Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка сложности труда водителей на маршрутах регулярного автобусного сообщения.






Следует выделить следующие этапы выполнения этого раздела работы.

1. Сбор данных о трассе маршрута

Составить схему автобусного маршрута с указанием остановок и их особенностей (с " карманом", без " кармана", " карман" обо­рудован с одной /двух/ сторон и т.д.), поворотов (направо, на­лево), трамвайных переездов, мостов, подъемов, спусков, пере­строений, плавных поворотов (направо, налево), светофоров и т.д. (рис. I).

2. Определение набора транспортных ситуаций на маршруте

Для определения сложности анализируемых маршрутов необ­ходимо выделить транспортные ситуации, которые характеризуют данные маршруты.

Перечень типовых транспортных ситуаций, встречающихся на городских маршрутах, представлен в табл.4

Таблица 4

№ п/п Название типовой ситуации
   
1. Остановочный пункт с карманом 2. Остановочный пункт без «кармана» 3. Перегон 4. Светофор на прямой зеленый свет 5. Светофор на прямой красный свет 6. Светофор на повороте направо зеленый свет

Продолжение таблицы 4

7. Светофор на повороте направо красный свет 8. Светофор на повороте налево зеленый свет без остановки на перекрестке* 9. Светофор на повороте налево зеленый свет с остановкой на перекрестке 10. Светофор на повороте налево красный свет без остановки на перекрестке* 11. Светофор на повороте налево красный свет с остановкой на перекрестке 12. Поворот направо без светофора без остановки на повороте 13. Поворот направо без светофора с остановкой на повороте 14. Поворот налево без светофора и остановки на повороте 15. Поворот налево без светофора с остановкой на повороте 16. Перестроение 17. Железнодорожные и трамвайные переезды, искусственные неровности 18. Пересечение с главной дорогой без светофора и остановки перед главной дорогой 19. Пересечение с главной дорогой без светофора с остановкой перед главной дорогой 20. Плавный поворот направо 21. Плавный поворот налево 22. Движение по кругу 23. Спуск 24. Подъем

 

 

По каждому из анализируемых маршрутов составляется табл. 5

Таблица 5

Перечень типовых транспортных ситуации на _______ маршруте

Типовая транспортная ситуация Число на один оборот
   
     
     
     

 

 

*) Светофор имеет дополнительную секцию сбоку

 

Рис. 1. Примерная схема автобусного маршрута:

o - остановочный пункт;

o - остановочный пункт, оборудованный «карман» с двух сторон;

- трамвайный переезд;

- светофор

 

Например, по маршруту, указанному в методических указа­ниях, вышеуказанная таблица будет иметь вид.

Типовая транспортная ситуация Число на один оборот
   
Остановочный пункт без «кармана»  
Остановочный пункт, оборудованный «карманом»  
Перегоны Светофоры на прямой, всего Зеленый свет*) Красный свет*) Светофоры на повороте направо, всего Зеленый свет*) Красный свет*) Светофоры на повороте налево, всего Зеленый свет без остановки на перекрестках*) Зеленый свет с остановкой на перекрестке*) Красный свет без остановки на перекрестке*) Красный свет с остановкой на перекрестке*) Поворот направо без светофора, всего Без остановки на повороте*) С остановкой на повороте*) Поворот налево без светофора, всего Без остановки на повороте*) С остановкой на повороте*) Перестроения - - - -
Трамвайный переезд
Спуск
Подъем

*) Вероятность проезда на зеленый и красный свет светофора Р = 0, 5

Указанная таблица для автобуса Икарус строится с учетом работы коробки переключения передач.

Пример фрагмента таблицы:

Поворот направо без светофора, всего  
Без остановки на повороте, всего  
В т.ч. с IV-II-III  
с V-III-V  
С остановкой на повороте, всего  
В т.ч. с IV-I-III  
с V-I-IV  

3. Определение характерных операций по управлению авто­бусом в каждой типовой транспортной ситуации.

Каждая типовая транспортная ситуация реализуется несколь­кими алгоритмами характерных операций по управлению автобусом, которые обязательно " срабатывают" в данной ситуации (табл. 6).

