Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деятельность Центрального бюро краеведения и его значение для краеведения Беларуси.







В 1919-1921 гг. исследование древностей в Белоруссии формально находилось в руках Народного комиссариата просвещения БССР, в Минске ими занималось Минское общество истории и древностей. Нужна была специальная организация для объединения всего того, что относилось к делу изучения республики.

В 1922 г. такая организация была создана – Институт белорусской культуры (ИБК), основной задачей которого была организация планомерного изучения белорусского языка, литературы, истории, этнографии, экономики, социально-экономического движения и других проблем.

В это время в республике возникло много стихийных обществ краеведения, просто краеведческих кружков. Все они не имели помощи, опирались исключительно на «местные силы». Помощь всем этим энтузиастам была необходима.

В конце 1923 г. Институт Белорусской культуры организовал комиссию по реорганизации краеведческих организаций, которая стала основой Центрального бюро краеведения Белоруссии. В ноябре 1924 г. состоялась

1 Всебелорусская краеведческая конференция, которая организационно оформила Центральное Бюро краеведения (ЦБК) Белоруссии. В задачи ЦБК входило объединять и направлять работу краеведческих бюро республики.

Краеведческие организации возникают в Могилеве, Орше, Борисове. К концу 1924 г. их число возросло до 19.

В январе 1924 г. в Ленинграде состоялась конференция краеведческих бюро страны, на которой уже присутствовали и представители белорусского бюро.

Из общественных организаций, которые теснейшим образом были связаны с Центральным бюро краеведения, более всего проявило себя Витебское окружное общество краеведения во главе с М. Карповичем. Это учреждение насчитывало до 500 членов, делилось на пять секций: культурно-историческая, природоведческая, художественная, просветительская и белорусоведческая. В ЦБК общество присылало сведения об организации краеведческих и «родиноведческих» музеев, материалы по составлению словаря живого языка Витебщины, по изучению еврейской культуры, быта, истории.

По инициативе ЦБК в 1926-1928 гг. в Минске, Полоцке, Витебске и других городах были проведены школьные краеведческие конференции, на которых обсуждались задачи и методы краеведческой работы в школах, организация и проведение походов и экскурсий. В целях подготовки квалифицированных краеведов ЦБК организовало цикл лекций по краеведению на ежегодных учительских курсах.

К началу 1927 г. в ЦБК БССР было прислано с мест 87 230 карточек с диалектными словами, 9632 фольклорные записи, 179 коллекций, 413 описаний и сообщений о памятниках истории и культуры, природе и экономике края, 796 других сведений. В республике в это время действовало 18 музеев, в которых насчитывалось11239 экспонатов.

В начале 30-х г. ЦБК активно проводило работу по пропаганде задач советского краеведения среди широких масс общественности, по вовлечении. в краеведческое движении трудящихся города и деревни. этой целью практиковались заседания краеведческих организаций на промышленных предприятиях, в колхозах и совхозах, организовывались выставки книг в библиотеках, кранных уголках, избах-читальнях, организовывались агитационные краеведческие пятидневки. ЦБК наладило связь с Товариществом пролетарского туризма и экскурсий, с Белорусской геологоразведкой, принимало участие в составлении планов исследовательских работ в комиссии при Госплане БССР. В 1930-1932 гг. представители ЦБК и местных краеведческих организаций участвовали в экологической экспедиции институтов АН БССР в Койдановский и Дубровенский районы, в экспедиции институтов истории языкознания в Лепель, и Бобруйск, в экспедиции АН СССР и АН БССР на Полесье.

В 1932 г. работниками ЦБК была составлена «Программа краеведческой подготовки учителей массовой школы», которая предусматривала:

- усиление краеведческой работы в школах,

- обеспечивала издание краеведческих пособий,

- разворачивала подготовку учителей-краеведов через курсы и конференции.

Отмечая успехи краеведения в 30-е гг. нужно отметить, что задачи, выдвигаемые перед краеведами, при всей их актуальности и необходимости, были под силу только государственному (научному) краеведению. Организованное любительское краеведение постепенно пошло на убыль.

