Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности воображения у детей разных возрастов






Воображение проходит длинный путь развития. Оно возникает в раннем детстве, его зачатки ученые находят уже на втором году жизни, тогда, когда ребенок начинает варьировать привычные действия и переносить их на другие предметы. Например, ребенок может сначала баюкать куклу, затем мишку, потом игрушечный автомобиль, затем кубик.

Особенно заметна роль воображения в дошкольном возрасте, в детских играх. В игре дети берут на себя разные роли (летчика, шофера, доктора, Бабы-яги, пирата и т. д.). Необходимость построить свое поведение в соответствии с принятой на себя ролью требует активной работы воображения. Кроме этого, надо вообразить недостающие предметы и саму ситуацию игры.

Существует мнение, что самое богатое воображение — воображение дошкольника. Однако это не так. Богатство воображения зависит от жизненного опыта человека. У ребенка опыт беднее, чем у взрослого, поэтому материала для создания образов воображения у него меньше. Но ребенок не так стеснен условностями, меньше контролирует себя, поэтому он легче отвлекается от реальности, можно сказать, «отлетает» от нее. Кроме того, образы воображения у ребенка часто эмоционально насыщеннее, чем образы воображения взрослого, и более непосредственно отражаются в поведении.

Старший дошкольный и младший школьный возраст квалифицируются как наиболее благоприятные, сензитивные для развития творческого воображения, фантазии. Игры, разговоры детей отражают силу их воображения, можно даже сказать, буйство фантазии. В их рассказах, разговорах реальность и фантазия нередко смешиваются, и образы воображения могут в силу закона эмоциональной реальности воображения переживаться детьми как вполне реальные. Переживание их настолько сильно, что ребенок чувствует необходимость рассказать об этом. Такие фантазии (они встречаются и у подростков) нередко воспринимаются окружающими как ложь. В психологические консультации нередко обращаются родители и педагоги, встревоженные подобными проявлениями фантазии у детей, которые они расценивают как лживость. В таких случаях психолог обычно рекомендует проанализировать, преследует ли ребенок своим рассказом какую-нибудь выгоду. Если нет (а чаще всего бывает именно так), то мы имеем дело с фантазированием, придумыванием историй, а не с ложью. Такое придумывание историй для детей нормально. Взрослым в этих случаях полезно включиться в игру детей, показать, что им нравятся эти истории, но именно как проявления фантазии, своеобразная игра. Участвуя в такой игре, сочувствуя и сопереживая ребенку, взрослый должен четко обозначать и показывать ему грань между игрой, фантазией и реальностью.

В младшем школьном возрасте, кроме того, происходит активное развитие воссоздающего воображения.

В подростковом возрасте свертывается детская форма воображения, повышается критичность к продуктам собственного творчества и воображения. Важно отметить, что свертывание детской формы влечет за собой, например, такие следствия, как снижение интереса к рисованию — рисовать продолжают лишь одаренные дети (Выготский Л. С., 1968).

Представления фантазии, продукты собственного воображения именно в силу того, что происходит процесс перестройки, постепенной дифференциации воображения, нередко становятся для подростка настолько реальными, что он как бы непроизвольно пытается воплотить их в жизнь либо в какой-то конкретной деятельности, либо в рассказах, делающих их как бы реальными. С этим связано даже развитие определенного жанра подросткового фольклора, «баек», в которые одновременно и верят, и понимают их условность и сам рассказчик, и слушатели. Их следует отличать от случаев намеренной лжи, а также от тех случаев, когда школьник без специального умысла, следуя непосредственно сильной потребности хотя бы вербально реализовать свою фантазию, иногда даже повинуясь какому-то безотчетному импульсу, пытается выдать ее за действительность. В этих случаях психологу всегда важно понять мотив подобного поведения.

В этот период значительную роль играет мечта. Она все больше начинает занимать место игры. Это пока еще во многом свернутая и перенесенная во внутренний план внешняя игра, характерная для предшествующих периодов развития. Как раньше, играя, ребенок принимал роль героя, который может гораздо больше, чем он, так и теперь, мечтая, он видит себя свободным от тех отрицательных комплексов, переживаний, недостатков, которые сегодня отравляют ему жизнь. Недаром склонность к мечтательности описывается в литературе как наиболее типичная черта подросткового возраста, хотя часто относится и к раннему юношескому возрасту. Мечта имеет чрезвычайно важное значение для развития, способствуя «возвышению потребностей», создавая идеальные образы «потребного будущего».

