Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специализированные учреждения, органы, программы и фонды ООН и их роль в глобальном управлении процессами, проходящими в мире






 

 

В соответствии с положениями Устава различные специализирован­ные учреждения создаются на основе межправительственных соглаше­ний и на них возлагается широкая, определенная в их учредительных актах международная ответственность в целях содействия повышению уровня жизни, полной занятости населения, созданию благоприятных условий для экономического и социального прогресса и развития, раз­решению международных проблем в области экономической, соци­альной, здравоохранения, международному сотрудничеству в облас­тях культуры и образования, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

ООН в случае необходимости проявляет инициативу, чтобы заинтересованные государства провели переговоры о создании любых новых специализированных учреждений и об установлении соответ­ствующих связей с ООН. ЭКОСОС уполномочивается заключатьсо специализированными учреждениями соглашения, определяющие условия, на которых они взаимодействуют с ООН и между собой. Такие соглашения подлежат утверждению Генеральной Ассамблеей. ЭКОСОС согласовывает деятельность специализированных учрёждений посредством консультаций с ними и рекомендаций таким учреждениям, а также рекомендаций Генеральной Ассамблее и государ­ствам - членам ООН. ЭКОСОС уполномочен заключать соглашения с государствами - членами ООН и со специализированными учреж­дениями в целях получения докладов о мерах, предпринятых ими во исполнение его собственных рекомендаций и рекомендаций Гене­ральной Ассамблеи по вопросам, входящим в его компетенцию. ЭКО­СОС может представлять свои замечания по этим докладам. ЭКО­СОС уполномочен также проводить исследования, готовить доклады по международным вопросам экономического, социального и иного характера или побуждать к этому других, выполнять другую работу по просьбе государств-членов и специализированных учреждений, а также делать по любому из этих вопросов рекомендации Генераль­ной Ассамблее и заинтересованным специализированным учрежде­ниям.

Специализированные учреждения ООН занимают особое место в системе ее органов. В этом качестве могут выступать только между­народные организации, созданные на основе договоров и соглаше­ний, заключенных между государствами, но не международные не­правительственные организации. По мнению западных исследовате­лей и юристов, это объясняется двумя обстоятельствами. С одной стороны, специализированные учреждения образуют децентрализо­ванную систему, но членство государств в них должно по возможно­сти соответствовать членству государств в ООН. С другой стороны, специализированные учреждения призваны выполнять глобальные функции наблюдения и координации, чтобы обеспечить наилучшее сотрудничество между государствами - членами этих учреждений, а это требует, чтобы государства сами отвечали за деятельность специ­ализированных учреждений.

Статья 57 Устава ООН предъявляет конкретные требования к ста­тусу специализированного учреждения, которое должно иметь боль­ше чем международное положение, предусматривающее существен­ные права и обязанности и проведение периодических конференций. Такое учреждение должно быть независимым, иметь собственные органы и обладать определенными полномочиями, возложенными на него учредительным актом в соответствии с международным публич­ным правом. Поэтому некоторые организации, не обладающие ука­занными качествами, например Всемирная торговая организация (ВТО), до сих пор не приобрели статуса специализированных учреж­дений.

Специализированные учреждения имеют ограниченную сферу де­ятельности, в основном связанную с ответственностью в экономи­ческой, социальной областях, в сфере культуры, образования, здра­воохранения и других подобных областях. Из этого содержащегося в статье 57 Устава ООН перечня следует, что только такие области мо­гут рассматриваться специализированными учреждениями, которые преследуют сходные цели, например почтовая служба, метеорология и широкая сфера вопросов финансирования и развития. Из статьи 57 прямо вытекает, что, скажем, военные организации не могут стать специализированными учреждениями. Вот почему, в частности, и такая важная организация, как МАГАТЭ, обладающая признанным авторитетом в вопросах международной ядерной энергии, не имеет статуса специализированного учреждения, хотя во многих междуна­родных документах упоминается вместе с ними. По смыслу статьи 57 не могут быть специализированными учреждениями и многочислен­ные региональные организации.

Определенные Уставом ООН порядок и формы взаимодействия специализированных учреждений, программ и фондов с ООН позво­ляют обеспечить бесперебойную и эффективную деятельность всех подразделений системы ООН и имеют все предпосылки для дальней­шего совершенствования.

Вторая половина XX в. характеризовалась ростом числа специа­лизированных учреждений, фондов и программ, усилением интен­сивности их работы и ее воздействия на все сферы межгосударствен­ных отношений. Эти межправительственные образования занимают одно из центральных мест в системе ООН. Они способствовали со­зданию единого глобального экономического пространства. Их ре­шения имеют существенные последствия для экономических перс­пектив как отдельных государств, так и всего мирового сообщества.

Их права на осуществление деятельности на глобальном уровне были значительно расширены благодаря международным соглаше­ниям и усилиям по консолидации национальных стратегий. Перед ними ставятся все более важные задачи, требующие максимальной согласованности различных областей политики - макроэкономи­ческой, торговой, финансовой, экономической, политики оказания помощи, чтобы эти учреждения могли способствовать достижению общей цели - умножению благотворных результатов процесса ин­тернационализации. Их всеобъемлющие мандаты, охватывающие эко­номическую, социальную, гуманитарную, финансовую и правочело-веческую сферы, позволяют им разрабатывать и внедрять межсекто­ральные подходы к сотрудничеству в интересах развития, увязывать предоставление чрезвычайной помощи с решением долгосрочных задач развития и обеспечивать, чтобы мирные процессы и усилия по достижению внутриполитического примирения подкреплялись посту­пательным движением по пути развития и, в свою очередь, дополня­ли такое поступательное движение. Многообразие институциональ­ных функций ООН и ее специализированных учреждений позволяет им заниматься всем спектром вопросов сотрудничества в интересах развития - от нормотворчества до проведения анализа, определения политики и осуществления оперативной деятельности. Важное предназначение специализированных межправительствен­ных организаций, программ и фондов состоит и в том, что они при­званы играть роль своеобразного посредника в устранении разногла­сий между государствами, различными по своей мощи, культуре, раз­мерам и интересам, служить форумами для выражения мнений и подходов государств и отстаивания интересов всего человечества. Глав­ная роль; которую эти учреждения должны выполнять и в XXI в., но­сит нормативный характер и состоит в том, чтобы определять цели, находить развязки самых острых международных экономических, социальных и иных проблем, устанавливать стандарты и нормы по­ведения государств, следить за их соблюдением и добиваться их пре­творения в жизнь. Как справедливо отмечал Генеральный секретарь ООН К. Аннан в своем докладе «Мы, народы: роль Организации Объе­диненных Наций в XXI веке»2, сегодня более, чем когда-либо, наря­ду с принципами и практикой многосторонности необходим проч­ный международно-правовой режим, позволяющий определить ос­новные правила формирующейся глобальной цивилизации, которые предоставят присущему миру богатому многообразию возможность полностью проявить себя и сделать XXI столетие более безопасным и справедливым. Ниже даются краткие сведения о всех специализиро­ванных учреждениях ООН и ряде других организаций.

Международная организация труда (МОТ) создана в 1919 г., когда ее Устав был утвержден как часть XIII Версальского договора. В 1946 г. МОТ стала первым специализированным учреждением ООН. Согласно Уставу МОТ ее целью является содействие установле­нию всеобщего и прочного мира на основе социальной справедливости путем улучшения условий труда (регламентация рабочего време­ни борьба с безработицей, защита трудящихся от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве, защита детей,; подростков иженщин, равная оплата труда, гарантия зарплаты, орга-1 низация профтехобучения и др.).