ЦБК было обвинено в национальной демократизации (нацдемовщине) и распущено в 1933 г. Руководство краеведческой работой перешло к Наркомобразованию СССР, который рекомендовал сконцентрировать всю краеведческую работу под научно-исследовательским руководством местных краеведческих музеев.


?????? Послевоенное возрождение краеведения в республике.

Краеведческое движение в Белоруссии, прерванное Великой Отечественной войной (1941-1945 гг.) и фашистской оккупацией страны, возобновляется сразу же после окончания войны.

Оно развивается по двум направлениям:

- государственное краеведение – восстановление и начало деятельности научно-исследовательских институтов, вузов, музеев, библиотек, тематических экспедиций АН БССР)

- школьное краеведение – изучение близлежащей местности школой, находящейся в этой местности.

В 1945г. проходил съезд учителей Белоруссии, который призвал педагогические коллективы республики снова ввести в практику обучения и воспитания молодого поколения такие формы и методы краеведческой работы, как экскурсии, прогулки, поиск и изучение местных памятников истории, собирание фольклора, предметов культуры и искусства, создание краеведческих кружков, музеев.

Большое значение для изучения края имеют школьные краеведческие кружки, которые позволяют организовать систематическое изучение края по определенной программе и с постоянным составом школьников.

В начале 50-х гг. историко-краеведческие кружки существовали при Пружанской СШ № 2, Гродненской железнодорожной СШ № 45, Волковыских СШ № 2 и педагогическом училище и других школах.

Интересную краеведческую работу проводил исторический кружок Сутковской СШ Лоевского р-на Гомельской обл., под руководством учителя истории. Члены кружка собирали материалы о революционном движении в Лоевском р-не, о деятельности Лоевской группы РСДРП, о партизанском движении на территории р-на в годы ВОВ, принимали участие в археологических раскопках, проводимых в Лоевском р-не Институтом истории материальной культуры АН БССР, совершали походы по историческим местам. Юные краеведы собрали ценный материал по истории своего края, разнообразные вещественные памятники, положившие начало школьному краеведческому музею. Многие экспонаты были переданы Гомельскому областному историко-краеведческому музею.

На базе исторических кружков и в результате поисково-исследовательской деятельности, проводимой в походах и экскурсиях, были созданы историко-краеведческие музеи и уголки в Юровичской СШ Калинковичского р-на Гомельской обл., Валевской СШ Кореличского р-на Гродненской обл., Лоевской СШ и др.

С 1960 г. школы перешли на новые программы, которые строились на краеведческой основе. Передовые учителя республики стали широко применять на уроках фактический материал из истории своего села, района, города, характеризующий достижения материальной и духовной культуры белорусского народа. Постепенно в работу по использованию краеведческого материала в преподавании истории стали включаться все школы Белоруссии.

Весомый вклад в краеведение внесли пионеры и школьники республики. Только в 1937-1974 гг. они установили 3455 ранее неизвестных имен воинов Советской Армии, партизан и подпольщиков, выявили 125 воинских могил, организовали уход за 2073 братскими захоронениями, открыли 1750 новых музеев, комнат и уголков. Благодаря их поискам, 1700 боевых наград нашли своих адресатов.

Большую работу по пропаганде поисковой деятельности пионеров и школьников проводят школьные музеи. В 1958 г. в Белоруссии их было свыше 400, в 1973 году насчитывалось 3, 5 тыс. музеев, уголков и залов, посвященных жизни и деятельности В.И.Ленина, около 3 тыс. музеев и комнат революционной, боевой и трудовой славы, свыше 1 тыс. мемориальных музее, 2, 5 тыс. историко-краеведческих музеев и кружков. В школьных музеях проводились торжественные линейки и пионерские сборы, прием в пионеры, комсомол, уроки мужества, ленинские зачеты, встречи с ветеранами войны и труда, тематические и обзорные уроки по истории и другим учебным дисциплинам. Начиная с 1958 г. ЦК ЛКСМБ и Министерство просвещения республики начали проводить республиканские смотры школьных музеев, многие из них получили право называться народными.

