Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели и предмет Руководства






1. Введение

1. Широко признается, что инновации являются центральным фактором роста производства и производительности труда. Тем не менее, хотя наше понимание инновационной деятельности и ее воздействия на экономику чрезвычайно возросло со времени появления первого издания настоящего Руководства, оно все еще недостаточно. Например, по мере развития миро­вой экономики эволюционирует и инновационный процесс. Глобализация привела к расширению доступа фирм к информации и новым рынкам. Она также вызвала рост международного соперничества и появление новых ор­ганизационных форм для управления глобальными цепями поставок. Благо­даря прогрессу в технологиях и увеличению потоков информации знания все более и более рассматриваются как центральная движущая сила эконо­мического роста и инноваций. И все же у нас недостает понимания, как эти факторы влияют на инновационную деятельность.

2. Для разработки надлежащей политики поддержки появления инно­ваций необходимо глубокое понимание нескольких критических аспектов инновационного процесса, таких как инновационная деятельность, отли­чающаяся от исследований и разработок (ИР), взаимодействие между дей­ствующими индивидуумами и соответствующими потоками знаний. Чтобы вырабатывать политику, необходимо дальнейшее продвижение в деле ана­лиза инноваций, для чего, в свою очередь, требуется лучшая информиро­ванность.

3. Первое издание Руководства, выпущенное в 1992 г., и обследования, проведенные с его использованием, включая Инновационное обследование Европейского сообщества (CIS), организованное Европейским союзом, а также аналогичные обследования в Австралии и Канаде, показали возмож­ность формирования массивов данных о комплексном и внутренне слож­ном инновационном процессе.


4. Второе издание, вышедшее в 1997 г., содержало обновленную систе­му концепций, определений и методологии, объединившую опыт обследо­ваний и достижения в понимании инновационного процесса, распростра­ненную на более широкий спектр производственных отраслей. В нем сформулированы улучшенные рекомендации по разработке международно сопоставимых показателей инновационной деятельности в странах ОЭСР и рассмотрены аналитические и политические проблемы, связанные с этими показателями.

5. Как в первом, так и во втором изданиях использовалось определение технологической инновации - продуктовой и процессной (ТПП). Это отра­жало сосредоточение внимания на технологическом развитии всевозможных фирм, выражающемся в появлении новых продуктов и новых производст­венных процессов, и на диффузии того и другого в другие фирмы. Дискус­сия об организационных и нетехнологических инновациях была вынесена в Приложение.

6. С 1992 г. число стран, проводящих инновационные обследования возросло, охватив страны ОЭСР, большое число стран, не входящих в ОЭСР, включая Россию, Южную Африку и несколько латиноамериканских стран.

7. В настоящем третьем издании Руководства использованы сведения и опыт, полученные в результате этих обследований. Оно раздвигает рамки измерения инноваций в трех важных направлениях. Во-первых, большее внимание уделяется роли в инновационном процессе взаимосвязей между фирмами и другими организациями. Во-вторых, признается важность ин­новаций в менее наукоемких секторах, таких как услуги и низкотехноло­гичные производства. Соответственно, для лучшего описания сектора ус­луг видоизменены некоторые аспекты методики (определения инноваций и отвечающих им видов деятельности). В-третьих, определение инновации расширено путем включения двух дополнительных типов инноваций - ор­ганизационной и маркетинговой. Новым в настоящем Руководстве являет­ся Приложение с рекомендациями по организации инновационных обсле­дований в странах, не входящих в ОЭСР; это отражает тот факт, что и сре­ди них растет число стран, проводящих инновационные обследования.

8. Оценка состояния взаимосвязей расширена ввиду значимости роли перетоков знаний между фирмами и другими организациями при возник­новении и диффузии инноваций. Эти сведения помогают осветить роль ор­ганизационных структур и практик, способствующих обмену и использо-


ванию фирмами знаний во взаимодействии с другими фирмами и государ­ственными исследовательскими учреждениями. Сюда же входят формиро­вание более тесных взаимоотношений с поставщиками и совершенствова­ние приемов маркетинга для лучшей связи с потребителями. Взаимосвязи рассматриваются в отдельной главе, охватывающей разнообразие взаимо­действий - от обменов информацией при личных контактах до активного участия в совместных инновационных проектах.

9. Хотя во втором издании Руководства и предусматривался учет инно­ваций в сфере услуг, основное внимание в нем уделялось сектору матери­ального производства. Инновации в секторах, ориентированных на произ­водство услуг, могут существенно отличаться от инноваций во многих из секторов, ориентированных на производство товаров. Часто их созданию свойственны менее жесткие организационные формы, по своей природе они более напоминают улучшения и менее технологичны. Для установле­ния методических рамок, лучше подходящих для столь широкого спектра производственной деятельности, в настоящем издании должным образом изменены многие определения, термины и концепции.

10. Для того чтобы выявить весь диапазон изменений, осуществляемых фирмами для повышения своей эффективности и достижения успеха в улучшении экономических показателей, требуются более широкие мето­дические рамки, нежели для отслеживания только технологических про­дуктовых и процессных инноваций. Включение в рассмотрение маркетин­говых и организационных инноваций создает более полную картину, спо­собную отчетливее отобразить изменения, влияющие на эффективность фирмы и способствующие накоплению знаний.

