Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образец самоаназиза урока русского языка на 1 курсе






по теме «Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о(-е)»

Этот урок проводится в группе, где большинство обучающихся имеют хорошие прочные знания, умения, навыки, хотя, конечно, есть и такие, у которых отсутствует познавательный интерес, у 4-х человек в группе – большие пробелы в фактических знаниях и умениях. Несколько обучающихся в группе с очень ослабленным зрением. Самый большой недостаток в данном коллективе – каждый сам по себе, группа недружная.

Это десятый урок изучения темы «Наречие». Подготовлен он предшествующим материалом: морфологические признаки, способы образования наречий, правописание не с различными частями речи.

Исходя из особенностей группы и темы урока, думаю, обучающий аспект ТЦУ можно сформулировать широко: отработать умение правильного написания не с наречиями; повторить написание не с различными частями речи; повторить различные виды разборов, так как тема во многом знакома обучающимся (по аналогии правописания с другими частями речи частицы не), и группа подготовлена к сопоставлению, анализу. Для более глубокого усвоения нового необходимого иметь основу, а значит, повторить большой по объему и сложный материал «Не с различными частями речи».

Образовательный аспект позволяет поставить такие развивающие цели: продолжить развивать умение у обучающихся высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, логически мыслить; развивать орфографическую зоркость.

Считаю необходимым продолжить воспитание в обучающихся данной группы доброжелательности друг к другу, уважения к мнению других, умения слушать. Исходя из целей урока, было спланировано 8 учебно-воспитательных моментов: проверка домашнего задания и ранее изученного материала – как основа теоретическая, нужная для усвоения нового. Изучение новой темы базируется на многих пройденных темах «Не с различными частями речи» - отсюда значительное время на уроке отведено повторению этих правил.

Усвоение нового материала может идти самостоятельно, через создание проблемной ситуации на уроке и ее решения, а для этого есть все предпосылки:

Ø интеллектуальное затруднение (на доске 3 столбика наречий: в одних случаях не – слитно, в других с теми же наречиями раздельно. Почему?);

Ø у обучающихся есть запас знаний, чтобы решить эту проблему (повторили не с различными частями речи);

Ø возможность самостоятельного решения этой проблемы.

Группа сильная, многие обучающиеся способны логические мыслить, анализировать. В составлении алгоритма может быть оказана помощь преподавателем.

Рассуждение по алгоритму – это главное, чему должен научиться каждый. Закрепление спланированного через фронтальную ФОПД, чтобы сработала слуховая память, и обучающиеся учились высказываться на грамматическую тему, в затем индивидуальная самостоятельная работа для активизации деятельности каждого и более глубокого усвоения нового.

Воспитательный и развивающий аспекты урока планируется раскрыть и через уровень раскрытия учебного материала, и через использование частично-поискового метода, и через индивидуальные и групповые способы организации познавательной деятельности, через всю атмосферу урока.

Все эти запланированные задачи были реализованы на уроке.

Так, организационный момент, имеющий своей целью воспитание культуры учебного труда, прошел быстро, т.к. группа традиционно готовится до урока, дисциплинированна, быстро настраивается на урок.

УВЗ второго момента урока: проверить усвоение пройденного; устранение пробелов реализовано через различные методы обучения: репродуктивный метод помог проверить сформулированность умения связно отвечать на грамматическую тему по плану; частично-поисковый позволяет проверить осознанность усвоения морфологического разбора наречия. Исходя из цели и содержания УВМ, наиболее подходящая ФОПД – индивидуальная, т.к. цель: проверить и углубить знания каждого.

Этот УВМ работал на КРУ: проверена домашняя работа у всех обучающихся, оценена; самопроверка по ключу способствовала развитию орфографической зоркости, внимания, а связанный ответ о наречии и его рецензия – умению высказываться на грамматическую тему, воспитанию уважения к мнению других, умению слушать и критически оценивать ответы товарищей, чувство коллективизма.

Большие УВЗ были поставлены и реализованы на третьем УВМ: подготовить к усвоению новой темы, повторить написание не с различными частями речи.

Частично-поисковый метод позволил повторить большой по объему изученный материал, проверить умение применить полученные знания на практике.

Частично-поисковый метод способствовал развитию умения сопоставлять, анализировать, обобщать; развил орфографическую зоркость.

Повторение содержания этого материала частично-поисковым методом осуществляется через групповую ФОПД, что тоже оправдано, т.к.:

1. позволило дифференцировать задания по сложности;

2. включать в работу активную познавательную деятельность каждого;

3. воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу через атмосферу в микрогруппах.

Для того чтобы каждый имел глубокую практическую основу для усвоения нового и проверил свои возможности, проводим еще не большую самостоятельную работу. (Она также готовит к выполнению домашнего задания). Взаимопроверка способствовала выявлению пробелов в знаниях, воспитанию требовательности и уважения к товарищу. Работа каждого оценена, УВЗ достигнуты, значит УВМ положительно повлиял на КРУ.

