных этапах развития требует прямого государственного регулирования розничных цен на отдельные предметы потребления, прежде всего на те, которые определяют прожиточный минимум населения (хлеб, молоко, сахар, растительное масло и некоторые другие). В переходный период к рыночной экономике проблема социальной защищенности отдельных групп населения от роста розничных цен и инфляции приобретает особую остроту и должна являться объектом пристального внимания государства. Это тем более важно, что названная проблема в России еще далека от разрешения.

Классификация цен в зависимости от степени новизны товара. В зависимости от этого признака различают цены на новые товары и товары, реализуемые на рынке относительно длительно длительное время.

По новым товарам практика рыночного ценообразования многих стран выработала следующие виды и методы образования цен.

При выпуске на рынок нового товара предприятие или фирма выбирает, как правило, одну из наиболее распространенных стратегий установления цен.

1. Цена «снятия сливок». Отличается тем, что с самого начала изготовления и появления нового товара на рынке на него устанавливается максимально высокая цена в расчете на потребителя, готового купить этот товар по такой цене.

Цены понижаются лишь после того, как удовлетворяется спрос по этой максимальной цене. Это позволяет увеличить зону продажи – привлечь новых покупателей. Преимущества этой цены: высокая цена обеспечивает достаточно большой размер прибыли даже при относительно высоких издержках в первый период выпуска товара; высокая цена позволяет сдерживать покупательский спрос, так как при более низкой цене предприятие (фирма) не смогло бы полностью удовлетворить спрос в связи с ограниченностью своих производственных возможностей; высокая первоначальная цена способствует созданию «имиджа» качественного товара у покупателей, что может облегчить его реализацию в дальнейшем, при снижении цены; повышенная цена может способствовать увеличению спроса в случае престижного товара; высокая цена позволяет легко исправить ошибку в цене путем ее снижения, так как покупатели более благосклонно относятся к снижению цены, нежели к ее повышению.

Основным недостатком этой стратегии ценообразования является то, что высокая цена привлекает конкурентов. Поэтому цену «снятия сливок» можно успешно использовать при определенном ограничении конкуренции. Условием успеха является также достаточный спрос.

2. Цена проникновения (внедрения) на рынок. При этом методе предприятие (фирма) устанавливает значительно более низкую цену по сравнению с ценами на аналогичные товары конкурентов. Использование такой цены направлено на то, чтобы привлечь к товару наибольшее число покупателей и занять как можно большую долю рынка. Такая стратегия возможна при больших объемах выпуска товаров, которые позволяют возмещать общей массой прибыли потери ее на отдельном изделии. А это в свою очередь требует значительных финансовых затрат, что делает цену «проникновения на рынок» почти неопределяемой для мелких и средних предприятий (фирм), не располагающих такими финансовыми возможностями. Использование такой цены дает эффект при эластичном спросе, а также при условии, что рост объемов производства обеспечивает снижение издержек.

3. «Психологическая» цена. Устанавливая цену, продавец должен учитывать психологию восприятия цены покупателем. Эта цена обычно выбирается чуть ниже круглой суммы. Многие маркетологи уверены, что цена должна обязательно выражаться нечетным числом. Например, 99, а не 100 руб., 599, а не 600 руб. и т.д. В результате у покупателя создается впечатление об очень точном определении затрат на производство данного товара и недопустимости обмана, об уступках покупателю и выигрыше для него.

В действительности, в конечном счете в выигрыше остается продавец за счет увеличения количества проданных товаров и соответственно суммы полученной прибыли.

4. Цена «следования за лидером» в отрасли или на рынке. По этой стратегии цена на товар устанавливается примерно на уровне цены главного конкурента, как правило, ведущей фирмы отрасли, доминирующей на рынке. При этом цена не должна превышать цену, предлагаемую лидером, т.е. главным конкурентом. На взаимозаменяемою продукцию (например, бензин) устанавливается одинаковая цена. Если товары близки по потребительским характеристикам друг другу (например, автомобили), то в ценах могут быть некоторые различия. Лидерство обеспечивается только в том случае. Если фирма имеет явные преимущества перед конкурентами либо по объемам производства товаров, либо по уровню издержек.

