Традиционный урок
| Развивающий урок
|
Цель: вооружить обучающихся твердыми знаниями, умениями и навыками.
| Цель: непосредственное развитие ребенка, превращающееся из цели урока в его конкретный результат. Знание является не самоцелью, а только средством развития.
Цель развивающего обучения: воспитать из каждого ученика человека, готового сделать осознанный выбор жизненного пути и нести ответственность за свой выбор, способного самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оптимальные средства и способы их решения.
|
Развитие личности является следствием процесса обучения и понимается как развитие мышления, внимания, памяти. Обучение представляет собой заучивание разнообразных правил и способов решения частных задач.
| Создание таких условий, чтобы в ходе каждого урока формировалась учебная деятельность и превращала ребенка в субъекта заинтересованного в обучении и саморазвитии. Обучение идет впереди развития.
|
Ребенок – объект обучения. Деятельность идет от учителя.
| Ребенок – субъект учения, он партнер учителя. Ребенок в ходе урока чувствует себя самими собой, а не исполнителем какой-либо роли.
|
Цель деятельности учителя и ученика: усвоение способа действий путем показа и тренировки.
| Цель учебной деятельности: не просто в усвоении способа действий, а в усвоении теоретического основания, на котором строятся способы действий.
|
Учебный процесс протекает через передачу учебной информации учителем, показ и тренировку.
| Общий принцип действия нужно извлечь из способа и обобщить, то есть провести элементарное исследование.
|
Основные методы связаны с объяснением и показом.
| Основные методы связаны с организацией деятельности обучающихся.
|
Цель урока навязывается ребенку сверху.
| Учитель должен добиться того, чтобы ребенок принял на себя эту задачу, сформулировал ее сам для себя.
|
Основные формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.
| Основная форма: коллективно-распределенная деятельность, учитель не задает наводящие вопросы и не дает прямого ответа. Он ставит учебную задачу и рисует ситуацию и ребенок сам ищет способы ее решения. Догадка одного ученика подготавливается учебным диалогом. Основная форма – учебный диалог.
|
Не обращается внимание на самоконтроль обучающимся своей деятельности.
| Ведущее место уделяется вопросам формирования самоконтроля обучающихся.
|
Слабо учитываются психологические особенности возраста обучающихся.
| Полностью основывается на учете возрастных особенностей.
|
Преподаватель учит в прямом смысле этого слова: показывает, объясняет, рассказывает, доказывает, диктует, проверяет, оценивает, требует. Он -центральная фигура урока.
| Преподаватель является организатором учебной деятельности обучающихся. Обучающийся ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия. Учитель объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно шибает, советует, поощряет, вселяет уверенность, закрепляет авторитет ученика среди товарищей, специально создает ситуацию успеха.
|
Урок построен на авторитарных отношениях педагога к детям, с детьми говорят, но не общаются, не входят в их положение, не стремятся понять детей. Основными чертами таких отношений являются: недоверие, убежденность в его несостоятельности, навязывание своего мнения, волеволей нажим на ребенка, исполнение приказа и требований.
| Урок строится на учебном диалоге, в котором каждый из участников высказывает свои предложения, мнения, оценки. Здесь неприемлема авторитарная позиция учителя. Обучение строится на взаимном уважении и доверии, на стремлении к успеху, на осознание целей коллективной деятельности. Процесс учения построен на принципе сотрудничества, соучастия. На организации радостных переживаний познания, на организацию успеха.
|