Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Представление о человеке в гуманистической психологии






Являясь научной дисциплиной, гуманистическая психология рассматривает человека только в его земном бытии, без перспективы вечности.

Представления гуманистической психологии о человеке выражаются следующими принципами:

1. «Принцип развития, который означает, что человек постоянно стремится к новым целям, самосовершенствованию благодаря наличию у него врожденных потребностей - стремления к самореализации, потребности в самоактуализации, желания осуществлять непрерывное поступательное развитие.

2. Принцип целостности, позволяющий рассматривать личность как сложную открытую систему, направленную на реализацию всех своих потенциалов.

3. Принцип гуманности, означающий, что человек по своей природе является добрым и свободным, и только обстоятельства, препятствующие раскрытию его истинной сущности, делают его агрессивным и отчужденным». (Харламенкова)

Таким образом, коренным отличием православной антропологии от гуманистической является то, что естество человека искажено грехом, испорчено, а не благо.

В гуманистической психологии человек рассматривается как сложная открытая система, в иерархической организации которой выделяются следующие интегративные уровни: условные рефлексы, навыки, черты личности и системы черт, образующие множественные «я» личности. (Харламенкова)

Исходя из этого посыла следующим отличием является отрицание целостности человека, присущее гуманизму. Грехопадение привело к нарушению иерархии духа, души и тела в человеке: вместо духа управлять жизнью человека стала душа, которая после падения была захвачена познанием мира и греха. (Леонов В., с. 52)

Гуманистическая психология рассматривает человеческое «я» в двух его проявлениях: «я» идеальное (то, каким человек хочет быть) и «я» реальное. Высокая степень их соответствия означает, что коммуникация (то, что человек передает другим), опыт (то, что происходит) и осознание (то, что человек замечает сам) адекватны между собой. Когда разрыв между этими параметрами довольно высок, возникает несоответствие, например, между осознанием и коммуникаций, что выражается в том, что человек не выражает своих подлинных чувств. Это может происходить из-за страха, привычки к скрытности, или по другим причинам. (Фрейджер Р., глава 14)

Большинство симптомов, описываемых в литературе по психопатологии, подходит под определение несоответствия. Конечно, внутренний конфликт сам по себе не является симптомом несоответствия. Фактически, это нормальное и здоровое явление. Несоответствие выражается тогда, когда человек не осознает конфликта, и, следовательно, оказывается не в состоянии разрешить его. Несоответствие можно наблюдать у человека, который говорит подобные фразы: «Я не могу ничего решить», «Я не знаю, чего я хочу» и «Кажется, я никогда ни на чем не остановлюсь». (Фрейджер Р., глава 14)

Причину несоответствий и внутренних конфликтов гуманистические психологи видят, опять же, вне человека: у полноценно функционирующего человека ошибки происходят из-за неверной информации, а не из-за ее переработки. (Фрейджер Р., глава 14)

Гуманистическая психология рассматривает все чувства человека как естественные проявления личности, не разделяя их на хорошие и плохие. Например, К. Роджерс не разделяет людей на больных и здоровых, нормальных и ненормальных, он пишет о способности людей воспринимать свою реальную ситуацию. (Фрейджер Р., глава 14)

Гуманистическую психологию в определенной степени также можно назвать материалистической, поскольку она также подчеркивает зависимость человека от внешнего мира: природы и общества. Вышеприведенная мысль К. Роджерса это лишь подтверждает. Но святоотеческая мысль в первую очередь обращает внимание на несвободу человека от своего внутреннего мира: страстей, влечений, потребностей.

Особое место в системе представлений о человеке занимает мотивационно-потребностная сфера. Г. Олпорт выделяет в ней два уровня мотивов: мотивы нужды и мотивы развития. А. Маслоу подробнее рассматривает иерархию мотивов (пирамида потребностей), выделяя в ней пять уровней: 1) физиологические потребности (воздух, вода, пища, сон, секс), 2) потребность безопасности, 3) потребность включенности в социальную группу, 4) потребность уважения и любви, 5) потребность в самоактуализации. А. Маслоу разработал свою пирамиду как часть общей теории мотивации, а не как систему предсказания поведения человека. (Фрейджер Р., глава 15)

«Глубокое противоречие, которое не смог преодолеть А. Маслоу (изначально полагавший, что душевно-телесные потребности человека первичны и только на фоне их удовлетворенности могут развиваться вторичные, «бытийные»), возникла потому, что Маслоу строил свою теорию на представлениях о падшей природе человека. Действительно, для падшей природы человека характерно нарушение иерархических потребностей: тело управляет душой, а душа – духом. По замыслу же Творца ведущими у человека должны быть духовные, «бытийные» потребности, чтобы дух управлял душой, а душа – телом. (Шеховцова Л., с. 81)

По мнению Маслоу, нормальные индивиды практически не страдают от внутренних конфликтов, исключая, разве только, вредные привычки. Воля должна использоваться ими в основном для развития способностей и достижения честолюбивых целей. (Фрейджер Р., глава 15)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.