Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технологии социальной помощи престарелым и инвалидам






Изменение социального статуса человека в старости и поло­жение инвалида в обществе, связанное с прекращением или ог­раничением трудовой и общественной деятельности, порождает серьезные социальные проблемы. Наиболее злободневной из них является ограничение жизнедеятельности пожилых людей и ин­валидов и связанная с ней трансформация ценностных ориенти­ров. В решении этой проблемы первостепенное значение приоб­ретает совершенствование системы социальной реабилитации и


социальной помощи престарелым и инвалидам. Понятие «соци­альная реабилитация» включает в себя комплекс социально-психологических, экономических, политико-правовых, медицинских, профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий для возвращения этих групп населения к нормальной жизнедеятельности и закрепления их социального статуса на всех уровнях государственной политики.

Социальная помощь - это обеспечение в денежной и нату­ральной формах, в виде льгот и услуг, предоставляемое с учетом законодательных норм и социальных гарантий, установленных государством для престарелых и инвалидов.

К традиционным формам социального обеспечения относят­ся денежные выплаты (пенсии, пособия и др.); натуральное обеспечение (продукты, медикаменты, одежда и др.); услуги и льготы; стационарное и нестационарные виды обслуживания. На современном этапе развития экономических отношений важным условием социальной реабилитации данной категории общества является поддержание уровня жизни за счет повышения разме­ров пенсий. С учетом предложений и возможностей Пенсионно­го фонда Российской Федерации установлен новый минималь­ный размер пенсии и введен механизм индексаций пенсий в за­висимости от роста цен. В Московской области на базе Пенси­онного Фонда России проводится эксперимент по обработке мо­дели будущей Федеральной пенсионной службы как самостоя­тельной финансово-банковской системы.

В настоящее время развивается сеть негосударственных пенси­онных фондов как дополнительный источник социальной защиты пожилых людей. Одной из эффективных мер социальной реабили­тации престарелых и инвалидов является их трудовая занятость.

Установлены льготы для предприятий, использующих труд инвалидов. Учреждения и организации, в которых занято 30% инвалидов от общей численности работающих, пользуются пра­вом на льготное налогообложение, свыше 50% - полностью ос­вобождаются от уплаты налогов и платежей. В связи со струк­турной перестройкой экономики отдается предпочтение созда­нию новых отраслей, экологически чистых производств (фер­мерские хозяйства, сферы малого и среднего бизнеса и др.).

ЧДй


Особая роль в системе реабилитации пожилых людей и инва­лидов принадлежит медико-социальной реабилитации. Создает­ся сеть федеральных и региональных центров восстановительного лечения, многопрофильной медицинской реабилитации, специа­лизированных санаторно-курортных учреждений и т.д. Новые за­дачи поставлены и перед Главным управлением медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов (МСЭ, быв­шая ВТЭК). В их функции входит разработка индивидуальных программ реабилитации с определением конкретного объема, видов и сроков их осуществления. Механизм социальной зашиты пожилых людей и инвалидов реализуется на государственном (федеральном) и региональном (местном) уровнях. На государст­венном уровне обеспечивается гарантированное предоставление установленных размеров пенсий, пособий и других видов нату­рального обеспечения, услуг и льгот. На региональном уровне решаются вопросы дополнительного повышения норм государст­венного обеспечения нуждающихся нетрудоспособных граждан.

В современных условиях происходит перенос центра тяже­сти социальной защиты пожилых людей и инвалидов непосред­ственно на местные органы власти. Во многих регионах установ­лены льготы по оплате проезда на транспорте пожилых людей и инвалидов. Развивается сеть специальных жилых домов-интернатов для одиноких престарелых и супружеских пар с ком­плексом служб социально-бытового назначения. Проживание и все виды социальной помощи в домах-интернатах осуществля­ются бесплатно. Почти в каждом таком учреждении созданы ле­чебно-трудовые мастерские с различными видами занятости: швейные, галантерейные, сапожные, столярные и др. В сельских домах-интернатах имеются подсобные хозяйства с развитыми формами огородничества, садоводства, пчеловодства и т.д. Раз­вивается система культурно-массовых мероприятий (концерты, экскурсии, спортивно-оздоровительные шоу, тематические вече­ра, клубы по интересам и т.п.), внедряются бригадные формы ор­ганизации труда, коллективный и арендный подряд. Важное зна­чение в настоящее время приобретает организация бесплатного питания за счет средств местных бюджетов, территориальных фондов социальной поддержки населения (Иркутская, Магадан-


екая, Орловская, Пензенская, Ростовская, Тамбовская и другие области).

Министерством социальной защиты населения Российской Федерации разработаны и внедряются федеральные целевые программы («Социальная защита инвалидов», «Социальная за­щита пожилых людей» и др.), рассчитанные на развитие мало­мобильных групп населения. На базе территориальных центров создаются службы срочной социальной помощи для оказания безотлагательных мер, направленных на временное поддержание жизнедеятельности престарелых и инвалидов. Приобретает сис­тематический характер такая форма социального обслуживания, как помощь на дому (с 1987 года).

