Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы обоснования стратегии роста и развития






Эффективно функционирующая в течение длительного периода времени экономическая система всегда находится в режиме развития, и в большинстве случаев – в режиме роста. Развитие – общий закон устойчивого функционирования организации. Рост – не самоцель, а средство достижения целей развития. Экономический рост может происходить без экономического развития, но при этом он не может быть устойчивым, поскольку всегда ограничен по темпам и времени. Развитие без роста также не может быть длительным и устойчивым. Для предприятий РФ в стратегическом периоде развитие нельзя обеспечить без их устойчивого роста.

В последние годы произошли принципиальные изменения в соотношении темпов экономического роста и эффективности производства. Причина принципиального изменения соотношения в системе «рост производства – рыночная доля – рост стоимости компании» заключается в развитии промышленных и информационных технологий, инноваций, глобализации и других явлениях современного этапа развития общества и экономики. Их следствием являются резкое повышение уровня конкуренции за счет снижения барьеров на вхождение в отрасль, большая информированность покупателей, позволяющая им выбирать лучшие для себя варианты товаров и цены, сроки обновления продукции, ее индивидуализация и др. факторы. Эти процессы приводят к выравниванию цен, формированию «бесприбыльных зон» (сегментов рынка с нулевой экономической прибылью).

В таблице 4.1 приведены основные положения связи между ростом объема производства и стоимостью бизнеса.

Таблица 4.1

Матрица качества роста

Рост выручки Темп роста рыночной стоимости бизнеса
Высокий Низкий
Высокий 1. Развитие (экономический рост, ведущий к росту стоимости бизнеса) 3.Экономический рост при высоком риске стратегии
Низкий 2. Развитие (рост стоимости бизнеса при ограниченных перспективах) 4.Рост при снижении экономического потенциала

 

Обращая внимание на потенциальные угрозы высоких темпов роста и увеличения рыночной силы компаний, мы, вместе с тем, отмечаем, что только сочетание обоснованной модели бизнеса с высокими темпами роста компаний, в том числе за счет слияний и поглощений, обеспечивает высокие темпы роста стоимости бизнеса.

Экономический рост и развитие характеризуются темпами и стабильностью (устойчивостью). Эти две ключевые характеристики развития взаимосвязаны, но связь не детерминирована. Устойчивость системы есть ее способность возвращаться в прежнее или новое устойчивое состояние (состояние, предусмотренное планом) в условиях возмущающих воздействий внутренних и внешних сред. Главным условием устойчивости системы являются ее адаптивность, способность приспосабливаться к изменениям параметров среды функционирования, а возможности обеспечения устойчивости определяются резервами ресурсов роста. Основной причиной нарушения устойчивого развития производственной системы являются непредусмотренные в стратегии развития состояния факторов роста (снижение спроса, рост затрат и т.п.), которые являются прямым следствием низкого уровня обоснованности управленческих решений. Результатом неустойчивости являются экономические потери вследствие снижения стоимости бизнеса, объемов производства и др.

Вариант обоснования стратегии эффективного и устойчивого развития фирмы представлен на рис. 4.1. Жирным шрифтом выделены основные направления и факторы роста.

Рассмотрим далее современные методы обоснования стратегических управленческих решений, способных обеспечить эффективное и стабильное развитие фирм (компаний).

Рост стоимости бизнеса, как было показано ранее, определяется возможностями получения прибыли при уровне рентабельности инвестиций, превышающем стоимость капитала. Одним из ключевых факторов роста прибыли является увеличение объемов продаж. Но устойчивый рост стоимости бизнеса далеко не всегда обеспечивается ростом объемов производства. Необоснованно высокие темпы экономического роста компаний (рост выручки, активов) в настоящее время инициируют дополнительные факторы риска, которые в точках бифуркации могут привести к значительному снижению стоимости бизнеса, к утрате ключевых факторов эффективности. Во-первых, высокие темпы роста увеличивают риски финансового рычага, поскольку рост может обеспечиваться только значительными инвестициями. Несбалансированный рост неизбежно повышает риск неплатежеспособности. Во-вторых, рост рыночной доли как целевая функция стратегии компании приводит к снижению прибыльности и может разрушать стоимость бизнеса. В-третьих, экономический рост компании может достигаться распространением своей продукции (услуг) той части покупателей, для которых она не создает ценности (рост за счет неэффективных зон рынка). В этом случае может быть обоснованным снижение цен на продукцию фирмы. В-четвертых, быстрорастущее производство формирует иллюзию процветания и снижает адекватность оценки менеджментом сложившейся ситуации и перспектив ее развития.

