Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психолого-педагогические и методические основы формирования устных вычислительных навыков






К.Д. Ушинский писал: «Чтобы успешно обучать и воспитывать детей, необходимо хорошо знать их во всех отношениях». Психология – одна из наук, знание которой помогает учителю находить правильный подход к каждому школьнику, применять соответствующие индивидуальным особенностям ребенка приемы обучения. Психологические знания помогают учителю организовывать учебную работу детей. Изучая проблему формирования навыка, хотелось бы обратить внимание на учебную деятельность школьников. Учебная деятельность осуществляется под руководством учителя и направлена на усвоение знаний, приобретение умений, навыков и умственное развитие. Под ее влиянием становятся более точными восприятие и наблюдение, развивается внимание, постепенно начинает складываться общий стиль мыслительной работы. Учебная деятельность ученика изменяется и совершенствуется с приобретением знаний и с формированием умений. В результате многократных упражнений отдельные элементы действий могут так хорошо осваиваться человеком, что сознательный контроль за всем процессом действия становится излишним. Отдельные элементы действия автоматизируются. Такое действие, в котором отдельные элементы в результате упражнений становятся автоматизированными, называется навыком.

Для формирования навыка нужны знания и умения. Умения и навыки – это различные стороны единой деятельности. Они тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга и обеспечивают наилучшее протекание деятельности.

В учебной деятельности преобладают интеллектуальные навыки. Интеллектуальные навыки - это навыки в области умственной работы (например, устные вычислительные навыки в математике). Интеллектуальные навыки, в частности, навыки, навыки устных вычислений, формирование которых учитель должен уделять большое внимание с первых лет обучения в школе, имеют важное значения для развития мышления учащихся, для их успешного обучения в средних классах. У различных навыков уровень автоматизирования различен. Интеллектуальные навыки обычно включают небольшое количество автоматизированных элементов, а в некоторых случаях отдельные из этих компонентов вообще не подвергаются автоматизированию и требуют непрерывного сосредоточения внимания и сознания действий. Это касается, например, навыков решения типичных арифметических задач, где автоматизируются лишь отдельные вычислительные операции (приемы устных вычислений) и порядок выполнения.

Навыки обладают большой гибкости и подвижностью – это не застывшая форма деятельности. Их можно совершенствовать – как бы хорошо ученик не считал, всегда можно довести вычислительный навык до еще большего совершенства. Усвоение навыка дает возможность ученику экономить время, увеличить темп учебной работы, совершенствовать ее качество и переключать внимание на обдумывание последующих этапов деятельности.

Навык формируется в упражнении. Упражнение – целенаправленное, многократно выполняемое действие, осуществляемое с целью его усовершенствования. В процессе упражнений деятельность организуется так, чтобы было предусмотрено выполнение действий, приводящих к формированию прочных и совершенных навыков. Новый навык формировать легче, чем перестраивать неправильно выработанный. Организуя упражнения, необходимо вызвать у обучающегося положительное отношение к ним. Навык нельзя выработать в один прием. Необходимо более или менее длительная тренировка, распределённая во времени, чтобы навык достиг желаемого уровня совершенства.

Успешность формирования навыка зависит от ряда условий. Рассмотрим некоторые из них.

Первое условие – четкость поставленной цели, осознание того, что должно получиться в результате деятельности в целом и по отдельным этапам. Чем старше ученик, тем все большое значение имеет для него инструктаж. При неясном представлении о том, что и как делать, нужный навык сформироваться не может. Младший школьник иногда не может сосредоточиться на цели работы, так как чрезмерно концентрирует внимание на собственных действиях.

Второе условие успешного формирования навыка - планирование деятельности, осознание способа ее выполнения. Планирование дает возможность лучше осознать цель своей работы, представить результат. Вначале под руководством учителя, а затем самостоятельно ученик обучается планировать свою деятельность, способы ее выполнения. Без самостоятельного планирования учеником своей деятельности навык будет неполноценным.

Третье условие формирования навыка – контроль, а затем и самоконтроль. Контроль осуществляется в конце работы, и в процессе ее. Контроль дает возможность осознать еще в процессе формирования навыка, как протекает деятельность, какие она имеет недостатки, какие обнаруживаются в ней положительные моменты. Отсутствие контроля приводит к тому (это особенно часто встречается у младших школьников), что ошибки и недочеты закрепляются в процессе упражнений. Это влечет за собой формирование несовершенных приемов. В работе с учащимися начальной школы важно обращать внимание на правильность и точность выполнения первых действий в ходе формирования навыка. Первые действия обычно прочно закрепляются у школьника, с большим трудом изживаются. Учитель обучает детей самоконтролю в начале и в конце работы, а затем и в процессе работы. Самоконтроль приводит ученика к оценке своей работы, к осознанию и пониманию своих ошибок.

Четвертое условие успешного формирования навыка – оценка деятельности. В процессе работы учитель оценивает, одобряет и оценивает результат – это своеобразное закрепление. Отрицательная оценка, указание только на ошибки, без показа положительного, не дает нужного эффекта.

На формирование навыка влияют индивидуальные особенности школьника. В частности, его отношение к данной деятельности имеет большое значение для выработки навыка. Трудно выработать навык у ребенка, если он считает, что соответствующая деятельность ему совершенно не нужна.

Основным показателем того, что человек овладел навыком, является результат работы. Систематическое, а не случайное достижение хороших результатов связано со скоростью выполнения работы и с качеством ее. Появляется своеобразная, индивидуальная манера в работе, то есть устойчивость навыка. Формируется умение изменять способ действия при изменении условий. Навык часто разрушается, если длительное время нет упражнений. Для восстановления навыка требуется вновь повторить упражнение.

Когда человек овладевает, каким-либо видом деятельности, то у него обычно вырабатывается система навыков, причем новые навыки накладываются на ранее сложившиеся, которые оказывают положительное или отрицательное влияние на формирование нового навыка. Положительное влияние ранее усвоенного навыка на овладение новым действием называется переносом навыка. Навыки устного счета, выработанные для однозначных чисел, помогают выполнять вычисления с многозначными числами. Перенос навыка осуществляется в том случае, если имеется общее в старой и новой деятельности. Чем более сознательно овладевает ученик навыком, тем легче осуществить его перенос. Учитель должен это учитывать, имея в виду значение выработанного навыка для будущей деятельности.

Отрицательное влияние выработанных навыков на овладение новыми или отрицательное влияние формирования навыков на уже имеющиеся навыки называются интерференцией. Это такое же всеобщее явление при выработке навыков, как и перенос.

Зная, что при выработке новых навыков происходит их перенос или интерференция, учитель использует перенос, чтобы облегчить выработку приемов действий, и предупреждает интерференцию, точно ограничивая один прием действия от другого. Учителя часто говорят детям: «А теперь решите самостоятельно следующий пример. Он решается так же, как только что решенный». Так учащиеся упражняются в переносе навыков.

Таким образом, навыки включаются в структуру учебной деятельности. На основе навыков формируется профессиональная умелость, черты характера. Хорошо отработанные навыки дают возможность ученику быстрее овладевать учебным материалом, новыми видами деятельности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.