Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные виды духовной культуры человека: мораль, право, искусство.




2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ (ИСКУССТВО, МОРАЛЬ, НАУКА)
Культура (в переводе с греческого - возделывание, воспитание, образование) - исторически определенный уровень развития общественных творческих сил и способностей человека, выраженное в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создании ими материальных духовных ценностях. В более узком смысле - сфера духовной жизни людей включает в себя предметные результаты деятельности людей (сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умение, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрения). Основными видами духовной культуры являются: искусство, мораль, наука.
2.1. Искусство
Искусство одна из форм общественного сознания, специфический род практически-духовного освоения мира. Отражая окружающий мир, искусство помогает людям познать его, служит могучим средством политического, нравственного и художественного воспитания.
к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу.
В более широком значении искусство - особа форма практической деятельности, осуществляемой умело, мастерски, искусно в технологическом, а часто в эстетическом смысле.
Важнейшая особенность искусства состоит в том, что оно в отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а в конкретной, чувственно восприимчивой форме - в форме типических художественных образов.
Главный отличительный признак художественный признак художественного творчества состоит не в создании красоты ради возбуждения эстетического удовольствия, а в образном освоении действительности, т.е. в выработке специфического духовного содержания и в специфическом духовном функционировании, внедряющем это содержание в культура.
искусство проявилось еще на заре человеческого общества. Оно возникло в процессе труда, практической деятельности людей. На первых порах искусство непосредственно переплеталось с их трудовой деятельностью.
Свою связь с материальной производственной деятельностью, хотя более опосредованную, оно сохранило и по сей день. Правдивое искусство всегда было верным помощником людей в труде и жизни. Оно помогало им бороться с силами природы, доставляло радость, вдохновляло на трудовые и ратные подвиги.
Определяя смысл искусства, как особой формы человеческой деятельности теоретики шли двумя путями: одни абсолютировали отдельные функции искусства, видя его назначение в познании реального мира, или в выражении внутреннего мира художника, или в чисто игровой активности; другие ученые утверждали именно многомерность, разность, полифункциональность искусства, не подымаясь до объяснения его целостности.
Искусство в классовом обществе имеет классовый характер. " Чистого искусства", " искусства для искусства" - нет и не может быть. Доступность и доходчивость, огромная убедительность и сила эмоционального искусства делают его могучим орудием классовой борьбы. Поэтому классы используют его в качестве проводника своих политических, нравственных и других идей.
Искусство - часть надстройки, и оно служит базису, на основе которого развивается.
Искусство на основе диалектико-материалистической методологии и принципов системного исследования, ищет пути преодоления различных односторонних истолкований природы.
В искусстве запечатлевается общая структура реальной человеческой деятельности, что обуславливает его разносторонность и одновременно целостность.
Сопряжение познавательной, оценочной, созидательной и знаково-коммуникативной функции, позволяет искусству воссоздавать (образно моделировать) человеческую жизнь в ее целостности, служить ее воображаемом дополнением, продолжением, а иногда и заменой. Это достигается благодаря тому, что носителем художественной информации является художественный образ, в котором целостное духовное содержание выражается в конкретно-чувственной форме.
Поэтому искусство обращено к переживанию, в мире художественных образов человек должен жить подобно тому, как он живет реально, но сознавая иллюзорность этого " мира" и эстетически наслаждаясь тем, как искусно он сотворен из материала мира реального.
Искусство предоставляет человеку дополнительный жизненный опыт, хотя и воображаемый, но зато специально организованный и бесконечно раздвигающий рамки реального житейского опыта индивида. Оно становится могущественным способом специально направленного формирования каждого члена общества. Оно позволяет человеку реализовывать свои неиспользованные возможности, развиваться душевно, эмоционально и интеллектуально, приобщаться к накапливаемому человечеством коллективному опыту, вековой мудрости, общечеловеческим интересам, устремлениям и идеалам. Поэтому искусство выполняет специально-организованную функцию, и способно влиять на ход развития культуры, своеобразным " самосознанием", которой оно становится.