11. Роль организационных инноваций подчеркивается в работе Lam (2005): " Экономисты полагают, что организационное изменение является откликом на техническое изменение, тогда как на деле организационная инновация может быть необходимым предварительным условием для по­явления технической инновации". Организационные инновации являются не только фактором поддержки продуктовых и процессных инноваций; они могут еще и сами оказывать существенное влияние на эффективность фирмы. Организационные инновации способны повышать качество и эф­фективность работы, стимулировать обмен информацией и повышать спо­собность фирмы обучаться и использовать новые знания и технологии.

12. Фирмы, кроме всего прочего, могут направлять большие ресурсы на исследование рынка и разработку новых практических приемов маркетин-


га, таких как внедрение в новые рынки или сегменты рынка и новые спо­собы продвижения своей продукции. Новые приемы маркетинга могут приобретать ключевую роль в эффективности фирмы. Маркетинг важен и для обеспечения успеха новых продуктов, а исследование рынка и контак­ты с потребителями могут играть решающую роль в разработке инноваци­онных продуктов и процессов, подсказанных спросом. Включение в рас­смотрение организационных и маркетинговых инноваций открывает воз­можности еще и для более широкого и глубокого анализа взаимодействий между различными типами инноваций, в частности значение организаци­онных изменений для получения выгод от инноваций других типов.

13. Организационные инновации обсуждались во втором издании Руко­водства, и сейчас уже есть некоторый практический опыт по сбору сведе­ний об организационных изменениях. Этот опыт включает специализиро­ванные обследования организационных инноваций (Wengel et al, 2000), результаты их включения в общие инновационные обследования (например, в Австралийское инновационное обследование 2003 г.) или введение в опросные листы отдельных вопросов по организационным из­менениям (среди прочих см. обследование CIS3 или Японское националь­ное инновационное обследование 2003 г.). Данные этого типа уже исполь­зовались в эмпирическом анализе, например в исследованиях взаимосвязей между организационными инновациями, инвестициями в ИКТ и произво­дительностью (например, Brynjolfsson and Hitt, 2000; OECD, 2004).

14. Маркетинговые инновации являются новыми для данного Руковод­ства. Хотя опыта по обследованию маркетинговых инноваций накоплено меньше, чем по обследованию инноваций организационных, вопросы об изменениях в маркетинге уже включались во многие инновационные об­следования1, и в ряде стран состоялись основательные полевые испытания приемов отслеживания инноваций этого типа.

15. Для получения полной картины инновационной деятельности необ­ходимо ввести маркетинг в общие методические рамки. Существует по меньше мере две причины для включения маркетинговых инноваций в ка­честве отдельной категории - в противоположность их объединению с ор­ганизационными или процессными инновациями. Во-первых, маркетинго­вые инновации могут быть важными для эффективности фирмы и всего инновационного процесса. Выделение маркетинговых инноваций делает возможным анализ их влияния и взаимодействий с другими типами инно­ваций. Во-вторых, определяющей характеристикой маркетинговых инно­ваций является ориентация на потребителей и рынки с целью увеличения


объема продаж и расширения сегмента рынка. Эти экономические цели могут сильно отличаться от целей процессных инноваций, с их тенденцией фокусироваться на качестве и эффективности производства. Кроме того, объединение маркетинговых инноваций в одну группу с организационны­ми инновациями было бы проблематичным в связи с тем, что некоторые виды маркетинговой практики не укладываются в концепцию организаци­онных изменений, а также потому, что это сильно " разбавило" бы данные об организационных инновациях, затрудняя интерпретацию результатов.

16. Итак, определения и концепции, вошедшие в Руководство, основы­ваются на опыте обследований в Австралии и в других странах и адапти­рованы таким образом, чтобы включить в инновационные обследования организационные и маркетинговые инновации. Определения этих типов инноваций все еще находятся в стадии разработки и являются менее усто­явшимися, чем определения продуктовых и процессных инноваций.

17. Цели и охват инновационных обследований могут различаться как углом зрения на инновации, так и уровнем детализации. Кроме того, при расширении панорамы от продуктовых и процессных инноваций до марке­тинговых и организационных появляется возможность выбрать один из нескольких подходов к организации обследования. Можно обеспечить равный охват всех типов инноваций, либо лишь частично затронуть марке­тинговые и организационные инновации, оставляя продуктовые и процесс­ные инновации в качестве смыслового ядра обзора, либо сосредоточиться исключительно на продуктовых и процессных инновациях. Настоящее Ру­ководство предлагает рекомендации, которые могут использоваться для любого из этих подходов. К тому же инновации того или иного типа могут быть обследованы более детально посредством специализированных обзо­ров.