МОТ разрабатывает и принимает международные акты по вопро­сам труда и прав профсоюзов в форме конвенций и рекомендаций. С 1919 по 1999 г. МОТ принято 182 конвенций й 190 рекомендаций. Россия ратифицировала 54 конвенции МОТ.

По Уставу страны-члены обязаны представлять отчеты о выполне­нии ратифицированных ими конвенций. Отчеты изучает Комйтет экспертов (назначаются в личном качестве), который делает соответству­ющие замечания и представляет свои доклады Генеральной конферен­ции. В состав Комитета входят 20 экспертов, в том числе от России.

Особенностью МОТ является трехстороннее представительство в ней наряду с правительствами участвуют профсоюзные и предприни­мательские организации стран-членов. МОТ состоит из трех органов.

Высший орган - Генеральная конференция, созываемая в Женеве еже­годно. Делегации стран включают двух представителей правительства и по одному от профсоюзов и предпринимателей, каждый из которых имеет, право голоса. Главная функция Генеральной конференции - разработ­ка международных социальных норм в форме конвенций и рекомендаций и установление международных трудовых стандартов.

Административный совет - главный исполнительный орган состоит в настоящее время из 56 полноправных членов: 28 представителей от правительств, 14 - от предпринимателей и 14 - от профсоюзов, при чем неправительственные представители избираются в личном качестве. Совет руководит работой МВТ и различных комитетов и комиссий.

Секретариат МОТ носит название Международного бюро труда (МВТ). МВТ собирает и распространяет информацию, оказывает, по­мощь правительствам по их просьбе в составлении законопроектов на основе решений, принятых Генеральной конференцией, руково­дит программами технического сотрудничества МОТ, проводит спе­циальные исследования и предоставляет аппарат для оказания содействия в выполнении конвенций.

С 1959 г. в Москве работает Московское отделение, с 1997 г. Бюро МОТ.

Штаб-квартира МОТ находится в Женеве (Швейцария).

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединен­ных Наций (ФАО) учреждена 16 октября 1945 г., когда в Квебеке был подписан ее Устав. В настоящее время в ФАО представлены 176 rocy-j дарств. Россия не является членом ФАО, но принимает участие в ее деятельности в качестве наблюдателя. В 1988 г. было открыто Бюро постоянного наблюдателя России в Риме.

Согласно Уставу цели ФАО состоят в том, чтобы улучшить пита­ние и поднять жизненный уровень, обеспечить повышение произво­дительности труда и оптимальное распределение продовольствия и продукции сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства, улучшить условия жизни сельского населения и тем самым стимулировать раз­витие мировой экономики.

Для достижения этих целей ФАО содействует расширению основ­ных почвенных и водных ресурсов стран мира и поощряет создание стабильного международного рынка для их продуктов. Помимо мно­гих других видов деятельности она налаживает обмен между страна­ми новыми сортами растений, распространяет во всем мире передо­вую технику, ведет во многих странах борьбу против эпидемических заболеваний животных (в частности, чумы рогатого скота), способ­ствует развитию и использованию морских ресурсов, предоставляет техническую помощь в таких областях, как питание и распределение продуктов, борьба с эрозией почвы, лесонасаждение, строительство ирригационных сооружений, предотвращение порчи продуктов на складах и производство удобрений.

В области сельского, лесного и рыбного хозяйства, а также продо­вольствия ФАО превратилась ныне в научно-исследовательский и ин­формационный центр мирового значения и орган по оказанию тех­нического содействия государствам-членам. В сферу ее деятельности входит разработка таких актуальных проблем, как прогнозирование развития мирового сельского хозяйства, составление долгосрочных и среднесрочных планов развития отдельных стран и регионов, повы­шение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивно­сти животноводства, увеличение производства всех видов белка, борь­ба с потерями пищевых продуктов.

Хотя основная часть деятельности ФАО ориентирована на помощь развивающимся странам в решении проблем продовольствия, эта организация представляет значительный практический интерес и для государств с развитым агропромышленным комплексом. Они участву­ют здесь в формировании глобальной стратегии в области продоволь­ствия и развития агропромышленного производства, на постоянной основе координируют перспективные исследования, имеют доступ к ценным биогенетическим банкам и уникальному массиву статисти­ческой информации, составленной по единой методологии и охва­тывающей все страны мира.

Высшим органом ФАО является Конференция, в состав которой входит по одному представителю от каждого государства-члена. Она собирается один раз в два года для определения политики, утвержде­ния бюджета и разработки рекомендаций государствам и международ­ным организациям по любому вопросу, относящемуся к целям ФАО.

Совет, состоящий из избираемых конференцией представителей 49 государств-членов, действует от имени всех членов Организации и собирается, как правило, дважды в год. В период между сессиями Совет является руководящим органом ФАО.

Генеральный директор располагает штатом международных служа­щих и избирается конференцией сроком на 6 лет.

Местонахождение - Рим (Италия).

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) создана 4 ноября 1946 г. Членами ЮНЕСКО являются 186 государств, в том числе Россия. Согласно Уставу ос­новные цели ЮНЕСКО - содействовать делу мира и безопасности, развивая сотрудничество между странами в сфере образования, на­уки и культуры, поощрять всеобщее соблюдение справедливости, пра­вопорядка, прав человека и основных свобод, предусмотренных Ус­тавом ООН для всех народов мира, без различия расы, пола, языка и религии.

Для достижения своих целей ЮНЕСКО способствует взаимному ознакомлению и налаживанию взаимопонимания между народами, используя все средства массовой информации, помогает дальнейше­му развитию народного образования и распространению культуры, поощряет распространение и популяризацию науки. Сфера деятель­ности ЮНЕСКО охватывает образование, естественные, социальные и гуманитарные науки, культуру мира и коммуникации.

ЮНЕСКО с момента своего возникновения содействует решению проблемы образования в соответствии с принципами демократии и уважения прав человека, оказывает помощь государствам в реформе национальных систем образования, организует проведение междуна­родных конференций министров образования. На конференции в Париже в 1998 г. по вопросам высшего образования была принята Международная декларация по высшему образованию для XXI в.

Деятельность ЮНЕСКО направлена на то, чтобы создавать благо­приятные условия для расширения международного взаимопонима­ния, облегчая людям доступ к образованию и культуре, объединяя усилия ученых и деятелей в области искусства и образования и устра­няя препятствия на пути свободного обмена мнениями. Она направ­лена также на борьбу с неграмотностью, распространение знаний об ООН и о правах человека, обязательное образование и повышение образовательного уровня, обмен специалистами и предоставление экспертов в области науки и просвещения по просьбе государств - чле­нов Организации. Программы осуществляются через национальные комиссии.

Высшим органом является Генеральная конференция, состоящая из представителей государств - членов ЮНЕСКО, которая созывается один раз в два года для определения политики и программы Организации.

Исполнительный совет, куда входят 58 членов, избираемых Гене­ральной конференцией, созывается не реже двух раз в год и несет от­ветственность за выполнение программы, принятой конференцией.

Секретариат состоит из генерального директора и штата между­народных служащих.

В соответствии с Уставом ЮНЕСКО в большинстве государств-членов (в том числе в России) учреждены национальные комиссии ЮНЕСКО.

Местопребывание - Париж (Франция).

