Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема. Йама – ограничения, т.е. виды деятельности, которые неблагоприятны и должны быть ограничены.






 

I. Махатма или дуратма – выбор души.

1. Три категории энергий Верховной Личности Бога.

а) Антаранга-шакти – внутренняя энергия. Это духовный мир и все, находящееся в пределах чистого преданного служения Господу.

б) Бахиранга-шакти – внешняя энергия, которая покрывает сознание дживы, как слуги Господа, вводя ее в заблуждение, согласно ее же желаниям.

в) Татастха-шакти – пограничная энергия. Пограничное состояние дживатмы, обладающей свободой выбора (зависимости от контроля одной из двух энергий.)

2. Махатма – тот, кто, будучи свободен от заблуждений, стремится удовлетворить чувства Верховного Господа, находится под покровительством божественной природы (дайви-пракрити).

3. Дуратма – скудоумный, недалекий человек, находящийся под контролем махамайи, внешней энергии:

а) Тройственные страдания (клеши), причиняемые живым существам внешней энергией:

1) адхидайвика-клеша – страдания от засух, землетрясений, бурь и других стихийных бедствий, вызываемых полубогами;

2) адхибаутика-клеша – страдания, которые причиняют другие живые существа (враги, насекомые и др.);

3) адхйатмика-клеша – страдания, которые причиняют собственное тело и ум (психические и телесные недуги).

б) Виды расширенного эгоизма:

- национализм,

- гуманизм,

- альтруизм,

- филантропия.

4. Тот, кто сохраняет в себе шесть ниже перечисленных качеств, находится под влиянием низшей энергии. Насколько человек предается внутренней энергии Господа, настолько он свободен от недостатков. Тем, кто находится под влиянием низшей энергии, приходится тяжело работать на нее, испытывая тройственные страдания в борьбе за существование.

II. Шесть качеств, разрушающих бхакти.

1. Атйахара – передать или накапливать слишком много вещей и денег.

2. Прайаса – прилагать излишние усилия ради достижения мирских целей.

3. Праджалпа - праздные разговоры.

4. Нийамаграха – следование правилам и предписаниям только ради следования им, а не во имя духовного прогресса, или игнорирование всех правил и предписаний, действуя, не признавая авторитетов, как заблагорассудится.

5. Джана-санга – общение с людьми мирского склада, далекими от сознания Кришны.

6. Лаулйам – жажда мирских успехов.

 

III. Взаимосвязь качеств, разрушающих (винашйати) бхакти.

1. Тот, кто накапливает слишком много (атйахара),

2. вынужден прилагать очень много усилий, чтобы приобрести все это (прайаса).

3. Чтобы вдохновиться на такую бурную материальную деятельность, он занимается праджалпой,

4. которая в полной мере возможна только с материалистически настроенными людьми (джана-санга).

5. Общаясь с ними человек, развивает алчность и жадность (лаулйам).

6. Нийамаграха – более тонкое отклонение, может со временем привести к любому из качеств этого цикла.

 

IY. Атйахара – уничтожает бхакти тем, что человек впадает в зависимость

от мирского вкуса.

Ахара – вкушение, удовлетворение чувств;

ати – чрезмерное.

1. Пример, иллюстрирующий склонность человека к атйахаре.

Птицы, увидев на дороге мешок с рисом, склюют несколько зерен и улетят, а человек заберет весь мешок.

2. Пример, иллюстрирующий бессмысленность атйахары.

Богатый влиятельный карми, оставил детям и внукам огромное состояние, а в следующей жизни родился в семье сапожника, жившего неподалеку от того дома, который в предыдущей жизни построил для своих детей. И когда этот сапожник появился на пороге своего дома, его бывшие сыновья и внуки поколотили его башмаками.

3. Различные значения слова атйахара (Бхактивинод Тхакур).

а) чрезмерная привязанность к удовлетворению чувств, ума;

б) привязанность к чувствам, обретающим знание и привязанность к накоплению

знания;

в) переедание;

г) излишнее накопление материального достояния.

4. Цели, к которым устремляются атйахари – люди, склонные к чрезмерному

удовлетворению чувств:

а) освобождение в безличном Брахмане – гйана;

б) достижение благосостояния – карма;

в) неограниченное чувственное удовлетворение – викарма.

 

Y. Прайаса – уничтожает бхакти тем, что человек начинает думать, что он

зависит лишь от своих собственных усилий, укрепляя ложное эго.

