Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды издержек, учитываемые в ценообразовании






Предприниматель производит товары с целью получения прибыли, более того, он пытается максимизировать соотношение между прибылью и затратами. Однако возможности конкретного продавца в установлении цены на рынке ограничены типом рыночной системы и, кроме того, уровень цен складывается под воздействием целого ряда факторов. Поэтому для любого производителя главным, а иногда и единственным источником увеличения прибыли становится снижение затрат. Отсюда следует и основная цель рыночного анализа затрат: выявить оптимальное соотношение между издержками и доходами, что является важнейшим условием выживания и благополучия фирмы. В практике ценообразования принято различать бухгалтерские и предпринимательские издержки.

Бухгалтерские издержки на производство и реализацию продукции, относимые на себестоимость продукции, формируются в соответствии с Положением о составе затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), утвержденным Правительством Российской Федерации 5 августа 1992 г. В состав затрат входят следующие элементы: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов; прочие затраты.

Однако, для того чтобы осуществлять свою деятельность на рынке, предприятие должно нести, а следовательно учитывать при установлении цены, иные значительные по своей величине расходы, связанные с простым и расширенным воспроизводством. Эти издержки называются предпринимательскими. Они вбирают в себя:

- бухгалтерские издержки;

- нормальную предпринимательскую прибыль, которая должна служить источником финансирования капитальных вложений в основные фонды и прироста оборотных средств, затрат на НИОКР, социальные нужды, выплат дивидендов по акциям и отчислений налогов, уплачиваемых за счет прибыли;

- налог на добавленную стоимость (НДС), если он начисляется сверх цены предприятия, и акцизы (если товар предприятия - подакцизный);

- таможенные пошлины на экспортные товары фирмы, если она осуществляет ВЭД;

- вмененные (альтернативные) издержки, т.е. это денежные потери, связанные с упущенными возможностями наилучшего использования ресурсов фирмы.

Рассчитывая вмененные издержки в условиях инфляции, большое значение для любого хозяйствующего субъекта приобретает оценка влияния инфляционного ожидания и темпов инфляции на результаты его деятельности. Вмененные издержки часто носят скрытый характер, но их всегда следует учитывать при принятии ценовых решений.

В условиях рыночной экономики перед предпринимателем стоит задача не столько точно рассчитать затраты на производство продукции, сколько предвидеть их изменение при изменении объемов продажи в результате тех или иных ценовых решений. Эта задача осложняется еще и тем обстоятельством, что, как показывает практика, не все следует учитывать при ценообразовании. При анализе политики фирмы в области цен особое внимание следует уделять тем затратам, которые меняются при изменении объемов производства (продаж). Эти затраты имеют приростный характер, так как они реагируют на изменения цен и объемов производства. Действительно, различные объемы выпуска товаров требуют разных по объему и структуре издержек. В этом случае категорию издержек уже нельзя рассматривать как некий монолит, отдельные структурные элементы которого подчиняются тем же законам, что и в целом. Практически необходимым становится разделение издержек на постоянные и переменные[3].

Постоянные издержки ( FC - англ. fixed cost) не зависят от объема выпуска продукции в краткосрочном периоде. Они представляют собой издержки постоянных факторов в производстве.

Постоянные издержки по своей экономической природе являются затратами на создание условий для конкретной деятельности. Это расходы по содержанию зданий, помещений, арендная плата, страховка, амортиза­ционные отчисления и т.п.

Переменные издержки ( - англ. variable cost) меняются вместе с объемом выпуска продукции и обычно определяются этим объемом. Экономическая природа переменных издержек - это затраты на практическое осуществление той деятельности, ради которой создана фирма. К ним относятся затраты на сырье, материалы, топливо, газ и электроэнергию, расходы на оплату труда[4]. На каждом предприятии разграничение затрат на постоянные и переменные происходит посредством анализа конкретных статей, определяющих предпринимательские издержки и формирующих цену предложения.

Классификация издержек на постоянные и переменные имеет реальный экономический смысл и широко используется в зарубежной практике при решении таких проблем, как оценка конкурентоспособности, выявление возможности роста финансовой устойчивости, определение точки безубыточности и др. Все эти вопросы рассматриваются детально в курсе «Финансовый менеджмент», однако расчет точки безубыточности (кромки безопасности, предела безопасности) является прерогативой ценовиков фирмы и используется при принятии решения по вопросам цен.

В точке безубыточности расходы фирмы равны ее доходам, а следовательно, она не получает никаких доходов от своей деятельности, но и не несет убытков от нее.

Экономическая сущность расчета точки безубыточности состоит в анализе взаимодействия спроса и предложения по конкретному товару фирмы. При этом надо учитывать, что своим предложением фирма может управлять, так как его формируют затраты предприятия, а спросом управлять невозможно, можно лишь в некоторой степени повлиять на него (с помощью маркетинговой системы ФОССТИС).

