Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономика инноваций






74. Исследования инноваций охватывают целый ряд дисциплин; даже один только чисто экономический подход включает несколько различных теоретических направлений, каждое из которых открывает заманчивые перспективы для понимания разных сторон явления. Их можно считать альтернативными, но можно рассматривать и как взаимодополняющие. В этом разделе оцениваются разные теоретические подходы к инновациям и возникающие последствия для политики и методов сбора данных. Наша цель состоит в достижении уверенности в том, что некоторая избранная схема построения инновационного обследования действительно обеспечит получение данных, существенных и для теории, и для политики.

75. Эти теории образуют фундамент для обсуждения многочисленных вопросов инновационной политики и измерений инновационного процесса, например, что побуждает фирмы заниматься инновациями, какие силы двигают инновационный процесс и какие факторы сдерживают его. С ними связаны вопросы о подробностях внутреннего функционирования фирм и типах деловой практики, используемой при продвижении инноваций. Дру­гими важными вопросами являются природа знаний, понимание того, как они накапливаются и перетекают между действующими субъектами. Ито­говая проблема сводится к вопросу о том, как развиваются инновационные процессы на отраслевом, региональном и национальном уровнях.

76. Огромное влияние на становление теории инноваций оказали работы Йозефа Шумпетера. Он доказывал, что экономическое развитие продвига­ют [С1] инновации - в ходе динамического процесса, в котором новые техноло­гии заменяют старые, назвав этот процесс " творческим разрушением". С точки зрения Шумпетера, " радикальные" инновации порождают крупные разрушительные изменения, тогда как улучшающие, " инкрементальные" инновации непрерывно двигают вперед процесс изменений. В своей работе 1934 г. Шумпетер предложил перечень пяти типов инноваций:

 

1) введение в обращение новых продуктов,

2) введение в обращение новых методов производства,


3) открытие новых рынков,

4) освоение новых источников снабжения сырьем или другими исход­ными ценностями,

5) создание новых рыночных структур для той или иной отрасли про­мышленности.

 

77. Критически важно понять, почему фирмы занимаются инновациями. Неоспоримой причиной здесь является стремление повысить эффектив­ность фирмы - за счет, скажем, увеличения спроса или снижения издер­жек. Новый продукт или процесс может стать для инноватора источником рыночного преимущества. В случае когда процессные инновации повы­шают производительность, фирма получает перед своими конкурентами преимущество по стоимости, позволяющее получить больший доход от продаж по преобладающей рыночной цене или в зависимости от спроса использовать сочетание пониженной цены и повышенного дохода от про­даж - более выгодное, чем у конкурентов, - для расширения своего секто­ра рынка и увеличения прибылей. В случае продуктовой инновации фирма может получить конкурентное преимущество путем внедрения нового продукта, что позволяет увеличить спрос и доходы от продаж.

78. Фирмы могут также увеличивать спрос на свою продукцию посред­ством ее дифференцирования (т. е. осуществления незначительных изме­нений. - Ред.), проникновения на новые рынки и воздействия на спрос уже существующих продуктов. Изменения в методах организации деятельно­сти фирмы способны повысить эффективность и качество, увеличивая спрос или уменьшая затраты.

79. Инновации способны, кроме того, повышать эффективность фирмы, увеличивая ее способность осуществлять сами же инновации. Например, расширение возможностей производственных процессов может открыть перспективу для создания нового ассортимента продуктов, а новые органи­зационные приемы - повысить способность фирмы приобретать и созда­вать новые знания, которые можно использовать для осуществления дру­гих инноваций.

80. В воззрениях Шумпетера проявляется склонность подчеркивать роль инноваций как рыночных экспериментов и выявлять большие, радикаль­ные перемены, фундаментально реструктурирующие отрасли и рынки. В рамках наиболее популярных сейчас или неоклассических экономических воззрений инновации рассматриваются с позиции создания активов и опять


же - экспериментов с рынком. В этом контексте инновация является ас­пектом деловой стратегии или частью серии инвестиционных решений, направленных на создание возможностей для разработки продуктов или повышения эффективности. [С2] В работах последнего времени внимание ис­следователей сосредотачивалось вокруг идеи " утраченных стоимостей" -невосполненного омертвления ресурсов ради выхода на новые рынки или создания конкурентных преимуществ путем перемещения производств, произведенной продукции либо конечных звеньев стоимостной цепочки (Sutton, 1992, 1998).

