Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология этнохудожественного образованияв условиях региональной культурной политики






Перспективным направлением этнокультурного образования в современных условиях стали технологии этнохудожественного образования. Этнохудожественное образование представляет со­бой процесс и результат освоения традиционной художествен­ной культуры, В настоящее время существенно возрастает роль самобытных национально-культурных и культурно-историче­ских традиций, сложившихся в различных регионах страны как одного из факторов преодоления острых духовно-нравственных, межэтнических, экологических и других проблем общественного развития. Об этом свидетельствуют такие важнейшие государст­венные документы, как федеральная программа «Развитие и со­хранение культуры и искусства Российской Федерации» (1997-1999 гг.), «Национальная доктрина развития образования в Рос­сии» и «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», принятые в 2000 г. Выдвинутые в этих документах задачи приобретают особую значимость на международном Зфовне, в свете ряда документов ЮНЭСКО (прежде всего «Реко­мендации о сохранении фольклора» (1989 г.). а также осуществ­ляемых под эгидой этой организации в России ряда проектов и программ по сохранению самобытных культур народов нашей страны и шедевров народного творчества, а также по поддержке этнохудожественного образования как важнейшего канала трансляции ценностей народной культуры в современное миро­вое сообщество.

Существенное значение приобретает изучение традиционной культуры конкретной территории. В последние годы в ряде ре­гионов России (Белгородском, Тверском, Нижегородском и др.) были разработаны и внедрены комплексные программы возрож­дения народной художественной культуры, нацеленные, в ко­нечном счете, на реализацию ее богатейшего педагогического потенциала. Выдвинутые задачи воспитания и развития детей, подростков и других групп населения на основе высших духов­но-нравственных ценностей и идеалов, воплощенных в произве­дениях народного творчества, в различных традиционных фор-


мах празднично-обрядовой и семейно-бытовой культуры, харак­терных для того или иного региона, приобретают в современных условиях особую социально-культурную значимость. Их реше­ние осуществляется на основе интеграции деятельности соци­ально-культурных и образовательных учреждений по выявле­нию, сохранению и передаче новым поколениям старинных об­разцов народного творчества, знаний и опыта народных масте­ров, а также по подготовке специалистов в области народной ху­дожественной культуры. Этому способствует введение в учеб­ные планы образовательных учреждений в качестве региональ­ного компонента таких дисциплин, которые позволяют знако­мить учащихся с традиционной художественной культурой род­ного края, с различными видами и жанрами народного творчест­ва. Сохранению и распространению самобытных региональных этнохудожественных традиций способствует и деятельность фольклорных ансамблей, студий народного декоративно-приклад­ного творчества, школ народных ремесел, развивающихся в культурно-досуговых учреждениях и центрах дополнительного образования.

При этом необходимо подчеркнуть, что в сложных условиях социально-культурной дезинтеграции сохранение национально-культурного своеобразия различных регионов не противоречит идее создания целостного культурного пространства России в том случае, когда освоение региональной художественной куль­туры осуществляется в контексте лучших общероссийских тради­ций, как часть культуры России. Недавние социально-политические преобразования в России, нацеленные на преодоление дезинтегра-ционных процессов и предусматривающие создание крупных ад­министративно-экономических округов, ориентируют социально-культурную политику в регионах на гибкое сочетание в ней об­щенациональных и локальных интересов.

Особое значение в региональной социально-культурной по­литике приобретают задачи развития этнохудожественного обра­зования с учетом особенностей истории данного региона, этни­ческого состава его населения, распространенности тех или иных религиозных конфессий, традиций этнопедагогики и художест­венного образования, своеобразия традиционных форм сельского


и городского быта, а также классического художественного на­следия,

В таком широком контексте традиционная народная художе­ственная культура региона предстает как сложное социально-культурное явление, взаимосвязанное со многими исторически­ми пластами и современными сферами жизни общества, а этно-художественное образование - как один из факторов социально-культурного развития личности и социальных групп.

Вместе с тем, в развитии этнохудожественного образования на основе социально-культурных традиций региона имеется не­мало проблем. Среди них - недостаточная разработанность содержания регионального компонента этнохудожественно­го образования, слабое отражение в нем национальных традиций в истории художественной жизни различных сословий и религи­озных конфессий, отсутствие необходимой преемственности и взаимосвязей между содержанием этнохудожественного образования в различных образовательных учреждениях и развитием этнохудожественного творчества в культурно-досуговых учреждениях.

