Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Текст 1.






Руководство

По изучению «Нектара наставлений».

Бхакти-шастри.

Предисловие.

 

Упадеша – наставление.

Амрита – нектар.

История написания «Упадешамриты».

 

Проявляя свои заключительные (антйа-лила) игры в этом мире, Господь Чайтанйа наслаждался экстазом махабхавы в настроении разлуки с Господом. Это умонастроение проявляет Шримати Радхарани во Вриндаване. Однажды, сидя в кругу преданных на берегу океана и слушая пение Сварупы Дамодары и Рамананды Рая сладких песен из «Гита-Говинды» и «Кришна-карнамриты», Господь Чайтанйа принял океан за реку Ямуну во Вриндаване, а песчаные дюны за холм Говардхан, деревья на берегу океана – за сады Вриндавана. Войдя в это умонастроение, Господь Чайтанйа стал громко рыдать. Спустя некоторое время он успокоился и дал наставления. Рупа Госвами присутствовал при этом и составил из этих наставлений тексты «Упадешамриты».

Рупануги – (ануга – следовать) следуя наставлениям Рупы Госвами, уполномоченного Господом Чайтанйей, можно понять игры Радхи и Кришны.

«Упадешамрита» описывает духовную жизнь, начинающуюся с контроля чувств, и до заключительного этапа жизни, когда преданный живет на Радха-кунде, приняв покровительство гопи Вриндавана и обладая экстатической любовью к Шри Кришне (бхавой).

Первые тексты (1-5) описывают, как подняться до уровня саттва - гун ы.

Последующие (6-11) описывают развитие вкуса, привязанности и любви к Шри Кришне.

Комментарии Ачарьев на «Упадешамриту».

1. «Нектар наставлений» Шрилы Прабхупады.

2. «Бхактьялока» – Бхактивинода Тхакура.

3. «Пийуша-варшини-вритти» – Бхактивинода Тхакура.

4. «Анувритти» – Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура.

5. «Упадеша-пракашика-тика» – Радхарамана даса Госвами.

 

Текст 1.

Тема. Признаки владеющего собой мадхйама-адхикари.

Триданди - госвами – лакшана.

Предварительные шаги, которые делают нас достойными принять уттама - бхакти – научиться управлять своими чувствами и стать госвами.

Госвами контролируют побуждения (веги):

1) вача – речи,

2) манаса – ума,

3) кродха – гнева,

4) джихва – языка,

5) удара – желудка,

6) упастаха – гениталий.

 

Шесть врагов человека, с которыми эти побуждения связаны:

1) кама – вожделение,

2) кродха – гнев,

3) лобха – жадность,

4) моха – иллюзия,

5) матсарья – зависть,

6) мада – безумие.

Эти склонности выводят сознание человека вовне, делая его ум беспокойным. В таком сознании Господь Мукунда не может проявиться. Поэтому необходим контроль чувств, который достигается с помощью йоги и благодаря бхакти.

 

I. Прайашчитта – ритуал, обряд искупления грехов (не включает в себя искреннего раскаяния в сердце человека) *.

1. Аналогии бесполезной прайашчиттты, которую, отверг Махарадж Парикшит:

а) Вор, продолжающий воровать, даже отбыв наказание.

б) Слон, который после омовения вновь посыпает себя грязью.

2. Другие примеры бесполезной прайашчитты:

а) Покаяние некоторых христиан по субботам и греховная жизнь в течение всей недели.

б) Седьмое оскорбление святого имени (намно балад йасйа хи папа буддхих) – совершение греховных действий в расчете на очищающую силу святого имени.

3. Аналогия истинного искупления.

а) Соблюдая правила гигиены, можно избежать болезней.

б) Следование регулирующим принципам помогает возродить в себе истинное

знание.

4. Два пути обретения истинного знания.

а) Контролируя ум, следуя принципам мистической йог и.[1]

б) Общение с чистым преданным и следование под руководством духовного учителя регулирующим принципам сознания Кришны (садхана - бхакти). Принятие этого пути является удачей для живого существа.