Структура искусства, как всякой сложной динамической системы, отличается гибкостью, подвижностью, вариационной способностью, что позволяет ему вступать во множестве конкретных модификаций: различные виды искусства (литература, музыка, живопись, архитектура, театр, киноискусство и т.д.); различные его роды (например, эпический и лирический); жанры (поэма и роман); разные исторические типы (готика, барокко, классицизм, романтизм).
В каждом реальном художественном явлении обнаруживается особая модификация общих и устойчивых черт художественно-образного освоения мира, в котором та или иная сторона его структуры приобретает главенствующее значение, и соответственно по-своему складывается взаимосвязь остальных ее сторон, например, соотношение познавательных и созидательных способностей.
Как бы ни сопрягались в творческом методе основные грани художественной структуры, он всегда, прежде всего, характеризует содержательную сторону творчества, преломление жизненной реальности через призму миросозерцания художника, а затем способ воплощения этого содержания в форме.
2.2. Мораль
Мораль, или нравственность - это совокупность норм, правил поведения людей в обществе, характеризующая их представление о справедливости и несправедливости, добре и зле, чести и бесчестии и т.д. Принципы морали имеют социально-всеобщее значение и распространяются на всех людей, фиксируя на себе то общее и изначальное, то делает возможным сами эти требования и составляет ценностный базис общества, культуру человеческих взаимоотношений.
Принципы морали поддерживают и санкционируют определенные общественные устои, строй жизни и формы общения.
Нравственная норма - не правило внешней целесообразности (чтобы достичь какого - то результата), а императивное требование, которому человек должен следовать при осуществлении самых разных своих целей, и следовать, безусловно.
Мораль сформировалась вместе с возникновением человеческого общества.
Общество всегда предъявляет к своему члену определенные требования, которые и выражаются в нормах морали. Эти нормы не вечны. Они изменяются с развитием общества под воздействием изменений в производстве, и прежде всего, в производственных отношениях. При первобытном строе нормы морали были одинаковы для всех членов общества. С возникновением классов, мораль приобрела классовый характер.
Мораль принадлежит к числу основных типов нормальной регуляции действий человека (право, традиции, обычаи и т.д.), пересекается с ними и в то же время существенно отличается от них.
Требования морали формируются в самой практике массового поведения, в процессе взаимного общения людей и являются отражением жизненно-практического и исторического опыта непосредственно в коллективных и индивидуальных представлениях, чувствах и воли.
Моральные нормы воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, велений и оценок общественного мнения, и может контролироваться всеми людьми без исключения и каждым в отдельности. Авторитет человека обычно обусловлен его моральными качествами, а не авторитетом духовным. Адекватной формой моральной регуляции является саморегуляция. Сила и оправдание моральных требований, состоят в том, что субъект должен обращать их на себя и только через опыт собственной жизни предъявлять и другим.
Нормы морали, в отличии от простых обычаев, не только поддерживаются силой устоявшегося и общепринятого порядка, властью привычки и совокупного давления окружающих и их мнения на индивида, но получают идейное выражение в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как надо поступать.
Мораль отражает целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности общества, истории человека и его бытия.
Господствующие в данный момент нравы и обычаи, могут быть оценены морально, с точки зрения ее общих принципов, идеалов, критериев добра и зла и моральное воззрение находится в критическом отношении к фактически принятому образу жизни.
Роль сознания в сфере моральной регуляции выражается в том, что нравственная санкция (одобрение или осуждение поступков) имеет идеально-духовный характер. Она выступает в форме не действенно-материальных мер общественного воздаяния (наград или наказаний), а оценки, которую должен осознать сам человек и согласно ей, направлять свои последующие действия. оценка должна соответствовать общим принципам, нормам и понятиям добра и зла. Поэтому в морали огромную роль играет индивидуальное сознание (личные убеждения, мотивы и самооценки, которое позволяет человеку самому контролировать, внутренне мотивировать, свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать свою линию поведения в рамках коллектива или группы.
В морали оцениваются не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения.
2.3. Наука
Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. В ходе исторического развития наука превращается в производственную силу общества и важнейший социальный институт. Понятие " наука" включает в себя как деятельность по получению новых знаний, так и результат этой деятельности - сумму полученных знаний, образующихся в совокупности научную картину мира.