В Положении о государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (от 12.08.1994; № 940) региональный компонент определяется как содержание основ­ных профессиональных образовательных программ, отражающее региональные особенности подготовки специалистов.

Реализация регионального компонента в учебном процессе может быть вариативной и проявляться в распределении и лока­лизации краеведческих проблем в отдельных темах предметов гуманитарного и эстетического циклов, на разных этапах обуче­ния с последующим обобщением на межпредметной основе; в разработке и внедрении единого многоаспектного курса; во вве­дении специфических предметных курсов (спецкурсов) по худо­жественному и этнохудожественному краеведению.

При этом и качестве методологических задач выступают:

• разработка концепции, принципов отбора и интегрирова­ния краеведческого содержания в контексте с содержанием го­сударственного образовательного стандарта;

• создание оптимальных вариантов программ;


• выбор активных форм и методов обучения и контроля знаний;

• целенаправленная подготовка (повышение квалификации) учителей.

Содержание регионального компонента этнохудожественно-го образования должно способствовать:

• раскрытию перед учащимися исторических основ разви­тия народной художественной культуры региона;

• усвоению ведущих идей, основных понятий и научных фактов о народной художественной культуре;

• привитию любви к традиционному народному искусству;

• воспитанию активно-эстетического отношения к произ­ведениям и традициям народной художественной культуры;

• развитию художественно-творческих способностей;

• формированию мотивации к работе по позитивному пре­образованию сферы народной художественной культуры.

Национально-региональный компонент содержания этно­культурного образования развивается и обновляется по мере воз­никновения и заявления новых образовательных потребностей и обеспечивается многообразием образовательных программ; мно­гообразием типов образовательных учреждений; развитием обра­зовательных комплексов, включающих различные формы пред­ставления образовательных услуг, службы и центры, собирающие информацию об образовательных запросах населения, научно-исследовательские коллективы, обеспечивающие развитие этно­культурного образования, различные типы ассоциаций и объеди­нений образовательных учреждений; дифференциацией системы этнокультурного образования на уровне учебных планов образова­тельных учреждений и комплекса программ развития субрегионов.

Использование художественно-краеведческого материала создает оптимальные условия для реализации в воспитательном процессе принципов наглядности, доступности, связи с жизнью. В результате в памяти обучаемого сохраняются наиболее значи­мые и ценные сведения о культурных традициях родного края, что в конечном итоге способствует воспитанию «духовной осед­лости» (Д.С. Лихачев) ученика.


Преемственная многоуровневая региональная система худо­жественного воспитания на основе традиций русской культуры должна включать в себя четыре звена - дошкольное; общее среднее и дополнительное: среднее профессиональное; высшее и поствузовское образования. Каждое из звеньев имеет свои цели и свою направленность подготовки.

Первое звено - дошкольного этнохудожественного образо­вания - ориентировано на освоение ребенком элементов тради­ционной народной художественной культуры региона на обы­денном представленческом уровне. Художественная деятель­ность на этом уровне ограничивается репродуктивным овладе­нием элементарными навыками и художественными приемами, выработкой оценочных суждений относительно изучаемого ма­териала и творческую самореализацию дошкольников, основан­ную на повторении эстетических образцов.

По целям и содержанию учебно-воспитательного процесса переходным от первого звена системы ко второму является этап начального образования (младший школьный возраст).

Второе звено - общего среднего и дополнительного образова­ния - представляет собой понятийный уровень освоения регио­нальных традиций русской культуры и направлен на формирование целостной системы знаний и развитие навыков анализа, обобщения и критической оценки явлений и процессов в региональной сфере народной художественной культуры.

Художественная деятельность в этом звене подготовки на­целена на овладение элементарными технологическими навыка­ми в области народной художественной культуры, позволяющи­ми с высокой эффективностью копировать, иллюстрировать (в сценическом и выставочном варианте) и преобразовывать изу­чаемые образцы, а также самостоятельную творческую деятель­ность (в том числе и исследовательскую этнографическую), ос­нованную на художественных традициях региона.

