Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема соотношения биологического и социального в личности и индивидуальности.






Биологическое – это общее по происхождению, хотя и необязательно тождественное у человека с животными. Оно близко, но неоднозначно природному – существующему и развивающемуся в человеке независимо от влияния на него других людей. Все наследственное в человеке биологическое, но не все биологическое наследственно. Например, особенности личности взрослого человека, явившееся результатом мозговой травмы, полученной им при рождении, биологичны, но не наследственны. Биологическое накладывает свой отпечаток на личность человека.Социальное – это все то в человеке, что возникло в нем в процессе антропогенеза и истории человечества и возникает в онтогенезе в результате общения с другими людьми. Социально не совпадает полностью с приобретенным в личном опыте, так как не все, что приобретено человеком в процессе его индивидуальной жизни, социально. В то же время человек социален уже в момент своего рождения. Так, например, социально приобретенная человечеством способность научиться речи прирожденна, хотя и обнаружится у ребенка только на определенном этапе созревания его нервной системы и будет проявляться в различной степени и в различных социальных условиях. И все другие прирожденные свойства личности также будут с раннего возраста развиваться и социализироваться, хотя и в разной степени. В психологии проблема соотношения социального и биологического в личности фигурирует под разными названиями: - соотношение среды и наследственности; - степень " животности" и степень " человечности" в личности; - роль " ситуации" и " диспозиции" (черт личности, прошлого опыта, задатков) в объяснении причин поведения личности; - внутренняя и внешняя детерминация развития личности, - объективные и субъективные факторы ее развития; - соотношение общественного и индивидуального в поступках личности и т.п.