Таблица 6

Характерные операции по управлению автобусом

№ п/п Операция по управлению автобусом
   
1. Прямолинейное движение 2. Движение с постоянной скоростью 3. Маневр заезда в «карман» на остановочном пункте 4. Маневр выезда из «кармана» на остановочном пункте 5. Маневр у остановочного пункта без «кармана» 6. Поворот направо 7. Поворот налево 8. Трогание с места 9. Трогание с остановочного пункта при наличие «кармана» 10. Торможение до остановки 11. Повышение скорости переход на повышенную передачу 12. Понижение скорости переход на пониженную передачу 13. Перестроение 14. Плавный поворот направо 15. Плавный поворот налево 16. Движение на спуск 17. Движение на подъем 18. Деятельность водителя на остановочном пункте

 

Например. Типовая транспортная ситуация «Остановочный пункт с «карманом» включает в себя: маневр заезда в «карман» на остановке, торможение до остановки, деятельность на остановочном пункте, трогание и маневр выезд с остановочного пункта.

Типовая транспортная ситуация «Светофор на прямой красный свет» включает в себя следующие операции по управлению автобусом: 12, 10, 8, 11 (см. табл. 6).

Необходимо по каждому маршруту, по каждой выбранной типовой транспортной ситуации определить операции по управлению автобусом, опираясь на данные табл. 6 и представить их в следующем виде (табл. 7).

Таблица 7

№ п/п Типовая транспортная ситуация Операции по управлению автобусом
Порядковый номер Название Порядковый номер Название
         

Например: Заполнение табл. 7

№ п/п Типовая транспортная ситуация Операции по управлению автобусом
Порядковый номер Название Порядковый номер Название
    Остановочный пункт с «карманом» 3, 4   Маневр заезда и выезда у остановочного пункта с «карманом»  
  Торможение до остановки  
  Деятельность водителя на остановочном пункте  
  Трогание с остановочного пункта при наличие «кармана»
    Светофор на прямой красный свет   Снижение скорости, переход на пониженную передачу  
  Торможение до остановки  
  Трогание с места  
  Повышение скорости, переход на повышенную передачу

 

4. Расчет сложности реализации алгоритма каждой операции по управлению автобусом

Алгоритмическое описание типовых операций по управлению автобусом и условные обозначения представлены в табл. 8

Таблица 8

Условные обозначения элементов алгоритмов

Описание членов алгоритма Условные обозначения
   
Типовые действия Нажатие (отпускание) педали газа  
Удержание педали газа в фиксированном положении
Нажатие (отпускание) педали сцепления
Нажатие (отпускание) педали тормоза
Удержание педали тормоза в нажатом положении
Поворот рулевого колеса вправо (влево)
Удержание рулевого колеса в неподвижном состоянии
Включение (выключение) тумблеров сигнала поворота
Включение первой передачи
Установка рычага переключения скоростей в нейтральное положение
Включение пониженной передачи
Включение повышенной передачи
Включение тумблеров открывания (закрывания) дверей
Включение тумблера для объявления информации
Выполнение операции по продаже проездных документов
Логические условия Выдерживается ли направление прямолинейного движения  
Появилось ли отклонение вправо (влево) от заданного направления движения  

Продолжение табл. 8

Выдерживается ли направление движения при повороте направо (налево)
Скорость движения не требует изменений
Скорость движения меньше необходимой
Подъехал к краю «кармана» на остановочном пункте
Поворот направо (налево) закончен
Закончилось перестроение в крайний левый ряд
Нет препятствий на дороге
Остановка произошла ό
Проверка логического условия
Произошла ли посадка (высадка) пассажиров на остановочном пункте
Дополнительные условные обозначения Внутренняя команда к началу выполнения данного элемента алгоритма (мотивация)    
Сложное логическое условие (отсутствует препятствие и позволяет видимость)  
Соответствующая группа элементов алгоритма Σ

 

Таблица 9

Типичные реализации алгоритмов характерных операций по управлению автобусом

№ п/п Название алгоритма Типичная реализация алгоритма
     
  Прямолинейное движение
  Движение с постоянной скоростью
  Маневр
  Маневр выезда из «кармана» на остановочном пункте
  Маневр у остановочного пункта без «кармана»
  Поворот направо

Продолжение табл. 9

  Поворот налево
  Трогание с места: А) механическая коробка передач; Б) автоматическая коробка передач    
  Трогание с остановочного пункта при наличии «кармана»: А) механическая коробка передач;   Б) автоматическая коробка передач              
  Торможение до остановки: А) механическая коробка передач Б) автоматическая коробка передач      
  Повышение скорости, переход на повышенную передачу: А) механическая коробка передач 1-2    
1 – 3  
1 – 4  
1 – 5  
Б) автоматическая коробка передач 1 – 2    