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) образована соглас­но Уставу, принятому 22 июля 1946 г.; с 10 июля 1948 г. стала специ­ализированным учреждением ООН. Членами ВОЗ являются 191 го­сударство, в том числе Россия. Основная цель ВОЗ в соответствии с Уставом - достижение всеми народами возможно более высокого уровня здоровья.

ВОЗ осуществляет тройную задачу, а именно: предоставляет услу­ги в международном масштабе, оказывает помощь отдельным стра­нам по их просьбе и поощряет медицинские исследования. Ее услу­ги, предоставляемые всем странам, включают повседневную инфор­мацию о районах возникновения эпидемий оспы, чумы, холеры, малярии, туберкулеза и других опасных с международной точки зре­ния болезней, а также публикацию международного списка причин заболеваний, травм и смертных случаев, на основе которого большин­ство стран составляют свои статистические данные в области здраво­охранения. Помощь отдельным странам предполагает, например, выделение стипендий для обучения за границей, содействие в ликви­дации малярии и в улучшении таких специальных медицинских служб, как психиатрия. В ходе деятельности по поощрению медицин­ских исследований ВОЗ принимает меры к тому, чтобы исследова­ния причин СПИДа, рака и сердечных заболеваний проводились в различных странах согласованно; она организовала международную сеть лабораторий, которые изучают болезнетворные организмы, улуч­шают вакцины и занимаются подготовкой научных работников.

Провозглашенная в 1977 г. специальная цель ВОЗ и ее членов -достижение всеми жителями планеты такого уровня здоровья, кото­рый позволит им вести продуктивную жизнь в социальной и эконо­мической сферах (программа «Здоровье для всех»). Принятые ВОЗ для реализации этой цели глобальная и региональная стратегии оп­ределяют направления практической деятельности Организации, а именно: неинфекционные и инфекционные заболевания; иммуни­зация и качество вакцин; охрана материнства и детства; СПИД; ос­новные лекарственные средства; качество и безопасность фармацев­тических препаратов; охрана окружающей среды; подготовка кадров здравоохранения; гуманитарная и иная помощь нуждающимся стра­нам и др.

Руководящий орган, определяющий политику ВОЗ, - Всемирная ассамблея здравоохранения, в которой представлены все члены Орга­низации. Созывается ежегодно.

Исполнительный комитет, состоящий из 32 экспертов в области здравоохранения, назначаемых Ассамблеей на трехлетний период, созывается не реже двух раз в год и является исполнительным орга­ном Ассамблеи. Он уполномочен также принимать экстренные меры в случае возникновения эпидемий или стихийных бедствий.

Секретариат состоит из генерального директора и необходимого штата технического и административного персонала.

Местонахождение - Женева (Швейцария).

Международный банк реконструкции и развития (МБРР), извест­ный также как Всемирный банк (ВБ), учрежден одновременно с Меж­дународным валютным фондом (МВФ) в соответствии с решением Международной валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе в июле 1944 г. С 1946 г. действует как специализированное уч­реждение ООН. В число членов Всемирного банка входит 181 госу­дарство.

В июне 1992 г. Россия стала полноправным членом Группы Все­мирного банка, которая кроме МБРР включает Международную фи­нансовую корпорацию (МФК), Международную ассоциацию разви­тия (MAP) и Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ).

Главные цели МБРР - содействовать реконструкции и развитию экономики государств-членов, предоставляя им долгосрочные кре­диты и гарантии; поощрять частные иностранные капиталовложения и в тех случаях, когда трудно получить частный капитал на приемле­мых условиях, в дополнение к этому предоставлять займы для целей производства из собственных средств или из других источников; спо­собствовать равномерному росту международной торговли и поддер­жанию равновесия платежных балансов, поощряя международные капиталовложения для развития производственных ресурсов госу­дарств - членов МБРР.

МБРР - основное кредитное учреждение Группы ВБ, является самым крупным кредитором проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов надушу населения. Государства, подающие заявку на вступление в члены МБРР, должны сначала быть приняты в родственную ему организацию - Международный валют­ный фонд. В основном МБРР получает средства путем заимствова­ний на международных рынках капитала. Все его займы должны га­рантироваться правительствами стран-членов. Банк выделяет займы развивающимся странам под процентную ставку, которая меняется каждые 5 месяцев и в среднем составляет немногим более 6%. Как правило, займы предоставляются на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от 3 до 5 лет.

Организационная структура МБРР включает в себя высший орган -Совет управляющих, назначаемых каждой страной-участницей, и ис­полнительный орган - Совет директоров, состоящий из 24 членов. Обычно в Совете управляющих страну-участницу представляет вы­сокопоставленное лицо в ранге министра. Совет заседает, как прави­ло, один раз в год. В полномочия Совета управляющих входит право на прием новых членов, на увеличение или сокращение размера ак­ционерного капитала и на временную приостановку членства страны в Банке.

По поручению Совета управляющих его функции выполняет Со­вет директоров. Этот орган работает на постоянной основе, несет от­ветственность за принятие решений относительно правил, регламен­тирующих деятельность МБРР, и за одобрение всех предоставляемых займов.

Решения Совета управляющих и Совета директоров принимают­ся, как правило, на основе консенсуса, но иногда путем голосования. В этих случаях действует принцип «взвешенных» голосов: каждая из стран-участниц имеет 250 голосов и дополнительно по одному голо­су за каждую акцию.

Квота государства-члена в МБРР соответствует квоте в МВФ. Го­лоса распределены пропорционально количеству акций, которыми владеет та или иная страна. Наибольшая доля голосов принадлежит США (17, 04%), за ними следуют Япония (6, 04%), Германия (4, 76%), Франция (4, 47%) и Великобритания (4, 47%). Число акций России (2, 89%) - наибольшее среди новых стран-членов, равное долям учас­тия Китая и Саудовской Аравии.

Исполнительные директора выполняют двойные функции. Во-первых, они представляют интересы своей страны или группы стран. Во-вторых, осуществляют делегированные им Советом управляющих полномочия по контролю за деятельностью МБРР и оценке завер­шенных проектов. Поскольку МБРР работает, как правило, на осно­ве консенсуса, такая двойная роль вызывает необходимость частых консультаций с правительствами, чтобы адекватно отражать их точку зрения в ходе дискуссии на Совете директоров. Президент МБРР яв­ляется председателем Совета директоров.

Местонахождение - Вашингтон (США).

Международный центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС) создан в качестве подразделения МБРР в 1966 г. на основе Конвенции о разрешении инвестиционных споров между государства­ми и гражданами других государств. Конвенция призвана содействовать росту частных иностранных инвестиций в целях экономического раз­вития путем создания возможностей, всегда с согласия обеих сторон, для договаривающегося государства и иностранного инвестора, кото­рый является гражданином другого договаривающегося государства, раз­решать любые юридические вопросы, которые могут возникнуть по та­ким инвестициям, с помощью согласительных или арбитражных про­цедур на каком-либо беспристрастном международном форуме.

МЦУИС стимулирует поток инвестиций благодаря обеспечению условий для проведения примирительных и арбитражных перегово­ров между правительствами и иностранными инвесторами. Он также дает рекомендации и публикует труды по законодательству об иност­ранных инвестициях.

В настоящее время членами МЦУИС являются 129 стран. Руково­дящий орган МЦУИС - Административный совет, состоящий из представителей всех членов, имеющих один голос. Президент Все­мирного банка является ex officio (по должности) неголосующим Председателем Административного совета.

Местонахождение - Вашингтон (США).

