Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Психология оформилась как наука в конце XIX в., до того момента знания о душе человека были рассредоточены в философии






Психология оформилась как наука в конце XIX в., до того момента знания о душе человека были рассредоточены в философии, истории, медицине. С другой стороны, целостную систему знаний о человеке имело традиционное для Европы христианство. Однако, научное знание, как правило, отвергало и не учитывало знания духовного, и психология как наука развивалась, ориентируясь, в первую очередь, на естественнонаучные дисциплины.

XIX в. в истории Европы и США стал временем триумфа научного знания и распространенной философии позитивизма. Развитие и успех естественных наук, открытие фундаментальных законов физики, химии, биологии и математики, наверное, достиг апогея. Казалось, что с помощью науки можно объяснить все явления окружающей действительности, в том числе человека. «Выраженная ориентация на позитивизм и естественнонаучную методологию была характерна для мировой и отечественной психологии на протяжении значительного периода ее развития». (Шеховцова Л, с. 18)

Параллельно с развитием науки шел процесс секуляризации общества, то есть отвержение христианских законов и организация жизни вне лона Церкви. В церковной среде врачеванием душ занимались священники-духовники. В условиях секуляризованного общества эту функцию взяли на себя психологи и психотерапевты.

Необходимость развития психотерапии и психологии была обусловлена проблемами психических расстройств и заболеваний, с которыми люди обращались ко врачам. В отличие от З. Фрейда, противопоставлявшего психоанализ религии, К. Г. Юнг заявил о том, что у религии и психотерапии одна цель – врачевание человеческих душ. Однако, имея общее поле деятельности, психотерапия и религия имеют разные цели, а именно:

1. Цель психотерапии – обеспечение психологически комфортного и цельного бытия личности в обществе; (Цель выбранной нами для рассмотрения гуманистической психологии не отличается от общей цели).

2. Цель религии – подготовка человека к встрече с Богом, которая предполагает покаяние и изменение своего «я» согласно учению Иисуса Христа.

Согласно взглядам на человека, психотерапия и религиозная (в данной работе – православная антропология) по-разному смотрят на становление и развитие человеческой личности.

После более векового господства материалистических представлений о человеке, гуманистическая психология стала совершенно новым научным направлением, противопоставившим себя психоанализу, и бихевиоризму во взгляде на природу человека.

«Представления о человеке как продукте социально-биологической детерминации связаны со сведением его жизнедеятельности к адаптации и социально-природной среде существования. Если природа человека была бы в действительности такова, то вряд ли бы гуманистическая психология обнаружила у человека потребность в самоактуализации, бытийственные потребности (А. Маслоу) и одновременно – явления наркомании, алкоголизма и суицида на фоне удовлетворения материальных и социальных потребностей (В. Франкл)». (Шеховцова Л., с. 18)

В данной работе мы попытаемся объяснить общее и различное в понимании развития личности в гуманистической психологии и православной антропологии.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.