Без достаточно развитого воображения не может успешно протекать учебная работа школьника. Читая произведения художественной литературы, ребенок мысленно представляет то, о чем говорит автор. Изучая географию, он вызывает в своем воображении картины незнакомой ему природы. Слушая рассказы по истории, он представляет людей и события прошлого и будущего.

Чем больше будет участвовать воображение во всех познавательных процессах школьника, тем более творческой станет его учебная деятельность.

Если мы хотим, чтобы учебная деятельность была творческой, необходимо иметь в виду следующее. Всякий образ, созданный воображением, строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. Поэтому чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение.

К. Г. Паустовский писал, что знание органически связано с человеческим воображением и сила воображения увеличивается по мере роста познаний.

Основное условие развития воображения ребенка — включение его в самую разнообразную деятельность. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, тем продуктивнее будет активность его воображения — основы всякой творческой деятельности. У каждого ребенка есть воображение, фантазия, но проявляются они по-разному, в зависимости от его индивидуальных особенностей.

Прежде всего дети с различной легкостью преобразуют реальность в воображении. Некоторые до такой степени скованы ситуацией, что всякое мысленное изменение ее представляет для них значительные трудности. Иногда ученик не может усвоить учебный материал только потому, что не в состоянии мысленно представить то, о чем говорит учитель или что написано в учебнике.

Для других детей всякая ситуация — материал для деятельности воображения. Когда такого ребенка упрекают за невнимательность на уроке, он не всегда бывает виноват: он старается слушать, а в его голове совершается иная жизнь, возникают образы, может быть, ярче и интереснее, чем то, о чем рассказывает учитель.

Эти особенности воображения детей необходимо учитывать. Надо знать не только как ученик воспринимает материал, но и как этот материал преломляется в его воображении.

Развивать воображение можно разными путями, но обязательно в такой деятельности, которая без фантазии не может привести к желаемым результатам. Надо не насиловать воображение, а увлекать его.

Лепить по готовым моделям, срисовывать с образца, подражать действиям взрослых довольно просто, но такие задания работы воображения не требуют. Куда сложнее научить детей видеть самые привычные вещи с неожиданной, новой стороны, что является необходимым условием творчества.

Большое значение для развития творческого воображения детей имеют различные кружки: художественные, литературные, технические, юных натуралистов.

Работа кружков должна быть организована так, чтобы ученики видели результат своего труда, творчества. Вот ответ одного третьеклассника на вопрос, понравилось ли ему в кружке «Умелые руки»: «Нет, там неинтересно. Мы делали фигурки из пластилина и картона, а раскрашивали их какие-то другие ребята. И мы не видели, что получилось».

Необходимо учитывать и такие особенности воображения учащихся (причем разных возрастов), которые ярко проявляются при работе над сочинением.

Для одних детей нужна определенно и четко сформулированная тема. Внутри этой темы они проявляют и умение строить сюжет, и воображение. Они идут по теме, как по руслу реки, все время чувствуя берега и не выходя за них. Тема как бы формирует, выстраивает в определенном порядке имеющиеся у них знания, образы, впечатления.

Такие дети нередко испытывают затруднения при написании сочинения на свободную тему — им бывает очень трудно что-нибудь придумать, они не могут вызвать к жизни ни одного образа.

Другим детям мешают подсказки, ограничения. Если они пишут сочинение на заданную тему, то никак не могут начать его: эта тема идет не от них, она им навязана, чужая. В процессе работы они отходят от темы, расширяя поставленные рамки.

Сочинения на свободную тему такие дети начинают писать сразу, как будто в голове у них множество готовых сюжетов и образов.

К наиболее общим индивидуальным особенностям воображения относятся:

— степень легкости и трудности, с какой человеку вообще дается создание образов воображения;

— характеристика самого создаваемого образа: нелепица или оригинальная находка решения;

— личностная направленность — то, в какой области ярче, быстрее происходит создание новых образов.