Управление развитием бизнеса с целью роста его стоимости концептуально соответствует моделям управления по другим целевым функциям, но является более сложной потенциально и наиболее эффективной системой. Во-первых, стоимость бизнеса непубличных организаций является сложным многофакторным показателем, который не отражается в отчетности предприятий и их структурных единиц. При этом оценки стоимости бизнеса непубличных компаний всегда зависят от позиции оценщика. Во-вторых, необходимость мотивирования деятельности всего персонала и всех производственных структур на рост стоимости бизнеса. При этом все прочие цели и соответствующие им плановые показатели (выручка, издержки, прибыль, рентабельность и др.) выступают факторами роста стоимости. В-третьих, управление по стоимости предполагает нацеленность на стратегию развития бизнеса. Это зачастую противоречит интересам менеджеров, ориентированных преимущественно на текущие интересы. Согласование интересов, мотивация всего персонала, прежде всего менеджмента, в росте стоимости бизнеса требуют радикальных изменений системы управления. В-четвертых, управление по стоимости требует значительного роста квалификации и изменения менталитета собственников и менеджмента. Управление по стоимости предполагает систематический мониторинг рынка и квалифицированные оценки его предстоящих изменений и ожиданий. Эффективность управления по стоимости определяется учетом в стоимости основных результатов деятельности фирмы в текущем и перспективном периодах.

Наряду с перечисленными и другими особенностями процесс управления любой компанией по критерию «стоимость бизнеса» вносит принципиальные особенности в этапы системы управления.

1. Диагностика текущего состояния бизнеса и стратегический анализ, в т.ч.

- диагностика текущего положения компании и ее подразделений;

- расчет стоимости бизнеса на текущий момент;

-анализ эффективности работы подразделений;

-стратегический анализ (факторы внешней и внутренней сред фирмы, возможности и риски, сильные и слабые стороны).

Диагностика текущего состояния фирмы предполагает анализ финансового состояния, анализ качества активов, анализ качества систем управления, анализ основной продукции и конкурентоспособности фирмы. Результаты диагностики текущего состояния используются для оценки риска и ставки дисконтирования и стратегического состояния. Одновременно результаты оценки стоимости фирмы могут быть использованы для оценки эффективности ее подразделений. В частности, если в результате анализа будет определена устойчивая отрицательная тенденция экономической добавленной стоимости отдельных подразделений, то одним из управленческих решений будет оценка целесообразности его сохранения. Для многопрофильной компании такой анализ необходим.

Стратегический анализ доложен, прежде всего, быть направлен на анализ изменений внешней среды. Если анализу внешней среды не уделено должного внимания, то все последующие этапы формирования стратегии становятся необоснованными. В составе факторов внешней среды необходимо выделять факторы макро- и микроокружения. Макрофакторы определяют изменения экономического состояния страны и мира, политической ситуации, законодательства, радикальные технологические изменения и др. Прогноз изменения макроэкономических показателей выполняется специализированными государственными и общественными организациями. Задача специалистов, разрабатывающих стратегию, состоит в оценке влияния ожидаемых изменений макроэкономического окружения на деятельность фирмы. Микроэкономические факторы внешней среды характеризуют рыночное окружение фирмы: изменения ситуации на рынке труда и капитала, изменения предпочтений покупателей, поставщиков, действия конкурентов.

