Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика обученности, обучаемости, реальных учебных и воспитательных возможностей обучающихся группы, где будет даваться открытый урок.






2. Рассказ преподавателя гостям о проекте предстоящего открытого урока.

Возможны два варианта:

ü преподаватель вначале дает характеристику группы, где будет проводится открытый урок. Потом о проекте предстоящего урока и затем связывает эти части, пояснив гостям, где и как он учитывал те ли иные особенности групп обучающихся при конструировании проекта;

ü преподаватель сразу же в процессе изложения проекта поясняет, какие особенности обученности, обучаемости и пр. он учитывал. Очевидно, что возможно применить и оба варианта одновременно.

Форма рассказа о проекте открытого урока, а также его структура и содержание достаточно вариативны и определяются самим преподавателем, зависят от его видения. Преподаватель, как правило, говорит о месте урока в теме, разделе, курсе; называет ценностные основы, цели, характеризует выбранное содержание учебного материала, методы, формы, обосновывая свой выбор; информирует гостей о структуре урока, расходе времени на различных его этапах; обращает внимание на свои собственные изобретения. Раскрывает их сущность, рассказывает, в чем их новизна; информирует и обосновывает отобранные средства обучения; знакомит гостей с запасными методическими вариантами, прогнозирует возможные учебные действия, реакцию различных групп обучающихся, возможные результаты и т.д. и т.п.

Разумеется, наибольшую ценность представляют новшества, разработанные преподавателем. Не меньшую ценность представляет и информация, позволяющая судить об обоснованности любого выбора тех или иных действий преподавателя.

3. Обоснование проекта открытого урока. Здесь, прежде всего, раскрываются те научные источники, которые лежат в основе проекта. Желательно назвать ведущие дидактические теории, концепции, парадигмы, образовательные практики, на которые опирался преподаватель. К обоснованию проекта относятся результаты диагностики личности обучающихся группы.

Рекомендуем преподавателю по возможности более или менее четко определить, что представляет собой его проект с точки зрения известных путей рождения новшества:

ü это модификация (совершенствование, развитие, модернизация, рационализация, оптимизация и т.п.) своего прежнего опыта;

ü взаимодействие и применение в новых условиях кем-то созданного опыта;

ü использование научных разработок ученых;

ü результат проб (разумеется, не слепых, а с обратной связью) и ошибок;

ü результат научно обоснованного и методически инструментованного эксперимента.

Преподаватель обязан четко назвать гостям вид творческой деятельности в результате которой было рождено новшество:

ü модификационное творчество (то есть продукт, который имеет аналог и прототип);

ü комбинаторное творчество (то есть продукт получен в результате анализа расчленения чего-то целого на части и комбинации этих частей по-новому);

ü новаторское творчество (то есть продукт является принципиально новым, не имеет аналогов и прототипов).

4. Ответы преподавателей на вопросы гостей по предлагаемому проекту открытого урока. Ответы должны быть аргументированными.

5. Проведение открытого урока. Преподаватель стремится реализовать представленный обоснованный проект. Однако, есть факторы влияющие на успешное осуществление намеченного (кто-то из обучающихся может заболеть, самочувствие их может ухудшиться из-за перепадов погоды и т.д.). Преподаватель-мастер должен быть готов изменить проект в ходе самого урока в зависимости от возникшей на уроке предполагаемой или непредвиденной ситуации. Все это не следует расценивать как недостаток, упущение, ошибку, ибо способность к импровизации – один из показателей не только креативности, но и мастерства преподавателя

Напоминаем об одном важном факторе: необходимо сделать все возможное, чтобы гостям были видны и понятны те моменты, где преподаватель опирается на названные до урока данные об обученности, обучаемости и воспитательных возможностях обучающихся.

6. Анализ открытого урока самим преподавателем. Форму и содержание анализа определяет сам преподаватель (форма анализа урока может заинтересовать кого-то из гостей, и хорошо бы иметь ее несколько заранее заготовленных экземпляров, дабы раздать гостям). Необходимо помнить, что одна из целей предстваляемой технологии – повышение эффективности обучения тех, кто был приглашен на урок. Обучающим и развивающим гостей является не только собственно открытый урок, но и все, что ему предшествовало, и все, что за ним последовало.

Преподаватель говорит о степени достижения поставленных целей, разъясняет причины и особенности необходимости всех отклонений от проекта, объективно (а при необходимости критично) оценивать собственные действия и, что особенно важно, разъясняет и комментирует те нюансы, которые гости могли не увидеть, не понять, не оценить. Специальное внимание уделяется элементам особого удовлетворения преподавателя тем или иным обучающимся: нередко какой-то ребенок кажется гостям верным, естественным и обычным, в то время как для конкретного ребенка (если учесть его возможности) такой ответ символизирует преодоление, подъем на новую ступень в развитии, инсайт-озарение, которого никогда прежде не было.

