Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опричнина.






 

Создание единого Русского государстваукрепляло властьмосковских великих князей. При Иване III и Василии III власть приобрела самодержавный харак­тер. Хотя властители и советовались со своими при­ближенными — боярами, решения обычно принимались самолично монархами.

 

Главная мысль: Самодержавная власть при Иване III и Василии III.

Слова-образы: монархи.

 

Иван Грозный. Начало царствования. Рано осиротевшийсын Василия III рос в обстановкедворцовых интриг, на его глазах разыгрывались жестокие сцены казней и вероломства. О своих ранних годах он позже писал, что «ни в чем не поступали с нами так, как сле­дует поступать с детьми». Все это повлияло на впечат­лительного мальчика и отразилось на чертах его характера. В 13-летнем возрасте юный князь, к ужасу окружающих, приказал псарям расправиться со знат­ным боярином. Того замучили до смерти. Иван IV рано возмужал, и сторонники укрепления великокняжеской власти возлагали на него свои надежды.

 

Главная мысль: «Трудное детство» сказалось на характере Ивана IV.

Слово-образ: «волчонок».

 

Незаурядные способности — писатель, сочинитель церковкой музыки, хороший шахматист — сочетались в Иване IV с властностью, беспощадностью, безмерной подозрительностью. С детских лет великий князь пристрастился к чтению. Его живо интересовало все, что говорилось в летописях и других книгах о величии и особом предназначении верховной власти. Он видел себя самодержавным монархом, повелевающим судьбами государства и подданных. А в 1547 г. состоя­лось возведение великого князя Ивана IV на царствование. Торжественная церемония прошла в Успенском собореМосковского кремля, ее возглавлял митрополит Маля­рий, который и увенчал голову молодого правителя Руси царской короной. Ее было принято называть «шапкой Мономаха» согласно легенде о передаче Вла­димиру Мономаху из Византии знаков царской власти.

 

Главная мысль: Возведение на царствование Ивана IV.

Слово-образ: шапка Мономаха.

 

Став царем, Иван IVприравнивался к самым знатным правителям других государств. Поскольку царями именовали ханов Золотой Орды, этот акт имел симво­лическое значение — конец политической зависимости от иноземных восточных монархов. Одновременно для европейских государств царский титул москов­ского государя означал не меньше, чем императорский. Особенно сопротивлялись признанию царского титула в соседнем Великом княжестве Литовском (позже Речи Посполитой, объединившей Польшу и Литву) И это понятно, так как за пределами Русского госу­дарства еще оставалось немало русских земель. А мос­ковские государи не скрывали, что рассматривают себя прямыми преемниками великих киевских князей, тем более что жители будущих Украины и Белоруссии подпав под власть польско-литовских королей, продол­жали называть себя русскими. Понятия «украинец и «белорус» укоренились много позже. На этих терри­ториях оформлялись некоторые этнические и культур, но бытовые особенности, но чувство векового единства не покидало восточнославянские народы.

 

Главная мысль: Конец политической зависимости от восточных монархов.

Слово-образ: царский трон.

 

Управление Русским государством в середине XVI в. При монархе складывался многочисленный государев двор. В его состав входили вчерашние удель­ные князья и их потомки (называли их «княжатами»). Сильную группу составляло московское боярство, наи­более приближенное к власти. Из всех городов в Москву созывали определенное число местных дворян («выбор»). Они также несли службу при государевом дворе. Иван IV в Подмосковье разместил «избранную тысячу» дворян, своего рода личную гвардию, обеспе­чив их землями и крестьянами.

 

Главная мысль: Формирование государева двора и личной гвардии.

Слово-образ: гвардеец.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.