2. Разработка сценариев развития рынка и вариантов роста и развитиякомпании для каждого из возможных сценариев – творческий, практически не поддающийся алгоритмизации процесс, в котором решающими факторами успеха являются мотивация и инициирование творческих решений. Количество и прогрессивность предложенных альтернатив зависят от компетенций и мотиваций менеджеров. Идеальное состояние (рассмотрены все возможные варианты) недостижимо, но увеличение количества рассматриваемых вариантов – непременное условие повышения качества управления.

Разработка вариантов стратегии компании должна начинаться с анализа принципиальных направлений развития. Хозяйствующие субъекты в условиях развитого рынка могут реализовывать различные стратегии развития, предполагающие различные сочетания состояний организационной стабильности и динамики изменений. В таблице 4.2 содержится краткое описание основных стратегий роста и развития фирм.

Таблица 4.2

Стратегии развития предпринимательских структур

Стратегии роста и развития Важнейшие преимущества Основные недостатки
Внутреннее (органическое) развитие (развитие существующего бизнеса как инвес-тиционный проект) Позволяет использовать имеющиеся производственные мощности. Отсутствие необходимости в найме новых работников, в заключении долгосрочных контрактов. Процесс органического роста легче контролировать. Низкий риск. Возможность сохранения коммерческой тайны по новому продукту и др. Относительно низкие темпы развития. Вследствие этого возможно снижение конкуренто-способности на рынке (снижение доли рынка). Значительные инвестиции. Высокие трансакционные издержки  
Создание нового бизнеса собственными силами (создание нового объекта, производящего продукцию) Позволяет оптимизировать трансакцион-ные издержки и производство в целом. Возможность воспроизводства и дальнейшего развития. Возможности снижения издержек по мере накопления опыта. Возможности роста менеджеров внутри действующей структуры и др. Значительные рыночные риски, трансакционные издержки, издержки преодоления рыночных барьеров. Низкие темпы проникновения на новые рынки. Значительные инвестиции. Юридические обязанности по оформлению предприятия и ведению учета
Приобретение готового бизнеса, слияния, поглоще-ния (комбинация проектного и объектного спосо-бов расширения рынка фирмы) Высокие темпы выхода на новые рынки. Эффект синергии объединения. Преодоление барьеров вхождения в рынок. Возможности использования положи-тельного опыта. Расширение компетенций предприя-тия Высокие риски и издержки интеграции бизнесов, имеющих различные корпоративные культуры. Вероятность значительных агентских конфликтов и опорту-низма персонала. Вероятность значительного сни-жения прибыли в течение периода интеграции. Вероятность ухудшения состоя-ния внешней среды

Окончание таблицы 4.2

Совместное пред-приятие или альянс (вариант комбина-ции проектного и объектного спосо-бов развития пред-принимательской структуры) Расширение рыночных возможностей фирм. Синергия за счет маркетинговых и технологических союзов. Разделение рисков. Формирует потенциал конфлик-тов между членами альянса, возможности неравномерного развития. Снижает возможности самостоя-тельного развития отдельных структур. Не дают права контроля. Риски ликвидации (распада) совместного предприятия и др.
Покупка – продажа лицензий (вариант проектного разви-тия предпринима-тельской структу-ры) Покупка обеспечивает быстрый доступ к технологии, снижает финансовый риск. Продажа обеспечивает быстрый доступ к рынку, снижает затраты и риск Отсутствие технологических навыков, некомплектность техно-логического оснащения. Зависимость от лицензиара. Зависимость от компании-получателя лицензии. Проблемы контроля рынка. Ограниченные возможности использования и др.
«Обучающее» при-обретение, венчур-ный капитал и ми-норитарное участие (вариант слияния и поглощения) Обеспечивает «окно» в новую техноло-гию и новый рынок Формирует возможности подготовки персонала и др. Риск ухода предпринимателей. Ограниченные возможности влияния на темпы роста и развития предпринимательской структуры и др.

 

Надо также обратить внимание на различные подходы к формированию стратегий развития. Выделяют, главным образом, два вида стратегий: продуманные и всплывающие (термин введен Н. Минцбергом)[69]. Всплывающими можно считать стратегии, формирующиеся спонтанно в процессе их реализации. Естественно, что продуманные стратегии, принципам и инструментарию которых посвящена настоящая работа, более эффективны.