81. Обращение в частную собственность является важным фактором ин­новационного процесса, если помнить, что результаты исследований и но­вые технологии часто имеют облик общественного достояния, поскольку сделать их доступными для многих пользователей дешевле, чем создать заново. После того как инновация распространилась, потенциальных поль­зователей уже нельзя лишить доступа к ней. В таких случаях фирма не сможет воспользоваться всеми выгодами от своей инновации, что умень­шает ее стимулы к вложению средств в инновационную деятельность. Та­ким образом, способность защитить инновации должна оказывать важное влияние на инновационную активность.

82. В других работах, в особенности из области теории промышленной организации (например, Tirole, 1995), подчеркивается значение позицио­нирования в конкурентной среде[С3]. Фирмы занимаются инновациями, чтобы сохранить уже существующую конкурентоспособность, а также изыскать новые конкурентные преимущества. Фирма может использовать политику ситуативного реагирования и проводить инновации, чтобы только удер­жать свои позиции в соревновании с инновационно-активным конкурен­том. Или же она может проводить упреждающую политику, чтобы, обойдя конкурентов, занять стратегическую позицию на рынке - например, разра­батывая и пытаясь протолкнуть более высокие технические стандарты для продуктов, которые она производит.

83. Решение об осуществлении инновации часто принимается в обста­новке [С4] высокой неопределенности (Rosenberg, 1994). Будущие достижения в знании и технологиях, эволюция рынков, спроса на продукцию и потен­циальных производственных технологий могут быть в высокой степени непредсказуемыми, причем уровень неопределенности будет варьировать в зависимости от отрасли, жизненного цикла продукта и многих других фак­торов. Внедрение новых продуктов или процессов или принятие на воору­жение новых маркетинговых или организационных методов также чреваты


неопределенностями. К тому же поиск и сбор нужной информации могут быть очень расточительными по времени и затратам.

84. Всевозможные неопределенности могут заставить фирму колебаться при принятии решения об осуществлении значительных изменений - даже под давлением динамичной окружающей среды, побуждающим ее вне­дрять новые продукты, искать новые рынки и вводить новые производст­венные технологии, практики и организационные методы. Кроме того, не­определенности могут затруднить фирме получение внешнего финансиро­вания ее инновационных проектов.

85. В литературе, посвященной организационным инновациям (например, Lam[С5], 2005), внимание сосредоточено на роли организационных структур, процессов обучения и приспособления к изменениям в техноло­гиях и окружении (последнее понятие включает в себя институциональное структурирование и рынки).

86. Организационная структура фирмы может влиять на эффективность инновационной деятельности; при этом некоторые виды структур окажут­ся относительно лучше приспособленными к особенностям окружения. Например, повышенная организационная интегрированность может улуч­шать координацию, планирование и реализацию инновационных страте­гий. Организационная интегрированность может особенно хорошо сраба­тывать в производствах, для которых характерны улучшающие изменения в знаниях и технологиях. Более свободная, гибкая форма организации, предоставляющая работникам большую автономию в принятии решений и определяющая их ответственность, может быть эффективнее при создании более радикальных инноваций.

87. Постижение проблем организации зависит от практики и устоявшей­ся рутины, стереотипов взаимодействия как внутри, так и за пределами фирмы, а также от способности мобилизовывать личные знания работни­ков и развивать взаимодействия. Этой интеллектуальной деятельности мо­жет способствовать внимание к приемам повседневной практики, рутин­ным операциям и стилю взаимоотношений между сотрудниками или более гибкая, подвижная организация, поощряющая личную инициативу по вы­движению новых идей и способов действия.

88. Теории маркетинга [С6] (например, Hunt, 1983) сосредотачиваются на по­ведении потребителя, рыночном обмене между покупателями и продавца­ми и нормативных подходах. Поскольку и покупатели, и продавцы разно-


образны, фирмы всегда стоят перед необходимостью постоянно приспо­сабливать свою продукцию к спросу. Из разнородности потребителей сле­дует еще, что дифференцирование продукции часто бывает столь же важ­ным для поддержания спроса, как и создание новых продуктов. Спрос мо­жет зависеть не только от объективных характеристик продуктов, но также от их социальных характеристик и имиджа, и фирмы могут использовать эти два последних свойства для воздействия на спрос. Стандартные теории маркетинга сосредотачивают внимание на маркетинговой практике. При­мером может служить " модель смешанного маркетинга" (см., например, Perreault and McCarthy, 2005), в центре которой стоит правило " Четырех Пи маркетинга" - продукт (product), цена (price), продвижение (promotion) и размещение (placement).