1. Прайаса отклоняет ум от Кришны, поскольку человек думает, что есть что-то более

важное, чем сознание Кришны.

2. Виды прайасы – чрезмерных усилий для достижения материальных целей:

а) Кармапрайаса - исполнение долга ради самого долга; создание системы

для более изощренного удовлетворения чувств (скотобойни, заводы, публичные

дома, бары и т.д.).

б) Гйанапрайаса – попытки достичь Бога собственными усилиями; усилия,

направленные на обретение имперсонального монистического знания; на

достижение освобождения.

в) Аштангайогапрайаса – усилия ради овладения мистическими силами (такими

как способность влиять на др. людей и т.д.)

г) Тиртхапрайаса, или дхамапрайаса – слишком много усилий, чтобы отправиться

в святое место.

д) Вайрагйапрайаса – усилия, направленные на достижение отречения, заслоняющие

собой Кришну, как объект служения.

е) Пратиштхапрайаса – усилия, направленные на реализацию желания славы, почета.

v Это - самая худшая из прайас. С ней можно справиться с помощью

критического самоанализа, честности, молитвы, практикуя смирение.

3. Служение гуру и вайшнава м не может быть прайасой. Ключевым моментом является

способность помнить о наставлениях гуру и о связи гуру и вайшнав ов с Кришной, а также желание удовлетворить этим служением вайшнава м именно Кришну.

 

VI. Праджалпа – лишает человека мудрости, погружает в мир иллюзии,

нереальности.

Праджалпа – беседа одного человека с другим.

 

1. 8 видов негативной праджалпы (по Бхактивиноду Тхакуру):

а) измышления, предположения;

б) сплетни, пересуды (чтобы установить собственную репутацию);

в) обман, клевета;

г) споры, дебаты, аргументы (витендра – спор лишь с целью разбить противоположную сторону);

д) поиск недостатков в других (из-за навязывания своих недостатков другим);

е) разговоры на мирские темы;

ж) бессмысленная болтовня (джалпа), легкая беседа;

з) садхунинда – хула в адрес садху (самый опасный вид праджалпы).

 

2. Другие примеры праджалпы:

а) прочтение кип книг, газет, журналов;

б) решение кроссвордов;

в) игра в карты, домино;

г) разговоры о политике;

д) проведение времени у телевизора.

 

3. Альтернативная праджалпа: киртан, чтение шастр, молитвы в соответствующем

настроении и без материальных желаний.

 

VII Джана санга – убивает вкус к общению с преданными, заменяя его на вкус

материальных отношений.

Санга – проявление любви и привязанности, восхищение.

 

1. Виды джана–санги (по Бхактивиноду Тхакуру):

а) Общение с майавади и атеистами, а также с поклоняющимися полубогам

(материалистичными верующими).

б) Общение с теми, кто очень привязан к чувственным наслаждениям – грубые

материалисты (пурушасанга).

в) Общение с друзьями тех, кто наслаждает чувства (те, кто восхищаются ими).

г) Общение с женщинами (стрисанга):

1) вне брака, с целью вступить в половые отношения;

2) в браке, но, не следуя регулирующим принципам;

3) с женой, непокорной своему мужу.

д) Общение с мужчинами, привязанными к общению с женщинами.

е) Общение с дхарма-дхваджи – нерелигиозными людьми, которые прикрываются

религией, преследуя корыстные цели (самое опасное общение):

1) те, кто обманывают

2) те, кто обмануты.

ж) Общение с глупцами, греховными, низко падшими, невоспитанными людьми.

2. Альтернативное общение: бхакте-сане-васа – жить и общаться только с преданными

Господа.

3. Общее деление атйахари:

а) бхукти-ками – жаждущие материального счастья,

б) мукти-ками – стремящиеся получить освобождение, слившись с бытием

бесформенного Абсолюта,

в) сиддхи-ками – желающие достичь мистических совершенств.

YIII. Нийамаграха замедляет духовное развитие.

1. Нийамаграха – пренебрежение правилами и предписаниями, либо следование им

только ради следования.

Нийама – правила;

аграха – излишняя привязанность (принятие);

аграха - неприятие, отвержение.

2. Правила и предписания шастр предназначены для духовного развития, т.е. обретения сознания Кришны, а не благополучия или извлечения сиюминутной выгоды. (Смартавйам сататам вишнур висмартавйам на джагучит…)

3. Айкантики - бхакти – мнение, что можно заниматься преданным служением, не следуя правилам – анартха.