Третье звено - структуры среднего профессионального обра­зования, представляет собой мировоззренческий уровень ус­воения региональных традиций народной художественной куль­туры. Этот уровень предполагает знание основных концепций, закономерностей, научных идей и фактов относительно регио-


нальных особенностей традиционной русской культуры. Уча­щиеся должны овладеть навыками поиска и получения инфор­мации о традициях и тенденциях развития народной художест­венной культуры региона, профессиональными навыками иллю­страции обнаруженной информации и умениями выявить и сис­тематизировать проблемы, относящиеся к процессам возрожде­ния этнокультурных традиций и этнохудожественного воспита­ния на региональном уровне.

Художественная деятельность в этом звене характеризуется развитыми технологическими знаниями, умениями и навыками, позволяющими не только копировать эталонные образцы, но и осуществлять профессиональную рефлексию, оценочно-аналити­ческую деятельность, а также самостоятельную творческую реа­лизацию замыслов в сфере народной художественной культуры.

Четвертое звено - звено высшего и поствузовского образо­вания. Оно представляет собой концептуальный уровень ос­воения региональных этнохудожественных традиций. Этот уро­вень предполагает структурирование и систематизацию инфор­мации по проблемам региональных традиций русской культуры, воспитание навыков формулирования концепций, идей, гипотез, а также генерирование новых идей или проектной деятельности, основанной на интеграции и адаптации научной информации к социально-культурным условиям региона.

Это звено образовательной системы отличается высоким уровнем деятельностной креативности и аккумулирует различ­ные проявления художественного и научного творчества, педа­гогического проектирования, творчества в сфере организации и управления народной художественной культурой и творчество в сфере социальных коммуникаций.

На решение сложной проблемы создания в регионе преемст­венной системы этнохудожественного образование было направле­но осуществленное в течение нескольких лет под руководством профессора Московского государственного университета культуры и искусств Т.И. Баклановой исследование. Оно выполнено в рамках комплексной межвузовской программы на тему «Преемственная система этнохудожественного образования» и реализовано на тер­ритории Тамбовского региона. Тамбовский регион представляет


собой уникальную социально-культурную среду, географически совпадающую с Тамбовской губернией, в состав которой входи­ли территории, относящиеся сейчас к Тамбовской, Липецкой, Воронежской и Рязанской областям (Центральный регион), а также Нижегородской, Пензенской областям и республике Мор­довия (Поволжье). Поэтому традиции художественной культуры Тамбовщины очень многообразны. Они не ограничиваются ау­тентичным фольклором представителей различных этносов. Так, несколько последних веков русский фольклор частично разви­вался здесь во взаимосвязи с городским любительским искусст­вом, а также с русской православной художественной традицией. В рамках исследования было разработано соответствующее методическое и дидактическое обеспечение, осуществлено внедре­ние регионального содержания в практику этнохудожественнои подготовки образовательных учреждений различного типа и уров­ня. Осуществленный мониторинг учебно-воспитательного процесса и тестирования участников экспериментальных групп свидетельст­вует о высокой эффективности педагогической технологии регио­нального этнохудожественного образования, способствующей су­щественному росту качества подготовки по когнитивному, эмоцио­нальному, мотивационному и деятельностному компонентам.

Список рекомендуемой литературы

1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: ИРПО, 1996. 337 с.

2. Брусое СВ. Специфика социальных технологий и их использование в сфере культуры и досуга. В кн. «Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования». Свердловск, УРО АН СССР, 1991. С. 55.

3. Горлинский В. Модернизация системы музыкального воспитания и об­разования в современной России: актуальные подходы переходного периода: Монография. М.: Изд-во МГИМ, 1999. 333 с.

4. Жилкин В.В. Проблемы бытования этнокультурных традиций в совре­менной городской среде / Возрождение культурных традиций Цен­трального Черноземья (региональный аспект): Сб. науч. тр. Вып. 1. Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 1997. С. 56-64.

5. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной дея­тельности: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУК, 1995. 136 с.

6. Каргин АС. Народная художественная культура. М., 1997.


7. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Слагаемые технологии модульного обучения. Барнаул: Изд-во Атг. гос. ун-та, 1994. 108 с.

8. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструиро­вания учебного 1гроцесса. Волгоград, 1995,

9. Методологические основы проектирования интенсивных технологий профессионального обучения: Сб. науч. тр. НИИ профтехобразования; Ред. А.П.Беляева и др. СПб., 1992. 80 с.

10. Патрушев В.И. Информатизация и технологизация социального про­странства. М., 1994. С. 44.

11. Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. - М., 1993.

12. Стрельцов Ю.А. Человек в мире общения: Основы досуговой синерге­тики: Учеб. пособие. М: МГУКИ, 1999. 200 с.

13. Строков К.А. Современные технологии подготовки специалистов ху­дожественно-творческого профиля к этнокультурной деятельности: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000. 78 с.

14. Селевко Г.К. Опыт системного анализа современных педагогических систем // Школьн. технологии. 1996, №6. С. 3.

15. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М.: Нар. образование, 1996.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое этническая идентификация и межкультурная интеграция?

2. В чем заключается этнокультурное образование в условиях региона?

3. Что подразумевается под культурным образованием?

4. Из чего складывается этнокультурное образование?

5. Что такое этнокультурная образовательная технология?

6. Перечислите группы технологий на уровне общественных отношений и видам человеческой деятельности

7. Каковы основные принципы проектирования социальных технологий?

8. Что такое активные и интерактивные технологии?

9. Что такое технологический модуль в этнокультурном образователь­ном процессе?

10. В чем заключаются отличительные особенности многоуровневой сис­темы образования?

11. В чем выражается мастерство педагога-организатора музыкального самодеятельного коллектива?

12. Назовите сложившиеся направления реализации этнокультурного компонента в системе музыкального воспитания.

13. Дайте характеристику принципов разработки и реализации этнокуль­турных образовательных технологий.

14. Каково значение ролевых игр в профессиональной подготовке студентов?


Содержание

Введение.............................................................,............. 3

Глава I. Сущность и специфика современных социально-культурных технологий

1.1. Основные задачи и направления социально-куль­
турной деятельности............................................. 6

fi

1.2. Сущность социально-культурных технологий.... 15

; L3. Понятие отраслевых и дифференцированных тех­
нологий социально-культурной деятельности.... 19

1.4. Средства, формы и методы социально-культурной

деятельности как основные составляющие техно­
логического процесса........................................... 27

1.4.1. Средства социально-культурной деятельности.. 27

1.4.2.Формы социально-культурной деятельности.... 29

1.4.3.Методы социально-культурной деятельности... 33

Глава II. Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в сфере культуры

2.1. Задачи и основные направления информационно-

просветительной деятельности......................... 37

2.2. Социальная информация и ее свойства................ 42

2.3. Средства массовой информации и учреждения до-

суга....................................................................... 46

/ 2Л., Информационно-просветительная и рекреационно-

оздоровительная деятельность за рубежом....... 48

2.5. Современные информационно-просветительные

технологии............................................................ 56

Глава III. Технология самодеятельного творчества и лю­бительских объединений

3.1. Самодеятельное творчество как часть народной

художественной культуры................................... 66

3.2. Сущность, основные понятия и функции самодея-

тельного творчества............................................. 73


3.3. Категория творчества в контексте теории деятель­ности 78

3.4. Творчество и мастерство как факторы формирова-

ния личности......................................................... 86

3.5. Классификация самодеятельного творчества...... 90

3.6. Понятие и основные признаки любительских объе­динений и клубов податересам 97

3.7. Виды клубов по интересам и любительских объединений 101

3.8. Киноклуб как форма социально-культурной дея­тельности и разновидность любительского объе­динения............................................................................... 118

3.9. Технология самодеятельного художественного творчества 125

Глава IV. Технология рекреационно-оздоровительной

деятельности

4.1. Понятие игры и игровой деятельности................ 134

4.2. Классификация игр............................................... 137

4.3. Виды игр............................................................... 143

Глава V. Технология общения в социально-культурной сфере

5.1. Сущность и особенности межличностного общения

в сфере свободного времени................................. 158

5.2. Стили и виды педагогического общения............. 163

5.3. Типы коммуникативного общения...................... 166

5.4. Основные единицы коммуникативного общения.. 173

5.5. Техника коммуникативного общения.................... 182

5.6. Технологические приемы организации досугового общения в учреждениях социально-культурной сферы 193