18. Добавление организационных и маркетинговых инноваций наряду с использованием широкого определения инновации, включающего дея­тельность как по созданию, так и по заимствованию инноваций, влечет за собою возрастание доли фирм, способных в той или иной степени удовле­творять основным требованиям для признания их инновационными. По­этому необходимы методы идентификации различных типов инновацион­ных фирм, отталкиваясь от типов внедренных инноваций, инновационного потенциала и активности. Недостаточно знать только, являются фирмы инновационными или нет; необходимо знать еще, как эти фирмы занима­ются инновациями и какие типы инноваций они осуществляют.


19. Настоящая глава призвана дать общий обзор предмета и содержания Руководства в свете всего сказанного выше (см. бокс 1.1.).

 

Бокс 1.1. Структура Руководства Руководство начинается с общего обсуждения моментов, способных ока­зывать то или иное влияние на выбор показателей (глава 2): - адекватное концептуальное понимание структуры и характеристик инновационного процесса и их значения для выработки политики; - ключевые нерешенные проблемы, прояснению которых могли бы способствовать новые данные. Далее следует методологическая схема инновационных обследований: - основные определения инновации, инновационной деятельности и инновационной фирмы (глава 3); - институциональные классификации (глава 4). После этого следуют предложения и рекомендации относительно вопро­сов, подлежащих выяснению в национальных и международных иннова­ционных обследованиях: - измерение взаимосвязей в инновационном процессе, виды знаний и их источники (глава 5); - виды инновационной деятельности и их измерение (глава 6); - цели инноваций, препятствия к их осуществлению и оказываемые ими воздействия (глава 7). Руководство содержит два приложения: - инновационные обследования в странах с развивающимися эконо­миками (Приложение А); - перечень конкретных примеров инноваций (Приложение В).  

 

Факторы, повлиявшие на содержание Руководства

20. Задача настоящего Руководства - дать рекомендации по сбору и толкованию сведений об инновациях в целях применения их на практике. Одним из мотивов сбора сведений об инновациях является стремление к лучшему пониманию собственно инновационного процесса и его отно­шения к экономическому росту. Это требует как знаний об инновацион­ной активности, непосредственно воздействующей на эффективность деятельности фирм (например, через повышение спроса или сокращение затрат), так и факторов, влияющих на способность фирмы внедрять инно-


вации. Другая задача Руководства - формирование массива стандартных показателей для суждения о производительности на национальном уров­не. То и другое вместе взятое обеспечивает информацией политический процесс и открывает возможность для международных сопоставлений. Существует потребность во введении новых показателей и желание со­хранить уже существующие для временных сопоставлений. Руководство построено так, чтобы уравновесить эти разнородные потребности.

21. Как выбрать должные охват, структуру, терминологию и прочее для получения массива международно сопоставимых данных? Предметное разнообразие как специализированных, так и общих инновационных об­следований свидетельствует о том, что потенциально доступны многие ви­ды данных. Очевидно, однако, что обследование, охватывающее все воз­можные темы, было бы исключительно громоздким. Нужно, следователь­но, определять приоритеты и отбирать темы, отрасли и подходы, на кото­рых следует сосредоточиться. Здесь возникают два главных вопроса: что измеримо и что стоит измерять?

2.1. Что измеримо?

22. Инновационная активность - непрерывный процесс. Фирмы посто­янно вносят изменения в продукты и процессы и собирают новые знания, а динамический процесс труднее измерить, чем статичную деятельность. Для выявления этого процесса и его свойств Руководство дает рекоменда­ции по сбору данных об инновационном процессе вообще (например, об инновационной деятельности, затратах на нее и взаимосвязях), осуществ­лении значительных изменений в фирме (т. е. о собственно инновациях), факторах, влияющих на инновационную деятельность и результативность инноваций.

2.2. Что стоит измерять?

23. При построении системы инновационных показателей важнейшими соображениями являются информационные потребности политиков и ана­литиков. В главе 2 дается обзор этих потребностей, являющихся частью обширной информационной системы, которая помогает уменьшить неоп­ределенность последствий политических решений и на которую со време­ни выхода первого издания Руководства повлияли новые достижения в экономике инноваций.


24. Инновационная политика сформировалась как сплав научной, техни­ческой и промышленной политики. В ней принимается за аксиому, что знания во всех формах играют решающую роль в экономическом прогрес­се, а инновации являются комплексным и системным явлением. Системные подходы к инновациям фокусируют политику преимущественно на взаи­модействиях социальных институтов и интерактивных процессах, дейст­вующих при создании знаний, их распространении и применении. Термин " национальная инновационная система" был введен именно для описания этого сомножества институтов и потоков знаний. Такая теоретическая па­норама влияет на выбор вопросов, задаваемых при инновационных обсле­дованиях, и подразумевает необходимость, к примеру, исчерпывающего охвата всевозможных взаимосвязей и источников знаний.

25. Системный подход дополняет другие теории, сосредотачивающие внимание на инновационной фирме, на мотивах инновационной активно­сти и инновационной деятельности отдельной фирмы. Представления о силах, движущих инновационную деятельность на уровне фирмы, и ус­пешных инновациях, повышающих эффективность работы фирмы, явля­ются важнейшими для разработки политики. Источником соответствую­щих сведений служат ответы на вопросы о внедрении инноваций, взаимо­действии инноваций разных типов, целях инновационной деятельности и препятствиях на ее пути.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.