Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пожалуйста, предупредите учителя, что специалисты категорически против проверки скорости чтения у заикающихся школьников.






 

 

 
 


Не ставьте перед собой цель добиться того, чтобы у вашего ребенка была речь оратора. Недаром в психологии существует понятие демосфенова комплекса — желание ценой сверхусилий не только преодолеть недостаток

 
 

речи, но именно в этой области утвердить свое превосходство.

 

 


Знаменитый афинский оратор Демосфен страдал тяжелой формой заикания. Он был впечатлителен, робок, говорил тихо и неуверенно, но во что бы то ни стало решил стать оратором. Сначала он мог свободно произносить только те речи, которые выучивал наизусть; но чтобы совсем избавиться от заикания, он делал дыхательные упражнения, старался произнести на одном выдохе несколько предложений, читал вслух стихи, поднимаясь на крутую гору, говорил при шуме морских волн, пытаясь перекричать их.

Демосфен добился признания, стал выдающимся оратором, вождем политической группировки. Если и вы не можете отказаться от честолюбивых планов, то трудитесь с таким же упорством, как это делал Демосфен, то есть посвящайте работе над речью много часов в день. Но не забудьте, что чрезмерное тщеславие нельзя отнести к лучшим человеческим качествам. Известно, что Демосфен, избалованный славою, не смог перенести политической неудачи и покончил жизнь самоубийством.

При всей необходимости использовать приемы, улучшающие речь, нет ничего важнее благоприятной атмосферы в доме, дружественных усилий всех членов семьи.

Иллюстрацией этого может служить письмо матери, которое приводит в своей книге «Заикание» известный американский логопед Вэн Райпер:

«Дорогой Доктор!

Вы просили меня записывать, что я делаю в течение дня, чтобы помочь Биллу избавиться от заикания.


Как я говорила, мне кажется, сейчас он полностью перестал заикаться. Правда, иногда он запинается, но не чаще, чем я, как обычно запинаются люди, когда они не совсем точно знают, что хотят сказать. В общем его речь сейчас совсем не отличается от речи других людей. Уже более трех месяцев, как нет никаких оснований для беспокойства.

Вы просили меня написать, какие проблемы мы с мужем обсуждаем, когда Вилл ложится спать.

Нам тяжело было осознавать, что Билл заикается. Сначала мы с мужем просто сидели и молчали. Потом лед тронулся, и мы решили ответить себе на следующие вопросы:

1. Раздражали ли мы друг друга, дулись ли друг на друга или на Билла? Когда и почему?

2. Не говорили ли мы слишком быстро и чересчур много? Не начинал ли Билл подражать нам в этом?

3. Не давили ли мы на него, задавая слишком много вопросов, не вовлекали ли его в сложные беседы? Боже, мы почти каждый день так поступали. Опять и опять, несмотря на самые благие намерения.

4. Не перебивали ли мы его, не прерывали ли его речь, кивая головой, прежде, чем он закончит фразу? Было ли так, что занятые делами, мы недостаточно внимательно слушали его? Увы, мы допускали такие промахи.


5. Говорили ли, как сильно мы его любим, как он нам нужен? Боюсь, что недостаточно.

6. Не слишком ли мы его ругали, наказывали? Не создавали ли у него впечатление, что он недостаточно хороший? Каждый день что-нибудь такое случалось.

7. Давали ли мы ему возможность подурачиться, посердиться, попросту побыть ребенком? Мы находили, что ежедневно оказывались для бедного ребенка «затычкой».

8. Не использовали ли мы телевизор, чтобы Билл успокоился, хотя было множество других способов добиться этого?

9. Не ожидали ли мы чересчур многого от ребенка? Да, каждый день, чуть ли не каждый час.

10. Видел ли мальчик наше огорчение, когда он заикался? Это то, что было труднее всего изменить.

Эти вопросы мы задавали себе каждый вечер. Пожалуй, это самое важное из того, что мы сделали.

Кроме того, мы сами стали говорить медленнее и спокойнее. Я теперь говорю меньше и не так быстро. Это тоже было очень трудно изменить.

И, наконец, что интересно, мы стали гораздо спокойнее и счастливее».


Итак, мы видим, сколь благотворны результаты, если все члены семьи стараются улучшить эмоциональную атмосферу в доме.

Постарайтесь быть благодушны. (Владимир Даль: «Благодушествовать — наслаждаться физическим и нравственным спокойствием».)

Конечно, самые прекрасные советы не должны подменять здравый смысл. И не бойтесь доверять своему материнскому инстинкту.

ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ЗАДАЮТ РОДИТЕЛИ

* Вопрос: Может ли ребенок отвечать на уроке, или попросить учителя спрашивать его после уроков или письменно?

* Ответ: Хорошо, если ребенок сам скажет, как он хочет отвечать. Лучше всего, если учитель будет доволен кратким ответом на поставленный вопрос («Да» или «Нет»). Это позволит ребенку избежать запинок, но наравне с другими участвовать в учебном процессе.

* Вопрос: Можно ли изучать иностранный язык?