89. Понятие продукт включает изменения в дизайне и упаковке, произ­водимые для повышения привлекательности продукта или представление его на новом рынке или сегменте рынка. Понятие цена подразумевает ис­пользование специальных методов назначения цены на рыночные товары и услуги. В понятие продвижение входят усилия фирм по формированию спроса на свою продукцию посредством улучшения ее имиджа или осве­домления продавцов и потребителей. Последнее " Пи" -размещение - под­разумевает типы каналов сбыта, избираемых фирмой для продажи своих продуктов, и способы организации этих каналов для наилучшего продви­жения продукции на рынок.

90. Диффузия новых знаний и технологий является центральным эле­ментом инновационного процесса. Под процессом диффузии часто подра­зумевается больше, нежели только простое освоение знаний и технологий, так как фирмы, адаптирующие новые знания и технологии, обучаются и строят на них свою дальнейшую деятельность. Теории диффузии (например, Hall, 2005)[С7] рассматривают главным образом факторы, влияю­щие на решения фирм об освоении новых технологий, их доступ к новым знаниям и способность к усвоению.

91. Социологические взгляды на диффузию новых технологий (например, Rogers, 1995) фокусируются на их свойствах, влияющих на ре­шения фирм об освоении новых знаний или технологий, - таких, как отно­сительное преимущество новой технологии, ее совместимость с уже суще­ствующими способами действий, степень сложности и легкость, с которой фирма способна всесторонне оценить новую технологию. Экономические взгляды на диффузию в основном сосредоточены на стоимости и выгодах от освоения новых технологий. Эти потенциальные выгоды часто могут


быть стратегическими, позволяющими сохранить или приобрести преиму­щество над конкурентами.

92. Доступ к знаниям и технологиям может в большой степени зависеть от связей между фирмами и разнообразными внешними организациями. Это в особенности касается случаев, если речь идет о невысказанном зна­нии, которое пребывает в сознании людей, или об информации, заключен­ной в " рутинной практике" организаций. Чтобы получить доступ к этим видам знаний, необходим непосредственный личный контакт с его носите­лями.

93. Многие знания кодифицированы и открыты для доступа и использо­вания без прямого взаимодействия с их источником. Передачи кодифици­рованных знаний составляют значительную долю в диффузии технологий, и усилия, способствующие такой кодификации, способны существенным образом влиять на производительность, экономический рост и инновации. Примером является деятельность по установлению технологических стан­дартов.

94. Даже если информация общедоступна, ее поиск может представлять серьезную проблему - в частности потому, что поиск новой информации может быть очень затратным делом. Следовательно, легкость коммуника­ций, наличие эффективных каналов передачи информации и навыков внутри и между организациями очень важны для диффузии знаний и технологий.

95. Эволюционные подходы (Nelson and Winter, 1982) [С8] рассматривают инновацию как процесс, зависящий от путей, которыми развиваются зна­ния и технологии в ходе взаимодействий между различными действующи­ми лицами и разнообразными факторами. Структура таких взаимодействий влияет на перспективы экономических изменений. К примеру, рыночный спрос и возможности коммерциализации знаний влияют на то, какие про­дукты создаются и какие технологии оказываются успешными.

96. С эволюционным подходом тесно связан системный взгляд на инно­вации. Системный подход (Lundvall, 1992; Nelson, 1993) рассматривает влияние внешних институтов, понимаемых в широком смысле, на иннова­ционную активность разнообразных фирм и прочих субъектов. Он выделя­ет значимость процессов передачи и диффузии идей, навыков, знаний, ин­формации и всевозможных сигналов. Каналы и сети, по которым циркули­рует эта информация, погружены в социальный, политический и культур­ный фон, направляющий и ограничивающий инновационную деятельность


и ее возможности. Сама эта деятельность рассматривается как динамиче­ский процесс, при котором знания накапливаются посредством обучения и взаимодействий. Эти концепции первоначально появились в контексте на­циональных инновационных систем, но применимы также к системам ре­гионального и международного масштабов.

97. Системные подходы к инновациям смещают фокус политики в сто­рону взаимодействий между социальными институтами и рассматривают интерактивные процессы в создании, распространении и использовании знаний. В них подчеркивается значение правил, регулирования и политик, в рамках которых функционируют рынки, и, следовательно, роль прави­тельств в мониторинге и поисках способов тонкой регулировки всей этой системы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.