Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рауль Дюфи. 14 июля в Гавре. Улица, украшенная флагами. Париж, Национальный музей современного искусства, Центр Помпиду







3. Западный авангард

Традиционное искусство занимало в духовной жизни западного общества значительное место, но оно не находилось в центре общественного внимания. В этом отношении оно уступало модернизму и нарождавшемуся авангарду.
Авангардизм явился прямым продолжением модернизма, с которым у него имеется много общего. Но если в модернизме много двойственности, непоследовательности и противоречивости, то авангардизм оказался более последовательным и цельным. Можно сказать, что авангардизм – это модернизм, обращённый к обществу и науке и устремлённый в будущее.
Стиль «модерн» (1880-1910) наибольшее распространение получил в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Представители «модерна» широко использовали современные технико-конструктивные возможности (Х.Ван де Вельде в Бельгии, Й.Ольбрих в Австрии, А.Гауди в Испании, Ч.Макинтош в Шотландии).
Фовизм (1905-1908) стал первым течением авангардизма. Фовисты (А.Матисс, М.Вламинк, А.Дерен, А.Марке) поставили перед искусством задачу «изобретать реальность», «заново создавать мир», следуя внутренним желаниям. Главной целью для них становится выразительность, поиск чистых средств выражения. Превыше всего ими ценится чистый цвет. Фовизм ощутимо усилил значение личностного, субъективного начала в искусстве. Фовисты искали новые возможности живописи, используя экспрессивные мазки и всё более натуральные цвета. Они оказали мощное влияние на экспрессионизм, но в их работах отсутствовал его эмоциональный накал. «Радость жизни» Матисса (1906) отличается пасторальной красотой, но живые розовые, жёлтые, оранжевые тона, упрощённость рисунка придают её такую потрясающую новизну, что эта картина сделала Матисса лидером авангарда. К 1908 году группа фовистов распалась.
Экспрессионизм (1905-1920) получил широкое международное распространение, хотя представляет собой прежде всего немецкое явление. Основными его представителями стали художники Э.Кирхнер, Э.Нольде, М.Пехштейн, Ф.Марк, П.Клее. Экспрессионизм более решительно порывает с традиционным искусством, более открыто устремлен в будущее. Само его название указывает на то, что главным для него выступает экспрессия, выразительность. Экпрессионисты использовали искажённые формы и кричащие цвета, одной из главных тем был стресс.
В 1911 году в Мюнхене возникла группа экспрессионистов Синий всадник, которую основал Ф.Марк вместе с Василием Кандинским. Их подход к жизни и искусству был более разнообразным и лиричным; вера в то, что живопись может передать духовную сущность природы. Ф.Марк написал «Желтых лошадей» в 1912 году. Художник погиб под Верденом во время Первой мировой войны.
Экспрессионизм в театре был бунтом против реализма, он принёс на сцену напряжение, деформирующие реальность произведения. Это ярко проявилось в трилогии немецкого драматурга Георга Кайзера (1878-1945) «Газ».
Кубизм (1908-1930) – одно из главных течений авангардизма. Его представители – П.Пикассо, Ж.Брак, Ф.Леже, Р.Делоне – исповедуют настоящую страсть к эксперименту, поиску новых выразительных средств и приёмов. Искусство для них выступает как творчество пластических форм, наделённых самостоятельным бытиём и значением. Большое полотно в совершенно новом стиле «Авиньонские барышни» Пикассо (1907) ознаменовало собой начало нового направления. Пикассо отказался от традиционных правили перспективы, чтобы одновременно показать объект с разных точек зрения, разбив изображение на несколько взаимосвязанных планов.
Футуризм (1909-1925) стал одним из самых радикальных вариантов авангардизма. Наибольшее распространение он получил в Италии, где его представителями были Ф.Маринетти, У.Боччони, Дж.Балла, Л.Руссоло. Футуристы провозгласили полный разрыв не только с искусством, но и со всей культурой прошлого. Они выступили с прославлением индустриальной цивилизации и современного большого города; восхищались современностью, обещавшей блестящее будущее, полное машин, скоростей и динамизма. Футуристы видели, назревает война, и приветствовали её, веря, что она сметёт всё старое и отжившее. Художники использовали перенятые у кубистов технические приёмы.
Движение футуристов распалось во время Первой мировой войны.
Ужасы войны у многих вызвали отвращение к культурному наследию прошлого. Сразу после войны реакция выразилась в трёх основных вариантах:
- глубокая озлоблённость, потеря иллюзий, нашедшая выражение в иконоборчестве;
- ощущение освобождения и радости, жажда жизни после пережитых ужасов войны. Это выразил ар деко, изящный стиль счастливой эпохи джаза;
- выражение нового устройства мира, изменение его.