5. Цена с возмещением издержек производства. В данном случае установление цены на свой товар фирма осуществляет на основе фактических издержек производства и средней нормы прибыли на рынке или в отрасли. Цена устанавливается по формуле:

Ц = И + Р + Н (И + Р),

И – издержки производства;

Р – административные расходы по реализации;

Н – средняя норма прибыли на данном рынке или в отрасли.

 

6. Престижная цена. Устанавливается на товары очень высокого качества известной фирмы (например, одежда модельеров Зайцева, Юдашкина), обладающие уникальными свойствами (в этом случае моделями). Цена устанавливается на очень высоком уровне.

Выбор одного из названных методов определения цены осуществляет руководство фирмы. Этот выбор зависит от многих факторов, основными из которых являются:

· скорость внедрения на рынок нового товара;

· доля рынка сбыта, контролируемая данной фирмой;

· характер реализуемого товара (степень новизны, взаимозаменяемость с другими товарами и др.);

· период окупаемости инвестиций;

· конкретные условия рынка (степень монополизации, ценовая эластичность спроса, круг потребителей и др.);

· положение фирмы в соответствующей отрасли (финансовое положение, связи с другими производителями и др.)

Для товаров, реализуемых на рынке относительно длительное время, используются следующие виды цен.

1. Скользящая или плавающая цена. Устанавливается почти в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения, постепенно снижается по мере насыщения рынка (особенно оптовая цена, так как розничная может быть относительно стабильной). Такой метод применяется чаще всего к товарам первой необходимости. В этом случае тесно взаимодействуют цены на товары и объем их производства. Чем больше объем выпуска, тем больше у фирмы возможность снизить издержки и в конечном счете цены.

2. Долговременная цена. Устанавливается на товары массового спроса и не подвержена изменениям на протяжении долгого времени. Однако в зависимости от рыночной конъюнктуры в товары могут вноситься изменения (уменьшаться их размеры; незначительно ухудшаться качество) при неизменной цене.

3. Цены потребительского сегмента рынка. Такие цены устанавливаются примерно на одни и те же виды товаров и услуг, которые реализуются различным социальным группам населения с разным уровнем доходов по неодинаковым ценам. Это могут быть цены на различные модификации легковых автомобилей, авиабилеты, билеты в театры и т.д. Проблема здесь состоит в том, чтобы определить правильные соотношения цен на различные по качеству товары и услуги.

4. Гибкие цены. Эти цены быстро меняются по мере изменения соотношения спроса и предложения на рынке. Использование их возможно, когда имеют место сильные колебания спроса и предложения в относительно короткие сроки: например, понижение цен к концу дня при продаже отдельных скоропортящихся продуктов (овощей, рыбы свежей, молочных продуктов, цветов и т.д.)

Применение таких цен дает эффект, когда право на принятие решения по ценам делегировано самому нижнему уровню управления (непосредственно продавцу).

Чем больше уровней управления у фирмы, тем больше времени требуется для принятия решений, тем меньше шансов добиться успеха при использовании этой цены.

5. Преимущественная цена. Случай, когда предусматривается определенное снижение цен на свои товары фирмой, занимающей доминирующее положение на рынке (доля рынка 70 – 80%). Эта фирма может обеспечить значительное снижение издержек производства за счет роста объемов производства и сокращения расходов по реализации товаров. Главные цели, которые при этом ставятся фирмой – предотвратить внедрение на рынок новых конкурентов и заставить их платить большую цену за право внедрения на рынок, а это доступно далеко не каждому конкуренту.

6. Цены на изделия, снятые с производства, выпуск которых прекращен. Вместе с тем это не распродажа по сниженным ценам, а ориентация на строго ограниченный круг потребителей, нуждающихся именно в этих товарах. В этом случае цены выше, чем на обычные товары. Например, производство запасных частей к легковым автомобилям и грузовикам самых разных марок и моделей, снятым с производства.

7. Цена, установленная ниже, чем у большинства предприятий. Такую цену может получить товар, дополняющий другой товар, который реализуется по обычной цене. Эта цена используется как реклама. Например, в игрушке – детская железная дорога, паровозик с вагончиками продается по пониженной цене. Учитывая, какие преимущества и выгоды при покупке дают дополняющие устройства, покупатель приобретает товар, оснащенный ими.