В России началась реформа всей системы социального стра­хования, появляются частные пенсионные и страховые фонды, совершенствуется медицинское страхование с установлением дополнительных гарантий для пожилых людей и инвалидов. Не­обходимо совершенствование правовой основы системы соци­альной защиты данной категории населения.

Одной из актуальных является проблема подготовки соци­альных работников с высшим специальным образованием для работы в домах-интернатах и реабилитационных центрах соци­ально-бытовой и социально-психологической адаптации инвали­дов и пожилых людей. В 1991 году в ряде вузов страны были от­крыты факультеты и курсы подготовки специалистов по соци­альной работе, создан Российский государственный социальный институт, но потребность в квалифицированных социальных ра­ботниках еще достаточно велика. Особый спрос на специалистов высокого класса наблюдается в сфере организации социально-культурной деятельности при решении жизненных проблем по­жилых людей и инвалидов. Социальный работник в своей про­фессиональной деятельности может выполнять разные социаль­ные роли: защитника интересов слабозащищенной категории людей, педагога-социолога, эксперта по вопросам социальной и правовой политики, консультанта-психолога и др. Совершенст­вование системы социальной защиты и социальной поддержки престарелых и инвалидов в современных условиях - необходи­мая гарантия их социальной реабилитации и обеспечения нор-


мальной жизнедеятельности в кризисный переходный период экономических отношений.

Социальная помощь пожилым людям и инвалидам осущест­вляется в соответствии с действующими в стране законами о пенсионном обеспечении. Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1998 года № 463 утверждена «Программа пенсионной ре­формы в Российской Федерации», в которой дается оценка со­временного состояния пенсионного обеспечения, намечены ос­новные направления развития концепции реформы, определены источники формирования финансовых ресурсов пенсионной сис­темы, роль персонифицированного учета, даны необходимые ре­комендации и разъяснения (см. Бюллетень Минтруда и социаль­ного развития РФ, 1998, №6).

Система пенсионного обеспечения представляет собой сложную технологическую цепь, состоящую из целого ряда звеньев - от назначения до выплаты пенсий. Действующим зако­нодательством установлены два вида пенсий: трудовые и соци­альные. Порядок их исчисления, выплаты, перерасчета, индекса­ции регулируются различными нормативными актами. Право на пенсию по старости на общих основаниях имеют: мужчины - по достижении 60 лет при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщины - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже 20 лет. На льготных основаниях засчитывается пониженный тру­довой стаж в районах Крайнего Севера, в местах с особыми ус­ловиями труда. Нормативными актами установлено, что гражда­не могут обращаться за пенсией в любое время после возникно­вения права на нее, без ограничений каким-либо сроком и неза­висимо от характера занятий ко времени обращения. Выплата пенсий осуществляется за счет Пенсионного фонда Российской Федерации. Трудовые пенсии, назначенные в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью, подразделяются следующим образом: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. (Постановление Министерст­ва труда РФ от 22.05.96 №29, ст.ст. 12, 78, 78-2). Согласно дейст­вующему законодательству в механизм исчисления пенсий за­ложен принцип учета длительности трудового стажа. Пенсия по старости определяется в размере 55% заработка и 1% за каждый


год общего трудового стажа, превышающего требуемый. Однако размер пенсии не должен превышать 75% заработной платы.

Порядок исчисления пенсий по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет имеет свои особенности. Раз­мер пенсии при полной инвалидности (I-II группы) составляет 75% заработка, при частичной - 30%. Законом поощряется работа пенсионеров по старости и после назначения пенсии путем уста­новки надбавки за каждый проработанный год. Пенсия по старос­ти выплачивается в полном объеме, независимо от того, работает пенсионер или нет. Предусмотрен перерасчет пенсии в связи с увеличением трудового стажа. Размер пенсии за выслугу лет оп­ределяется в зависимости от имеющейся выслуги, но не от общего стажа. Среднемесячный заработок при назначении пенсии оп­ределяется (по желанию обратившегося за пенсией): за 24 по­следних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением за пенсией либо за любые 60 меся­цев работы (службы) подряд в течение всей трудовой дея­тельности перед обращением за пенсией (ст. 102 гл. VII Зако­на РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации от 20.05.98). Из числа месяцев, за которые подсчитывается средне­месячный заработок, исключаются (по желанию обратившегося за пенсией) неполные месяцы работы. При этом исключенные ме­сяцы заменяются другими, непосредственно предшествующими избранному периоду или непосредственно следующими за ним.

Пенсионерам, проработавшим после назначения пенсии не ме­нее 24 месяцев с более высоким заработком, пенсия может пере-считываться (по их заявлению). Повышение пенсии предусмотрено:

• Героям Советского Союза, Героям РФ, Героям Социали­стического Труда и гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней - на 50%, но не менее, чем на 100% минимального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона);

• чемпионам Олимпийских игр - на 50% (ч. 1 ст. 17 Закона);

• участникам Великой Отечественной войны - на 100% (ч. 1 ст. 17 Закона);

• гражданам - бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, ГЕТТО и других мест принудительного содержа­ния - на 100% минимального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона);


• гражданам, необоснованно репрессированным по поли­тическим мотивам и впоследствии реабилитированным - на 50% минимального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона);

• инвалидам с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Оте­чественной войны либо с их последствиями - на 100% мини­мального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона) и др.

