Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новогорьковский нефтеперерабатывающий завод






 

Завершившаяся Великая Отечественная война ставила перед страной новые цели. Для подъема народного хозяйства требовалась новая техника. Особую стратегическую важность приобрели топливные ресурсы, вследствие чего в СССР появилась масштабная программа строительства в важнейших промышленных регионах страны нефтеперерабатывающих заводов.

Судьбу Кстовского района Горьковской области решило Постановление Совета Министров СССР от 9 октября 1950 г. За ним в мае 1951 г. последовал приказ по Министерству нефтяной промышленности, в котором отмечалось, что Горьковская область – признанный центр транспортного машиностроения и здесь на самом современном оборудовании должен быть возведен Новогорьковский нефтеперерабатывающий завод (НГ НПЗ) — крупнейшее нефтехимическое предприятие страны с законченным циклом переработки нефти. Положение о дирекции строящегося Новогорьковского нефтеперерабатывающего завода появилось 10 июня 1951 г. Под строительство НГ НПЗ отводилось 1607, 23 гектаров колхозных и государственных земель.

Исполнение проекта было поручено тресту №37 «Стройгаз» Минмашстроя. В июне 1951 г. было обозначено расположение временных подсобных сооружений, необходимых для строительства завода, а также автодорог, подъездных железнодорожных путей и жилых домов. Работники треста приступили к возведению расположенной между Волгой и Кстово промышленной базы №2, включавшей в себя растворный узел, асфальтовый завод, автобазу, склады, конный парк, ремонтные мастерские, квартал из 18 щитковых домов, магазин и другие объекты. Одновременно велась прокладка автодороги, которая должна была связать промплощадку с шоссе Горький-Казань.

Со второй половины 1952 г. работы продолжил вновь созданный строительный трест №114, завершивший объекты промышленной базы №2 и приступивший к сооружению промышленной базы №1 близ будущего поселка Южный. Осенью 1953 г. уже работали асфальтобетонный завод, котельная, лесопильный цех, в ноябре началось строительство Кстовского порта, а в декабре приступили к возведению газогенераторной и главного заводского корпуса. В декабре 1956 г. дала первый ток Новогорьковская ТЭЦ, а с 1957 г. завод был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.

Первыми руководителями строившегося предприятия стали П.А. Чириманов и П.А. Казинский. Павел Андреевич Чириманов, до приезда в Кстово поработавший главным инженером завода «Нефтегаз №2» в городе Горьком, с 12 сентября 1951 г. до 1 января 1953 г. исполнял обязанности директора завода, затем до мая 1960-го был главным инженером. Химико-технологический факультет Горьковского индустриального института он закончил еще в 1935-м, был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», к которой впоследствии добавились орден Трудового Красного Знамени и Бронзовая медаль ВДНХ СССР.

Первым директором НГ НПЗ с 1 января 1953 г. был назначен Виталий Семенович Едренкин. Выпускник Московского нефтяного института имени академика И.М. Губкина, перед приездом в Кстово он работал директором Ростовского-на-Дону нефтемаслозавода.

Во второй половине 1950-х годов строительство предприятия вступило в финишную фазу. 25 июня 1957 г. издается приказ №106, которым директор B.C. Едренкин утвердил первую производственную структуру НПЗ. Была установлена следующая нумерация цехов: №1 — установки АВТ и ЭЛОУ, №2 — установки термического крекинга, №7 — производственно-товарный цех, №8 — ремонтно-механический цех, №9 — Центральная заводская лаборатория, №10 — цех контроля и автоматики, №11 — электроцех, №12 — паросиловой цех, №13 — цех водоснабжения и канализации, №14 — дорожно-транспортный цех, №15 — хозяйственный цех.

Сердцевиной всей заводской инфраструктуры являлся цех №1, занимавшийся подготовкой и первичной переработкой нефти. Образован он был в июле 1957 г. Первым его начальником стал О.М. Червонный, заместителем назначили Н.Ф. Коваленко, а старшим цеховым механиком — Моисей Овсеевич Шкляревский.

Орёл Михайлович Червонный в 1953 г. с отличием окончил Московский нефтяной институт имени И.М. Губкина. Отработав четыре года на Новокуйбышевском НПЗ, в апреле 1957 г. он приехал на НГ НПЗ. В Благодаря его инициативе на стадии проектирования были скомбинированы процессы обессоливания и обезвоживания нефти в пределах одной установки АВТ+ЭЛОУ.