3. Количественное и качественное обоснование целей роста и развития для различных сценариев состояния внешней среды. Напряженность и состоятельностей целей роста и развития – условие эффективности стратегии. Возможны два подхода к обоснованию целевого значения стоимости бизнеса: нормативный и исследовательский. При нормативном подходе целевое значение устанавливается на уровне требований собственников. Но эти требования могут оказаться нереальными (завышенными). Исследовательский способ задания целевой стоимости предполагает, во-первых, применение сценарного подхода к формированию альтернативных вариантов роста и развития, во-вторых, задание целевой функции в виде стохастического, а не детерминированного показателя. Например, целевое (плановое) значение стоимости бизнеса определяется интервалом или соотношением «не менее, чем». Для определения целевых значений стоимости бизнеса необходимо применение обоих подходов. В идеале – совпадение нормативных и исследовательских значений стоимости бизнеса должно стать плановым значением целевой функции стратегического роста и развития.

4. Оценка вариантов роста и развития бизнеса по их состоятельности (достаточность ресурсов, приемлемость риска) и результативности предполагает выделение ключевых факторов роста[70] и анализ их приоритетности по влиянию на цели развития. Обоснованность целей развития и управленческих решений по росту стоимости бизнеса зависит от качества инструментария анализа вариантов и квалификации менеджмента. Оценка вариантов стратегии – сложный, неформализуемый процесс, инструментарий которого недостаточно разработан. Выбор варианта стратегии требует определения будущих характеристик внутренней и внешних сред фирмы, которые, во-первых, не всегда описываются количественными показателями, во-вторых, взаимосвязаны, в-третьих, имеют высокий уровень неопределенности, в-четвертых, состав и количество этих характеристик неопределенны, но они должны полно и достоверно отражать экономические и социальные результаты варианта развития. Невозможность или высокая неопределенность количественных результатов реализации вариантов стратегии определяют необходимость сочетания качественных и количественных методов сравнения вариантов. В этих целях разработано значительное количество методик профессионально-логического анализа. Наиболее перспективные и положительно зарекомендовавшие себя методики рассматриваются далее.

Основная обсуждаемая в настоящей работе проблема состоит в выборе наилучшего по критерию стоимости варианта из числа предложенных. Ее решение, как было показано, требует оценки будущих денежных потоков, рисков их получения и требуемых инвестиций. Их сопоставление и расчеты критериев предпочтительности вариантов рассматриваются далее.

Ранее было показано, что денежные потоки постпрогнозного (остаточного) периода определяют большую часть стоимости бизнеса. Поэтому выявление и оценка постпрогнозных значений факторов стоимости являются необходимым элементом обоснования управленческих решений. Как уже отмечалось, их количественная оценка может оказаться нецелесообразной вследствие высокого уровня неопределенности. Способом прогнозирования ситуаций максимальной неопределенности является выделение точек бифуркации: состояний максимальной неопределенности дальнейшей динамики развития. В этом случае обоснование решений по факторам развития может опираться на экспертно устанавливаемые приоритеты повышения конкурентоспособности фирмы. Ориентация менеджмента на обоснование решений в точках бифуркации – главная задача управления бизнесом в обеспечении стратегии развития.

Устойчивое развитие бизнеса обеспечивается только при поддержании баланса действий при одновременном (параллельном) управлении по всем временным горизонтам. Параллельное управление – это развитие и защита направлений, генерирующих текущее развитие бизнеса и одновременное создание условий для формирования нового потенциала развития, который станет основой развития (будет создавать стоимость) в последующем. На рис. 4.2 представлена схема возможных состояний эффективности бизнеса (критерия, основанного на стоимости) в текущем, средне- и долгосрочном периодах. Точки бифуркации могут быть связаны с радикальными изменениями технологии и организации производства, изменениями рыночной конъюнктуры и др.

 


Основные характеристики горизонтов состоят в следующем.

Горизонт 1 (краткосрочный период):

-направления развития, обладающие сегодняшним потенциалом роста;

-потенциал и (или) возможности его эффективного использования близки к исчерпанию. Формирование точки бифуркации;

-смена приоритетов развития, необходимость совершенствование или коренное изменение технологии, системы управления, смена основной номенклатуры.

