Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансово-хозяйственная деятельность образовательных организаций






 

Деятельность образовательной организации финансируется в соответствии с законодательством. Финансирование образовательных организаций осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов, определяемых в расчете на одного обучающегося или воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательной организации.

Нормативы финансирования образовательных организаций делятся на три вида: федеральные, региональные и местные.

Федеральные нормативы должны ежегодно устанавливаться Федеральными законами, принимаемым одновременно с Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год. Они являются минимально допустимыми.

Региональные и местные нормативы должны учитывать специфику образовательных организаций и определяться таким образом, чтобы финансирование было достаточным для покрытия средних (на данной территории) текущих расходов, связанных с организацией образовательного процесса, эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования. Нормативы финансовых затрат на единицу предоставляемых государственных или муниципальных услуг должны учитываться при формировании бюджета всех уровней (Бюджетный кодекс РФ). Указанные нормативы представляют собой определенный минимум финансирования.

Государственное и (или) муниципальное финансирование является основой государственных гарантий получения российскими гражданами образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов. Для государственных и муниципальных образовательных организаций главные источники финансирования – бюджеты соответствующих уровней.

Бюджетная организация использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. В смете доходов и расходов отражены все доходы бюджетной организации, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг; другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.

Бюджетные средства расходуются исключительно на цели, определенные Бюджетным кодексом РФ:

– расходы на оплату труда;

– командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;

– перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

– трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с законодательством (например, стипендии, компенсаторные выплаты, пособия), а также на оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам либо без таковых.

Расходование бюджетных средств учреждениями на иные цели не допускается.

Государство поддерживает развитие благотворительной деятельности в области образования, содействует увеличению спонсорской поддержки образовательным организаций со стороны других организаций и частных лиц. Одна из целей благотворительности – содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности.

Во многих регионах страны стала традицией шефская помощь школам. Этому способствует также деятельность попечительских советов образовательных организаций. Стимулирование благотворительной деятельности в области образования осуществляется, в частности, путем предоставления налоговых льгот благотворителям, т.е. лицам, осуществляющим благотворительные пожертвования в формах бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности; наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности, а также выполнения работ и предоставления услуг.

Образовательная организация должна располагать необходимым имуществом, материально-технической базой для организации учебно-воспитательного процесса.

Имущество образовательной организации делится на две части: находящееся в собственности учредителя и являющееся собственностью самой организации. Учредитель закрепляет за образовательной организацией в целях обеспечения образовательной деятельности объекты права собственности: земельные участки, здания, сооружения, оборудование и другое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения. Эти объекты могут находиться в собственности учредителя или быть взяты им в аренду у третьего лица. Передача имущества образовательной организации фиксируется в договоре, заключаемом с учредителем, к которому прилагается передаточный акт.

Другую часть имущества образовательной организации составляют объекты, находящиеся в ее собственности: денежные средства, иные объекты. В законе названы основные способы образования этой собственности: благотворительные пожертвования от юридических физических лиц, доходы от предпринимательской деятельности организации, включая оказание платных образовательных услуг, продукты интеллектуального, творческого труда. Этим имуществом организация распоряжается самостоятельно. Учитывается оно отдельно от имущества, переданного собственником.

Государственная и муниципальная образовательные организации вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами. Под образовательными услугами понимается экономическая деятельность образовательной организации, удовлетворяющая спрос человека на обеспечение образовательных потребностей.

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет.

Частные образовательные организации вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах федеральных государственных образовательных стандартов.

Платная образовательная деятельность такой образовательной организации не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном учебном заведении.

Образовательная организация вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную ее уставом.

Виды предпринимательской деятел ьности образовательной организации:

– торговля покупными товарами, оборудованием;

– оказание посреднических услуг;

– долевое участие в деятельности других организаций (в том числе и образовательных);

– приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

– ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

 

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Как Вы понимаете следующие термины: «государственная политика в области образования», «принципы государственной политики в области образования», «компетенции в области образования», «нормативно-правовой акт»?

2. Назовите и охарактеризуйте принципы государственной политики в области образования.

3. Проанализируйте нормативные акты субъекта РФ в сфере образования и охарактеризуйте региональную политику в области образования.

4. Дайте характеристику законодательной базы РФ в области образования.

5.Как Вы считаете, каковы основные перспективы развития законодательства РФ в области образования?

6. Перечислите основные международные законодательные документы, регулирующие образовательную деятельность.

7. Как Вы понимаете следующие термины: «образовательная организация», «учредитель образовательной организации», «государственная аккредитация», «лицензирование», «образовательная услуга»?

8. Перечислите основные полномочия образовательной организации.

9. Составьте классификационную таблицу образовательных организаций.

10. Определите организационно-правовое обеспечение деятельности образовательной организации.

11. Составьте примерную должностную инструкцию специалиста по социально-правовой защите детей.

12. Каким образом осуществляется финансирование образовательных организаций?

12. На основе Федерального закона «Об образовании в РФ», правил оказания платных образовательных услуг в сфере образования составьте перечень платных образовательных услуг.

14. Из МОТ/ЮНЕСКО выпишите материалы, характеризующие положение учителей.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.