Наряду с известными, проверенными формами краеведческой работы в республике применялось немало новых форм:

- дни и недели революционной и боевой славы,

- создание патриотических клубов,

- создание школьных научных товариществ,

- проведение вечеров, посвященных знаменательным и памятным датам, - организация лекториев, кинолекториев,

- организация конкурсов на лучшую организацию шефской работы над памятниками,

- организация конкурсов на лучшее освещение в печати, по радио и телевидению военно-патриотической темы, вопросов охраны, пропаганды и использования памятников истории и культуры и т.д.

Туристское краеведение.
Летом 1946 г. по инициативе московских пионеров и школьников тысячи учащихся страны совершили путешествия по родному краю. Походы и экскурсии вылились в массовое движение краеведов по изучению истории СССР, ее неисчерпаемых природных богатств.

Весной 1947 г. в БССР был создан Республиканский совет по организации и проведению походов и экскурсий, в который вошли виднейшие ученые Белоруссии, представители ЦК ЛКСБ, Министерства просвещения БССР.

Совет наметил ряд республиканских маршрутов, связанных с изучением Историко-археологических памятников края, героической борьбой белорусского народа с иностранными захватчиками в далеком прошлом, в годы гражданской и ВОВ. Они были опубликованы в газетах «П1янер Беларус1» и «Зорька». Была издана специальная карта с обозначением исторических мест, природных богатств, промышленности Белоруссии.

Отдельные маршруты были разработаны Могилевским институтом усовершенствования учителей, Минским Дворцом пионеров, органами народного образования и Домами пионеров на местах.

Совет министров БССР обязал местные органы власти оказать юным краеведам всяческую помощь в организации и проведении походов и экскурсий. На эти цели правительство республики выделило свыше 500 тыс. рублей и 3, 5 тыс. продовольственных пайков. 250 участникам республиканских маршрутов предоставлялись спортивная одежда, обувь, лагерные палатки.

Летом 1947 г. в походы и экскурсии по родному краю отправились свыше 100 тыс. пионеров и школьников Белоруссии.

Дальнейшему развитию школьного краеведения способствовали:

- постановление Министерства просвещения БССР от 12 апреля 1948 г. «О задачах учителей и органов народного образования в организации путешествий пионеров и школьников по родному краю в 1948 г.»,

- постановление Коллегии Министерства просвещения БССР «О состоянии и мерах улучшения преподавания истории и Конституции СССР в школах Барановичской и Витебской областей» от 11 декабря 1947 г.».

Эти документы обязывали заведующих отделов народного образования, директоров школ, детских домов развернуть совместно с комсомольскими и пионерскими организациями активную работу по подготовке к летним походам и экскурсиям, шире применять наглядность на уроках истории и конституции, чаще практиковать экскурсии в исторические музеи, места исторических событий.

К 1949 г. в одних только многодневных походах на большие расстояния участвовало свыше 30 тыс. школьников Беларуси. Краеведы собирали коллекции для школ, делали зарисовки, описания, записывали воспоминания участников революции, героев войны и труда. Итоги походов и экскурсий обсуждались на республиканских, областных и городских слетах пионеров, юных туристов, учительских семинарах, в педагогических коллективах.

Вопросы изучения родного края широко освещались по радио, в местной и республиканской печати.

Одной из интересных форм изучения истории нашей Родины стали республиканские экспедиции пионеров и школьников по родному краю, организуемые Министерством просвещения БССР, ЦК ЛКСМБ, Республиканским советом пионерской организации им. В.И.Ленина. Они были посвящены знаменательным и памятным датам в истории страны и республики и являлись составной частью Всесоюзных экспедиций и походов комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа. С 1957 по 1977 гг. в БССР было проведено 9 республиканских экспедиций пионеров и школьников под названиями:

«По партизанским тропам», «По дорогам семилетки», «Заветы Ленина – в жизнь», «По дорогам героев», «Дорогами побед».