Цели управления: максимизация стоимости на основе раскрытия и эффективного использования имеющегося потенциала; прогнозирование точки бифуркации; выявление и подготовка к реализации возможностей нового этапа развития.

Горизонт 2 (среднесрочный период):

-новые инновационные направления технико-технологического развития бизнеса;

-новые формы организации бизнеса;

-новые требования к квалификации и мотивации персонала.

Цели управления: выявление и анализ новых направлений (стратегий) экономического и социального развития; обоснование приоритетов фирмы, подготовка к реструктуризации бизнеса. Структурная схема роста и развития фирмы в среднесрочном периоде приведена на рис. 4.3.

 

Реальные результаты параллельного управления развитием компаний могут не соответствовать идеальной картине, представленной на рисунке (достижение оптимальной траектории развития на каждом из горизонтов). В работе М. Багхая, С. Коули и Д. Уайта рассмотрены шесть вариантов нестабильности, типичные для большинства корпораций. Адаптация этих моделей к условиям российских компаний содержится в таблице 4.3. Анализ вариантов согласования горизонтов планирования, рассмотренных в таблице, и применение их к условиям конкретной фирмы позволяют вскрыть проблемы долгосрочного развития и определить концептуальные основы их решения.

Обоснование стратегии органического роста бизнеса для среднесрочного периода – наиболее распространенная задача менеджеров российских предприятий, являющаяся основным предметом дальнейшего анализа. Ее решение требует прогнозирования и опережающей (до наступления точки бифуркации) подготовки к реализации новых зон эффективного развития, перехода к новой стратегии роста и развития. Под зоной эффективного развития понимается совокупность ключевых факторов конкурентоспособности, обеспечивающих стабильный рост выручки и стоимости бизнеса. В работе А. Сливоцки и др.[71] приводятся убедительные доказательства и примеры реальных компаний, которые, добившись лидирующего (по объему продаж) положения в своих отраслях, с начала 80-х годов прошлого века начали терять прибыльность и соответственно капитализацию. В числе гигантов бизнеса в таком положении оказались IBM, GM, Ford, Kodak, United Airlines и др. Несмотря на прочные позиции на рынке, акции этих компаний росли медленнее, чем индекс S& P.

Таблица 4.3

Варианты состояния компаний и направления согласования

горизонтов управления

 