Международная ассоциация развития (MAP) - кредитная орга­низация, созданная 24 сентября 1960 г. Членство в ней открыто для всех стран - членов МБРР. В MAP входят 160 государств, в том чис­ле Россия. Цель MAP состоит в том, чтобы содействовать экономи­ческому развитию, повышению производительности и на этой осно­ве росту жизненного уровня в менее развитых районах мира, входя­щих в Ассоциацию, предоставляя им денежные средства для целей развития на условиях, более гибких и менее обременительных для платежного баланса, чем условия обычных займов.

Таким образом, MAP дополняет деятельность МБРР. MAP оказы­вает помощь самым бедным странам, которые не могут себе позво­лить брать займы у МБРР. Она предоставляет беспроцентные займы, известные как «кредиты», с 30-40-летним сроком погашения и от­срочкой основных платежей в течение первых 10 лет. Право на полу­чение займов у MAP имеют страны с годовым доходом на душу насе­ления не более 925 долларов США. Кредиты обеспечиваются взноса­ми более богатых стран, прибылями МБРР, а также погашаемыми суммами по ранее выданным кредитам MAP. Указанные кредиты, как и займы МБРР, не выделяются на безвозмездной основе, они подле­жат возврату.

Несмотря на свою юридическую независимость от МБРР, MAP пользуется тем же персоналом, помещениями и техническими сред­ствами. Совет управляющих и исполнительные директора те же, что и в МБРР. Президент МБРР по занимаемой должности является Пре­зидентом MAP и Председателем Совета директоров. Должностные лица и персонал МБРР по совместительству выполняют соответству­ющие обязанности в MAP, не получая за это дополнительного воз­награждения.

Местопребывание - Вашингтон (США).

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ)

создано в соответствии с Конвенцией, вступившей в силу в 1988 г., для оказания помощи развивающимся странам с привлечением ино­странных инвестиций через предоставление инвесторам гарантий от политических рисков. К этим рискам относятся экспроприация, во­енные действия, гражданские беспорядки, нарушение условий кон­тракта и неконвертируемость валют. Типовой страховой полис МАГИ гарантирует инвестиции в течение 15 лет и может быть про­длен до 20 лет, при этом на сегодня предельная сумма, гарантируе­мая по одному проекту, составляет 50 млн долларов США. МАГИ так­ же консультирует развивающиеся страны по вопросам, связанным с путями привлечения иностранных инвестиций.

МАГИ - автономная в юридическом и финансовом плане органи­зация, ассоциированная с МБРР. Членами МАГИ являются 149 госу­дарств, в том числе Россия. В МАГИ могут вступить все страны-чле­ны МБРР.

Высший орган - Совет управляющих, куда входят по одному уп­равляющему и одному заместителю от каждой страны-члена. Повсед­невную работу выполняет Совет директоров, состоящий из не менее 12 членов.

Штаб-квартира - в Вашингтоне (США).

Международная финансовая корпорация (МФК) образована в июле 1956 г. и в 1957 г. стала специализированным учреждением, связан­ным с ООН. Членами МФК являются 174 государства, в том числе Россия. МФК создана для стимулирования работы частного сектора в развивающихся странах. Она осуществляет это, финансируя проек­ты частного сектора, помогая компаниям развивающегося мира в мо­билизации финансов на международных финансовых рынках, кон­сультируя и оказывая содействие предприятиям и местным органам самоуправления. Процентные ставки зависят от страны и проекта, а погашение займа происходит в течение 3-15 лет, при этом отсрочки платежей достигают 12 лет. Почти 80% своих финансовых средств МФК обеспечивает на международных финансовых рынках, а 20% заимствует у МБРР.

Каждое государство - член МФК представлено в ее Совете управ­ляющих и Совете исполнительных директоров теми же лицами, что в МБРР. Президентом МФК является то же лицо, что и Президентом МБРР, но имеет собственный аппарат управления и персонал.

Местонахождение - Вашингтон (США).

Международный валютный фонд (МВФ), имеющий статус спе­циализированного учреждения ООН, был создан в одно время со Всемирным банком, в декабре 1945 г. для развития международного валютного сотрудничества, расширения и содействия сбалансиро­ванному росту международной торговли, а также обеспечения ста­бильности валютного обмена. В МВФ входят 182 государства, вклю­чая Россию.

Основные направления деятельности МВФ - регулирование валют­ных курсов платежных балансов стран-членов, предоставление валют­ных средств на финансирование временных дефицитов платежных ба­лансов, внешней задолженности. Усиливается роль МВФ в выработке концепции преодоления слаборазвитое™, координации макроэконо­мической политики ведущих промышленно развитых стран.

В соответствии с Соглашением (Уставом) МВФ уполномочен сле­дить за эффективным функционированием международной валют­ной системы. Фонд стремится осуществлять жесткое наблюдение за политикой в области валютного обмена стран-членов и оценивать со­ответствие политики и экономической ситуации в стране-члене целям развития и внутренней и внешней стабильности. Основными средства­ми наблюдения являются регулярные двусторонние консультации со странами-членами, проводимые в соответствии со статьей IV Согла­шения, которая касается налоговой и валютной политики, платеж­ного баланса и внешней задолженности, равно как и политики, вли­яющей на экономическое развитие страны (рынок рабочей силы, со­циальные и экономические вопросы и аспекты капитала, финансов и банковского сектора страны).

Специальные права заимствования (СПЗ) были введены в 1970 г. в целях замещения золота в международных расчетах. СПЗ распреде­ляются между странами-членами пропорционально их квоте в МВФ. Государство - член МВФ имеет выраженную в СПЗ квоту, которая равна его взносу в Фонд. Эта квота отражает относительные размеры экономики государства-члена и играет принципиальную роль в оп­ределении его финансовых взаимоотношений с МВФ. Исходя из раз­меров квот между странами распределяются голоса в руководящих органах МВФ. Каждая страна имеет 250 базовых голосов плюс один голос на каждые 100 тыс. СПЗ своей квоты. Квота также определяет доступ и получение каждым членом средств Фонда и распределение СПЗ. Наибольшими квотами в МВФ располагают США (18, 26% ка­питала), ФРГ, Япония, Франция и Великобритания. Квота России -2, 90% капитала.

Валютные операции в МВФ осуществляются в форме покупки (за­имствования) членом средств Фонда в валютах других членов в экви­валентной сумме в национальной валюте члена. Средства Фонда пре­доставляются членам на короткий период на возобновляемой основе для помощи в решении платежных проблем. До покупки страна-член должна показать, что ее платежный баланс и валютные резервы обо­сновывают необходимость такой покупки.

Высшим органом МВФ является Совет управляющих, в который каждое государство-член назначает по одному управляющему и од­ному заместителю. Совет управляющих проводит совещания обычно один раз в год. Многие свои полномочия он делегировал Исполни­тельному совету, который собирается, как правило, три раза в неде­лю и ведет текущую работу Фонда. Исполнительный совет состоит из 24 исполнительных директоров, 5 из которых назначены США, Ве­ликобританией, Германией, Францией и Японией, а 19 избраны груп­пами остальных стран-членов. Исполнительный совет занимается ши­роким кругом стратегических, оперативных и административных во­просов, включая надзор за политикой стран-членов в отношении обменных курсов, предоставление со стороны МВФ финансовой по­мощи странам-членам, проведение консультаций и подготовку ком­плексных исследований по насущным проблемам мировой экономи­ки. Исполнительный совет выбирает Директора-распорядителя МВФ, который выступает в качестве его Председателя. Местопребывание - Вашингтон (США).

