Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дидактические принципы в процессе обучения спортивным играм.






Обучение в процессе физического воспитания осуществляется в соответствии с закономерностями усвоения знаний и навыков, развитием двигательных возможностей занимающихся. Его эффективность зависит от практической реализации дидактических принципов.

Принцип сознательности и активности требует активного восприятия и сознательного овладения знаниями, умениями и навыками. Занимающиеся должны быть в высшей степени заинтересованы в своем совершенствовании, творческом использовании освоенного материала. Осознанное, глубокое понимание каждого задания ускоряет процесс обучения и совершенствования.

При обучении игровым приемам преподавателю нужно рассказать о его значении и роли в игре, о целесообразных условиях его применения. При выполнении внимание занимающихся следует обращать на анализ движений, их самооценку и самостоятельное исправление ошибок. Развитию творческих способностей помогает использование упражнений, предусматривающих возможность выполнения задания не одним, а несколькими способами, выбирая лучший в зависимости от ситуации.

Принцип наглядности тесно связан с принципом сознательности и активности. При изучении нового особенно важна ясность и точность представлений об изучаемом. Она достигается с помощью разнообразных наглядных пособий, технических средств обучения, а главное — образцового показа, сочетающегося с объяснением. Это облегчает усвоение, увеличивает заинтересованность занимающихся.

Наглядности помогают достичь такие методические приемы, как показ упражнений, демонстрация наглядных пособий (схем, рисунков, макетов, кино- и фотоматериалов), использование тренажеров и технических средств обучения, просмотр и анализ соревнований и т. д.

Принцип доступности выдвигает требование соответствия изучаемого возможностям занимающихся. Это означает, что учебный материал нужно подбирать с учетом их индивидуальных возрастно-половых особенностей. Точное соответствие используемых средств учебным задачам помогает занимающимся быть более активными.

Обучение относительно сложному материалу должно проходить с помощью подготовительных и подводящих игр и упражнений. Трудность изучаемого всегда должна вызывать определенные усилия при овладении им, но она не должна быть излишней, как, впрочем, и недостаточной, что одинаково отрицательно сказывается на успеваемости занимающихся.

Принцип систематичности и последовательности требует проведения обучения по определенной системе, в основе которой лежит постепенность в расширении круга знаний и умений. Реализуют этот принцип с помощью продуманного планирования учебного процесса. Для того чтобы облегчить усвоение, добиться его прочности, нужно начинать обучение с самого простого и доступного. Затем, последовательно усложняя учебный материал и соблюдая логическую связь между отдельными разделами, осваивают все содержание.

Систематичность реализуется с помощью таких методических Правил, как «от главного к второстепенному», «от простого к - сложному», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному».

Доступность требует обязательного упрощения содержания изучаемой спортивной игры на начальном этапе ее освоения. Для этого полезно использовать комплекс подводящих игр, во время выполнения которых занимающихся последовательно подводят к целостному содержанию спортивной игры.

Обучение технике и тактике начинается с овладения основными Приемами, которые позволяют принять участие в игре. В футболе это остановка мяча и удар по мячу внутренней стороной стопы, в баскетболе — ловля мяча двумя руками и передача двумя руками от груди и т. д. Одновременно изучают основные приемы индивидуального единоборства с соперником: выход к мячу, его получение и последующее продвижение с мячом или его передача. Далее этот круг приемов все более расширяют, а ранее изученные выполняют во все более сложных условиях.

Новые приемы вначале осваивают в упрощенных условиях, а затем закрепляют в более трудных. Сначала их выполняют на месте, затем в движении, на бегу и т. д. Это общее правило может меняться в соответствии с характером изучаемого приема. Если его выполняют в движении, то и начинать овладение им целесообразно сразу же в движении. Но при появлении ошибок условия выполнения приходится упростить.

В такой же последовательности изучают и тактические взаимодействия. От согласованных действий двух игроков переходят ко все более сложным взаимодействиям с увеличивающимся числом игроков.

Постепенность важна и при дозировке нагрузки. Систематическое увеличение нагрузки переносится легче и лучше влияет на физическое развитие детей.

Принцип прочности требует прочного овладения знаниями, умениями и навыками. Это особенно важно в спортивных играх. Под влиянием соревновательных условий непрочно закрепленные навыки легко разрушаются и теряют свою эффективность. И только закреплению, гибкие и вместе с тем достаточно автоматизированные навыки могут с успехом применяться в игре.

Известно, что при повторении изучаемое движение превращается в навык, а затем переходит в умение высшего порядка — основное оружие в единоборстве с соперником. Решающим условием такого перехода является систематически организованное повторение пройденного материала и совершенствование его во все более усложняющихся условиях. Особенно важно добиваться закрепления изученного в игре и в условиях настоящего соревнования.

Закреплению подлежат только правильно усвоенные движения. Закрепленные ошибки особенно трудно устранить, поэтому не следует спешить и переходить к новому, не добившись правильного выполнения Р& нее изученного. Нужно постепенно увеличивать темп, выполнять приемы на быстром бегу, в прыжках, с чередованием скорости и направления движения.

Повторение должно проходить с учетом таких требований: систематически включать в занятия изученный ранее материал в различных сочетаниях и условиях; последовательно повышать сложность, интенсивность и длительность выполнения упражнений; повторение вести в меняющихся и разнообразных условиях; точно знать уровень усвоения каждого приема, контролируя его в специальных упражнениях и соревнованиях; не перегружать занятия новым материалом, если ранее изученное закреплено недостаточно.

Принцип связи теории с практикой означает, что в процессе обучения спортивным играм необходимо добиваться органического единства между знаниями и практическими умениями. Теоретические положения особенно важны при обучении технике и тактике, при развитии двигательных качеств и возможностей занимающихся. Предварительное обоснование углубляет понимание, увеличивает заинтересованность занимающихся, делает их активными участниками процесса обучения и тренировки, помогает воспитанию общественников, стремящихся на практике применить свои знания и умения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.