Вариант (оценка перспектив по горизонтам) Характеристика состояния компании Направления преодоления условий нестабильности
1.«Осадное положение» 1-й горизонт – стагнация или кризис. 2-й горизонт – возможности развития бизнеса ограничены. 3-й горизонт – долгосрочные перспективы отсутствуют Стагнация или кризис. Бизнес инвестиционно непривлекателен: не обеспечивает необходимые усло-вия роста стоимости в настоящее время, отсутствуют перспективы развития (отсутствуют необходи-мые источники инвестирования) Возможности роста и развития отсутствуют. Продажа или ликви-дация бизнеса
2.«Потеря права на рост» 1-й горизонт – стагнация или кризис. 2-й горизонт – выявлены воз-можности и условия развития бизнеса. 3-й горизонт – выявлены воз-можности и условия развития бизнеса Чрезмерная увлеченность топ-менеджеров реструктуризацией и развитиием в средне- и долго-срочном периодах привела к снижению стоимости в кратко-срочном периоде. Утрачивается потенциал будущего роста вследствие ухудшения финан-сового состояния и снижения инвестиционной привлекатель-ности Обоснование рацио-нальности стратегии развития. Согласование долго-срочной политики ключевых бизнесов с целями текущего развития
3.«Исчерпание потенциала» 1-й горизонт – экономический рост 2-й горизонт – ограничение воз-можностей развития бизнеса. 3-й горизонт – отсутствие воз-можностей развития бизнеса   Сфокусированность на действую-щем бизнесе. Отсутствует ориентация ключевого бизнеса на перспективу: бизнес работает без необходимого для дальнейшего развития объема инвестиций. Низкий уровень инновационности бизнеса. Не обеспечивается необходимый рост квалификации и мотивации персонала Необходимость при-влечения стратегичес-кого инвестора, обос-нование слияний или поглощении «падаю-щих» бизнесов
4.«Увлеченность изобретением будущего» 1-й горизонт – стагнация или кризис. 2-й горизонт – ограничение воз-можностей роста и развития в связи с недостаточностью ресурсов. 3-й горизонт – отсутствие воз-можностей развития в связи с невозможностью создания ресур-сов роста Попытка интенсивного развития нового бизнеса при недостаточ-ности ресурсов. Ключевой бизнес находится на грани банкротства. Собственные ресурсы компании недостаточны для развития в среднесрочной перспективе. Вслед-ствие этого перспективы развития нового бизнеса проблематичны Обеспечение эффек-тивности бизнеса и инвестиционной привлекательности компании в текущем периоде
5.«Потеря темпа» 1-й горизонт – бизнес эффективен за счет использования действую-щих активов. 2-й горизонт – ограничение возможностей роста и развития в связи с необоснованностью стратегии. 3-й горизонт – определены воз-можности и направления развития Попытка реализации опережаю-щего развития – увлеченность перспективами долгосрочного пе-риода в ущерб среднесрочным пер-спективам. Бизнес не подготовлен к предстоящим технико-техноло-гическим новациям. Риск снижения возможностей развития в долго-срочной перспективе вследствие возможной стагнации в средне-срочной перспективе. Существует вероятность прорыва в долго-срочной перспективе Текущая деятель-ность по подготовке к перестройке бизнеса в среднесрочном пери-оде. Обоснование риска финансовой несостоятельности для реалиизации но-ваций долгосрочного периода
6.«Неспособность вырастить семена будущего» 1-й горизонт – экономический рост и развитие. 2-й горизонт – направленность на реализацию новаций средне-срочного периода. 3-й горизонт – игнорирование долгосрочных изменений Отсутствуют идеи и анализ перспектив развития в долгосроч-ном периоде. Возможность отстава-ния от конкурентов по подготовке к радикальным изменениям долго-срочного периода Необходимость при-нятия организацион-ных мер по формиро-ванию (пересмотру) приоритетов и стра-тегии развития

 

Основные модели бизнеса, описанные в работе А. Сливоцки, адаптированы нами для непубличных компаний промышленности и приведены в таблице 4.4. Для каждой, даже наиболее эффективной в настоящее время модели, как показывает опыт ведущих фирм мира, необходимы их систематические изменения. Лью Плэтт, руководитель корпорации Hewlett-Packard, в частности, считает эту проблему наиболее значимой: «Единственной серьезной проблемой в бизнесе является привязка к прежней успешно действующей бизнес-модели … спустя год от нее надо уже отказаться»[72].

Таблица 4.4

Модели получения прибыли (модели рынка)