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) была со­здана 4 апреля 1947 г., после того как 26 государств ратифицировали Конвенцию о международной гражданской авиации, выработанную в 1944 г. на Международной конференции гражданской авиации в Чи­каго. Членами ИКАО являются 185 государств, в том числе Россия.

Цели ИКАО - изучать проблемы международной гражданской авиации; устанавливать международные нормы и правила для граж­данской авиации; содействовать развитию и планированию между­народного воздушного транспорта для обеспечения безопасного и упорядоченного использования международной гражданской авиа­ции во всем мире.

ИКАО поощряет применение мер безопасности, единообразных операционных правил и упрощенные порядки на международных границах. Она содействует использованию новых технических ме­тодов и оборудования, выработала систему метеорологического об­служивания, контроля за полетами, связи, радиомаяков и радиоди­апазонов, поисковых и спасательных организаций и другие средства, необходимые для безопасности полетов на международных авиали­ниях. Предоставляя техническую помощь, ИКАО помогает разви­вающимся странам создавать воздушный транспорт и готовить со­ответствующий персонал. Она добилась значительного упрощения правительственных таможенных, иммиграционных и санитарных правил, касающихся международного авиатранспорта. ИКАО отве­чает за подготовку проектов международных воздушных конвенций и занимается многими экономическими аспектами международно­го авиатранспорта. ИКАО принимает меры по обеспечению прав го­сударств на использование международного воздушного транспор­та и по недопущению какой-либо дискриминации; собирает и пуб­ликует статистические данные, касающиеся гражданской авиации. В 1998 г. ИКАО одобрила Глобальный план обеспечения безопас­ности полетов гражданской авиации. Она содействует осуществле­нию своими членами подготовки специалистов и программ по ока­занию помощи жертвам воздушных аварий, а также выполнению принятых ею стандартов и оказывает помощь развивающимся стра­нам в реализации различных проектов в области использования гражданской авиации.

Высший законодательный орган ИКАО - Ассамблея, состоящая из делегатов всех государств-членов, созывается не реже одного раза в три года. Она определяет политику ИКАО и обсуждает любые во­просы, которые не передаются на рассмотрение Совета.

Совет, куда входят представители 33 стран, избираемые Ассамб­леей на три года, является исполнительным органом. Он выполняет решения Ассамблеи и ведает финансами ИКАО, разрабатывает нор­мы для международной аэронавигации, собирает, изучает и публику­ет информацию по вопросам аэронавигации и может действовать по просьбе заинтересованных государств-членов в качестве арбитраж­ной инстанции для урегулирования любых споров, связанных с меж­дународной гражданской авиацией. Совет одобряет международные стандарты и рекомендации и включает их в приложения к Конвен­ции о международной гражданской авиации, принимает все необхо­димые меры для обеспечения безопасности и регулярной работы меж­дународного воздушного транспорта. Совет избирает своего Прези­дента и назначает Генерального секретаря.

Кроме того, в структуру ИКАО входят Комиссия по воздушной навигации, Юридический комитет, Комитет по совместной поддер­жке служб воздушной навигации, Комитет по незаконному вмеша­тельству, Комитет технического сотрудничества и др.

Местонахождение - Монреаль (Канада).

Всемирный почтовый союз (ВПС) был учрежден 9 октября 1874 г. Бернским договором. С 1948 г. ВПС - специализированное учрежде­ние ООН. Членами ВПС являются 189 государств, включая Россию.

Всемирная почтовая конвенция и ее детальные правила носят обя­зательный характер для ВПС. Поэтому государство не может всту­пить в ВПС, если оно не станет участником конвенции и не будет применять ее положения. Принятые в рамках ВПС другие соглаше­ния, например Соглашение о почтовых посылках, Соглашение о поч­товых денежных переводах, являются обязательными лишь для госу­дарств - участников таких соглашений.

Цель ВПС - образовать из стран, входящих в Союз, единое почто­вое пространство для взаимного обмена корреспонденцией; органи­зовать и усовершенствовать почтовые службы; содействовать разви­тию международного сотрудничества в области почтового обслужи­вания и участвовать в оказании технической помощи, запрашиваемой странами - членами Союза. Таким образом, все члены обязуются от­правлять почту всех других государств - участников ВПС наилучши­ми средствами, которые используются ими для доставки собствен­ной почты.

Основная деятельность Союза заключается в том, чтобы разраба­тывать положения в отношении различных международных почто­вых услуг, предоставляемых почтовыми администрациями стран-чле­нов. Всемирная почтовая конвенция и другие акты ВПС позволяют осуществлять международный почтовый обмен на основе принципов и практики, которые в значительной мере стандартизированы.

После реформы 1994 г. была создана новая организационная струк­тура ВПС.

Высшим органом является Всемирный почтовый конгресс, куда вхо­дят представители всех членов ВПС. Обычно он созывается раз в пять лет. Конгресс пересматривает Всемирную почтовую конвенцию и дополнительные соглашения, исходя из предложений, внесенных государствами-участниками. Кроме того, по требованию или с согла­сия не менее двух третей государств-членов может быть созван чрез­вычайный конгресс.

Административный совет состоит из 41 члена, избирается Конг­рессом на основе справедливого географического представительства. Совет обеспечивает непрерывность работы ВПС в период между кон­грессами, включая одобрение предложений по изменению положе­ний Всемирной почтовой конвенции, поддерживает тесные контак­ты с почтовыми администрациями, осуществляет контроль за рабо­той Международного бюро, устанавливает деловые отношения с ООН и другими международными организациями, дает консультации, про­водит исследования и представляет предложения Конгрессу. Он за­седает один раз в год.

Совет по почтовым операциям в составе 40 членов, избираемых Конгрессом, проводит исследования и сообщает мнения по техни­ческим, оперативным и экономическим вопросам, касающимся поч­товой связи. Совет изучает также проблемы технического сотрудни­чества, возникающие в новых и развивающихся странах, и разраба­тывает стратегический план ВПС.

Повседневную работу ВПС осуществляет постоянный секретариат -Международное бюро. Оно обеспечивает связь, информацию, консуль­тации и некоторые финансовые услуги почтовых администраций и является центром координации и осуществления мероприятий по тех­ническому сотрудничеству в области почтового обслуживания.

Местонахождение - Берн (Швейцария).

Международный союз электросвязи (МСЭ) основан в Париже в 1865 г., в 1947 г. был реорганизован и заключил с ООН соглашение, в соответствии с которым он признан специализированным учрежде­нием ООН. В состав МСЭ входят 188 государств, в том числе Россия.

Согласно новому Уставу и Конвенции, вступившим в силу в 1994 г., МСЭ ответствен за регулирование, координирование и планирова­ние всех видов международной электросвязи, включая космическую радиосвязь.

МСЭ содействует улучшению, расширению и рациональному ис­пользованию служб электросвязи, например телефонной, телеграф­ной связи, космической, авиационной и морской радиосвязи, радио­вещанию и телевидению, с целью сделать их в общем доступными для всех стран. Он также осуществляет распределение радиочастот­ного спектра и регистрацию присвоения радиочастот для любых це­лей во всем мире.

МСЭ уделяет особое внимание развитию новой техники, такой как космическая связь, мобильная связь и Интернет. Он стремится по­ощрять стандартизацию в области электросвязи, старается препят­ствовать помехам в радиосвязи и сотрудничает со странами, запра­шивающими помощь, в разработке средств электросвязи.