Специальный комментарий необходим и в том случае, если выставленные оценки тем или иным детям не вполне соответствуют общепринятым нормативам, стандартам (преподаватель имеет на это право, поскольку представленное – не экзамен, а обучающий и воспитывающий урок).

7. Анализ открытого урока директором или завучем техникума. Нужно учесть, что проводя открытый урок, преподаватель находится в соответствии высокого психологического напряжения, и тут же необходимо дать анализ только что проведенного урока. Опыт показывает, что не всегда удается быстро переключиться на другой вид деятельности, и потому в анализе что-то упускается. Поскольку директор или его заместитель также ответственны за успех столь важного методического мероприятия, то данный ими анализ необходим для дополнения анализа. Следовательно преподавателем, тем более, что они хорошо знают своего педагога, суть разработанного им новшества и по ходу открытого урока имеют возможность фиксировать в мыслях или записях то, что является ценным для гостей.

Ответы преподавателя на вопросы гостей по проведенному открытому уроку.

Ведущий учебное занятие или сам преподаватель предлагает гостям задавать вопросы по только что проведенному уроку.

Чтобы вопросы как элемент начала общей дискуссии были, мы рекомендуем руководителю курсов, семинара, приведшего работников образования на учебное занятие, еще перед началом четко объявить цель занятия для всех, подчеркнув его учебный, развивающий характер, и раздать всем приглашенным алгоритм проведения всего методического мероприятия, обратив внимание участников на то, что специально будет выделено время для ответов на их вопросы. Разумеется, сам урок должен побуждать людей что-то уточнять, выяснять.

Бывает ситуация, когда кто-то из приглашенных не ориентировался и по старинке вместо вопросов к преподавателю начал высказывать свои впечатления и давать оценки. В этом случае рекомендуется организатору вмешаться и повторить название элемента алгоритма: «Ответы преподавателя на вопросы гостей…»

9. Общая дискуссия предполагает аналитические, оценочные выступления гостей открытого урока. И, конечно же, ценность имеют не только комплиментарные выступления, но и высказывание предложений, название недостатков, использованных возможностей, оппонирование преподавателю и т.д.

Если преподаватель хочет иметь дополнительную и более точную информацию о проведенном уроке, он может заготовить анкеты для обучающихся и гостей с вопросами по каждому фрагменту урока, представленной технологии и попросить оценить в баллах (с качественной расшифровкой каждого балла) для последующей обработки, обобщения и анализа.

10. Заключительное обобщение преподавателя, давшего открытый урок. Именно преподаватель должен завершить дискуссию, ибо он специально готовился к мероприятию, он был преподавателем не только детей, но и преподавателем преподавателей, он проводил мастер-класс. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы он, как говорят, проглатывал несправедливые, ошибочные оценки и не отверг необоснованные нападки.

Для того и дается заключительное слово преподавателю, чтобы прежде всего он мог аргументировано оппонировать тем, кто был не прав, допустил ошибки в оценках.

Основные ошибки, допускаемые при подготовке и проведении открытого урока:

1. Отсутствие логических связей между элементами технологии, что неизбежно приводит к нарушению ее целостности, и как следствие этого – к бессмысленности применения новой технологии.

2. Преподаватель проектирует и демонстрирует те или иные (возможно, очень оригинальные) педагогические действия, но никак не обосновывает, что существенно снижает эффективность обучения приглашенных.

3. Преподаватель для большего впечатления вставляет в урок какие-то эффективные элементы, необходимость применения которых на конкретном уроке сомнительна.

4. Преподаватель почти весь урок демонстрирует свою эрудицию, показывает только себя при почти полном отсутствии обратной информации, исходящей от детей, хотя в проекте такое, разумеется, не было предусмотрено.

5. Преподаватель изучил учебные и воспитательные возможности класса и хотел бы воспользоваться этими данными для обоснования проекта, но «утонул» в обилии параметров, показателей, характеристик детей, запутался в них. И все только потому, что не смог их интегрировать, превратить отдельные данные о каждом в обобщенные сведения о классе, сгруппированные по каким-то общим признакам, не использовал дифференцированно-групповой подход в работе с классов.

6. Объявляется, что открытый урок дается в новой, необычной форме: урок-творческий отчет, урок-аукцион, урок-ток-шоу, и т.д. Все это уроки в игровой форме, и все было бы хорошо, если бы преподаватель, их конструирующие и реализующие, не поддавались искушению переоценить значение формы до такой степени, что она начинает превалировать над содержанием, над целями и потому – результатами образовательной деятельности на этом уроке.

7. Недопустимы терминологические (то есть научные) ошибки в любом из выступлений преподавателя (до или после урока).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.