Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для всех специальностей






УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»

_____________ И.В. Семченко

«___» ____________ 201_ г.

Регистрационный № УД-__________ / р.

 

ЭКОНОМИКА

Учебная программа интегрированного модуля

для всех специальностей

 

 

Факультеты экономический, юридический

 

Кафедры экономической теории и мировой экономики

политической социологии

 

Курс (курсы) 2

 

Семестр (семестры) 4

 

Лекции 34/20 часа

часа Экзамен 4/4 семестр

 

Практические (семинарские) занятия 26/4 часов

 

Всего аудиторных Форма получения

часов по дисциплине 60/24 часов высшего образования

дневная/заочная

 

Всего часов

по дисциплине 144 часа

 

 

Составил А.М. Баранов, к.э.н., доцент

А.П. Касьяненко, к.ф.н., доцент

 

 

Гомель 2014

 

 

Учебная программа составлена на основе экспериментальной учебной программы интегрированного модуля «ЭКОНОМИКА» для учреждения высшего образования от 30.06.2014, № ТД – СТ.021/тип.

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры экономической теории и мировой экономики

 

«___» ______2014 г., протокол № __.

Заведующий кафедрой

профессор _________ Б.В. Сорвиров

 

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры политической социологии

 

«___» ______2014 г., протокол № __.

Заведующий

кафедрой _________ М.Я. Тишкевич

 

 

Одобрена и рекомендована к утверждению

Методическим советом экономического факультета

 

«___»_______2014 г., протокол №___.

Председатель

доцент _________ А.А. Казущик

 

Одобрена и рекомендована к утверждению

Методическим советом юридического факультета

 

«___»_______2014 г., протокол №___.

Председатель

доцент _________ И.Н. Цыкунова

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебная программа по интегрированному модулю «Экономика», включающему обязательные дисциплины «Экономическая теория» и «Социология», предназначена для подготовки студентов на первой ступени высшего образования по неэкономическим специальностям.

Экономическое и социологическое образование является важнейшим элементом социально-гуманитарного образования. Изучение интегрированного модуля «Экономика» направлено на получение междисциплинарных социально-экономических знаний, необходимых для практической деятельности будущих специалистов — выпускников высшей школы.

Изучение обязательных дисциплин «Экономическая теория» и «Социология» позволит будущим специалистам понять социально-экономические явления и процессы, происходящие в мире и белорусском обществе, и применить полученные знания в практической деятельности, сформировать навыки выбора эффективных управленческих решений, познать причины неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов.

Междисциплинарные связи в интегрированном модуле «Экономика» определены государственной задачей реализации социально-экономической стратегии устойчивого инновационного развития Республики Беларусь. Подготовка кадров высшей школы для решения задач инновационного развития и формирования экономики знаний предполагает реализацию модели современного специалиста в рамках компетентностного подхода. Это позволит сформировать целостное системное мировоззрение для профессионального анализа процессов и явлений в экономике и социуме.

 

Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника

 

Основной целью социально-гуманитарной подготовки студентов в учреждениях высшего образования, как определено образовательным стандартом «Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин», выступает формирование и развитие социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном и социально-творческом опыте и обеспечивающих решение и исполнение гражданских, социально-профессиональных, личностных задач и функций.

Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника определяются следующими принципами:

- принцип гуманизации как приоритетный принцип образования, обеспечивающий личностно-ориентированный характер образовательного процесса и творческую самореализацию выпускника;

- принцип фундаментализации, способствующий ориентации содержания дисциплин социально-гуманитарного цикла на выявление сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира, естественнонаучным и гуманитарным знанием;

- принцип компетентностного подхода, определяющий систему требований к организации образовательного процесса, направленных на усиление его практикоориентированности, повышение роли самостоятельной работы студентов по разрешению задач и ситуаций, моделирующих социально-профессиональные проблемы, формирование у выпускников способности действовать в изменяющихся жизненных условиях;

- принцип социально-личностной подготовки, обеспечивающий формирование у студентов социально-личностной компетентности, основанной на единстве приобретенных гуманитарных знаний и умений, эмоционально-ценностных отношений и социально-творческого опыта с учетом интересов, потребностей и возможностей обучающихся;

-принцип междисциплинарности и интегративности социально-гуманитарного образования, реализация которого обеспечивает целостность изучения гуманитарного знания и его взаимосвязь с будущей социально-профессиональной деятельностью выпускника.

В соответствии с вышеуказанными целью и принципами социально-гуманитарной подготовки выпускник учреждения высшего образования при подготовке по образовательной программе первой ступени должен приобрести следующие социально-личностные компетенции (СЛК):

СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.

СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию. СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям. СЛК-4. Быть способным к критике и самокритике (критическое мышление).

СЛК-5. Уметь работать в команде.

В процессе социально-гуманитарной подготовки выпускник учреждения высшего образования должен развить следующие академические компетенции (АК):

АК-1. Владеть и применять базовые научно-теоретические знания для

решения теоретических и практических задач.

АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.

АК-3. Владеть исследовательскими навыками.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-5. Быть способным порождать новые идеи (креативность).

АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.