Продолжение табл. 9

  1 – 3
  Понижение скорости, переход на пониженную передачу: А) механическая коробка передач 5 – 4            
5 – 3  
5 – 2  
  5 – 1  
Б) автоматическая коробка передач 3 – 2   3 – 1      
  Перестроение
  Плавный поворот
  Плавный поворот налево
  Движение на спуск: А) механическая коробка передач - уклон до 0, 05   - уклон свыше 0, 05     Б) автоматическая коробка передач - уклон до 0, 05              

 

Продолжение табл. 9

  - уклон свыше 0, 05
  Движение на подъем А) механическая коробка передач - уклон до 0, 05   - уклон свыше 0, 05   Б) автоматическая коробка передач - уклон до 0, 05   - уклон свыше 0, 05                  
  Деятельность водителя на остановке

 

Таблица 10

Полные реализации алгоритмов, характерных операций по управлению автобусом.

Наименование операции Полный алгоритм деятельности оператора в символической форме
   
Прямоли-нейное движение
Движение с постоянной скоростью
Маневр заезда в карман на остановке
Маневр выезда из кармана на остановке  

 

 

Продолжение таблицы 10

Маневр у остановочного пункта без кармана
Поворот направо
Поворот налево
Трогание с места: -механи ческая коробка передач    
- автомати- ческая коробка передач
Трогание с остановки при наличии кармана:
 
 


-механи-ческая коробка передач

       
- автомати- ческая коробка передач  
Торможе-ние до остановки:   -механическая коробка передач  

 

Продолжение таблицы 10

-автомати-ческая коробка передач
Повыше-ние скорости, переход на повышен-ную передачу:   -механи- ческая коробка передач    
-автомати-ческая коробка передач
Понижение скорости, переход на понижен-ную передачу -механи-ческая коробка передач    
-автомати-ческая коробка передач
Перестрое-ние  
Плавный поворот направо  

 

Продолжение таблицы 10

Плавный поворот налево
Движение на спуск: -механи-ческая коробка передач  
-автомати-ческая коробка передач
Движение на подъем -механи-ческая коробка передач    
-автомати-ческая коробка передач
Деятель-ность водителя на остановке

 

Используя условные обозначения элементов алгоритмов (табл. 8) необходимо прочитать типичную (максимальную) реализацию алгоритмов табл. 9, 10 и при необходимости составить минимальную реализацию алгоритмов.

Так в табл. 9 и 10 представлены типичные и максимальные реализации алгоритмов для автобусов с механической (Икарус) и автоматической (ЛиАЗ) коробкой переключения передач (КПП).

Если КПП не влияет на характер выполнения операции по управлению автобусом, то используется один и тот же алгоритм для ЛиАЗ и Икарус. Например: прямолинейное движение, движение с постоянной скоростью и т.д.

Если вариант КПП влияет на характер выполнения операции по управлению автобусом, то в табл. 9 и 10 приведено, соответственно, два алгоритма. Например: трогание с места; торможение до остановки и т.д.

Типичные варианты реализации алгоритмов могут быть минимальными (все логические условия равны 1), следовательно они могут использоваться для расчета минимальной сложности маршрута.

Если в типичной реализации алгоритма хотя бы одно логическое условие равно нулю, следовательно данный алгоритм необходимо записать в минимальный реализации.

Пример:

1. Маневр у остановочного пункта без кармана

реализация типичная соответствует минимальной, т.к. и .

2. Прямолинейное движение

Типичная реализация

Минимальную реализация необходимо составить и она будет иметь вид:

При составлении алгоритмов в максимальной реализации необходимо обращать внимание на использование знака . Появление данного знака означает, что данный алгоритм должен быть дописан определенной группой членов алгоритма, обозначенных данной .

Например, при описании алгоритма выполнения прямолинейного движения, выделена группа членов алгоритмов,

которая в дальнейшем при описании других алгоритмов может повториться. В этом случае алгоритм необходимо дописать.

Например, в методических указаниях алгоритм «Маневр у остановочного пункта без кармана» имеет вид:

.