В ходе экспедиций создавались летописи деревень, колхозов, совхозов, заводов, школ, восстанавливались имена неизвестных героев, собирались материалы и документы, воинские и трудовые реликвии, сооружались памятники, обелиски, мемориальные доски, закладывались парки, скверы, аллеи, посвященные героям, создавались музеи, комнаты и уголки революционной, боевой и трудовой славы. В 1972-1973 гг. в туристских походах и экскурсиях участвовало 1 млн. 800 тыс. школьников Беларуси.

Руководство экспедициями осуществлялось штабами, во главе туристских отрядов и групп шли ветераны партии, войны и труда, энтузиасты-краеведы.

Создание краеведческих организаций в высших учебных заведениях БССР.
Активную краеведческую работу проводили комсомольцы средних и высших учебных заведений республики. Во многих учебных заведениях работали клубы революционной и боевой славы. Студенты собирали материал о прошлом своих учебных заведений, городов, областей, о героической борьбе и самоотверженном труде советских людей, создавали музеи вузов, техникумов, комнаты славы.

В Белорусском государственном университете им. В.И.Ленина был создан клуб «Поиск», члены которого устанавливали имена студентов, преподавателей и сотрудников, отдавших жизнь в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

В 1975 г. в честь 30-летия победы СССР над фашистской Германией на средства, заработанные студентами во время летних трудовых семестров, на воскресниках, сельскохозяйственных работах, на территории университетского городка был открыт памятник студентам, преподавателям и сотрудникам университета, погибшим в годы ВОВ.

В Минском педагогическом институте им. А. М. Горького был организован туристский клуб «Горизонт», который с 1967 г. проводил походы по Белоруссии. Целью походов являлись охрана и пропаганда памятников истории, революционной, боевой и трудовой славы белорусского народа.

По материалам поиска студенты писали рефераты, курсовые работы. в институте работали постоянный семинар инструкторов по туризму и экскурсиям, отделение по подготовке экскурсоводов. Члены студенческих лекторских групп систематически читали лекции на предприятиях, в школах, студенческих аудиториях.

В Белорусском политехническом институте ежегодно организовывались маршруты военно-патриотической экспедиции «Багратион – БПИ».


49.
^ Деятельность республиканской добровольной организации «Общество охраны памятников истории и культуры Белоруссии».


Большое значение в развитии краеведения Белоруссии сыграло постановление ЦК КП Белоруссии и Совета Министров БССР от 19 июня 1965 г. «О создании Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры» - массовой общественной организации, призванной содействовать осуществлению мероприятий партии и правительства по охране памятников истории и культуры и использованию их в деле коммунистического воспитания советского народа, повышения его образования и культуры.

Первый Учредительный съезд Белорусского добровольного общества состоялся 7 декабря 1966 г. В его работе приняли участие представители общественности, видные деятели науки и искусства, ответственные руководители министерств и ведомств.

Съезд принял устав общества и наметил основные направления его работы:

- широкая пропаганда ленинских идей сбережения историко-культурного наследства нашего народа и советского законодательства об охране памятников истории и культуры и воспитание на этой основе любви к Родине и ее истории, уважения к труду и таланту народа;

- привлечение широких слоев населения к непосредственному участию в охране памятников истории и культуры;

- активное содействие государственным органам охраны памятников в их работе по сохранению, пропаганде и реставрации памятников, благоустройству памятных мест.

4 – 5 октября 1971 г. состоялся 2 съезд Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры. К этому времени в республике работало 6 областных и Минская городская (на правах областной) организаций, 140 районных и городских советов, 7156 первичных организаций, объединяющих 967 292 члена. Со времени учредительного съезда количество членов общества возросло в 9 раз. На съезде в устав общества были внесены дополнения, учитывающие опыт, накопленный местными организациями за время работы.

В ноябре 1976 г. прошел 3 съезд Белорусского добровольного общества.

К этому времени общество было уже одной из массовых организаций республики, насчитывавшей, по данным на 1 января 1976 г. в 9903 первичных организациях 1 млн. 535 тыс. 829 членов.