 

II. Контроль речи (вача-вегам).

1. Аналогии неконтролируемой речи.

а) Подобно кваканью жабы, призывающей змею, которая ее проглотит, материалистов и майавади, проводящих свое время в бессмысленной болтовне, проглотит змея времени.

б) Речи, не прославляющие Господа подобны месту паломничества ворон. (ШБ 1.5.10)

2. Два способа контроля речи.

а) Для майавади:

мауна-врата – обет молчания в течение какого-то времени («им нечего сказать» – говорит Шрила Прабхупада).

б) Для персоналистов:

кришна-катха – позитивный метод использования дара речи для прославления имени, образа, игр Господа исключительно для того, чтобы обрести самому (или помочь другим) сознание Кришны.

Ш. Контроль ума (мано-вегам).

1. Причины возбуждения ума:

желания:

пуджа - славы

пратиштха - признания, выделенности,

лабха - выгоды.

2. Аналогия контролируемого ума.

а) сконцентрированный на Кришне ум исключает его блуждание по другим

объектам,

б) так же как сияние солнца рассеивает тьму.

3. Два взгляда на контроль ума:

а) имперсоналисты:

шунья – пустота в уме (вакуум); пранайама, медитация;

б) преданные:

размышления о Кришне и служение Кришне и вайшнава м, изучение священных

писаний, громкое повторение мантры.

v Необходимо думать о Господе с большой сосредоточенностью, понимая глубинное

различие между йогой и бхакти

*Рекомендуется обратиться к парибхаса-сутре «Нектара преданности» (определение чистого преданного служения) и вспомнить, чем определяется бхакти, с чего она начинается, ступени развития.

 

v Медитировать на Господа с целью контроля ума – сакама - бхакти. Но бхакти - означает,

что целью является удовлетворение Господа. Майавади также могут принимать практику поклонения Господу ради контроля ума.

IY. Контроль гнева (кродха - вегам). [2]

1. Способ контроля гнева преданным: обращение гнева против тех, кто поносит

Господа и его преданных, а также стойкость и решительность в преодолении препятствий.

2. Примеры правильно используемого (контролируемого) гнева:

а) Гнев Господа Чайтанйи на Джагая и Мадхая, оскорбивших Господа Нитьянанду.

б) Гнев Ханумана на Равану, похитившего супругу Господа Рамачандры - Ситу деви.

в) Кришна разжигал чувство гнева в Арджуне, чтобы побудить вступить в сражение.

с Кауравами.

г) Гнев гуру, направленный на то, чтобы разрушить невежество ученика.

 

Гнев невозможно победить с помощью гнева, силу - силой. Их просто не следует принимать всерьез.

3. Процесс развития гнева (БГ 2.62)

а) Созерцание объектов чувств.

б) Привязанность к ним.

в) Желание обладания ими (вожделение).

г) Не удовлетворенное вожделение порождает гнев.

v Предотвратить гнев легче, чем погасить.

Y. Контроль побуждений языка – (джихва - вегам.)

Контроль побуждений желудка – (удара -вегам.)

1. Способ контроля: принимать только прасад, в установленное время; посты в дни экадаши, Джанмаштами и другие праздничные дни.

2. Рекомендации Шрилы Прабхупады по заполнению желудка:

½ - твердая пища;

¼ - жидкость;

¼ - воздух.

 

YI. Контроль побуждений гениталий – (упастхавегам.)

1.Способ контроля: брак, заключенный с целью зачатия сознающих Кришну детей;

сосредоточенность на Кришне; садху - санга.

2.Действия, запрещенные для брахмачари (целибат):

а) смаранам – думать о женщинах;

б) киртанам – говорить о сексе;

в) кели – флиртовать с женщинами;

г) прекшана – смотреть на женщин с вожделением;

д) гухйа – бхаса – разговаривать с женщиной наедине;

е) санкалпа – принять решение вступить в интимные отношения;

ж) адхйа васайа – прилагать усилия ради сексуальной жизни;

з) крийа - ниврити - заниматься сексом.

Пример нарушения: Чхота Харидас, которого отверг Господь Чайтанйа.