Цель науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов, т.е. в широком смысле - теоретическое отражение действительности.
Будучи неотъемлемой от практического способа освоения мира, наука, как производство знания представляет собой специфическую форму деятельности, в результате которой дается приращение нового знания. Поэтому наука выступает как сила, постоянно революционизирующая другие виды деятельности.
Взаимосвязь между наукой и философией, как специфическими формами общественного сознания имеет сложный характер.
Философия по мере выполняет функцию методологии познания и мировоззренческие интерпретации его результатов. Философию и науку объединяет также стремление к построению знания в теоретической форме, к логической доказательности своих выводов.
Наука, ориентированная на критерии разума, по своему существу была и остается противоположной религии, в основе которой лежит вера в сверхъестественное начало.
Развитию науки свойственен кумулятивный характер: на каждом историческом этапе, она суммирует в концентрированном виде свои прошлые достижения, и каждой раз результат науки входит неотъемлемой частью в ее общий фонд; он не перечеркивается последующими успехами познания, а лишь переосмысливается и уточняется.
Преемственность науки обеспечивает ее функционирование как особого вида " социальной памяти" человечества, теоретически кристаллизирующей прошлый опыт познания действительности и овладения ее законами.
Всю историю науки пронизывает сложное диалектическое сочетание процессов дифференциации и интеграции: освоение новых областей реальности и углубление познания приводит к дифференциации науки, к дроблению ее на все более специализированные области знания; вместе с тем потребность в синтезе знания постоянно находит выражение в тенденции к интеграции науки.
Первоначально новые отрасли науки формировались по предметному признаку - сообразно с вовлечением в процесс познания новых областей и сторон действительности. Для современной науки становится все более характерным переход от предметной к проблемной ориентации, когда новые области знания возникают в связи с выдвижением определенной крупной теоретической или практической проблемы.
Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом, условно можно подразделить на три большие группы (подсистемы) - естественные, общественные, технические.
По своей направленности, по непосредственному отношению к практике, отдельные науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные.
Фундаментальные науки познают законы, управляющие поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления.
Прикладные науки используют результаты фундаментальных для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Фундаментальные научные исследования определяют перспективы развития науки.
В науке можно выделить эмпирические и теоретические уровни исследования и организации сознания. Устойчивая повторяемость и связи между эмпирическими характеристиками выражаются в помощь эмпирических законов, часто имеющих вероятный характер.
Теоретический уровень научного знания предполагает открытие законов, дающих возможность идеализированного описания и объяснения эмпирических ситуаций.
Вплоть до конца 19 века наука играла вспомогательную роль по отношению к производству.
Затем развитие науки начинает опережать развитие техники и производства, складывается единая система " Наука - техника - производство", в которой науке принадлежит ведущая роль.
В 20 веке наука все больше превращается в непосредственную производительную силу общества, возрастают и углубляются ее связи со всеми сферами общественной деятельности, усиливается ее социальна роль.
Наука составляет важнейший компонент научно-технической революции, ее движущую силу.
Изучение различных сторон науки ведется рядом ее специализированных отраслей: история науки, социологи науки, логика науки, психология научного творчества и т.д.
В середине 20 века интенсивно развивается новый, комплексный подход к изучению науки, стремящийся к синтетическому познанию всех ее многочисленных аспектов - науковедение.
Коренная задача научно-технического прогресса на данном этапе - создание таких организационных форм интеграции науки, техники и производства, которые позволяют обеспечить четкое и быстрое прохождение научных идей от зарождения до широкого применения на практике.
Одним из путей нового организационного решения задачи - служит формирование межотраслевых, инженерных центров, временных коллективов для реализации целевых научно-исследовательских программ.
Укрепление науки и практики предполагает углубление философско-социологических программ, нравственно-гуманитарное осмысление таких сфер и проблем человеческой деятельности как преобразование природной среды, исследований в области медицины и биологии и т.д.
Важна также организация крупномасштабных социальных экспертиз научно-технических и инженерных проектов

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.