Работа, выполняемая МСЭ для достижения этих основных целей, ведется по трем главным направлениям: стандартизация и организа­ция международных конференций и совещаний; радиосвязь и изда­ние технической информации; техническое сотрудничество. На кон­ференции МСЭ в Миннеаполисе (США) в 1998 г. был разработан вто­рой стратегический план на 1999-2003 гг., который учитывает новые тенденции в развитии электросвязи, такие как глобализация, либе­рализация, и определяет новые приоритеты, позволяющие МСЭ дей­ствовать более эффективно.

Высшим органом Союза является Полномочная конференция, ко­торая обычно созывается раз в четыре года, избирает руководящие органы и осуществляет политику МСЭ.

Всемирные конференции по международной электросвязи созыва­ются для частичного пересмотра административных регламентов (Те­леграфный регламент, Телефонный регламент, Регламент радиосвя­зи, Дополнительный регламент радиосвязи).

Отдельные специальные конференции созываются для решения кон­кретных вопросов электросвязи по трем направлениям: радиосвязь (раз в два года), стандартизация электросвязи (раз в четыре года) и развитие электросвязи (раз в четыре года).

Совет МСЭ, состоящий из 46 членов Союза, избираемых Полно­мочной конференцией, созывается раз в год. Он контролирует испол­нение административных функций МСЭ в период между сессиями Полномочной конференции, утверждает годовой бюджет и координи­рует деятельность МСЭ с другими международными организациями.

Генеральный секретарь избирается Полномочной конференцией и отвечает за работу Генерального секретариата.

Местонахождение - Женева (Швейцария).

Всемирная метеорологическая организация (ВМО) была создана в 1947 г., в 1951 г. признана специализированным учреждением ООН. Членами ВМО являются 185 государств, в том числе Россия.

Конвенция ВМО определяет следующие цели: содействовать все­мирному сотрудничеству в создании сетей станций для проведения метеорологических наблюдений, а также центров, на которых лежит обязанность обеспечения метеорологических служб; способствовать созданию системы быстрого обмена метеорологической информаци­ей; способствовать стандартизации метеорологических наблюдений и обеспечить единую публикацию наблюдений и статистических дан­ных; способствовать применению метеорологии в авиации, в море­плавании, для решения проблем водных ресурсов, в сельском хозяй­стве и в других областях деятельности; поощрять исследования в ме­теорологии и подготовку метеорологов и содействовать координации международных аспектов такой деятельности.

ВМО организует международный обмен сводками погоды и оказы­вает странам помощь в организации метеорологической службы, а так­же в улучшении и расширении применения метеорологии и гидроло­гии в их проектах экономического развития. Она учредила программу «Всемирной службы погоды» с использованием метеорологических спутников и в ее рамках систему трех всемирных (один из них в Моск­ве) и 35 региональных метеорологических центров, функционирую­щую при помощи 183 национальных служб погоды государств-членов. В рамках этой программы ВМО координирует деятельность в области наблюдения за погодой в Антарктике; помогает национальным метео­службам в случае антропогенных катастроф, в том числе ядерных; обес­печивает одновременное наблюдение более чем 10 тыс. наземных стан­ций, около 3 тыс. самолетов, 7 тыс. кораблей и 10 геостационарных спутников; используя достижения космической техники, проводит международную программу исследований воздействия погоды и кли­мата на сельское и лесное хозяйство; распространяет необходимую информацию по вопросам использования водных ресурсов в целях ус­тойчивого развития и охраны окружающей среды.

Высшим органом ВМО является Всемирный метеорологический конгресс, в котором все государства-члены и территории представле­ны главами национальных метеорологических служб. Он созывается не реже одного раза в четыре года, устанавливает технические прави­ла, относящиеся к метеорологическим процедурам и практике, и оп­ределяет мероприятия общего порядка.

Исполнительный комитет в составе 36 членов собирается не реже одного раза в год. Он следит за выполнением резолюций и предписа­ний Конгресса, предпринимает исследования и делает рекомендации по вопросам, требующим международных действий, обеспечивает членов ВМО технической информацией, консультациями и оказы­вает им помощь.

Имеется шесть региональных метеорологических ассоциаций: Афри­ка, Азия, Южная Америка, Северная и Центральная Америка, Евро­па и страны юго-западной части Тихого океана.

Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем, является административным, документационным и информационным цент­ром, готовит и публикует специальные технические исследования, следит за осуществлением резолюций Конгресса и информирует чле­нов по техническим вопросам.

Местонахождение - Женева (Швейцария).

Международная морская организация (ИМО) создана 17 марта 1958 г., с 1959 г. стала специализированным учреждением ООН. Чле­нами ИМО являются 157 государств, в том числе Россия.

Цели ИМО - служить аппаратом для сотрудничества и обмена ин­формацией между правительствами по техническим вопросам судоход­ства, связанного с международной торговлей; обеспечивать достиже­ние практически возможных норм безопасности на море и эффектив­ной навигации с учетом особой ответственности ИМО за безопасность на море; способствовать отмене дискриминационных действий и из­лишних ограничений, устанавливаемых правительствами; рассматри­вать случаи несправедливых ограничений, вводимых судоходными компаниями; занимается любыми вопросами, касающимися судоход­ства, которые могут быть переданы на рассмотрение этой организа­ции любым органом или специализированным учреждением ООН. ИМО развивает сотрудничество государств по проблемам защиты морской окружающей среды, предотвращения загрязнения морей, обеспечения бесперебойного морского судоходства, оказания помо­щи развивающимся странам; ИМО активно взаимодействует по во­просам морского судоходства с другими специализированными уч­реждениями.

ИМО составляет проекты международных конвенций и соглаше­ний и созывает международные конференции по вопросам судоход­ства, является депозитарием и содействует осуществлению свыше 25 международных конвенций, в том числе Международной конвен­ции о предотвращении загрязнения моря нефтью, Конвенции о меж­дународных правилах предотвращения столкновений морских судов, Международной конвенции о безопасности рыболовных судов, Меж­дународной конвенции о пресечении незаконных актов против безо­пасности международного судоходства.

Ассамблея, состоящая из всех членов ИМО, созывается раз в два года. Этот орган, определяет политику ИМО и рассматривает докла­ды всех вспомогательных органов.

Совет состоит из 32 членов, избираемых Ассамблеей на срок два года. Он назначает Генерального секретаря ИМО, передает докла­ды всех вспомогательных органов Ассамблее и представляет ей об­щий доклад о работе ИМО. Совет собирается на свои сессии дваж­ды в год.

Комитет по безопасности на море дает рекомендации членам о принятии правил безопасности мореходства. Он открыт для участия всех членов ИМО, рассматривает такие вопросы, как безопасность судоходства, радиосвязь, мероприятия и оборудование для спасения жизни людей на морс, конструкция и оснащение судов, в том числе в целях предотвращения пожаров контейнеров, перевозка грузов, в том числе и опасных, и др.

Юридический комитет действует с 1967 г. Открыт для участия всех членов ИМО, рассматривает все юридические вопросы, относящие­ся к ведению ИМО, и готовит проекты международных конвенций для представления Совету.

Комитет по защите морской окружающей среды действует с 1973 г., координирует деятельность ИМО в области предотвращения загряз­нения морской среды сбросами отходов и других материалов, в том числе радиоактивных отходов и военной техники, и оказывает по­мощь ИМО в консультациях с другими органами ООН. Открыт для участия всех членов ИМО.

Местонахождение - Лондон (Великобритания).

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) создана на основе Конвенции, подписанной в Стокгольме в 1967 г., в 1974 г. стала специализированным учреждением ООН. В ВОИС вхо­дит 171 государство, включая Россию.

