Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности пищеварения у детей раннего возраста






Вопросы введения прикормов нельзя решать без учёта анатомических и физиологических особенностей организма ребёнка в первый год жизни. Ведь ребёнок первого года жизни – это не взрослый в миниатюре, у малыша большинство органов не «созрели», ферменты находятся в «спящем» режиме. Поэтому анатомо – физиологические особенности созревания системы пищеварения, важны для возможности расширения питания детей раннего возраста.

Проблема развития состоит в том, что ребёнок рождается незрелым – ни одна из морфологических и функциональных систем не заканчивает своего развития с рождением. Незрелость может иметь и положительную сторону – на то, что может развиваться и развивается, можно воздействовать. И главное условие здесь – правильное питание ребёнка на первом году жизни, - это мощный модификатор роста и развития.

Надо представлять особенности пищеварения у детей раннего возраста!

Слизистая полости рта у новорожденного ребёнка нежная, хорошо васкуляризирована, отличается относительной сухостью.

Короткий язык, недоразвитие альвеолярных отростков, отсутствие зубов и свода твёрдого нёба при наличии хорошо развитых жевательных мышц обеспечивают ребёнку адекватный акт сосания.

Слюнные железы способны к функционированию сразу после рождения, но секреция слюны и количество фермента птиалина до 4-5 месяцев снижены. Пищевод у грудного ребёнка относительно широкий и короткий (длина до 11-16 см), с недостаточным развитием эластичной ткани, слизистых желез и мышечного слоя. Недоразвитие кардиального сфинктера желудка является причиной частых срыгиваний, которые возникают при неправильном положении новорожденного во время кормления, после него и при перекорме. В двух – трёх месячном возрасте желудок занимает более правильное – горизонтальное – положение, его мышечный слой увеличивается, после приёма пищи вход в него хорошо смыкается, поэтому срыгивания происходят реже.

Желудок, как и организм ребёнка в целом, особенно интенсивно растет на первом году жизни. Объём желудка увеличивается от 10-25 мл у новорожденного до 250-300 мл к одному году (примерно на 20-30 мл в месяц).

Мышечный слой желудка, его иннервация ещё недоразвиты. Наблюдается выраженная функциональная недостаточность желудочной секреции и низкая ферментативная активность, но в течение первого года жизни возрастают как объём желудка, так и активность протеолитических ферментов.

Кислотность желудочного сока у детей первых 3-х месяцев жизни в разгар пищеварения составляет около -6, 0, а в возрасте 3-7 мес. – 5, 0, в 7-9 мес. – 4, 5, старше 9 мес. – 3, 8, тогда как у взрослого 1, 5-2, 0.увеличение кислотности желудочного сока позволяет постепенно вводить новые продукты. Высока секреция и активность химозина, обладающего свойством створаживать молоко.

Желчь грудного ребёнка по своему составу отличается от желчи старших детей. Она содержит большой процент воды, слизи, меньше желчных солей.

У здоровых детей уже в первые недели жизни в дуоденальном содержимом имеются все нужные пищеварительные ферменты – трипсин, липаза, амилаза. Протеолитическая активность ферментов поджелудочной железы (в частности, трипсина) у грудных детей снижена и значительно возрастает на третьем году жизни. Активность липазы уже при рождении относительно высока, хотя ещё более возрастает с возрастом ребёнка. Активность амилазы в грудном возрасте незначительна, но также постепенно увеличивается с возрастом. Активность ферментов меняется в зависимости от состава пищи и вида вскармливания. Ферменты пищеварительного тракта постепенно становятся более активными. Начиная с 3, 5 -4 мес. ребёнок уже довольно хорошо справляется с «инородной» пищей. Потому с 4 мес. в рацион можно начинать постепенно вводить прикормы

Пища, поступающая в организм ребёнка, обеспечивает основные его жизненные функции: с пищей доставляется энергия, необходимая для всех процессов организма. У ребёнка на первом году жизни потребность в пище относительно больше, чем у взрослых и детей старшего возраста. Удовлетворению этой потребности способствует, помимо повышенных окислительных процессов и относительно большая длина кишечника, и повышенная всасывающая способность его слизистой оболочки. Так, длина кишечника у грудного ребёнка превосходит длину тела в 6 раз, у взрослого человека в 4, 5 раза. Длина кишечника увеличивается с возрастом, особенно быстро в первые месяцы жизни, а затем в первые 3 года жизни, после этого абсолютный и относительный рост кишечника заметно уменьшается.

Слабое развитие мышечного слоя кишечника, богатая васкуляризация, слабое развитие эластических волокон в подслизистом слое, хорошее развитие лимфатического аппарата объясняют хорошую всасывательную способность, высокую проницаемость стенок кишечника для токсинов и легкое возникновение функциональных расстройств со стороны моторики кишечника. Кишечный сок с раннего возраста содержит все ферменты: секретин, энтерокиназу, амилазу, мальтазу, нуклеазу, аргиназу, липазу и другие. К 3-4 мес. жизни снижается проницаемость слизистой кишечника, формируется достаточный уровень местного иммунитета, возрастает секрето-, ферментообразование основных желез верхних отделов пищеварительного тракта, обеспечивающих полостное пищеварение.

Большую роль в процессах пищеварения в желудочно – кишечном тракте у детей играет состав микрофлоры, который меняется не только под влиянием окружающей среды, но и определяется видом вскармливания и характером пищи.

Кишечник плода стерилен. Заселение микроорганизмами происходит со второй половины первого дня жизни. В меконии обнаруживают энтерококки и непатогенную кишечную палочку, стрептококки, позже появляются бифидобактерии, протеи, сарцины и другие микроорганизмы. С установлением естественного вскармливания доминирующей флорой является бифидофлора и лактобактерии, уменьшается количество энтерококков, исчезает протей, клебсиелла и другие представители условно – патогенной микрофлоры.

Уровень рН содержимого толстого кишечника более низкий у детей, получающих грудное молоко. При искусственном вскармливании уровень рН выше, что создаёт условия для бродильных процессов.

Продолжительность прохождения пищи через весь желудочно – кишечный тракт составляет в среднем 15 часов (через желудок – 4 часа, по тонкому кишечнику – 7-8 часов, по толстому – 4-12 часов).

Таким образом, особенности системы пищеварения у детей раннего возраста находят своё отражение в функциях пищеварения, зависят от вида и характера вскармливания. Желудочно – кишечный тракт грудного ребёнка идеально приспособлен для переваривания женского молока и только со временем – чужеродной пищи. Всякого рода отклонения в количественном и качественном составе пищи, изменения характера питания (перевод на искусственные смеси, введение прикормов) адаптационные изменения ферментов происходят не сразу. В течение определённого промежутка времени пищеварительный тракт, действующий по инерции, не обеспечивает выработку ферментов, необходимых для оптимальной обработки продуктов нового рациона. При этом возникает опасность расстройства высокого риска возникновения пищевой аллергии.

Несмотря на то, что необходимость введения прикорма в рацион детей, находящихся как на естественном, так и на искусственном вскармливании, признается практически всеми исследователями в области детской нутрициологии, вопросы о сроках введения прикорма, последовательности введения различных видов прикорма и их ассортименте остаются предметом дискуссий. Следует подчеркнуть, что «нижний» срок введения первых продуктов прикорма определяется рядом физиолого-биохимических особенностей развития младенцев, прежде всего степенью зрелости различных пищеварительных ферментов и степенью проницаемости слизистой кишечника.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.