Глава VI. Технология организации досуга детей и подро­стков

6.1. Влияние современной социокультурной ситуации

на развитие личности подростка......................... 198


6.2. Основные проблемы в организации досуга детей, и подростков 202

6.3. Роль педагога в организации досуга детей, подро-

стков и юношества................................................ 208

6.4. Пути оптимизации работы школы, учреждений

культуры и семьи в процессе организации досуга
подростков........................................................... 216

6.5. Новые технологии в организации досута детей и подростков 219

6.6. Подростковые клубы как наиболее эффективная

форма организации досуга детей и подростков.... 226

Глава VII. Технология молодежного досуга

7.1. Молодежная культура как феномен сферы свобод­ного времени 235

7.2. Сущность, основные понятия молодежной культуры 240

7.3. Молодежная субкультура..................................... 245

7.4. Неформальные объединения молодежи в социаль­ной жизни общества 249

7.5. Ориентиры молодежной культуры досуга

в XXI веке............................................................. 257

7.6. Методика и организация воспитательной работы
детских и молодежных общественных объединений 260

Глава VIII. Технология организации досуга лиц среднего и пожилого возраста

8.1. Основные подходы к организации досуга пожилых людей 270

8.2. Технологии досуговой деятельности старших воз­растных групп населения в России 273

8.3. Особенности организации досуговой деятельности лиц среднего и пожилого возраста в европейских странах................................................................... 281

Глава IX. Технология организации семейного досуга

9.1. Семья как социальный институт и малая социаль­
ная группа............................................................ 287


9.2. Функции семьи и их реализация в сфере досуга.. 289

9.3. Современные подходы к организации семейного досуга 297

9.4. Роль современной социокультурной ситуации в ор­ганизации досуга семьи 300

9.5. Технология культурно-досуговой деятельности с

семьей.................................................................... 301

9.6. Значение социально-культурной деятельности в
организации семейного досуга............................ 310

Глава X, Технология социальной работы

10.1. Социальная работа: ее сущность, функции и осо-

бенности развития............................................. 323

10.2. Принципы и методы социальной работы.......... 328

10.3. Социальная диагностика и ее значение в социаль-

ной работе.......................................................... 332

10.4. Характеристика источников социальной незащи­щенности и практика их нейтрализации 335

10.5. Технологии социальной помощи престарелым и инвалидам 345

10.6. Общение как важнейший инструмент технологии социальной работы. 353

10.7. Технология профилактики девиантного поведения 359

10.8. Социальное прогнозирование и методика его внед­рения 363

10.9. Основные модели технологии социальной под­держки за рубежом 365

10.10. Основные положения нормативно-правовых до­
кументов по проблемам слабозащищенной кате­
гории подростков и молодежи.......................... 370

Глава XI. Технология менеджемента

11.1. История развития менеджмента........................... 372

11.2. Классификация подходов и школ менеджмента.. 374

11.3. Организация и ее составляющие....................... 381 ^-

11.4. Функции менеджмента....................................... 3£ 6-> " "

11.5. Коммуникации в управлении............................... 392.

11.6. Сущность и особенности управленческих решений 394.;.


11.7.Власть. Лидерстве. Стили руководства............... 402

11.8.Психологические аспекты менеджмента............. 409

11.9.Имидж менеджера................................................. 415

11.10. Социально-психологический климат в коллективе 421

Глава XII. Современные театральные технологии

12.1. Введение в технологические процессы театраль­ного творчества 429

12.2. Технологии в сфере актерского мастерства...... 435

12.3. Современные режиссерские технологии.............. 440

12.4.Особенности применения театральных техноло­гий в социально-культурной сфере. 449

Глава XIII. Современные этнокультурные технологии

V 13.1. Этнокультурное образование: сущность, функции,

понятие и социальный аспект............................. 454

13.2.Научные подходы к разработке и использованию этнокультурных технологий в учебном процессе 462

13.3.Освоение этнокультурных технологий на музы­кальных отделениях многоуровневой системы образования......................................................... 470

13.4. Технологические приемы организации практики студентов творческих специализаций с учетом этнокультурных особенностей региона............. 478

13.5. Технология этнохудожественного образования в условиях региональной культурной политики.. 492



 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.