В соответствии с Конвенцией ВОИС преследует следующие цели: содействовать охране интеллектуальной собственности во всем мире путем сотрудничества государств и, где это необходимо, совместно с другими международными организациями; обеспечивать всестороннее взаимодействие между государствами в претворении в жизнь между­народных соглашений по следующим вопросам: торговые марки, про­мышленные образцы, классификация товаров и услуг, охрана наиме­нований места происхождения товаров, охрана прав на литературные произведения и произведения искусства, охрана прав артистов-испол­нителей, создателей фонограмм и радиовещательных организаций, охрана прав на новые сорта растений, в том числе такого соглашения, как Договор о патентной кооперации.

ВОИС занимается вопросами охраны интеллектуальной собствен­ности, подразделяющейся на два основных вида: промышленная соб­ственность (патенты и другие права на технологические изобретения, образцы и т.д.) и авторское право и связанные с ним права (на лите­ратурные, музыкальные, художественные произведения, фотографи­ческие и аудиовизуальные произведения и др.).

В целях охраны интеллектуальной собственности во всем мире ВОИС содействует осуществлению свыше 20 международных согла­шений, важнейшими из которых являются Парижская конвенция об охране промышленной собственности 1883 г. и Бернская конвенция о защите литературных и художественных произведений 1886 г., по­ощряет заключение новых международных договоров и согласование национальных законодательств.

Одна из главных задач ВОИС - обеспечение административного сотрудничества между союзами, созданными в целях защиты прав в сфере интеллектуальной собственности. Основные из них - Париж­ский и Бернский союзы.

Парижский союз по защите промышленной собственности состо­ит из 147 членов. В соответствии с Конвенций; учредившей Париж­ский союз, его члены должны предоставлять гражданам других чле­нов Союза согласно собственным законом те же самые привилегии по охране прав на изобретения, торговые марки и другие предметы промышленной собственности, какие они предоставляют собствен­ным гражданам.

Бернский союз по охране литературных и художественных произ­ведений включает 130 государств-членов. Члены Союза должны пре­доставлять гражданам других государств-членов такую же охрану ав­торских прав (предусматривающих, например, сохранение авторско­го права в течение жизни автора и 50 лет после его смерти), какую они гарантируют собственным гражданам.

В структурном плане ВОИС имеет три руководящих органа.

Генеральная ассамблея состоит из всех государств, которые явля­ются участниками Конвенции ВОИС, а также членами любого из двух Союзов, собирается на сессию раз в два года для согласования про­грамм и бюджета. Ассамблея избирает Генерального директора.

Конференция состоит из всех государств-членов и проводит сессию раз в два года для одобрения бюджета и программ ВОИС.

Координационный комитет избирается из числа государств - чле­нов ВОИС, Парижского и Бернского союзов, состоит из 72 членов и проводит регулярную сессию раз в год.

Кроме того, в качестве секретариата ВОИС действует Междуна­родное бюро во главе с Генеральным директором. Бюро организует заседания руководящих органов ВОИС, осуществляет проекты и инициирует разработку новых проектов в целях содействия между­народному сотрудничеству в области интеллектуальной собствен­ности.

Штаб-квартира - в Женеве (Швейцария).

Всемирная туристская организация (ВТО) была создана в 1925 г. ВТО является ведущей международной организацией в сфере туриз­ма, служит глобальным форумом для определения вопросов турист­ской политики и практическим средством выработки туристской тех­нологии. ВТО включает 148 государств и территорий, двух наблюда­телей и более 350 ассоциированных членов, представляющих мест­ные власти, туристские ассоциации и компании частного сектора. Новая межправительственная организация ВТО получила 23 декабря 2003 г. статус специализированного учреждения ООН в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи 58/232.

Помогая развитию туризма, ВТО призвана содействовать эконо­мическому росту, созданию новых рабочих Мест, защите окружаю­щей среды и туристских достопримечательностей, укреплению мира и взаимопонимания между народами.

Высшим органом ВТО является Генеральная ассамблея, состоящая из полных и ассоциированных членов. Генеральная ассамблея соби­рается один раз в два года для утверждения бюджета, программы ра­боты и обсуждения главных вопросов в туристской области. Руково­дящим органом является Исполнительный совет, куда входят 27 пол­ных членов, избираемых Ассамблеей и постоянный член - Испания. Исполнительный совет собирается на заседания два раза в год. Шесть региональных комиссий - в Африке, Америке, Восточной Азии и Ти­хом океане, Европе, на Ближнем Востоке и в Южной Азии - собира­ются один раз в год.

ВТО работает в тесном сотрудничестве с ООН, ее органами и уч­реждениями; может запрашивать консультативные заключения Меж­дународного Суда ООН по правовым вопросам, возникающим в рам­ках деятельности, относящейся к сфере ее компетенции. ВТО и ООН заключили Соглашение о сотрудничестве, которое было одобрено в резолюции 55/232 Генеральной Ассамблеи ООН.

Местопребывание - Мадрид (Испания).

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) создана в 1967 г. в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 2152 (XXI), с 1 января 1986 г. стала 16-м специализи­рованным учреждением ООН. Членами ЮНИДО являются 168 госу­дарств, включая Россию.

Основные цели - содействие промышленному развитию, ускоре­нию индустриализации, в первую очередь развивающихся стран; улуч­шение условий жизни народов; содействие глобальному процветанию путем разработки программ устойчивого промышленного развития развивающихся стран и стран с переходной экономикой. ЮНИДО ­центральный координирующий орган промышленной деятельности в системе ООН, глобальный форум для рассмотрения препятствий на пути устойчивой индустриализации, для разработки соглашений, кодексов, норм и правил, распространения новых подходов, полити­ки и прогрессивного опыта промышленного развития. ЮНИДО пре­доставляет необходимые услуги и помощь правительствам, институ­там и предприятиям в приобретении новых технологий, подготовке национальных кадров в целях укрепления возможностей добиваться общей цели ЮНИДО - устойчивого и равномерного промышленно­го развития. В 1997 г. Генеральная конференция ЮНИДО одобрила План действий, касающихся будущей роли и функций ЮНИДО, ко­торый подразделил ее деятельность на две основные области: усиле­ние промышленного потенциала и более чистое и устойчивое про­мышленное развитие.

Высший орган ЮНИДО - Генеральная конференция, состоящая из представителей всех членов и созываемая раз в два года. Она рассмат­ривает концептуальные основы политики и стратегии ЮНИДО по проблемам индустриального развития и бюджета, рассматривает док­лады Совета и программу работы ЮНИДО и следит за эффективным использованием финансовых ресурсов.

Исполнительный орган - Совет по промышленному развитию, состоящий из 53 членов, избираемых Генеральной конференцией на трехлетний период. Совет осуществляет разработку принципов и политики для достижения целей ЮНИДО; рассматривает выпол­нение одобренных рабочих программ, бюджета и других решений Генеральной конференции; представляет на рассмотрение Гене­ральной Ассамблеи ООН через ЭКОСОС ежегодный доклад о дея­тельности ЮНИДО. Каждый член Совета имеет один голос. Реше­ния принимаются простым большинством присутствующих и уча­ствующих в голосовании членов. Совет проводит не менее одной сессии в юд.

Вторым по значимости директивным органом ЮНИДО являет­ся Комитет по программным и бюджетным вопросам, созданный в 1985 г. В его функции входит рассмотрение предложений Генераль­ного директора и представление Совету рекомендаций по предлагае­мой программе работы и соответствующим сметам регулярного и опе­ративного бюджета, подготовка проекта шкалы взносов стран-чле­нов и рассмотрение других финансовых вопросов. Комитет состоит из 27 членов, избираемых Генеральной конференцией. Решения при­нимаются двумя третями голосов присутствующих и участвующих в голосовании. Комитет проводит не менее одной сессии в год.