Модель Сущность модели Области эффективного использования в РФ
1.Модели прибыли на основе потребительс-ких решений Целенаправленные инвестиции в изучение потребительского спроса, вырабатываются решения, обеспечивающие ценность для потребителя, устанавливаются и развиваются отношения Производство продукции (услуг) для ограниченного круга клиентов. Малые и средние предприятия, от-дельные бизнес-линии
2.Модели прибыли на основе пирамиды продукции Производство продукции одного функцио-нального назначения для потребителей, имеющих различный уровень доходов. Основная прибыль обеспечивается наиболее дорогой продукцией. Производство дешевой продукции создает защитный брэнд Производство товаров масс-сового пользования. Модель рассматривается как обязательное условие реализации любой другой
3.Модели прибыли на основе многокомпо-нентной системы Продажа одной и той же продукции в различных условиях. Основной (базовый) компонент может быть низкодоходным, дополнительные – высокодоходными Пример: продажа прохлади-тельных напитков (допол-нительные компоненты – продажа в ресторанах, через автоматы – высокодоход-ный бизнес)
4.Модели прибыли типа «коммутатор» Посреднические фирмы, создающие ценность для клиентов путем интеграции деятельности множества продавцов и покупателей Перспективными являются нтернет-магазины, обеспе-чивающие связь потребите-лей и покупателей
5.Модель прибыли опережающего типа Максимальная прибыль («снятие сливок») обеспечивают компании, опережающие кон-курентов по выходу на рынок с новой продукцией Модель может являться основной или дополнять другие
6.Модель прибыли блокбастерного типа Прибыль обеспечивается особой популярнос-тью отдельных продуктов Производство кинофиль-мов, книгоиздательство и т.п.
7.Модель многократ-ной прибыли, модель прибыли на основе брэнда Сходные по источнику прибыли модели. Источник прибыли – многократно используе-мый продукт, имеющий высокий брэнд, торговую марку и т.п. Пример: корпорация Disney (использование образа Микки-Мауса в качестве своеобразной франшизы)
8.Модель прибыли предпринимательского типа Деление крупной компании на ряд мелких дочерних компаний (центров прибыли) с целью снижения уровня бюрократизма в управлении, повышения предпринима-тельской инициативы и мотивации Крупные диверсифициро-ванные компании, конгло-мераты
9.Модель прибыли на основе специализации Повышение специализации с целью снижения издержек и повышения качества при сохране-нии гибкости производства Растущий рынок однотип-ной продукции с высокими входными барьерами
10.Модель прибыли на основе первоначально сформированной базы потребителей Потребители формируются по основной продукции, а максимальная прибыль обеспечивается комплиментарными товарами (услугами) Сегменты рынка, в которых объем продаж сопутствующих товаров больше, чем товаров базовых

 

Продолжение таблицы 4.4

11.Модель прибыли от установления фактического стандарта Владение общепризнанным стандартом приво-дит к значительному эффекту масштаба, поскольку объемы продаж товаров (услуг), соответствующих стандарту, растут очень быстро (Microsoft). Проигрыш конкурентной борьбы за стандарт приводит к значительным потерям (Apple) Разработка и получение патентов на принципиально новые решения в сфере продукции, имеющей боль-шой рынок
12.Модель прибыли на основе брэнда Нематериальный актив, соответствующий восприятию высокого качества товара. Воз-можность получения большей прибыли за счет увеличения маржи. Значительные инвестиции в течение длительного периода в получение брэнда Основное условие получе-ния этого актива – призна-ние потребителями высоко-го качества товара (услуг). Дополнительные условия – «раскручивание» товарной марки
13. Модель прибыли на основе выпуска специализированной продукции Новый специализированный продукт продается при более высокой марже. Но вложенные в его создание средства могут не окупиться в связи с сокращением времени на копирование другими компаниями Венчурные фирмы, науко-емкое производство
14.Модель прибыли на основе регио-нального лидерства Уровень конкуренции и спрос на отдельные товары значительно диверсифицированы по регионам. Фирма может добиться значительных успехов, не будучи лидером в национальном масштабе Очень существенное значе-ние для условий России. Маркетинг региона – исход-ный шаг в формировании модели бизнеса для товаров (услуг) массового пользо-вания
15.Модель прибыли на основе масшта-бов трансакций Крупные трансакции обеспечивают большие темпы роста доходов по сравнению с издержка-ми. Поэтому приоритетное инвестирование в крупные сделки обеспечивает при прочих рав-ных условиях большую прибыль Обслуживание крупных компаний
16.Модель прибыли на основе занятия ведущего положе-ния в цепочке ценностей Производство отдельных компонентов товара имеет различный уровень доходности. Ориента-ция на наиболее доходные бизнес-линии обеспечивает при прочих равных условиях большую прибыль В настоящее время – после-продажное обслуживание
17.Модель прибыли на основе циклич-ности спроса и предложений Цикличность спроса характерна для всех производств. Цикличность снижается диверсии-фикацией производства. Наиболее отчетливо проявляется сезонная цикличность. Учет цик-личности (соотношения спроса и предложения) в ценообразовании формирует дополнительные возможности роста прибыли Предприятия с четко выра-женной цикличностью
18.Модель прибыли на основе послепро-дажных услуг Ранее отмечалось, что послепродажное обслу-живание в настоящее время более прибыльно, чем производство. Модель более широкая, чем модель 10 Открытие на предприятиях, производящих определен-ный товар, подразделений по его обслуживанию
19.Модель прибыли на основе новых продуктов Издержки на разработку новых товаров окупаются высокой маржой («снятие сливок»). Прибыльность зависит от жизненного цикла товара и защищенности бизнеса Все производства
20.Модель прибыли на основе рыночной доли В ряде производств высокая рыночная доля еще сохраняет значение фактора роста прибыли за счет экономии на масштабе производства, мар-кетинга издержек финансирования, преиму-ществ монополизации Отрасли с относительно низкими темпами обновле-ния продукции
21.Модель прибыли на основе кривой опыта Аналог моделей 10, 19, 20. Эффект обеспечи-вается в том случае, когда снижение издержек на основе опыта не противоречит снижению спроса за счет новой продукции конкурентов Все производства
22.Модель прибыли на основе низких издержек Низкие издержки, если они не противоречат качеству, брэнду и другим источникам высокой и устойчивой прибыли Все производства