8. Договорная цена. В отличие от российской практики эти цены выгодны, а не разорительны для покупателей. При этом покупателям предлагаются какие – либо льготы и скидки по сравнению с обычной ценой. Например, при покупке двух видеокассет третью покупатель может получить бесплатно. У покупателя создается впечатление получения значительной выгоды для себя в случае приобретения данного товара в большем количестве, чем ему необходимо. Фактически основную выгоду получает продавец, так как у него увеличивается товарооборот и повышается прибыль.

Следующий классификационный признак различает цены, обслуживающие внешнеторговый оборот. Эти цены обладают специфическими чертами – они отражают внешнеэкономические связи с другими странами и значительное влияние на их уровень цен мировых рынков, формируемых условиями производства и реализации мирового хозяйства.

Внешнеторговые цены используются при экспорте товаров и их импорте. Внешнеторговые сделки осуществляются, как правило, на базе цен основных мировых товарных рынков.

Мировая цена есть денежное выражение мировой интернациональной стоимости товара. Она формируется под воздействием спроса и предложения того или иного товара на мировом рынке, колебаний валютных курсов и т.д.

Мировые цены находятся под значительным влиянием государства, которое проводит регулирование внешнеэкономической деятельности через лицензирование, квотирование, субсидирование экспорта и импорта. На мировые цены большое влияние оказывает инфляция.

В структуре экспорта России в нынешних условиях преобладающее место занимают нефть, газ, лес, материалы и другие виды сырья.

На экспортируемые товары в мировой системе действуют два вида цен: 1) цена франко – станция отправления; 2) цена франко – станция назначения. Они различаются методами возмещения транспортных расходов. Обе эти цены имеют много разновидностей. На экспортируемые товары внутри страны устанавливаются специальные цены и надбавки к ценам.

На импортируемые товары цены устанавливаются на основе импортной (контрактной) стоимости с включением расходов по закупке и доставке до границы в валюте страны – экспортера. Затем на территории России импортная стоимость пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка России. К ней добавляются налог на импорт, таможенная пошлина, акцизы, НДС и другие платежи.

Розничные цены на импортные потребительские товары устанавливаются внутри страны, как правило, свободными, исходя из соотношения спроса и предложения.

Уровень мировых цен учитывается и в розничных ценах и тарифах на услуги, например, гостиниц для иностранцев, при продаже потребительских товаров на иностранную валюту в специальных валютных магазинах.

Несколько особняком стоят цены, используемые в учете и статистике. Статистика цен применяет методы статистического наблюдения, изучения и анализа всех сложных явлений ценообразования и функционирования цен. К основным конкретным задачам статистики цен относится наблюдение за уровнем и динамикой цен путем систематизации и нахождения их средних значений в динамических рядах. Органы статистики осуществляют регистрацию цен. Регистрируемые цены используются для расчетов индексов цен. Производится также изучение цен по их ценообразующим элементам, т.е. методом разработки структуры цен.

К ценам, используемым в учете и статистике, относятся: индексы цен, текущие, средние цены, сопоставимые и неизменные цены. Эти виды цен позволяют выявить и анализировать тенденции в динамике цен, измерять динамику физических объемов и производства и реализации товаров и услуг, осуществлять контроль и анализ выполнения стоимостных показателей. Цены статистического учета являются агрегированными, обобщенными.

В настоящие время в условиях инфляционного роста цен большое значение приобретают расчеты индексов цен, и, в частности, индекса потребительских цен, характеризующего стоимость жизни населения и имеющего в связи с этим социальный характер.

Индексы цен производителей (индексы оптовых цен предприятий, индексы цен капитальных вложений, индексы цен на продукцию сельского хозяйства, индексы транспортных тарифов и др.), а также индексы потребительских цен используются для оценки показателей системы национальных счетов и, прежде всего, валового внутреннего продукта, это очень важно для анализа развития экономики.

Имеются также лимитные (предельно допустимые) цены, которые устанавливаются на стадии проектирования новых изделий. Они являются исходной базой для определения в дальнейшем оптовых цен на эти изделия.

Имеются также проектные и ориентировочные цены, используемые в период разработки изделий, когда еще нет утвержденной (согласованной) цены. Роль прогнозных цен определяемых научно–исследовательскими организациями в процессе разработки прогнозов развития отдельных отраслей и производств, в условиях рыночных отношений значительно возрастает.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.