Секретариат включает бюро Генерального директора, избираемого Генеральной конференцией На четыре года.

Местонахождение - Вена (Австрия).

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) - авто­номная межправительственная организация, созданная в 1957 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Соглашение, регулирующее взаимоотношения между МАГАТЭ и ООН, было утверждено Генераль­ной конференцией Агентства 23 октября 1957 г., а 14 ноября 1957 г. -Генеральной Ассамблеей ООН. МАГАТЭ ежегодно представляет доклад о своей деятельности Генеральной Ассамблее ООН. Члена­ми Агентства являются 128 государств, в том числе Россия.

Основные цели МАГАТЭ в соответствии с его Уставом следую­щие: стремиться к достижению более быстрого и широкого исполь­зования атомной энергии для поддержания мира, здоровья и благо­состояния во всем мире; обеспечивать, чтобы помощь, предоставля­емая им, или по его требованию, или под его наблюдением либо контролем, не была использована для достижения какой-либо воен­ной цели.

Функции МАГАТЭ могут быть подразделены на две категории-техническое сотрудничество, содействие исследованиям и практиче­скому применению атомной энергии в мирных целях; гарантии обес­печения того, чтобы особые расщепляющиеся материалы и другие материалы, услуги, оборудование и информация, имеющиеся у МА­ГАТЭ или полученные по его просьбе либо под его контролем, не использовались для военных целей.

Деятельность МАГАТЭ направлена на то, чтобы способствовать развитию ядерной энергии и использованию радиоизотопов в меди­цине, сельском хозяйстве, гидрологии и промышленности; распро­странять научную информацию и технические навыки путем предо­ставления стипендий, организации курсов подготовки, проведения конференций и издания публикаций; предоставлять техническую помощь и заниматься юридическими аспектами вопросов, связанных с атомной опасностью.

МАГАТЭ служит центральным мировым межправительственным форумом научного и технического сотрудничества в области мирно­го использования ядерной энергии. Деятельность Агентства в значи­тельной мере сосредоточена на программах, которые можно приме­нить в таких областях, как пищевая промышленность и сельское хо­зяйство, здравоохранение, промышленность и гидрология, а также борьба с загрязнением окружающей среды. МАГАТЭ помогает госу­дарствам осуществлять контроль за соблюдением международных договоров, предусматривающих гарантии того, чтобы ядерные мате­риалы не направлялись на военные цели. Во всем мире 200 инспек­торов наблюдают за более чем 900 установками и другими объектами, на которые распространяется Программа гарантий МАГАТЭ. Агент­ство устанавливает основные стандарты радиационной безопасности, правила и инструкции по выполнению конкретных операций, вклю­чая безопасность перевозок радиоактивных материалов. МАГАТЭ ока­зывает также экспертную помощь государствам-членам в случае ра­диационной катастрофы.

Генеральная конференция состоит из представителей всех государств -членов Агентства. Она собирается на очередные ежегодные сессии, а также на такие специальные сессии, которые могут быть необходи­мы. Генеральная конференция может обсуждать любые вопросы в рамках Устава Агентства, в том числе утверждение Генерального ди­ректора, прием новых членов и др.

Совет управляющих состоит из 35 членов. Он выполняет функции Агентства, в частности одобряет соглашения о гарантиях, важные про­екты и стандарты безопасности.

Секретариат возглавляется Генеральным директором, назначае­мым Советом управляющих и утверждаемым Генеральной конферен­цией сроком на четыре года.

Местопребывание - Вена (Австрия).

Всемирная торговая организация (ВТО) создана в 1995 г. на основе существовавшего ранее Генерального соглашения по тарифам и тор­говле. ВТО - единственный международный орган, осуществляющий надзорные функции в области международной торговли. ВТО не яв­ляется специализированным учреждением ООН, но имеет договорен­ности и установившуюся практику сотрудничества с ООН. В ВТО входят 132 государства и Европейский Союз. Россия не участвует в ВТО.

Ядром деятельности ВТО служат около 30 ее соглашений, состав­ляющих основу международной торговли и торговой политики. Ос­новные цели ВТО заключаются в том, чтобы способствовать как мож­но более свободному потоку торговли, добиваться дальнейшей либе­рализации путем переговоров, служить форумом для многосторонних переговоров и создавать беспристрастные методы урегулирования конфликтов. Основополагающие принципы деятельности ВТО - от­сутствие дискриминации (принцип наибольшего благоприятствова­ния), более свободная торговля, поощрение конкуренции, а также особые условия для наименее развитых стран. Одна из целей ВТО состоит и в сокращении протекционизма.

Высшим органом ВТО является Конференция министров, в кото­рой участвуют представители всех членов ВТО на министерском уров­не. Конференция может принимать решения по всем вопросам, ка­сающимся любого многостороннего торгового соглашения, и соби­рается раз в два года. Повседневной работой занимается Генеральный комитет, состоящий также из представителей всех членов ВТО и представляющий Конференции министров доклады по вопросам тор­говой политики ВТО. Секретариат во главе с Генеральным директо­ром обслуживает все органы ВТО, содействует проведению перего­воров, в том числе по вопросам приема новых членов, и оказывает поддержку развивающимся странам.

Местонахождение - Женева (Швейцария).

Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) -

единственная организация ООН, деятельность которой посвящена исключительно детям, - работает ради защиты, выживания и разви­тия ребенка в рамках Конвенции о правах ребенка. Созданный Гене­ральной Ассамблеей ООН в 1946 г. ЮНИСЕФ поддерживает програм­мы, направленные на улучшение жизни детей повсюду, особенно в развивающихся странах. Он способствует реализации в полном объе­ме Конвенции о правах ребенка, единогласно принятой Генеральной Ассамблеей в 1989 г., и достижению целей, поставленных на Всемир­ной встрече на высшем уровне в интересах детей в 1990 г.

В сотрудничестве с другими учреждениями ООН, правительствами и неправительственными организациями и через всемирную перифе­рийную сеть ЮНИСЕФ содействует программам по предоставлению дешевых услуг на общинном уровне в области оказания первичной медицинской помощи, питания, начального образования, очистки воды и улучшения санитарных условий, ликвидации тендерного нера­венства и развития. Он отстаивает соблюдение прав человека в отно­шении всехдетей, особенно девочек. ЮНИСЕФ также оказывает неот­ложную помощь и проводит восстановительные работы в случае чрез­вычайных происшествий.

Руководящим органом ЮНИСЕФ является Исполнительный совет, состоящий из 36 государств (Россия является его членом). Штаб-квартира - в Нью-Йорке (США).

Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и раз­витию (ЮНКТАД) была учреждена в 1964 г. для ускорения торгового и экономического развития, особенно развивающихся стран. ЮНК­ТАД включает 190 государств-членов, в том числе Россию.

ЮНКТАД играет в системе ООН роль координационного центра для интегрированного подхода к развитию и смежным проблемам в области торговли, финансов, технологии, инвестиций и устойчивого развития.

Высший руководящий орган - Конференция всех стран-членов, созываемая не реже чем раз в четыре года.

Исполнительным органом является Совет по торговле и развитию, заседающий один раз в год. Он отвечает за обеспечение общего соот­ветствия деятельности ЮНКТА






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.