Во время войны центр культурной жизни переместился в Цюрих, ставший домом для многих писателей, художников, музыкантов и революционеров. Возникло художественное течение, высмеивающее всё подряд, которое было названо словом «дада», наугад выбранным в словаре и в детской речи означавшим лошадку. Например, эльзасский художник Ж.Арп прославился своими коллажами из беспорядочно разбросанных кусочков цветной бумаги. А французский художник М.Дюшан (1887-1968) выставлял в качестве произведений искусства обычные изделия промышленности вроде «Велосипедного колеса» (1913).
В Германии был основан Баухауз архитектором В.Гропиусом (1883-1969). Это искусство, дизайн, технология и архитектура объединились под одной крышей. Баухауз стремился сделать современный дизайн доступным простым людям. Яркие краски и дерзкие формы – его черты. Нацисты предали анафеме модернистские работы Баухауза и закрыли в 1933 году.
Картины австрийского художника Г.Климта, одного из основателей Венской Сецессии, например «Девушки» (1912-1913), воплотили подавленный эротизм. Сецессия означает раскол. Радикальные художники заявили о своем размежевании с традициями. Г.Климт создавал панно и картины, сочетавшие оригинальность композиции с мозаичной декоративностью. Его ученик Э.Шиле (1890-1918) обратился к выражению могучего и волнующего животного начала жизни.
Венская Сецессия объединяла не только живописцев, но и архитекторов, дизайнеров. Дворец Стокле (1905-1911) в Брюсселе, построенный Й.Хофманном (1870-1956), состоящий из множества прямоугольных форм, выделяется простотой и рациональностью. Архитектура Венской Сецессии была важнейшим звеном в цени, связывавшей ар нуво с модернистской архитектурой, возникшей после Первой мировой войны.
Художественная фотография. Художники-авангардисты 20-х годов, в первую очередь дадаисты, придали фотографии самостоятельное художественное значение. Дадаист М.Рэй (1890-1976) делал полуабстрактные работы, манипулируя с фотографиями, которые называл фотограммами. Художник Дж.Хартфильд (1891-1968) изготовлял коллажи из обрезков фотографий (фотомонтаж). Работы Тины Модотти (1896-1942) отличает синтез композиции и социально-политического звучания. Её произведение «Снова» отражает судьбу женщины, обречённой на бесконечное вынашивание и выкармливание детей.
Стиль ар деко был блестящим и роскошным. Дизайнеры использовали его для создания дорогой мебели из полированного красного и черного дерева с блестящей обивкой. Открытие в 1922 году гробницы Тутанхамона внесло оттенок экзотики, стиль использовался в отделке кинотеатров, появление которых носило массовый характер. Огромные залы строились в Европе с использованием египетских, мавританских и ацтекских мотивов.
Сюрреализм (1924-1940) – последнее значительное течение европейского авангарда. Основные его представители – А.Бретон во Франции, С.Дали в Испании, Р.Магритт в Бельгии, Г.Мур в Англии. Сюрреализм опирается иррационализм и алогизм, концепцию бессознательного З.Фрейда. Он стал воплощением крайних форм субъективизма. Сюрреалисты создали свой, новый взгляд на мир. Французский поэт А.Бретон (1896-1966) в 1924 году опубликовал первый Манифест сюрреализма, первоначально возникшего как литературное направление. Бретона поддержали и другие поэты – П.Элюар (1895-1952) и Л.Арагон (1897-1982). Они экспериментировали и создавали прозу и поэзию, записывая все, что придёт им в голову в момент вдохновения. Сюрреализм нашел воплощение также в искусстве театра и кино.
Термин «ар нуво» использовал дизайнер Анри Ван де Вельде (1863-1957) в 1894 году, но затем он стал общепринятым, особенно в Англии и Франции. В Германии его называют югендстиль по имени журнала «Югенд». В Италии он известен как стиль либерти по названию лондонского магазина. Это новый стиль декоративного искусства, вдохновленный мотивами живой природы, павлинами, лилиями, развевающимися волосами, сложным переплетением линий.