Социальные пенсии устанавливаются гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию. Пенсионное законодательство обеспечивает право выбора вида пенсии. Право одновременного получения двух пенсий (по ста­рости, за выслугу лет и инвалидности) предоставлено гражданам России, ставшим инвалидами в результате военной травмы. Со­циальной пенсией обеспечиваются инвалиды I и II групп, в том числе инвалиды с детства; дети-инвалиды до 16 лет; дети в воз­расте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей. Соци­альная пенсия -это гарантированное государством право пен­сионного обеспечения тех граждан, которые по объективным причинам не приобрели необходимого трудового стажа.

Социальная пенсия устанавливается в следующих размерах:

- инвалидам с детства I и II групп, детям-инвалидам, а также детям, потерявшим обоих родителей и одинокой матери - в размере минимальной пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона);

- инвалидам II группы (кроме инвалидов из родителей и гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно муж­чины и женщины), - в размере 2/3 минимальной пенсии по старости:

- инвалидам III группы - в размере 1/2 пенсии.
Заявление о назначении пенсии рассматривается органом

социальной защиты населения не позднее 10 дней после его по­ступления со всеми необходимыми документами (ст. 118, гл. IX Закона). Выплата пенсии производится за текущий месяц. Дос­тавка и пересылка осуществляется за счет государства. Суммы назначенной пенсии, не полученные пенсионером своевременно, выплачиваются за прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за их получением. Суммы пенсии, не полу-


ченные своевременно по вине органов, назначающих или выпла­чивающих пенсию, выплачиваются за прошлое время без огра­ничения каким-либо сроком (ст. 123 гл. IX Закона).

В финансовой системе пенсионного обеспечения действуют механизмы компенсации и индексации пенсий в связи с ростом потребительских цен и инфляции. Пенсионное обеспечение осу­ществляется непосредственно государственными органами соци­альной защиты населения Российской Федерации и их пенсион­ными службами. Законодательством определен порядок выплаты пенсий за время пребывания пенсионера в доме для престарелых и инвалидов; в случае лишения свободы по приговору суда и др. Существует судебный порядок разрешения споров в сфере пен­сионного обеспечения.

Эффективной формой социального обеспечения населения являются пособия. Особую заботу проявляет государство об ох­ране материнства и детства. Пособие по беременности и родам установлено в размере 100% заработной платы, независимо от трудового стажа матери. С 1993 года выплачиваются «детские» пособия, на детей до 1, 5 лет - в размере минимальной заработ­ной платы, до 6 лет - 70%, от 6 до 16 лет - 60%.

В 1, 5 раза увеличены пособия на детей одиноким матерям, семьям военнослужащих и семьям, в которых отец уклоняется от уплаты алиментов. Социальные пособия (по временной нетрудо­способности, беременности и родам, по уходу за ребенком, на детей малообеспеченным семьям и др.) выплачиваются за счет Фонда со­циального страхования, Пенсионного фонда и других внебюджет­ных фондов. Увеличение размеров пособий предусматривается за­конодательством с учетом семейного положения и местных условий.

За последние годы принят ряд правовых актов, нацеленных на повышение ответственности предприятий за возмещение ущерба от трудового увечья граждан, определение порядка вы­платы пособия по безработице и др. Правительством Российской Федерации принято Постановление «Об утверждении порядка ре­гистрации безработных граждан» от 22.04.97 № 458, разрабаты­ваются программы обеспечения занятости. Государственный фонд занятости населения РФ осуществляет выплату пособий и ком­пенсаций по безработице, стипендий на период прохождения пере­обучения и переподготовки, оказание материальной помощи и др.


В 1995 году была разработана Концепция реформы пенси­онного обеспечения в РФ с целью установления критериев и упорядочения пенсионных льгот, выявлен интегральный показа­тель утраты нетрудоспособности.

Своевременная выплата гражданам пенсий и пособий является одной из важнейших функций системы социального обеспечения.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные проблемы социальной защиты пожилых людей и инвалидов в современных условиях?

2. Сущность понятий «социальная помощь» и «социальная реабилитация».

3. Дать характеристику видов пенсионного обеспечения.

4. Назвать основные условия порядка назначения и выплаты трудовой пенсии.

5. Сформулировать особенности исчисления социальных пенсий.

Список рекомендуемой литературы

1. Александрова Г. Годы и заботы. М., 1990.

2. Бисневска-Рошковска К Новая жизнь после шестидесяти. Пер. с польского. М., 1989.

3. Гордин В. Чем старость обеспечена? М., 1988.

4. О пенсионном обеспечении граждан РФ. М., 1992.

5. Жилая среда для инвалидов. М., 1990.

6. СонинМ.Я., ДыскинАА. Пожилой человек в семье и обществе. М, 1984.

7. Старченко НА, АтиюваЮМ. Врачебно-трудоваяэкспертиза М., 1997.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.