К работе по развитию воображения детей хорошо привлечь родителей.

Можно предложить им подумать о том, как развита фантазия их ребенка, заполнив следующий опросник17:

№ п/п Вопрос Да Нет
  Увлекается ли ваш ребенок рисованием?    
  Часто ли он грустит?    
  Когда он рассказывает какой-нибудь подлинный случай, прибегает ли он к вымышленным подробностям и украшениям?    
  Проявляет ли он инициативу в учебе?    
  Размашистый ли у него почерк?    
  Спорит ли он с вами по поводу одежды, опираясь на собственный вкус?    
  Когда ему скучно, рисует ли он одни и те же фигурки от скуки?    
  Любит ли он под музыку танцевать или читать стихи?    
  Он пишет длинные сочинения по литературе?    
  Ему снятся необыкновенные сны?    
  Он легко ориентируется в обстановке, знакомой ему только по описанию?    
  Плачет ли он под впечатлением просмотренного фильма или прочитанной книги?    

Подсчитывается сумма полученных баллов.

Результаты:

14—16: у ребенка буйная фантазия. Если ее умело направлять, то жизнь ребенка станет гораздо богаче и воображение принесет много радости и ему, и окружающим его людям.

9—13: фантазия ребенка не из самых слабых, однако нуждается в тренировке и развитии.

6—8: скорее всего, ребенок реалист, он не витает в облаках. В определенной степени это обедняет его жизнь. Ему можно помочь, грамотно стимулируя его фантазию.

Старшим подросткам и старшим школьникам можно предложить самим проверить, насколько у них развито воображение, с помощью теста.

У вас богатое воображение? 18

Инструкция: обведите кружком свой ответ: «Да», «Иногда» или «Никогда» — и подсчитайте количество баллов. Прочитайте наши комментарии и проверьте, как вы справились с тестом.

№ п/п Вопрос Да Иногда Никогда
  Вы считаете, что научная фантастика — это глупость?      
  Вы не любите писать письма?      
  Часто ли, смотря фильм, вы представляете себя одним из его героев?      
  Приходилось ли вам в раннем детстве играть в одиночестве?      
  Можете ли вы произнести речь экспромтом?      
  Хотелось бы вам научиться писать стихи?      
  Вы мечтаете о каком-нибудь великом деле, которое вам хотелось бы совершить?      
  Считаете ли вы, что сможете справиться с этим делом?      
  Трудно ли вам заинтересовать других своими идеями?      
  Вызывают ли у вас какие-либо запахи определенные воспоминания?      
  Вас привлекло бы путешествие в неизвестное?      
  Вы любознательный человек?      
  У вас когда-нибудь бывают романтические безответные увлечения?      
  Кажется ли вам, что о жизни большинства людей можно писать романы?      
  Когда вы слушаете музыку, она вызывает у вас какие-нибудь образы?      

Подсчитывается сумма баллов.

Результаты:

44—60: вы реалист, твердо стоящий на земле, но это не значит, что у вас не хватает воображения. Будьте уверены, вы никогда не позволите себе лишиться его в пылу повседневных забот.

25—44: у вас довольно богатое воображение. Вдохните в него жизнь снова. Не принимайте все как само собой разумеющееся. Когда вы столкнетесь с какой-нибудь жизненной ситуацией, спросите себя: «Почему?» и «А могло ли быть по-другому?». И поймете, что сможете больше получить от жизни.

10—24: вы смотрите на жизнь широко распахнутыми глазами и готовы принимать любые новые идеи. Но все равно, вы твердо стоите на земле. И это очень хорошо. Вам нравится делиться своими идеями с другими.

Меньше 10: у вас богатое воображение. Но в вашем случае это нельзя назвать счастливым даром, потому что ваше воображение не всегда идет во благо. Смотрите, как бы не заблудиться в лабиринте собственных идей!

Сколь велики ваши творческие способности? 19

Инструкция: дайте сами себе оценку от 1 до 10 по каждой из характеристик способности к творчеству:

— 10 — ваше соответствие тому, что сказано, очень велико;

— 9, 8, 7, 6 — соответствие значительное;

— 5 — вы оцениваете свой уровень как средний;

— 4, 3, 2 — ниже среднего;

— 1 — это вам вообще не свойственно.