Следовательно при выполнении работы данный алгоритм необходимо дописать, и он будет иметь вид:

На основании алгоритмического описания операций по управлению автобусом, составить таблицу по каждому маршруту (табл. 11)

Таблица 11

Алгоритмическое описание операции по управлению автобусом

на_______________ маршруте

№ п/п Название операции по управлению Алгоритм реализации операции по управлению
Икарус ЛиАЗ
       
       

По каждой операции, на основе разработанных алгоритмов, производится количественный анализ деятельности водителя по выполнению i-й операции.

Для этого определяются следующие показатели:

1. Число членов алгоритма:

Где: - число логических условий (ЛУ);

- число типовых действий (ТД);

- переход на другую строку (для максимальной реализации, работает как стрелка, но является членом алгоритма).

2. Показатель логической сложности.

где: - число групп ЛУ, не разделенных ТД;

– число ЛУ в каждой группе;

- частота появления групп ЛУ.

Чем больше в алгоритме групп, составленных непрерывной последовательностью ЛУ, и чем длиннее эти последовательности, тем выше логическая сложность.

3. Показатель стереотипности:

Где: j – число групп ТД, не разделенных ЛУ;

- число ТД в каждой группе;

- частота появления групп ТД.

Показатель стереотипности оценивается по наличию в алгоритме непрерывных последовательностей типовых действий без логических условий с учетом длительности этих последовательностей. Показатель стереотипности достигает максимального значения, когда в алгоритме нет логических условий. Минимальное возможностей значение этого показателя равно 1: оно получается в случае, когда после каждого типового действия следует логическое условие.

4. Суммарная энтропия появления логических условий и типовых действий определяется по формуле:

Где: - частота появления данного ЛУ в алгоритме;

- частота появления ТД в алгоритме.

5. Общая сложность выполнения определяется по формуле:

Примеры решения алгоритмов при прямолинейном движении:

а) Типичная реализация

1.

2.

Xi    
i    
Pj 1/3·2 1/3·1

3.

Xj  
j  
Pj 1/4·4=1

4.

ТД ЛУ
1/8 2/8 log21/8=-3 log22/8=-2   -

б) Минимальная реализация

1. N=3+2=5

2. L=1·1=1

Xi  
i  
Pi 1/2·2=1

 

3. Z=1·1=1

Xj  
j  
Pj 1/3·3=1

4.

ТД ЛУ
1/5 2/5 log21/5=2, 32 log22/5=1, 32   -

5.

в) Максимальная реализация

1.

2.

Xi    
i    
Pj 1/4·3 1/4·1

3. Z=1·1=1

Xj  
j  
Pj 1/4·4=1

4.

ТД ЛУ
1/10 3/10 log21/10=3, 32 log23/10=1, 73 -  

 

 

5.

Результаты проведенных расчетов по операциям управления автобусом сводятся в табл. 12.

Таблица 12

Оценка сложности выполнения операций по управлению автобусом

на ____________ маршруте

№ опера-ции Название операции по управлению автобусом Частные показатели Общая сложность выполнения
N L Z H Икарус ЛиАЗ
Икарус ЛиАЗ Икарус ЛиАЗ Икарус ЛиАЗ Икарус ЛиАЗ    
                         

6. Определение сложности каждой типовой транспортной ситуации.

Сложность i-й типовой транспортной ситуации определяется как сумма общей сложности выполнения операций по управлению S0i, входящих в состав i-й типовой транспортной ситуации (используя данные таблицы 12).

Например. Сложность типовой транспортной ситуации «Остановочный пункт с «карманом» будет определяться как сумма сложности операций по управлению, описывающих данную транспортную ситуацию (см. табл. 7)

Данные расчетов сводятся в таблицу 13.

Таблица 13

Общая сложность маршрута

Транспортные ситуации на маршруте Количество за оборот Операции по управлению автобусом Общая сложность
    № операции    
Сложность операции  
Общая сложность маршрута
Удельная сложность маршрута за час работы

Пример заполнения таблицы 13.

Транспортные ситуации на маршруте Количество за оборот Операции по управлению автобусом Общая сложность
Остановочный пункт с «карманом» () m № операции 3; 10; 18; 9; 4. Sост.п.с карм.· m
Сложность операции S3+S10+S18+S9+S4=Sост.п.с карм.

Для определения общей сложности маршрута (W) в целом надо суммировать общую сложность всех транспортных ситуаций, которые встречаются на исследуемом маршруте.

Зная суммарную сложность за один оборот, определяют удельную сложность маршрута :

где:

W – общая сложность маршрута;

tоборота – время оборота автобуса на маршруте, мин.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.