Сторонники представлений о главенствующей роли " среды", " ситуации", " общества", " объективной" и " внешней" детерминации развития личности, как бы ни различались их позиции в интерпретации всех этих понятий, находят множество аргументов в пользу того, что человек представляет собой продукт воздействующих на него обстоятельств, из анализа которых можно вывести общие закономерности жизни личности. Кто будет отрицать самые обычные факты о том, что поведение ребенка изменяется в саду, школе, на спортплощадке, в семье. Какой бы пагубной ни была " среда", настоящие таланты пробивают себе дорогу, их задатки могут прорасти в любых, даже неблагоприятных внешних условиях. Так утверждают представители теории " наследственности" в ее традиционном варианте. Но кто станет отрицать, что человек, как и любое другое живое существо, обладает многими общими с животными формами поведения: ест, пьет, спит, размножается. Один из специалистов в области изучения мотивации поведения личности Х. Хекхаузен выделяет три параметра индивидуального действия личности, которые нелегко объяснить с помощью внешних " ситуационных" или " средовых" факторов. Первый параметр - это степень соответствия действия человека действиями других людей. Чем больше действие отклоняется от типичных действий большинства людей, тем вероятнее, что за ним стоят " внутренние" личностные факторы - внутренние " диспозиции" (предрасположенности к действиям). В зале библиотеки все, как правило, сидят за своими местами, а один человек, несмотря на недоуменные взгляды окружающих, становится на стул коленями и пишет. Этот человек имеет тенденцию к нонконформности или же обладает индивидуальным поленезависимым стилем поведения. Второй параметр - степень соответствия действия человека его же действиям в других происходящих в близкое время ситуациях. Третий параметр индивидуального действия - степень его соответствия действиям, которые имели место в прошлом в сходных ситуациях (стабильность во времени). Если при повторяющейся сходной ситуации человек ведет себя по-иному, то есть основания, чтобы объяснить подобную перемену его поведения " внутренними", " индивидуальными", а не " средовыми", " социальными" факторами[i]. Подобного ряда устойчивость индивидуальных действий личности, как бы ни менялась вокруг " среда", используется представителями теории черт личности в дискуссиях со сторонниками " ситуационных" концепций личности. Чаша весов, на которые ложатся факты сторонников " среды" и " наследственности" в любых модификациях этих подходов, непрерывно колеблется. Как правило, эти факты дают простор для противоположных интерпретаций. Так, в родословной Бахов кроме И.С. Баха было еще несколько десятков музыкантов. Для сторонников концепции " наследственности" - это яркий пример передачи задатков музыкальных способностей из одного поколения в другое. В тех же фактах представители концепций " среды" видят социально-психологический механизм, иллюстрирующий роль традиций, психологического климата в семье Бахов. Особую остроту приобрела дискуссия между двумя направлениями по вопросу о роли " наследственности" и " среды" в преступном поведении. Известна теория биологической предрасположенности к преступлению Ч. Ломброзо. Однако впоследствии учел и социальные факторы, хотя у нас трактуется только как представитель антропологической (или биологической) теории преступности. Но если ни ситуация сама по себе, ни личность сама по себе не определяют большинство человеческих поступков, то что же их определяет? Ответ на этот вопрос звучит следующим образом: взаимодействие между личностью и ситуацией, взаимодействие и взаимосвязь между средой и наследственностью, между биологическим и социальным. Теория конвергенции 2-х факторов (В. Штерн) – равнозначны, их простая сумма. Теория конфронтации 2-х факторов (З.Фрейд) - противоборства, " Сверх-Я", и " Оно". " Сверх-Я" - социальные нормы, усвоенные в ходе развития субъекта под давлением принципа реальности (реальная социальная среда с ее нормами, запретами), а " Оно" - спрятанное в глубинах организма природное начало (принцип удовольствия или избегание неудовольствия). Таким образом, если мы предпочтем какую-то крайность - или среда, или наследственность, то ничего не объясним. Ведь если дело в самом человеке, т.е. в его биологии, то надо лишь отсчитать по родителям, и если у них ожидается появление неблагополучного человека, то лишить их возможности иметь ребенка. Либо вмешаться в саму природу человека и шлифовать ее. Поэтому надо учитывать именно взаимосвязь и взаимодействие биологического и социального. Биологическое более значимо на уровне конкретного человека, а не общем уровне социума значительно меньше, т.е. в конкретном случае необходимо анализировать на конкретный поступок. Мы говорим, что Личность - это совокупность социальных качеств. Но ни одно качество человека не возникает без природных задатков, в то же время ни один природный задаток не проявляется в неизменном, сформированном виде, он всегда трансформируется, преломляется через социальный опыт (так уровень интеллекта во многом задан и т.п.). Личность имеет свои характеристики в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах. И по всем этим параметрам люди различаются (например, различаются люди из столицы и из провинции, т.к. стартовые условия у них далеко не равнозначны). Многие социальные качества предопределены биологически (амер. статья 1988. " Гены определяют характер") - выделены II группы социальных качеств, которые на 50% предопределены генетически, и среди них такие, как: - социальная активность; - реакция на неблагополучную ситуацию; - агрессивность; - стремление к успеху; - самоконтроль и др. Но: все биологические черты всегда преломляются через конкретные социальные условия (пример: различия в мужской и женской преступности, далее - среди женщин: в г. Москве и в Ташкентской области).

общество

человек

природа

Схема №2 Модель взаимодействия биологических и социальных факторов в истории развития человека и формирования его личности

Развитие нейродинамической организации природных механизмов и процессов

Механизмы аккумуляции и социально-перцептивной организации Механизмы интеграции и генерализации нравственного опыта человека

Формирование функциональной системы сознательной деятельности

Рефлексы и инстинкты

Навыки и привычки

Организм индивида Сознание и самосознание

личность

Жизнь и деятельность (целенаправленный и продуктивный процесс взаимодействия человека с окружающей его предметной и социальной средой)

Развитие сенсорно-перцептивной организации прижизненных механизмов и процессов психической деятельности

Вывод по третьему вопросу: Итак, социальное и биологическое в человеческой личности не противостоят друг другу, тем более не исключают одно другого, а находятся во взаимосвязи и взаимодействии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.