Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Групповое принятие решении






1. Определение

Речь идет о групповом обсуждении данной проблемы, в результате которого группа как таковая принимает определенное решение.

2. Процесс группового принятия решений. Он состоит из четырех фаз, три из которых характеризуются применением, если не полностью, то по крайней мере частично, приемов, используемых в групповом интервью и в брейнсторминге. Вот эти четыре фазы:

- Установление фактов (групповое интервью)

- Оценка фактов (мнения по поводу установленных фактов)

- Поиск решений (брейнсторминг)

- Принятие решении

После постановки проблемы основная задача заключается в сборе данных.

В этом состоит первая фаза, которая носит исключительно фактический и объективный характер. В этот период участники собрания воздерживаются от оценки собираемых фактов. Заметим, что не так просто устоять перед искушением перейти прямо к ннтепретации данных.

Вторая фаза носит оценочный характер. Участники имеют возможность говорить все, что они думают о собранных данных. Руководитель собрания (поведение которого директивно по форме, но не директивно по содержанию) в это время только регистрирует высказываемые мнения. Многие участники группы, конечно, хотели бы уже на этой стации приступить к решению, но что было бы преждевременно.

Поиски решения происходят на третьей фазе, no.uu товленной сбором данных и их оценкой. Этот этап мож но назвать " квазибрейнстормингом", когда от группы требуется максимум воображения.

Руководитель записывает предлагаемые решения на доске.

Четвертая фаза - это стадия принятия решения. Предложенные решения группа сопоставляет с диагнозом, установленным во время второй фазы. Она отбра сывает одни из них, объединяет другие и приходит к окончательному решению, удовлетворяющему всех участников.

В таком собрании принимают участие примерно де сять человек. Они сидят за столами, расположенными в форме треугольника. Руководитель пользуется несколькими досками.

Лучше всего было бы поместить три доски на стене за спиной руководителя. На одной из них записывается план собрания, чтобы он все время был перед глазами участников. На вторую можно заносить поступающие предложения, а на третьей-фиксировать обсуждение каждого предложения в отдельности.

Рассмотренный выше метод групповой деятельности мог бы, по нашему мнению, с успехом применяться руководителем " кооперативного" типа. Он должен, следовательно, не только внимательно контролировать сети коммуникаций, но и следить за тем, чтобы участвовали все члены. Не проявляя директивного отношения к раз- ^ бору данного вопроса, он должен следить за тем, чтобы не нарушался ход процесса и чтобы не переходили к новой фазе, не завершив предыдущей.

Само собой разумеется, что руководитель, ведущий собрание, может позволить группе принимать решения только в рамках ее собственной зоны свободы.

3. Конфликты

Если во время группового принятия решения по данной проблеме возникает конфликт, то руководитель не должен терять контроля за ходом процесса, не поддаваясь, однако, искушению действовать авторитарно. Он обязан постоянно играть роль катализатора, что является трудным искусством, но техникой его можно овладеть. Он должен создавать вокруг себя атмосферу доверия, поскольку если он будет действовать как авторитарный верховный судья, то мнения либо не будут высказываться вообще, либо будут высказываться в духе желательном, как кажется участникам, для руководителя.

Установка лидера на сотрудничество требует от него умения:

а) создавать условия и поощрять свободное выражение чувств и установок, особенно коллективных установок или установок подгрупп (враждебность, защита, страх и т. д.);

б) не мешать говорить и уметь слушать. Не пытать-с заполнять паузы или молчание либо создавать препятствия:

в) принимать проявляемые чувства, что вовсе не означает их одобрения или согласия с ними; их следует принимать как факты, как реально существующие вещи, которые нередко бывают данными проблемы (следовательно, надо понимать их важность: то, что мы думаем, -это отражение того, что мы чувствуем);

г) выражать самому эти чувства, то есть подчеркивать перед группой факт их существования. Правильное применение этого приема позволяет членам группы лучше осознавать свои установки и оценочные суждения. Большим достижением является выражение какого-нибудь чувства как такового. Это дает определенную информацию. Следует отметить, что фиксировать надо прежде всего коллективные чувства.

Иногда конфликт, нарушающий ход собрания, может возникнуть между членами группы и лидером. Тогда группа защищается от лидера, боясь, что он ведет ее не туда, куда надо.

В таком случае группа как бы застывает, и лидер безуспешно пытается побудить ее высказывать свои мнения.

В этом случае помогает следующий прием: надо дать каждому члену группы возможность высказаться по поводу того, что он считает неправильным. Лидер выслушивает их, резюмирует, сам выражает такие же чувства, показывая тем самым, что он их понимает.


ТЕМА 3






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.