Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зарождение науки, изучающей проблемы голоса






Введение

 

«Невозможно слишком много размышлять о речи. Она, как ничтодругое, доказывала, что в жизни человека является могучей силой» МаксДессуар.

 

Сегодня логопедия – отрасль педагогической науки.

Она изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

Рассмотрение исторического аспекта изучения нарушения голоса имеет большое практическое значение, так как позволяет выделить направления развития логопедии, которые являются перспективными в плане их развития на сегодняшний день.

Впервые вопросы коррекции недостатков речи нашли отражение в работах по сурдопедагогике, относящихся в семнадцатому веку (в то время понятие глухонемоты еще мало отличали от слухонемоты и других дефектов речи у слышащих).

Со второй половины 19 века изучение недостатков речи при нормальном слухе приобретает самостоятельное, но, по преимуществу, медицинское содержание: исправление речи стали рассматривать как лечебную процедуру, которая проводилась врачами или медицинскими сестрами.

Логопедия, рассматривая фонопедию, опирается на достоверные научные данные, приобретенные человечеством за огромный промежуток времени. Поэтому фониатрия стала самостоятельной медицинской специальностью. В работе рассмотрено развитие основ фониатрии на основе работ зарубежных ученых, которые работали как над проблемами голосообразования взрослых, так и детей. Большой практический опыт этих специалистов позволил создать уникальные системы восстановления звучности речи у людей, страдающих недостатками гортани, что помогло поставить практику фониатрии на высокий уровень.

 

 

Зарождение науки, изучающей проблемы голоса

 

Со времен глубокой древности прослеживаются процессы становления науки, посвященной проблемам изучения голоса. Речь человека и его голос как средства коммуникации во все времена рассматривались в тесном единстве.

Риторика – дисциплина, в задачи которой входило формирование правильной речи, выносливого красивого голоса, умения логично излагать свои мысли, убедительно вести полемику. В системе образования Древней Греции риторике отводилось важное место. Имя Демосфена (ок. 384 – 322 гг. до н.э.) вошло в историю не только как имя великого оратора Древней Греции, но и как имя человека, сумевшего устранить с помощью специальных тренировок дефекты собственной речи. Гиппократ (ок. 460-ок. 370 гг. до н.э.), Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.), Гален (ок. 130 – ок. 200) изучали недостатки речи людей. Ими также были сделаны попытки описать строение человеческой гортани. Обратимся к средневековью.

Известный ученый Авиценна (Ибн Сина, ок. 980-1037) достаточно подробно рассмотрел заболевания и способы лечения голосового аппарата в своем фундаментальном труде «Канон врачебной науки». В 1024 году он завершил фонетический трактат, в котором были рассмотрены многие проблемы голосообразования. В своем трактате Авиценна объяснил причины возникновения звука и процессы его восприятия органами слуха, анатомию и физиологию функционирования голосоречевых органов, дал физиологические и акустические характеристики фонем. Авиценной отводилось особое значение в механизме голосообразования голосовым складкам. Ученый указывал на их активную роль в фонации. В своих трудах ученый подчеркивал взаимосвязь функций головного мозга человека и голосового аппарата.

Таким образом, зарождение науки, посвященной проблемам изучения голоса и его патологии можно отнести ко временам Древней Греции.

 

 

2. Возникновение ларингоскопии и выделение фониатрии в самостоятельную медицинскую специальность.

 

Возникновение оперы в конце шестнадцатого столетия как нового музыкального сценического жанра во Флоренции ознаменовала новый этап в процессе становления науки, изучающей нарушения голоса. Для исполнения оперных партий артист должен был обладать не только хорошими вокальными данными, но и большой выносливостью голосового аппарата. В противном случае у певца наступало переутомление, и как следствие, возникали нарушения голоса, которые уже можно было считать профессиональными.

Выявление характерных для певцов специфических заболеваний, высокие требования к мастерству и качеству исполнения вынуждали специалистов пристально изучать физиологию голосообразования, а также искать пути совершенствования голосовых возможностей оперных певцов и способов устранения дефектов в случае их появления. Первые исследования голосового аппарата проводились исключительно на изолированной гортани трупов.

Немецкому физиологу И. Мюллеру такие исследования в 1840 году помогли установить, что оформление звука зависит от строения не только гортани, но и надставной трубки. В это время оставались недоступными исследования гортани живого человека. Прорыв в исследовании гортани живого человека был сделан в 1855 году певцом и вокальном педагогом Мануэлем Гарсией. Он впервые применил для осмотра гортани зеркало, изобретенное английским врачом – стоматологом Листоном. Благодаря этому появилась возможность осматривать гортань и колеблющиеся голосовые складки живого человека. Такой метод исследования получил название «ларингоскопия» - от греческого laringis – гортань и scopia – «смотрю». Ларингоскопия сохранилась и по сей день. Однако, по мнению болгарского фониатра И. Максимова (1987), еще рано было говорить о становлении фониатрии. Фониатрия – медицинская наука о лечении голосового аппарата. Это абсолютно закономерно. Ведь все исследования касались нарушений речевой и вокальной функций различной этиологии, попыток их устранения совместными усилиями врачей и логопедов. Максимов назвал этот этап в исследованиях «реабилитационно педагогическим».

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.