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫ ЛИ ВЫ? Беспокоит вас, что, как, почему, почему нет? Любите ли вы собирать сведения? Задаете ли вопросы? Сомневаетесь ли вы в очевидном?

2. НАБЛЮДАТЕЛЬНЫ ЛИ ВЫ? Заметили ли вы, что дом в конце улицы недавно перекрасили? что на магазине появилась новая вывеска? что ваша тетушка сделала себе новую прическу? что в газете изменилась ширина колонок?

3. ВОСПРИНИМАЕТЕ ЛИ ВЫ ЧУЖИЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ? Когда вы с кем-то не согласны, способны вы понять того человека, с которым не согласны? Можете вы взглянуть на старую проблему по-новому?

4. ГОТОВЫ ЛИ ВЫ ИЗМЕНИТЬ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ? Вы открыты новым идеям? Если кто-то делает дополнения к вашей идее или вносит в нее изменения, готовы ли вы их принять? Ищете ли вы новые идеи вместо того, чтобы придерживаться своих старых?

5. УЧИТЕСЬ ЛИ ВЫ НА СВОИХ ОШИБКАХ? Можете ли вы осознать свою неудачу, при этом не сдаваясь? Понимаете ли вы, что, пока вы не сдались, не все потеряно?

6. ПОЛЬЗУЕТЕСЬ ЛИ ВЫ СВОИМ ВООБРАЖЕНИЕМ? Говорите ли вы себе: «А что будет, если...»?

7. ЗАМЕЧАЕТЕ ЛИ ВЫ ЧЕРТЫ СХОДСТВА МЕЖДУ ВЕЩАМИ, КОТОРЫЕ, КАК КАЖЕТСЯ, НЕ ИМЕЮТ НИЧЕГО ОБЩЕГО? (Например, что общего между растением пустыни и упорным человеком?) Используете ли вы вещи новыми способами (стакан в качестве вазы для цветов)?

8. ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ В СЕБЯ? Приступаете ли вы к делу с уверенностью, что справитесь? Считаете ли вы себя способным находить решение проблем?

9. СТАРАЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ВОЗДЕРЖИВАТЬСЯ ОТ ТОГО, ЧТОБЫ ДАВАТЬ ОЦЕНКИ ДРУГИМ ЛЮДЯМ, ЧУЖИМ ИДЕЯМ, НОВЫМ СИТУАЦИЯМ? Дожидаетесь ли вы, пока не наберется достаточно сведений, чтобы прийти к определенному выводу?

10. СКЛОННЫ ЛИ ВЫ НАХОДИТЬ В ЛЮБОМ ДЕЛЕ ИНТЕРЕС? Станете ли вы заниматься тем, что со стороны выглядит глупым? Верите ли вы в себя достаточно для того, чтобы быть предприимчивым и идти на риск? Предлагаете ли вы решения, которые могут быть отвергнуты другими, или обычно вы не подставляетесь?

Результаты:

Если вы набрали 20 очков или меньше, может быть, подошло время найти способ заняться развитием творческих способностей. Попробуйте посещать какой-нибудь художественный кружок. Или: просыпаясь утром, старайтесь сразу отметить, что нового приносит этот день, изменилось ли что-нибудь в вас самих или в пейзаже за окном. Или придумайте еще что-нибудь свое.

Если вы набрали от 21 до 60 очков, попробуйте развить свои творческие способности дальше.

Если вы набрали больше 60 очков, дайте своим творческим способностям выход. Занимайтесь любимым делом. Эти умения сделают вас счастливым на всю жизнь.

Во всех случаях важно, чтобы результаты этих опросников воспринимались не как «окончательный приговор», а как стимул для дальнейшего развития и саморазвития воображения и фантазии.

1 Цит. по: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1946. — С. 331.

2 Ильенков Э. В. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики. — 1964. — Вып. 6. — С. 46—47.

3 Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.— СПб., 1997. — С. 14.

4 Чуковский К. И. Собр. соч. В 6 т.— М., 1965.— Т. 1.— с. 306.