с 1966-1976 г. Центральный совет общества и его местные отделения систематически и планомерно проводили работу по выявлению, учету и изучению памятников истории и культуры, по использованию всего многообразия культурного наследия нашего народа в коммунистическом воспитании трудящихся. На памятники всех категорий заполнялись учетные карточки, составлялись исторические справки с приложением фотографий и схем. Проводились реставрационные работы на таких объектах, как дворец и часовня в Гомеле, Каменецкая башня (Белая вежа) на Брестчине, архитектурный комплекс на Замковой горе в Гродно, Софийский собор в Полоцке, часовня в д. Лесной, Слуцкие ворота в Несвиже, замка в Лиде, Новогрудке, дворец Сапегов в г.п. Ружаны, Успенский костел в Мстиславле.

Были отремонтированы и благоустроены сотни памятников революционной, боевой и трудовой славы, сооружены тысячи мемориальных знаков на местах

воинских и партизанских захоронений. В 1974 г. в канун празднования

30-летия освобождения Советской Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков, при участии местных советов общества в республике было упорядочено 3906 мест захоронений, отремонтировано свыше 400 и сооружено 20 новых памятников на могилах воинов Советской Армии и партизан. При долевом участии местных отделений общества в 1975 г. было отремонтировано и сооружено 230 новых памятников.

Сразу же после создания Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры при Гомельском и Витебском областных советах и некоторых городских районных отделениях были организованы на общественных началах бюро пропаганды, работа которых строилась в тесном контакте с городскими и районными организациями «Знание».

В 1973 г. бюро были созданы при Центральном и всех местных советах общества. В их работе принимали активное участие работники научных учреждений, преподаватели учебных заведений, партийные, советские, комсомольские работники, журналисты, ветераны войны и труда, работники учреждений культуры.

Методическими центрами работы являлись научные секции при Центральном совете Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры и областных советах. В их работе принимали участие ведущие ученые и специалисты республики. Секции разрабатывали рекомендации по выявлению, охране и пропаганде памятников истории и культуры, по проведению ремонтно-реставрационных работ, организовывали экспедиции для изучения состояния памятников, составляли исторические справки, учетную документацию (планы, паспорта, фотографии), подготавливали к изданию путеводители, брошюры. Рекомендации секций и материалы обследований направлялись в исполкомы районных и городских Советов народных депутатов для использования при решении задач охраны и пропаганды памятников.

Массовой формой работы общества стали семинары и научно-практические конференции, ежегодно проводимые президиумом Центрального совета.

Они посвящались проблемам сохранения культурно-исторических центров

городов, роли памятников истории и культуры в коммунистическом воспитании трудящихся, дальнейшему развитию пропаганды знаний о памятниках. В их работе принимали участие активисты общества, работники партийных и советских органов, Министерства культуры БССР, других министерств и ведомств республики.

Пропаганда памятников истории и культуры и краеведения, проводилась на страницах республиканской и местной печати, по радио и телевидению, многотиражками крупных промышленных предприятий и учебных заведений, факультетами знаний о памятниках истории и культуры при народных университетах культуры, лекториями, кинолекториями, передвижные выставками, конкурсами на лучший рисунок, фото, сочинениями, тематическими вечерами, викторинами.

Большая роль в исследовании памятников истории принадлежит информационному научно-методическому бюллетеню Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры «Помн1к1 г1сторы1 1 культуры Беларус1», который стал выходить 4 раза в год массовым тиражом после создания общества в 1965 г.

В журнале помещались статьи, очерки, информации, тематические разработки, в которых широко освещались исторический путь белорусского народа, создавшего на протяжении веков бессмертные памятники своей самобытной культуры, фольклора, живописи. Бюллетень знакомил читателя

с конструктивной и художественной характеристикой наиболее ценных памятников, рассказывал о самобытном таланте создателей народного богатства, расцвете национальной культуры Белоруссии, достигнутом за годы Советской власти, о событиях и людях, в честь которых памятники сооружены. Здесь обобщался опыт первичных организаций добровольного общества охраны памятников истории и культуры по сбережению исторического и культурного наследия прошлого, публиковались рекомендации и консультации по различным вопросам организационной работы, помещались материалы об охране памятников в братских республиках, за рубежом, рассказывалось о новых поисках и находках краеведов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.