АК-7. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

 

Цели и задачи интегрированного модуля «Экономика»

Основные цели изучения интегрированного модуля «Экономика»:

• формирование фундамента экономических и социологических знаний на основе изучения достижений мировой и отечественной экономической и социологической мысли;

• формирование у студентов умений анализировать состояние и тенденции социально-экономического развития Республики Беларусь и зарубежных стран, выявлять специфику социально-экономических отношений и процессов и их социокультурных особенностей в Республике Беларусь;

• формирование установки на практическое внедрение полученных студентами знаний в их профессиональной деятельности и других сферах социально-экономической активности.

Задачи изучения интегрированного модуля «Экономика»:

• усвоение основных экономических и социологических понятий;

• изучение важнейших принципов функционирования рынка, определяющих механизмы ценообразования, поведение экономических субъектов, способы эффективного размещения и использования ограниченных ресурсов;

• выяснение границ эффективности рыночной системы, роли государственного регулирования экономики;

• изучение белорусской социально-экономической модели;

• формирование знаний теоретических основ социологической науки, ее специфики, раскрытие принципов соотношения методологии и методов социологического познания;

• создание у студентов теоретико-методологического фундамента для овладения необходимым минимумом знаний об обществе, его институтах, происходящих в нем социально-экономических процессах в контексте основных научных социологических и экономических направлений, школ и концепций;

• формирование у студентов практических навыков применять полученные знания к анализу современных экономических и социокультурных процессов (включая процессы социального неравенства), конфликтов, социальной стратификации общества.

В результате изучения интегрированного модуля студент должен:

знать:

• основные экономические и социологические понятия и категории;

• особенности социально-экономических процессов в Республике Беларусь, основные социальные и экономические цели белорусского общества;

• основы поведения экономических субъектов в рыночной экономике;

• механизмы экономической политики;

• тенденции развития современных социальных процессов, специфику функционирования социальных институтов в Республике Беларусь;

• социально-стратификационную модель белорусского социума, характеристики социальных общностей в Беларуси;

• особенности социальных и социокультурных процессов и социальную политику в Республике Беларусь.

уметь:

• анализировать экономические и социальные процессы в Республике Беларусь и за рубежом;

• использовать экономические и социологические знания для принятия рациональных социально-экономических решений в процессе выполнения будущих социальных и профессиональных ролей;

• осуществлять поиск и анализ необходимой экономической и социологической информации из различных источников;

• различать объективный и субъективный анализ социальной и экономической информации,

• аргументировать собственную позицию в ходе обсуждения эко­номических и социальных проблем;

• решать задачи и тесты, служащие закреплению учебного материала.

 

Структура содержания интегрированного модуля «Экономика»

 

Программа включает пояснительную записку, примерные тематические планы, содержание и список рекомендуемой учебной литературы по обязательным учебным дисциплинам «Экономическая теория» и «Социология».

На изучение интегрированного модуля «Экономика» выделяется 144 часа, из них 60 аудиторных часов (лекций — 34, семинарских занятий — 26) и 84 часа самостоятельной работы студента, включая время на подготовку к экзамену. Если в качестве формы контроля предполагается зачет, то, соответственно, 60 аудиторных часов и 56 часов самостоятельной работы студентов.

Эти часы распределяются между обязательными дисциплинами «Экономическая теория» и «Социология» следующим образом:

· на изучение дисциплины «Экономическая теория» выделяется 82 часа, из них 42 аудиторных часа (лекций — 22, семинарских занятий — 20) и 40 часов самостоятельной работы студентов;

· на изучение дисциплины «Социология» выделяется 34 часа, из них 18 аудиторных часов (лекций — 12, семинарских занятий — 6) и 16 часов самостоятельной работы студентов;

· на подготовку к экзамену отводится 28 академических часов.

Рекомендуемая форма контроля знаний — экзамен.

 

Примерный тематический план дисциплины

«Экономическая теория»

 

  Название тем, разделов, модулей Количество аудиторных часов
Всего Лекции Практические (семинарские) занятия
Тема 1. Экономическая теория: предмет и метод     -
Тема 2. Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике     -
Тема 3. Экономические системы      
Тема 4. Рыночная экономика и ее модели      
Тема 5. Спрос, предложение и рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения      
Тема 6. Основы поведения субъектов рыночной экономики      
Тема 7. Рынки факторов производства      
Тема 8. Основные макроэкономические показатели и макроэкономическая нестабильность      
Тема 9. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке      
Тема 10. Равновесие денежного рынка. Финансовая система      
Тема 11. Макроэкономическая политика      
Тема 12. Экономический рост   -  
Тема 13 Социальная политика      
Тема 14. Современное мировое хозяйство     -
Всего:      

 

Примерный тематический план

дисциплины «Социология»

 

 

    Название тем Количество аудиторных часов
Всего Лекции Практические (семинарские) занятия
Тема 1. Системные характеристики общества как формы организации социальных взаимодействий      
Тема 2. Социальная структура и стратификация: проблема социального неравенства      
Тема 3. Социодинамика общества и культуры: развитие, прогресс, кризис      
Тема 4. Семья как социальный институт и социальная группа. Социально-демографическая ситуация в Беларуси      
Тема 5. Религия как социокультурное явление. Религиозная ситуация в Беларуси      
Тема 6. Возможности эмпирического социологического исследования общества      
Всего:      

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.