Деятельность преподавателя по организации контроля
На занятиях
Непродуктивно
| Продуктивно
| - целенаправленность контроля;
- результаты контроля не обсуждаются;
- необъективная оценка результатов деятельности (завышение оценок сильным и занижение слабым);
- критерии оценок заранее не сообщаются;
- негативная оценка личности;
- однообразие форм контроля;
- полное отсутствие контролирующей деятельности;
- гипертрофия функции контроля (в ущерб обучению);
- самооценка и самоконтроль не практикуются и не поощряются;
- преобладание отрицательных оценок
| - целенаправленность контроля;
- обсуждение результатов контроля;
- объективность оценочных суждений преподавателя;
- требования к выполнению контрольных заданий, критерии оценок сообщаются заранее;
- оценка результатов деятельности (а не личности);
- разнообразие форм контроля;
- индивидуализация контроля;
- передача функции контроля ЭВМ;
- преобладание обучающей функции над контролирующей;
- самооценка и самоконтроль;
- преобладание положительных оценок
|
Формирование основных видов умений
Типовые умения
| Логические умения
| Творческие умения
| Учебные умения
| Умение решать типовые предметно-специфические задачи с применением знаний по предмету.
| Умение осуществлять логические приемы на материале знаний по предмету:
- определение понятия;
- характер понятия;
- построение суждений;
- осуществление индуктивных и дедуктивных умозаключений;
- построение квалификаций;
- доказательство;
- опровержение.
| Умение решать нестандартные задачи с использованием знаний по дисциплине:
- обобщение задач правил;
- конкретизация задач, схем;
- деление задач на подзадачи;
- перевод прямой задачи в обратную;
- включение знаний и умений в новые связи и структуры;
- перегруппирование элементов;
- использование аналогий.
| Умение осуществлять общие приемы учебной работы:
- уяснение содержания учебного материала из письменных и устных источников;
- составление плана¸ конспекта, таблицы, резюме;
- умение производить аналитико-синтетическую деятельность;
- умение отработать и закрепить знания и умения.
|
План интегрированного занятия
1. Цикл дисциплин: специальный и общепрофессиональный.
2. Учебный предмет: «Искусственные сооружения» и «Техническая механика».
3. Специальность: «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство».
4. Тема: «Мосты с монолитными балочными пролетными строениями.
Расчет на выносливость балки пролетного строения».
5. Дидактические единицы: виды и назначение мостов; их конструкции; особенности устройства верхнего строения на мостах; эксплуатации, сроки осмотра, перечень работ по устранению неисправностей; правила техники безопасности при эксплуатации мостов.
6. Образовательные цели - знания, компетенции: ключевые коммуникативные, социальные, информационные, инновационные личностного совершенствования;
общепрофессиональные - опыт выполнения чертежей, схем, оформление конструкторской и технологической документации; опыт преобразовательной технико-технологической деятельности;
специальные профессиональные:
1) производственно-технологические: опыт определения объемных и качественных показателей работы производственного участка; выявление расстройств пути и причин их возникновения; определение текущего содержания и ремонта железнодорожного пути в соответствии с требованиями нормативных документов, технологических процессов и техники безопасности; участие в оценке экономической эффективности производственной деятельности;
2) организационно-управленческие: организация работы производственного коллектива с соблюдением требований безопасности жизнедеятельности; выбор оптимальных решений в условиях нестандартных ситуаций; осуществление контроля качества выполняемых работ; обеспечение техники безопасности на производственном участке;
3) конструкторско-технологические: работа с нормативными документами, проектной, и технологической документацией, разработка рабочих технологических процессов на путевые работы.
7. Обучающая модель - имитационная.
8. Форма организации учебного занятия: ролевая игра, работа в малых группах по 5-7 человек.
9. Средства технологической поддержки учебной работы: печатные работы, материалы в электронной форме, тренажеры, видеофильмы, видеоконференции.
10. Базовая форма деятельности студентов -квазипрофессиональная.
11. Функции студента - совместное разрешение проблем и задач квазипрофессиональной деятельности.
12. Функции преподавателя - включение студентов в решение задач и разрешение учебных проблемных ситуаций.
Метод обучения - проблемный: решение задач, моделирующих проблемную профессиональную ситуацию, в той или иной мере отражающих предметный и социальный контекст будущей профессиональной деятельности.
Этапы
| Деятельность преподавателя
| Деятельность обучающихся
| Организационный момент
| Приветствие. Определение готовности обучающихся к работе
| Проверяют готовность своего рабочего места
| Актуализация знаний и умений
| Фронтальная беседа с использованием учебной картины
| Отвечают на вопросы преподавателя. Вспоминают определение основных понятий по теме. Анализируют ситуацию, сложившуюся в Элладе. Работают с атласами, делают выводы.
| Целеполагание и мотивация
| Помогает сформулировать цель занятия. Предлагает познавательную задачу. Организует работу с атласом. Цель – ответить на вопрос: Что позволило Македонии…
| Используя познавательную задачу, вместе с преподавателем определяют, чему они могут научиться и как может быть построена логика учебного занятия.
| Изучение нового материала
| Проблемная задача № 1. Предлагают подтвердить предложения… Цель – охарактеризовать Македонию.
Проблемная задача № 2. Познавательная задача. Цель – дать характеристику македонской армии, выделить сильные и слабые стороны.
Проблемная задача № 3. Организует работу с текстом учебной статьи и дает познавательную задачу. Проводит дискуссию по вопросу: Всех ли греков можно было подкупить.
| Работают с текстом учебной статьи, определяют понятие «междоусобные войны». Делают вывод… Работают в парах с текстом учебной статьи (стр. 188), анализируют факты, ведут записи в тетради.
| Первичное закрепление учебного материала
| Проводит беседу с целью структурирования и обобщения новой учебной информации (см. дидактические материалы к учебному занятию).
| Отвечают на вопросы, закрепляя в нужной последовательности учебный материал. Происходит структурирование необходимой исторической информации.
| Информация о домашнем задании
| Прочитать текст учебника (§ 41) и записи в тетради. 1. Знать понятия «фаланга», … 2. Уметь ответить на вопросы 4-5. 3. Составить на конкурс устный рассказ…
| Определяют для себя уровень домашнего задания.
| Рефлексия
| Довольны ли вы результатом своей работы? Бели ли затруднения при выполнении заданий на занятии? Что не вызывает затруднения в домашнем задании?
| Дают оценку результатов своей работы. Анализируют затруднения.
|
|