5 Родари Дж. Грамматика фантазии. — М., 1990. — С. 25.

6 Там же.

7 См.: Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. — М., 1996.

8 См.: Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. — Ярославль, 1966.

9 Паустовский К. Собр. соч. В 6 т. — Т. 2. — С. 547.

10 См.: Дубровина И. В. Об индивидуальных особенностях школьников. — М., 1975.

11 Булгаков М. А. Записки покойника (Театральный роман) // Булгаков М. А. Собр. соч. В 5 т. — М., 1990. — Т. 4. — С. 434—435.

12 Цит. по: Велгер В., Поу Р. Неужели я гений? — СПб., 1997. — С. 22.

13 См.: Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. — М., 1986.

14 См.: Никольская И. М., Бардиер Г. Л. Уроки психологии в начальной школе: из опыта работы. — СПб.; Рига, 1996.

15 См.: Родари Дж. Грамматика фантазии. — М., 1990.

16 Маршак С. Я. Собр. соч. В 8 т. — М., 1972. — Т. 1. — С. 103—104.

17 См.: Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. — Ярославль, 1996.

18 См.: Кумар В. Кто Я? Какой Я? — СПб., 1997.

19 См.: Кинчер Дж. Книги о тебе: 40 тестов-самоисследований. — СПб., 1997.

Заключение

Мы хотели бы обратить внимание уважаемого читателя на тот факт, что все познавательные способности человека обязательно включают в себя эмоциональный и волевой компоненты.

На отдельные факты и явления, на все, что нас окружает, мы не реагируем бесстрастно, а относимся ко всему определенным образом. Радость, печаль, гнев, грусть, страх, удивление — все это разнообразные эмоции, выражающие наше отношение к действительности. Даже отдельные ощущения — цвет, вкус, запах — не бывают для нас безразличными. Ощущая, мы испытываем удовольствие или неудовольствие. Все мы в различные моменты своей жизни то радуемся, то огорчаемся, то негодуем или восхищаемся, кого-то любим и пр.

Значение эмоций в психической деятельности человека и становлении его личности огромно. Они обогащают психику человека; яркость и разнообразие чувств делает его более интересным и для окружающих, и для самого себя. Богатство собственных переживаний помогает более глубоко и тонко понять происходящее, будь то стихи, музыка, театр, или переживания других людей, или события, происходящие в мире.

Чувства оказывают различное влияние на деятельность. Хорошее настроение усиливает желание работать, при большой радости кажется, что можно горы сдвинуть. При равнодушии, безразличии ко всему человек вряд ли способен ставить и решать жизненно важные задачи. Колоссально значение эмоций и чувств в учебной деятельности. Если ребенок испытывает на уроке приятные чувства — ему интересно, не страшно, он увлечен предметом познания, — он будет хорошо учиться; если ребенку на уроке скучно или у него возникает чувство страха из-за возможной ошибки, неуверенности в себе и пр., проблем в его учебной деятельности будет много.

Л. С. Выготский писал: «Хотим ли мы достигнуть лучшего запоминания со стороны учеников или более успешной работы мысли — все равно мы должны позаботиться о том, чтобы и та и другая деятельность стимулировалась эмоционально. Опыт и исследование показали, что эмоционально окрашенный факт запоминается крепче и прочнее, чем безразличный...

Прежде чем сообщать то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика. Все остальное есть мертвое знание, убивающее всякое живое отношение к миру»1.

Эмоциональное развитие ребенка происходит постепенно в общении с окружающими людьми и в процессе различных видов деятельности — игры, учения, труда. Постоянное расширение эмоционального опыта ребенка, глубины и модальности переживаний в значительной степени определяют направленность формирующейся личности.

Эмоциональную жизнь младшего школьника формируют взаимоотношения с учителем, процесс учения, отношения в семье с родителями, с коллективом класса — отношения с одноклассниками и положение в коллективе.

Младших школьников отличают высокая эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное. Монотонные, скучные занятия резко снижают познавательный интерес в этом возрасте и порождают отрицательное отношение к учению. Огромное место в сознании младшего школьника занимает учитель. Его отношение к ребенку, оценки, высказывания, пожелания и требования определяют в большой степени и самочувствие ребенка, и его настроение, и особенности формирующейся самооценки. У младших школьников сложный комплекс переживаний. Это радость от похвалы и огорчение при неуспехе, волнение и неуверенность в себе, если что-то не удается, страх, что сделает ошибку, надежда на успех.