 

YII. Шрила Прабхупада приводит подробный анализ этого стиха Шрилой

Б хатисиддхантой Сарасвати в «Анувритти».

1.Из-за отождествления с материей развиваются желания:

1) говорить

- бессмысленные речи философов-имперсоналистов (майвади);

- пустая болтовня тех, кто занят кармической деятельностью (карма - кандой);

- разговоры материалистов, желающих неограниченно наслаждаться жизнью (викарми);

- создание соответствующей бесполезной литературы.

2) ума

Авиродха-прити -неограниченная привязанность:

- привязанность майвади к философии (гйани)

- вера карма - вади в плоды своего труда (карми)

- вера человека в планы, основанные на материальных желаниях (материалисты-прожектеры)

Виродха-йукта-кродха –гнев, который порожден разочарованием.

3) тела

-языка

-желудка

-гениталий

а) предосудительные половые отношения (незаконные)

б) дозволенные (законные)

Все три органа взаимосвязаны и находятся на одной линии. Контроль начинается с языка, который является самым ненасытным и неукротимым. Человек должен научиться прославлять Господа, вкушая до полного удовлетворения прасад, который Он по Своей Милости оставляет. Так, контролируя язык, можно не идти на поводу чувств.

 

2.Шесть материальных вкусов (рас), ощущаемых языком:

- сладкий,

- горький,

- кислый,

- соленый,

- вяжущий,

- острый.

 

3. Пища в трех гуна х (для удолетворения языка):

а) гуна невежества – мясо, рыба, крабы, яйца (то, что возникает из семени и крови) – употребляется в пищу в виде трупов.

б) гуна страсти - харитаки, листья и орехи бетеля, специи, табак, наркотики ЛСД, марихуана,

спиртные напитки, кофе и чай.

в) гуна благости – овощи, фрукты, ягоды, орехи, зерновые, зелень, молочные продукты.

4. Прасад (пища, предложенная Господу) находится вне гун.

5. Примеры потакания желаниям языка и желудка, используя прасад:

а) предлагать Божеству изысканные блюда с мыслью о том, что сами сможем полакомиться ими;

б) принимать прасад только потому, что он вкусен;

в) вкушать слишком много;

г) принимать приглашение богатого человека в расчете на то, что он вкусно накормит Вас.

Больной желудок признак того, что человек не контролирует его побуждений.

 

6. Наставление Господа Чайтаньи для Рагунатхи даса Госвам и (Ч.Ч. Антья 6.2.36):

 

грамйа – катха на шунибе

грамйа – варта на кахибе

бхала на каибе

ара бхага на парибе

Не болтай, как это делают обычные люди, и не слушай их разговоров. Не ешь изысканных

блюд и не носи роскошных нарядов.

7. Госвами контролирует шесть побуждений: речь, ум, гнев, язык, желудок и гениталии.

Контролировать свои чувства могут и имперсоналисты, но их контроль более или менее искусственен. Он может быть неустойчив, недолговременен. В абсолютном смысле отделяет настоящих госвами может быть только чистый преданный. Он не просто ограничивает чувства от объектов чувств, но его чувства, ум, разум полностью заняты служением Господу. Истый преданный – совершенный госвами

8. Заключение.

Те, кто намерены и дальше жить в материальном мире ради чувственных наслаждений,

никогда не осознают Кришну, им не помогут:

а) ни собственные усилия;

б) ни наставления других людей:

в) ни коллективные обсуждения.

 

Краткий словарь.

Дхира – невозмутимый даже в присутствии источника беспокойств, т. к. понимает, что не является телом.

Тйаги – тот, кто дал обет отречения.

Тапасви – тот, кто пытается обуздать желания тела, ума и речи. Такая тапасья освобождает из плена материальной энергии.

Госвами - хозяин чувств (го – чувства, свами – хозяин).

Аданта-го – тот, кто не владеет своими чувствами (Прахдада Махарадж, ШБ 7.5.30).

Чарвита чарвананам – «жевать уже пережеванное», идя на поводу необузданных чувств.

 

 

Текст 2.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.