 

Устойчивое конкурентное преимущество в настоящее время создают только патенты и защищенные рынки. Все прочие факторы конкурентоспособности носят краткосрочный характер. Но устойчивый рост стоимости компании может продолжаться 10, 20 и более лет. Условием долгосрочного устойчивого роста являются инновации в моделях бизнеса, осуществляемые не реже чем каждые 5 лет. Эти сроки в условиях глобализации экономики сокращаются. Обоснованное изменение модели бизнеса при исчерпании конкурентных возможностей существующей модели способствует повышению прибыльности компании и повышению рентабельности капитала, т.е. рыночной стоимости и укреплению положения компании на рынке.

Процесс обоснования модели бизнеса сложен, не имеет стандартных процедур, поэтому ошибки в определении модели бизнеса достаточно часты, а цена их высока. Для российских компаний, функционирующих в условиях развивающихся рынков, причинами наиболее вероятных ошибок могут быть:

-высокий уровень неопределенности рыночной ситуации, значительно повышающий вероятность принятия необоснованных решений;

-отсутствие гибкости в понимании целей стратегического развития, отказ от ситуаций, допускающих временное снижение темпов роста или падения, несовершенство системы управления рисками, стремление ограничиться косметическими изменениями устаревшей модели бизнеса и др.;

-ориентация менеджмента на личный опыт, ориентированный преимущественно на прошлые ситуации, в частности ориентация на рост рыночной доли или снижение издержек, отсутствие четкого понимания приоритетов клиентов;

-недостаточное владение менеджментом методами прогнозирования рыночных ситуаций и другими инструментами стратегического управления.

Наиболее перспективной системой планирования стратегии развития бизнеса представляется интеграция принципов теории управления по стоимости, концепции риск-менеджмента, инструментария сбалансированной системы показателей и синергетического подхода к управлению. Интеграция этих систем при совместном использовании качественных и количественных критериев сравнения и отбора вариантов формирует возможности получения следующих эффектов:

-агрегирование принципов управления по стоимости с инструментарием сбалансированной системы (BSC) создает предпосылки комплексного учета влияния стратегических факторов на критерии эффективности, представляемые в стоимостной форме. Агрегирование VBM и BSC формирует условия накопления и эффективного использования инвестиционных ресурсов предпринимательской структуры;

-поскольку инновации стратегического периода способны вносить радикальные изменения в производственную систему, постольку необходима системная работа по идентификации, анализу и управлению факторами риска. Снижение уровня неопределенности и риска бизнеса при интегрировании концепции управления по стоимости с инструментарием BSC является условием реализации синергетических эффектов и самостоятельным фактором эффективности;

-интеграция инструментария BSC, принципов управления по стоимости и комплексного риск-менеджмента обеспечивает возможность на этапе подготовки управленческого решения исследовать альтернативные варианты и получить достоверные оценки ожидаемого роста стоимости компании и сформировать условия для реализации рационального варианта развития.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.