Чувства человека оказывают существенное влияние на его волю — на способность сознательно регулировать поведение и деятельность, чтобы достичь поставленной перед собой цели и преодолевать встречающиеся трудности.

Чувства могут подкреплять волю, но могут и ослаблять ее. Положительные чувства в большинстве случаев укрепляют волю, а отрицательные ослабляют. Но и сама воля влияет на чувства человека. Волевой человек в состоянии управлять своими чувствами и владеть ими.

Воля воспитывается в условиях реальной жизни человека, и начинается этот процесс с момента нашего рождения. Развитие воли ребенка связано с выполнением требований взрослых, за которыми стоят потребности и нормы общества. Чем выше уровень требований и бо́ льшая четкость и постоянство их предъявлений — в пределах возрастных и индивидуальных возможностей человека, конечно, тем значительнее и надежнее результаты воспитания.

Поступление ребенка в школу — важный этап развития воли. Волевое поведение школьника развивается в значительной степени под влиянием учебной деятельности, которая предъявляет ребенку новые и все более серьезные требования. Учебная деятельность способствует развитию произвольности познавательных процессов — произвольных восприятия, памяти, внимания и пр. В школе формируется умение ребенка управлять своим поведением: он должен выполнять то, что от него требуется, а это не всегда совпадает с тем, что ему хочется. Даже дома ради выполнения домашних учебных заданий ребенок должен отказаться от игры, прогулки, просмотра интересной телепередачи и пр. Но ребенку не всегда понятно, ради чего он должен от всего этого отказываться.

Произвольное поведение в учебной деятельности не должно формироваться только на основе требований взрослых, оно должно быть мотивировано самой учебной деятельностью. Эта учебная деятельность с самого начала обучения ребенка в школе должна приобрести для него личностный смысл: она должна быть для него интересной, и он должен понимать, зачем ему лично это все нужно.

Известно, что волевое действие осуществляется по собственному решению человека, оно является осознанным, намеренным и целенаправленным. Младшему школьнику нередко недостает понимания цели его учебной деятельности, поэтому она мало мотивированна и выполняется не на основе его намерения, а по велению, волеизъявлению взрослого, который, конечно, понимает смысл учения, но учится-то не он, а ребенок.

Конечно, воля связана с преодолением препятствий и трудностей, но ради чего эти препятствия нужно преодолевать — чтобы выполнить указание взрослого, его требование или чтобы решить интересную задачу, научиться писать, читать? Трудности, которые неизбежны как в учебной, так и в любой другой деятельности, должны обернуться для младшего школьника личностно значимой для него стороной; преодолевая их, он должен чувствовать себя сильнее, умнее, значительнее, интереснее, взрослее. Такое преодоление трудностей будет способствовать формированию позитивной самооценки и развитию чувства собственного достоинства: я учусь, потому что сам хочу учиться, а не потому, что меня заставляют, от меня этого требуют.

Но чтобы воспитать такую внутреннюю позицию школьника, взрослым нужно набраться большого терпения, а главное, испытывать желание. Руководство взрослых необходимо для развития воли ребенка. Организация деятельности детей, в которой они учатся делать волевые усилия, — основной путь воспитания воли школьников. Но при этом необходимо акцентировать педагогическое внимание на развитии собственной произвольной активности ребенка, направляя, мотивируя эту активность учебной деятельностью.

Мы надеемся, что представленные выше материалы помогут учителю расширить свои знания о возрастных особенностях познавательной сферы детей младшего школьного возраста, индивидуальных вариантах ее проявления, а также возможностях, способах и средствах ее развития.

Не претендуя на всеохватность освещения данной проблемы, мы тем не менее надеемся, что данное пособие может послужить опорой для более продуктивной, содержательной и заинтересованной работы учителя с младшими школьниками, поможет ему лучше узнать своих воспитанников и создать условия для их полноценного и всестороннего развития.

1 Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1991. — С. 141—142.

Рекомендуемая литература






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.