В июне 1959 г., в эксплуатацию вошли установки ЭЛОУ-3 и АВТ-2. Первым начальником ЭЛОУ-3 назначили Константина Александровича Журавлева, механиком с ним работал Владимир Николаевич Голованов. Начальником АВТ-2 стал выпускник Губкинского института Абрам Шлемович Дехтерман — впоследствии он работал заместителем начальника и начальником различных заводских цехов, защитил кандидатскую диссертацию, на его счету числилось более 60 рационализаторских предложений и 12 изобретений.

С июля 1957 г. в заводской структуре появился цех №2 — цех термического крекирования. Начальником его был назначен Алексей Иванович Ващанов. Должность старшего механика цеха занял выпускник Губкинского института Владимир Михайлович Полунин, через несколько лет участвовавший в разработке способа производства экспортного парафина и награжденный орденом Октябрьской Революции.

Установки термического крекинга ТК-1 и ТК-3 цеха №2, на которых получали высокооктановые компоненты для автобензина, приняли в эксплуатацию, соответственно, в августе 1958 и в декабре 1961 гг. Командовал обеими губкинец Юрий Филиппович Попов. Установка ТК-2 вступила в строй в июне 1959 г., так же возглавляемая губкинцом Качаком Данияловичем Ибрагимовым.

С июля 1957 г. действовал производственно-товарный цех №7. В июле 1958 г. Госкомиссия приняла в эксплуатацию парки смешивания бензина. В августе 1958 г. запустили этилосмесительную установку (ЭСУ).

 
 

Новогорьковский нефтеперерабатывающий завод вступил в эксплуатацию 23 августа 1958 г., когда с ТСБ отправился первый эшелон продукции. Как было принято, состоялся праздничный митинг.

В 1959 г. мощность предприятия по первичной переработке нефти увеличилась практически в два раза. В эксплуатацию вошли АВТ-2, ТК-2, ЭЛОУ-3, битумная установка, которая начала выпускать строительные и дорожные битумы различных марок.

В связи с несовершенством современных технологий, первые годы существования НГ НПЗ были связаны с множеством трудностей. На установках ЭЛОУ для обезвоживания и обессоливания нефти в качестве деэмульгатора использовался нейтрализованный черный контакт. Работали в две ступени, процесс был неустойчивый. Очистные сооружения цеха № 13 с очисткой стоков не справлялись, требовались эффективный деэмульгатор и подготовка нефти на промыслах.

Непросто приходилось работать и на установках АВТ на плохо подготовленной обессоленной нефти. Шла большая коррозия трубопроводов и аппаратуры. Из-за присутствия воды в нефти режим в ректификационных колоннах АВТ был неустойчивым. Для защиты от коррозии в нефть подавали раствор соды и щелочи, но это мало помогало и приводило к закоксовыванию печей на установке ТК-1.

Однако, вскоре ситуация с деэмульгаторами изменилась к лучшему. Дзержинские химики по заказу Минобороны вырабатывали высокоэффективные деэмульгаторы. Вопрос с большими усилиями «пробил» в Москве главный инженер завода 3. А. Бернадюк. С первыми же килограммами этих деэмульгаторов улучшилось качество обессоленной нефти, стабилизировалась работа ЭЛОУ-1, ЭЛОУ-2, ЭЛОУ-3, АВТ-1, АВТ-2 и ТК-1, ТК-2. Заработали очистные сооружения, был снят вопрос об остановке завода из-за плохих стоков, сбрасываемых в реку Волгу, улучшилась подготовка нефти. Начальник установок ЭЛОУ-1, ЭЛОУ-2, ЭЛОУ-3 А. Ф. Корж совместно с ВНИИНП разработал и внедрил в качестве 3-й ступени обессоливания и обезвоживания нефти горизонтальные электродегидраторы, за которые потом участники разработки и внедрения были награждены золотыми и серебряными медалями ВДНХ.

В 1961 году была внедрена биологическая очистка сточных вод ЭЛОУ, сбрасываемых в Волгу, разработан и осуществлен проект комбинированной установки АВТ+ЭЛОУ при значительном повышении ее производительности.