* Ответ: Занятия иностранным языком улучшают память, внимание, артикуляцию. Обычно они начинаются с заучивания слов, коротких предложений, стихов. Скорее всего при их произнесении запинки не возникнут. Дети более тщательно продумывают то, что они собираются сказать. Эта привычка может перейти и в родную речь. Недаром еще в начале XIX века известный французский психиатр Итар советовал поручить воспитание заикающегося ребенка няне-иностранке.


* Вопрос: Что делать, если ребенка дразнят?

* Ответ: Надо попробовать объяснить тому, кто дразнит, как это некрасиво. Но не менее важно, чтобы дети знали, что есть гораздо более интересные для размышления вещи, чем мысли о том, кто и что о тебе думает. Нужно, чтобы ребенок был чем-то по-настоящему увлечен. Позаботьтесь о том, чтобы у него нашлись такие интересы (книги, коллекционирование, спорт, уход за домашними животными и т.п.), которые занимали бы его внимание. Тогда обида не покажется столь значительной. Скорее всего, собственная увлеченность даст ребенку чувство превосходства перед теми, кто придает значение второстепенным качествам. И, естественно, при таком равнодушном отношении у тех, кто дразнит, пропадет интерес к этому.

* Вопрос: Какие виды спорта предпочтительнее?

* Ответ: Полезнее всего заниматься теннисом, плаванием. Именно эти виды спорта лучше других снимают напряжение, улучшают дыхание.

Такие виды спорта, как бокс, хоккей, футбол усиливают напряжение и нарушают дыхание.

Остальные виды спорта не противопоказаны.

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ИНТЕРЕСНО И ЛЕГКО! [3]

«Для изучения букв есть много способов, и все они хороши, если ученик не скучает».

Л. Н. Толстой

(«Статья для учителя»)

Как научить ребенка читать? С чего начать? Учить читать целыми словами? Объяснить, как из букв получаются слоги?

На эти и многие другие вопросы я пыталась ответить более 20 лет назад, когда начала индивидуально заниматься с заикающимися детьми (из опыта логопедической работы известно: речевые нарушения преодолеваются успешней, если ребенок уже умеет читать). С большей частью детей 5-6 лет особых проблем не возникало. Почти все они знали буквы, знали, что из них получаются слоги. Но дети 3-4 лет не знают букв, и я не представляла себе, как им объяснить, что такое слог.

Решила начать с обучения чтению целыми словами — с так называемого «глобального» чтения. Для этого на карточках размером в треть тетрадного листа писала короткие слова, обозначающие хорошо известные ребенку предметы, например: ДОМ, ЖУК, ЧАЙ, БАНТ, ЁЛКА, ЮБКА, ШКАФ, ЯЩИК, КОТ, СОК, ШАР, ЗОНТ, ФЛАГ, ЦИРК, МОСТ, МЯЧ, ЛУК, ЛИСТ, ГНОМ, ХЛЕБ. Ребенок должен был научиться узнавать слова целиком, «читать» их как иероглиф, не вычленяя буквы.


На каждом занятии ребенок получал 2-3 карточки. Ему сообщалось, что на них написано, а затем он должен был по просьбе дать нужную карточку и назвать ее.

В возрасте от 3 до 4 лет на запоминание 3-5 слов обычно уходила неделя; дети 4-5 лет за это время усваивали 6-9 слов. Для детей, знакомых с буквами, это задание не составляло труда, но и они охотно занимались чтением-угадыванием слов.

В дальнейшем этот способ обучения чтению использовался на групповых занятиях, проводившихся в форме игры в картинно-предметное лото. Каждый ребенок получал лист с тремя картинками и соответствующие карточки-слова. Обычно на первом занятии на картинках были нарисованы ДОМ, ЖУК, ХЛЕБ; на оборотной стороне карточек-слов были аналогичные рисунки. Предлагалось к картинке на листе бумаги подобрать нужную карточку-слово. Некоторые дети сначала смотрели на другую сторону карточки, но по мере формирования навыка чтения-узнавания выбирали карточки, ориентируясь только на буквы.


Умение глобально прочитывать несколько десятков слов непосредственно не влияет на процесс обучения послоговому чтению (один из важных коррекционных приемов при работе с заикающимися), но привлекает внимание детей к написанию слов, погружает в мир букв. Они начинают замечать надписи на упаковках, вывески, названия книг; в какой-то момент делают открытия: Булочная и Банк или Продукты и Почта начинаются с одной буквы. В свое время, слыша речь окружающих, дети учились не только повторять то, что слышали, но и говорить «от себя», т. е. «творить речь»; так и при узнавании написания слов они нередко самостоятельно познают тайны письма.

Можно ли научить маленьких детей читать по слогам? Оказалось: им практически невозможно объяснить правила послогового чтения, но их можно научить запоминать не только карточки-слова, но и карточки-слоги.

Результаты нейропсихологических исследований показывают: буквы легче распознаются, если входят в состав знакомых слов. В русском языке 175 слогов типа согласный-гласный (СГ) и только 21 слог оканчивается согласным. Именно из слогов типа СГ проще подобрать значимые слова.

В каком же порядке дети легче всего запоминают карточки-слоги и складывают из них слова? С каких конкретных слогов лучше начать? Многолетний опыт работы позволяет мне предложить следующую методику[4].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.