Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эпоха Солютре






Эпоха Солютре (35–25 тысячелетия до н.э.). Солютрейская культура – археологическая культура середины позднего палеолита, распространённая на территории Франции и Северной Испании. Сменила ориньякскую культуру и перигорскую культуру и, в свою очередь, сменилась мадленской культурой. Впервые выделена Г. Мортилье в конце 60-х гг. XIX в. и названа по стоянке Солютре (Solutre, департамент Сона и Луара во Франции). Характеризуется тщательно изготовленными, обработанными совершенной отжимной ретушью кремнёвыми, т.н. солютрейскими, наконечниками в форме лаврового или ивового листа, а также с выемкой. Часть из них служила наконечниками копий и дротиков, часть – ножами и кинжалами.

 

 

Вместе с ними находят кремнёвые скребки, резцы, проколки, острия, костяные наконечники, иглы с ушками, жезлы, произведения искусства и др. В ряде позднепалеолитических стоянок Центральной Европы и Европейской части России обнаружены отдельные черты сходства с Солютрейской культурой. Также существует версия о проникновении носителей Солютрейской культуры в Северную Америку, где они создали Культуру Кловис (так называемая Солютрейская гипотеза (англ.), предложенная в 1998 году и предполагающая, что именно люди из Европы были первыми поселенцами в Америке).

Локальным вариантом солютрейской культуры является культура Гримальди.

 

 

 

Пещера Ласко или Ляско (фр. Grotte de Lascaux) во Франции – один из важнейших палеолитических памятников по количеству, качеству и сохранности наскальных изображений. Иногда Ласко называют «Сикстинской капеллой первобытной живописи». Живописные и гравированные рисунки, которые находятся там, не имеют точной датировки: они появились примерно в XVIII–XV тысячелетии до н. э. Долгое время их приписывали древней мадленской культуре, но последние изыскания показали, что они скорее относятся к более ранней солютрейской культуре.

 

Пещера была случайно открыта 12 сентября 1940 года четырьмя подростками. Они наткнулись на узкое отверстие, образовавшееся после падения сосны, в которую попала молния. Марсель Равида, Жак Марсаль, Жорж Аньель и Симон Коенка сообщили об этом открытии своему учителю Леону Лавалю.

Животные, изображенные на стенах Ласко, – те же самые, что и во многих других пещерах с наскальными изображениями во франко-кантабрийском регионе: в основном это лошади, зубры, бизоны, олени и каменные бараны. Другие изображения животных встречаются реже и часто представляют потенциальную опасность для человека (например, медведи, носороги и крупные животные из семейства кошачьих).

 

 

Виды нарисованных животных не соответствуют тем, на которых люди палеолита охотились и которых они использовали в разнообразных целях (ради мяса, шкур, костей и т. д.). Только гравированный северный олень (хотя такая интерпретация рисунка до сих пор вызывает сомнения), был определен как животное, чьи кости есть в пещере (более 88 % из найденных).

Изображения очень реалистичны, особенно это касается телосложения и поз животных, однако художники Ласко не стремились к исчерпывающему и натуралистическому отображению действительности: на рисунках нет ни флоры, ни ландшафтов в отличие от многих других палеолитических наскальных изображениях.

Тщательное изучение росписей Ласко открыло одну из особенностей работы древних мастеров: рисунок на стенах пещеры иногда наслаивался на предыдущий. Нередко художники изображали целые стада животных, особенно часто они встречаются в гравюрах на кости. В таких изображениях фигуры на переднем плане переданы детально, а остальные – схематично.

Несомненно, некоторые элементы рисунков несут символическую нагрузку. Такая интерпретация касается трех пар точек, которые нашли в глубине «кошачьего лаза» и в «шахте» на границах изображений. Это же относится и к зазубренным символам, «гербам» и отдельным точкам, расположенным в разных частях пещеры.

А. Леруа-Гуран считает, что пещера Ласко была святилищем, чем-то вроде культового места для людей того времени.

В эпоху Солютре расширяется и углубляется образное познание окружающего мира, уточняется представление о животном мире, который и в этот период остается главной темой искусства. Фигура животного рисуется теперь более уверенной линией, контур делается четче, пропорции правильнее; появляется штриховка, открывшая возможность перехода от плоскостного контурного рисунка к более объемному изображению. Встречаются попытки показать животное в различных позах, и к концу эпохи Солютре в этом отношении достигается значительный успех (пещеры Франции – Нио, Фон-де-Гом; Испании – дела Пенья, Пасегья, Кастильо).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.