Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русская идея






 

13. Теория «русского социализма» Ф. М. Достоевского.

Ф.М. Достоевского, как и Данилевского с Леонтьевым, считают консервативно настроенным мыслителем (в политическом плане). Он также очень пессимистично смотрел на перспективы развития современной ему западной цивилизации. По его мнению, на Западе был привит разъединяющий дух скептицизма и эгоизма в лице буржуазного государства и права. Европейцы заняты лишь своими меркантильными интересами, материальным благополучием, при этом на деле права человека утрачены и невозможно осуществить на практике начала справедливости. Не принимая западного буржуазного общества, Достоевский полагал, что это общество ожидает крах, предвестником которого являлись революционные волнения в Европе в течение всего XIX в. Причем мыслитель был уверен, что Западу не спастись собственными силами, так как ни Рим с его концепцией принудительного единства, ни Германия с ее протестантизмом, гордыней и себялюбием не способны установить доверие и взаимопомощь между народами.

Неприемлемыми для Достоевского оказались и идеи социалистического преобразования действительности, корни которых он видел в капиталистической буржуазности. Социалисты предлагали «грабеж всех собственников классами неимущими», что прямо противоречило христианским идеалам отдачи своего ради других, а не дележа чужого. Он не верил в возможность создания справедливого государства «без Христа», без христианского основания. Если социалисты предлагали начать преобразование человеческого общества с разрешения материальных противоречий, обобществления собственности, то Достоевский был убежден, что выход из положения можно найти лишь начав с духовного, нравственного перерождения человечества.

В противовес революционной катастрофе Достоевский предлагал русское решение вопроса - всечеловеческое христианское объединение, синтез европейских идей, осуществленные русским народом. «Стать настоящим русским, стать вполне русским может быть и значит только... стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите, - расшифровывает писатель свое понимание сущности русского народа и его миссии, - Стремиться внести примирение в европейские противоречия уже окончательно, указать исход европейской тоске в своей русской душе, всечеловечной и всесоединяющей, вместить в нее с братской любовию всех наших братьев, а в конце концов, может быть, и изречь окончательное слово великой общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову, евангельскому закону!»10 «Мы первые объявим миру, что не через подавление личностей иноплеменных нам национальностей хотим мы достигнуть собственного преуспеяния, - отмечал писатель, - а, напротив, видим его лишь в свободнейшем и самостоятельнейшем развитии всех других наций и в братском единении с ними, восполняясь одна другою, прививая к себе их органические особенности и уделяя им от себя ветви от прививки, сообщаясь с ними душой и духом, учась с ними и уча их, и так до тех пор, когда человечество, восполнясь мировым общением народов до всеобщего единства, как великое и великолепное древо, осенит собою счастливую землю».

Достоевский выявил ряд наиболее существенных черт русского народа, предсказывавших, по мнению писателя, именно ему выполнение миссии духовного объединения человечества. Безусловному превосходству западных народов в экономической и научной областях он противопоставлял решающее преимущество русского народа - его нравственное превосходство, его справедливые начала, вытекающие из «сердечного» и иррационального знания им «истинного Христа». Образ Христа во всем его праведном могуществе сохранился во всей чистоте, по Достоевскому, лишь в православии, русский же народ слился с православием, и вне его не может быть понят и любим.

Другой характерной чертой признавался исконный коллективизм русского народа, коренящийся в общинном, артельном народном быту. Следующая особенность - это близость русского народа к истокам, к почве - жизнь землею, от которой проистекали и его Бог, и его труд, и его семья, и его мораль, и егополитико-нравственныеидеалы. В этой близости Достоевский видел защиту от «язвы пролетариата», социализма и нигилизма. Кроме того он считал, что чем сильнее привязанность к родной земле, тем скорее она перерастает в понимание того, что судьба родины неотделима от судеб всего мира.

Русскому народу, по мнению писателя, присуща также вселенская отзывчивость, понимаемая как неповторимый дар проникаться духом любых народов Европы и Азии и выражать присущие им мысли и чувства как бы изнутри. Эта отзывчивость происходит от тяжелой жизни русского народа, который был беспрестанно «соблазняем и постоянно мучим». Способность понимать другого - это свойство, присущее тем, кто много страдал и в то же время не поддался ожесточению и чувству злобы в результате перенесенных страданий. Русские же не боятся страданий, поскольку осознают их очистительный смысл; они принимают как неизбежность это тяжелейшее из всех земных испытаний, ибо страдания для них - залог становления и полноценного развития свободы личности. «Сильно развитая личность, - отмечал писатель, - вполне уверенная в своем праве быть личностью, уже не имеющая за себя никакого страха, ничего не может сделать другого из своей личности, то есть никакого другого употребления, как отдать ее всю всем, чтобы и другие были такими же самоправными и счастливыми личностями».

Таким образом, русская идея, по Достоевскому, это стремление к «всемирному общечеловеческому объединению», основанному на принципах всеобщей нравственности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.