В процессе такого анализа определяется точка безубыточности, объему выпускаемой продукции при заданном (или анализируемом) уровне цен, при котором доход от продажи равен издержкам производства.

Точка безубыточности определяется как отношение постоянных издержек производства (РС) кразнице между ценой (Р)и удельными переменными издержками (), т.е.:

Х =FC/(P-VC),

 

X - безубыточный объем производства (продаж), шт. (англ. bгeak - even sales volume);

Р - цена единицы продукции;

РС постоянные затраты;

- переменные затраты в расчете на единицу продукции.

Из этого соотношения можно определить максимальную сумму издержек производства. Если известны значения остальных величин, тогда формула примет следующий вид:

РС = Х(Р-VС)

 

Можно также рассчитать и минимальную цену, по которой уже выгодно будет реализовывать продукцию, исходя из заданного объема продаж, суммы постоянных и удельных переменных издержек производства:

P=FC/X + VC

 

Практическая ценность классификации издержек по связи с объемом производства продукции и выделении постоянных и переменных затрат состоит в следующем:

• она помогает решить задачу регулирования массы и прироста прибыли на основе относительного сокращения тех или иных расходов при росте выручки;

• она позволяет судить об окупаемости затрат и дает возможность определить «запас финансовой прочности» предприятия на случай осложнений конъюнктуры на рынке или иных затруднений;

• она открывает возможность использования метода предельных (маржинальных) издержек в ценообразовании.

Определение оптимальной ценовой стратегии предприятия в сложившихся условиях рынка возможно только при дальнейшим анализе изменения издержек в зависимости от различных объемов производства товаров.

Совокупные (валовые) издержки (ТС - англ.total cost) представляют собой все предпринимательские расходы, связанные с валовым выпуском продукции, это сумма постоянных и переменных издержек предприятия:

 

ТС = РС+VС.

Предельные (маржинальные) издержки (МС англ.marginal cost) представляют собой прирост издержек при увеличении производства на одну единицу продукции. Так как с изменением объема выпуска на одну единицу продукции постоянные издержки не меняются, то предельные издержки определяются ростом лишь переменных затрат в результате выпуска дополнительной единицы продукции:

 

MC = rVC/rQ,

 

Они показывают, во сколько обойдется фирме увеличение объема выпуска продукции на одну единицу.

В условиях рынка анализ предельных издержек на реализуемую продукцию играет важную роль при выработке и обосновании ценовой стратегии предприятия. Знание предельных издержек помогает руководству предприятия установить - увеличивать или уменьшать выпуск продукции.

Средние издержки (АС англ.average cost) являются издержками на единицу выпуска продукции:

AC = TC/Q,

 

Они представляют собой частное от деления совокупных (валовых) издержек (ТС ) на объем реализуемого товара ( Q ). Сравнивая средние издержки с ценой производства товара, можно определить прибыльно ли производство данной продукции и нужно ли ее производить.

Кривая совокупных издержек (ТС) на графике (рис. 2.1) показывает изменение совокупных затрат на производство продукции на отдельных папах жизненного цикла товара (ЖЦТ).

 

Совокупные С ТС

издержки

 


0 Q объем производства

Рис. 4. Изменение совокупных затрат

 

 

На стадии освоения производства они быстро растут, затем темп роста Совокупных затрат снижается, что соответствует налаживанию производ­ства и накоплению опыта. Однако при вступлении товара в стадию «зрелости» темп роста издержек опять возрастает из-за увеличения расходов по сбыту товаров, спрос на которые падает. Эта же ситуация определяет вид кривой АС - средних затрат (см. рис. 2.2).

 

Средние МС

Издержки С АС

на ед. прод.

 

Z

 

0 Q объем производства

Рис. 5. Средние и предельные издержки

 

Первоначально средние затраты снижаются достаточно быстро, затем темпы уменьшаются, а в стадии «зрелости» товара начинают расти. Кривая МС - предельных издержек, как раз и определяет темпы изменения средних затрат. Поэтому самая нижняя точка кривой МС характеризует наименьший темп, а точка пересечения (Z) кривых МС и АС - наименьшие средние затраты.

В условиях рыночной экономики анализ изменения предельных издержек чрезвычайно важен для оптимизации поведения фирмы, так как из него следуют важные в практической работе положения:

1) если средние издержки показывают прибыльность предприятия вообще, то предельные - максимизацию прибыли, которая может быть определена соотношением предельного дохода (МК - англ. marginal revenue) к предельным затратам (МС). В самом деле, если прирост продаж на одну единицу увеличит доход в большей степени, чем вырастут расходы

(МК > МС), то уровень производства, при котором прибыль будет максимальной, еще не достигнут, и фирме следует расширять производство данного товара;

2) если в результате большим оказывается темп роста затрат

(МК < МС), то уровень производства уже выше оптимального и расширение его нежелательно, так как с выпуском каждой новой единицы товара темп роста дохода снижается, что может привести к снижению валовой прибыли.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.