Установка АВТ-3 введена в 1962 г. (начальник установки А. Г. Сыресин, механик Г. М. Тюрин, старшие операторы Д. Д. Лялин, В. П. Фролов, А. Космынин, А. М. Брусникин, И. С. Базелишен, А. М. Сутырин). Тогда же впервые в нефтеперерабатывающей отрасли на заводе по инициативе бывшего начальника цеха № 1 О. М. Червонного были размещены на одной площадке и скомбинированы процессы ЭЛОУ и АВТ.

Установка каталитического риформирования бензинов Л-35/5 (нового типа — первая в стране), предназначенная для получения высокооктанового бензина А-72, принята в эксплуатацию в декабре 1963 года.

АВТ-4 введена в 1964 г. (начальник установки В. П. Кузяев, механик Ю. И. Степанов, старшие операторы В. В. Шаронов, П. А. Соболев, К. Ф. Журавлев, В. И. Киселев, Н. И. Смоляков, В. С. Галата).

Впервые в СССР кстовские заводчане отработали технологию получения индивидуальных ароматических углеводородов с растворителем ДЭГ. Сначала в январе 1965 г. заработали установки гидроочистки Л-24/6 и Л-24/7, предназначенные для очистки дизельного топлива от сернистых соединений. Через короткое время был образован цех гидроочистки дизельных топлив №21.

В июне того же года на заводе произвели пуск первой в стране установки 35/6 каталитического риформирования бензинов с выделением индивидуальных ароматических углеводородов и получением бензола и толуола. Тогда же ввели в строй первую очередь цеха изготовления серной кислоты из сероводорода и отходящих газов при гидроочистке дизельных топлив и сероочистке газов термического крекинга.

Одной из сложнейших проблем цеха № 1 в 1960-1965 гг. стал выпуск качественного авиакеросина ТС-1. Тогда это был самый востребованный нефтепродукт. Сложность заключалась в том, что в перерабатываемой нефти содержались нафтовые кислоты, присутствие которых в авиакеросине вызывало коррозию авиадвигателей. Требовалась досушка керосина. Проблему решил заместитель главного инженера Г. В. Коняев. По его предложению построили небольшую установку по осушке керосина воздухом.

После перевода завода на переработку западно-сибирской нефти отпала необходимость в защелачивании и водной промывке керосина. Главный инженер 3. А. Бернадюк доказал это министерству и институтам, и защелачивание, водную промывку и осушку керосина исключили из требований технологии по производству авиакеросина.

В 1972 г. было закончено строительство установки АВТ-5 мощностью три миллиона тонн в год. Начальником цеха № 1 в это время работал — Н. М. Митекин, старшим инженером — А. И. Соловьев, начальником установки Д. Д. Лялин, затем В. С. Малясов, механиком — Я. Ф. Бобров, старшими операторами — Ю. Б. Шепарский, В. П. Фролов, А. И. Чиркунов, В. И. Биккулов. Проект имел много недостатков, персонал установки устранял их совместно с проектировщиками.

После ввода в эксплуатацию установки АВТ-5 мощность завода по переработке нефти достигла 14 млн. тонн в год.

 
 

Несмотря на это, Правительство СССР и Миннефтехимлром приняли решение о строительстве на Новогорьковском заводе установки АВТ-6 мощностью шесть миллионов тонн в год с вводом в 1975 г.

В эксплуатацию она вошла в планируемые сроки. Начальник цеха — А. М. Титов, старший инженер цеха — Д. Д. Лялин, И. Г. Моисейченко, начальник установки — Ю. Ф. Коваленко, механик установки — А. А. Покровский, старшие операторы — Ю. Б. Шепарский, Н. И. Смоляков, А. Калинин, В. Т. Елин.

В 1973 г. НПЗ на 4, 5 года раньше намеченного срока переработал юбилейную стомиллионную тонну нефти. В год своего 25-летия завод переработал юбилейную, трехсотмиллионную тонну нефти. За четверть века объем производства на заводе возрос в 10, 8 раза, а общая мощность установок более чем в 24 раза стала превышать мощность пускового комплекса 1958 г.

В 1981 г. одиннадцать видов нефтепродуктов завод выпускал с Государственным знаком качества, и около 30 % товарной продукции отвечало требованиям высшей категории качества. За 11-ю пятилетку заводчане освоили 81 млн. рублей капиталовложений. За счет внедрения метода взаимозаменяемого оборудования на заводе повысили производительность труда на 12 %.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.