Литература модернизма. Образцом для писателей послужило творчество француза М.Пруста (1871-1922), в чьем романе «В поисках утраченного времени» герой воспринимает реальность через призму субъективного опыта и своей памяти. В «Улиссе» ирландца Дж.Джойса (1882-1941) внутренний мир главных героев передаётся через калейдоскоп образов, впечатлений и чувств. Внутренний мир человека детально передал австрийский писатель Ф.Кафка (1883-1924). Романы «Процесс» и «Замок» отражают закоулки подсознания человека, загнанного в бюрократические ловушки.

Морис де Вламинк. Берег реки. Париж, Национальный музей современного искусства, Центр Помпиду


4. Западная культура второй половины XX века.

Научно-техническая революция середины XX века вызвала коренные изменения как в производстве, так и во всём обществе:
- переход от индустриальной к постиндустриальной цивилизации. Многие традиционные отрасли промышленности – угледобыча, машиностроение и др. – в той или иной степени уступили место высоким и тонким технологиям. Благодаря этому резко возросла эффективность производства, что позволило сделать его массовым, т.е. способным удовлетворить материальные потребности подавляющего большинства членов общества;
- общество становится постиндустриальным и массовым. Таковым его делает как массовое потребление, так и новейшие СМИ;
- культура подразделяется на три основные составляющие: гуманитарную (традиционную), научно-техническую (интеллектуальную) и массовую.

Влияние традиционной гуманитарной культуры в целом падает, но она сохраняется и продолжает развиваться.
В послевоенную эпоху писатели стремились найти средства, способные развить эксперименты модернистов межвоенных лет и в то же время отразить современное состояние мира. Французские писатели работали над тем, что назвали «новый роман». Его представители: Н.Саррот, Ален Роб-Грийе, М.Бютор, новый роман строит картину мира, воспроизводя калейдоскоп впчатлений, порой очень детальных, и казалось бы, излишних.
В 70-е годы – в связи с появлением идеологии неоконсерватизма – статус религии начинает заметно повышаться. Возникает движение за религиозное обновление, за возврат к традиционным, добуржуазным ценностям, к протестантской этике с её аскетизмом и самоограничением, к возрождению религиозных корней культуры.
Усиливается критика гедонизма потребления с его культом физических удовольствий и наслаждений.
В искусстве ее представляет главным образом реализм.
Искусство второй половины XX века представляют:
- французскую литературу: М.Дрюон, Э.Базен, Ф.Саган, Ж.Сименон;
- швейцарскую: Г.Гессе, Ф.Дюрренматт, М.Фриш;
- немецкую: Г.Белль и Г.Грасс;
- английскую; Дж.Осборн и Дж.Брейн, А.Мердок, Г.Грин.

Широкую популярность приобрела научная фантастика (Р.Бредбери).
Кино и течением неореализма прославилось итальянское искусство (Р.Росселини, Л.Висконти, Дж. Де Сантис, Ф.Феллини).

Развитие научно-технической литературы отмечено не только грандиозными успехами и достижениями, но и такими проблемами как:
- разрыв между современной наукой и средним уровнем знаний. Наука является доступной для довольно узкого круга людей – интеллектуалов и как культура недоступна подавляющему большинству людей;
- трудности всеобщего освоения компьютера и всего комплекса современной бытовой техники.

При всём многообразии возникших в 50-70-е годы течений, к научно-технической и интеллектуальной культуре прежде всего относится неомодернизм, поскольку он непосредственно связан с новейшей техникой и технологиями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.