4. Свадхарма – следование правилам (видхи) и ограничениям (нишедха) своего уровня.

а) Благочестие – устойчивое исполнение свадхармы.

б) Деградация – неспособность подняться на следующий уровень или неследование правилам и ограничениям своего уровня.

5. Два взгляда на нийаму\дхарму.

1) Конституциональное положение живого существа (санатана-дхарма) для освобожденной личности – служить Кришне ради Его удовлетворения:

а ) видхи (правила)- према;

б) нишедхи (ограничения) – покончить с завистью.

2) Согласно условиям в материальном мире – обусловленности (карми, гйани,

варны, ашармы и т.д.) - предназначена для очищения от материальных

отождествлений:

путь карма-йоги предполагает: видхи – самскары (очищающее), следование

варнашрама-дхарме; молитвы;

нишедхи – избегать греха, покончить с дурными

привычками;

путь гйана-йоги требует: видхи –саньяса (отречение), обсуждение разницы

между духом и материей;

нишедхи – избегать деятельности в настроении

стремления к плодам, запрещенной деятельности и

отречения от удовлетворения органов чувств;

путь бхакти-йоги содержит: видхи – принимать благоприятное для преданного

служения, культивировать безразличие к следованию

правилам уровня гйаны, взращивать бхакти;

нишедхи – избегать неблагоприятного для преданного

служения, отказаться от монистической гйаны,

искусственного отречения, привязанности к

удовлетворению чувств и бездеятельности.

IX. Лаулйам толкает к атйахаре и т.д.

1. Значения слова лаулйам (по Бхактивиноду Тхакуру):

1) неугомонность, беспокойство,

2) желания,

3) жадность.

2. Неугомонность, беспокойство:

1) ума

- санкалпа – принимать \рага – привязанность,

- викалпа – отвергать \ двеша – ненависть,

2) разума – баху-шакха – многоветвистость мирского разума, который находится

под контролем ума.

Альтернатива: духовный разум – вьявасайатмика-буддхих-экеха – находится под контролем души (стхита-прагйа).

3. Желания:

1) бхукти – наслаждения;

добившись материального благополучия, которое позволяет удовлетворить все прихоти (карма):

а) мирские: власть, женщины, дети, победы, богатство;

б) райские: сома - раса, апсары и т.д.;

в) достигнуть мистических сил (йога);

2) мукти – слияния с бытием Брахмана (гйана).

4. Жадность:

1) разрушающая преданность, жадность к богатству, вину, женщинам;

2) альтернативная к служению Кришне, вайшнава м, повторению святого имени.

Лаулйам лаласамайи – горячее желание обрести свои вечные взаимоотношения с

Господом.

X. Сознание Кришны – идеальное решение всех материальных проблем.

1. Две формы атйахары: капитализм и коммунизм, поскольку накопление богатств

происходит для чувственного удовлетворения, и желания материалистов

безграничны.

2. Пример со сто долларовой банкнотой на дороге иллюстрирует отношение карми,

гйани, бхакт и энергии Господа:

- карми подберет, положит в свой карман,

- гйани, не тронув, обойдет, испугавшись последствий,

- бхакта поднимет и вернет хозяину (Иша -Господь).

3. Основной принцип духовного общества:

а ) ишавасйам идам сарвам (ШИ-1)

«Все живое и неживое во вселенной находится во власти Господа и принадлежит

Ему. Поэтому каждый должен брать только то, что необходимо и выделено ему,

как его доля, и не посягать на остальное, хорошо понимая, кому все принадлежит».

б) Преданный может использовать материальную энергию до тех пор, пока это не

прерывает его преданного служения и пока он способен помнить о связи этой

энергии с Господом и о наставлениях гуру. Когда же преданный помнит лишь о

внешнем результате усилий, он рискует развить привычки атйахары и прайасы.

в) Жить просто и мыслить возвышенно:

1) духовное образование,

2) научно-обоснованная практика.

Шаранагати – путь предания:

1. анукулйасйа санкалпах – принимать все благоприятное для преданного служения;

2. пратикулйасйа варджитах – отвергать все неблагоприятное для преданного служения;

3. ракшишйатити вишвасо – твердо верить в защиту Кришны;

4. гоптритве варанам - принимать Господа, как своего единственного хозяина и господина;

5. атманикшепа – не иметь каких-либо интересов, не связанных с интересами Господа;

6. карпанйа (даинйа) – всегда чувствовать себя смиренным и кротким.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.