Четвертый УВМ - объяснение нового шло через создание npoблемной ситуации. Использование этого метода оправдало себя, т.к. СУМ во многом аналогично тому, что уже пройдено и повторено обучающимися, большинство обучающихся группы способны к анализу и обобщению.

СУМ и МО предполагал индивидуальную ФОПД, т.к. глубина ус материала, самостоятельный поиск решения зависят от того, как будет участвовать в работе каждый и наоборот: от вклада каждого в решение про зависит глубина и осознанность усвоения СУМ.

Реализация этого УВМ показала, что он прямо влиял на КРУ: все работали над созданием алгоритма: опрошенные 7 человек предложили интересные правильные алгоритмы, остальные сравнивали и внесли коррективы.

На пятом УВМ велась отработка умения правильного написания не с наречиями. Так как главная задача этого момента - умение рассуждать по алгоритму фронтальная ФОПД позволяет проверить это умение дифференцированно: сильного ученика (звучит образец), у среднего и слабого формирует умен сказываться на грамматическую тему, остальным слушать «алгоритм в раб(значит, и этот момент способствовал КРУ.

Шестой УВМ имел ДЗ - закрепление умения правописания не с наречиями.

Главное, чтобы это умение отрабатывал у себя каждый, поэтому и выбрана индивидуальная ФОПД.

Частично-поисковый метод позволяет развивать орфографическую зоркость, глубже и осознанней усваивать СУМ.

Взаимопроверка этой работы помогла анализу и ликвидации oшибок способствовала воспитанию уважения друг к другу.

Учащиеся с работой справились.

Седьмой УВМ, имеющий УВЗ нацелить на осознанное выполнение домашнего задания; развивать логическое мышление, готовился всем ходом урока, домашнее задание дифференцировано: всем - упражнение по закреп навыка правописания не с различными частями речи; желающим - сое сводный алгоритм на эту тему.

Подведение итога урока (8 УВМ) - традиционный момент: обучающиеся плохо справляются с обобщением, но оно необходимо, т.к. дисциплин помогает повторить, закрепить на уровне обобщения.

Структура урока была подчинена ТЦУ и содействовала достижению каждый из УВМ работал на КРУ, наиболее удачными считаю 3, 4 и 5 УВМ них особенно ярка была взаимообусловленность содержательной, методической и организационной сторон, что повлияло и на PP. Так, на 3 УВМ 5 учеников получили «отличные» отметки, 4 - «хорошо»; а диктант с взаимопроверкой m что все учащиеся с работой справились.

На 4 УВМ каждый ученик был включен в поиски решения проблемы значит в активную познавательную деятельность.

Каждый предшествующий момент урока тесно связан с последующим продолжает его и сам является базой, продолжением предшествующего. Осуществлялась на уроке и более сложная связь УВМ: так 3, 5 УВМ связаны с 7, т.к. непосредственно готовят учащихся к выполнению домашнего задания. 2 УВМ связан с 3 к 4, т.к. является основой для подготовки к усвоению нового.

Осуществлению развивающего аспекта триединой цели урока также спо­собствовали все 8 УВМ: развитию орфографической зоркости способствовали самопроверки по ключу, взаимопроверки, работы, осуществляемые 4-П мето­дом; умение сопоставлять, анализировать, логически мыслить развивалось при решении проблемной ситуации, составлении алгоритма, подведении итогов урока.

Задачи воспитания коллектива данного класса осуществлялись через созда­ние дружеской творческой атмосферы урока, доброжелательные отношения учи­теля и учеников; через организацию групповых форм работы и создание в этих микроколлективах рабочей дружеской обстановки; а также организация взаимо­проверок, рецензирование способствовали достижению воспитательных задач.

Таким образом, считаю, что урок представляет собой целостную систему. Цели, поставленные на уроке, достигнуты; РР - каждый ученик класса полу­чил за урок положительную оценку.

Для учителя, работающего в системе развивающего обучения, самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретают особо важное значение. Во-первых, потому что далеко не каждый руководитель школы сегодня настолько глубоко разбирается в теории и методике развивающего обучения, чтобы доста­точно глубоко на научной основе проанализировать урок, построенный по этой технологии. А, во-вторых, учитель, не научившийся осмысливать свои собствен­ные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит методику развивающего обучения. Вот почему учителю, работающему в системе развивающего обучения чрезвы­чайно важно освоить методику системного подхода к самоанализу урока.

Один из вариантов методики системного подхода к самоанализу учите­лем урока развивающего обучения, при разработке которой автор использовал материалы лекции Э.А. Александровой, напечатанные в журнале «Феникс» 1995, № 3, может представлять собою следующее.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.