Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ






При реализации основной общеобразовательной программы МДОУ отмечается большая роль предметно-развивающей среды в развитии и обучении детей раннего и дошкольного возраста. Под термином предмет­но-развивающая среда понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого­педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых» [Словарь терминов под ред. Н. Ф. Виноградовой].

Цель созда­ния предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном уч­реждении — обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности: витальные, социальные, духовные.

Основными элементами предметно-пространственной составляющей являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объ­екты; художественные студии; игровые и спортивные площадки и их оборудование; игровые пространства, оснащённые тематическими набо­рами игрушек, игровыми материалами; аудиовизуальные и информаци­онные средства воспитания и обучения и др.

В состав предметно-игрового компонента входят: крупное организующее игровое поле; игровое оборудование; игровая атрибутика разного рода, игро­вые материалы. Все компоненты развивающей предметной среды увязыва­ются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.

Предметно-развивающая среда в ДОО выполняет образователь­ную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникационную, социализирующую и другие функции. Она направлена на развитие инициативности, самостоятельности, творче­ских проявлений ребёнка, иметь характер открытой незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию (не только развивающая, но и разви­вающаяся система). Окружающий предметный мир необходимо пополнять, обновлять в соответствии с возрастными возможностями ребёнка.

Среда обеспечивает:

  • максимальную реализацию образовательного потенциала про­странства дошкольной организации (группы, участка);
  • наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития де­тей в разных видах детской деятельности;
  • охрану и укрепление их здоровья, учёт особенностей и коррекцию недостатков их развития;
  • возможность общения и совместной деятельности детей (в том чис­ле младенческого, раннего и дошкольного возрастов) и взрослых со всей группой и в малых группах;
  • двигательную активность детей, а также возможности для уединения;
  • учёт национально-культурных, климатических условий, в кото­рых осуществляется образовательная деятельность;
  • учёт возрастных особенностей детей младенческого, раннего и до­школьного возрастов.

Наполняемость развивающей предметно-пространственной среды отвечает принципу целостности образовательного процесса. Для реализации образовательных областей «Социально-коммуника­тивное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» подготовлено определённое оборудование: дидактические материалы, средства, соответствующие психолого-педагогическим особенностям возраста воспитанников, предусмотреть реализацию принципа интегра­ции образовательных областей, развития детских видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобра­зительной, конструктивной, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной, двигательной.

 

При создании предметно-пространственной развивающей среды придерживались следующих принципов.

Насыщенность среды соответствует содержанию Програм­мы, в том числе при реализации комплексно-тематического принципа её построения (ориентирована на примерный календарь праздников, тематика которых отражает все направления развития ребёнка младен­ческого, раннего и дошкольного возрастов), а также возрастным особен­ностям детей (учитывая ведущий вид деятельности в разные возрастные периоды дошкольного детства). Образовательное пространство должно включать средства реализации Программы, игровое, спортивное, оздо­ровительное оборудование и инвентарь (в здании и на участке) для воз­можности самовыражения и реализации творческих проявлений.

Трансформируемость предполагает возможность менять функцио­нальную составляющую предметного пространства в зависимости от об­разовательной ситуации и меняющихся интересов и возможностей детей (так, предметно-развивающая среда меняется в зависимости от времени года, возрастных, гендерных особенностей, конкретного содержания Программы, реализуемого здесь и сейчас).

Полифинкциональность п редполагает использование множества возможностей предметов пространственной среды, их изменение в зави­симости от образовательной ситуации и интересов детей, возможности для совместной деятельности взрослого с детьми, самостоятельной дет­ской активности, позволяет организовать пространство группового по­мещения со специализацией его отдельных частей: для спокойных видов деятельности (центры «Книги», «Театрализованная деятельность»), ак­тивной деятельности (двигательный центр (физкультурный инвентарь), центр экспериментирования, центр конструирования, центр сюжетно­ролевых игр) и др.

Вариативность предусматривает возможность выбора ребёнком пространства для осуществления различных видов деятельности (игро­вой, двигательной, конструирования, изобразительной, музыкальной и т. д.), а также материалов, игрушек, оборудования, обеспечивающих са­мостоятельную деятельность детей.

Доступность обеспечивает свободный доступ детей к играм, игруш­кам, материалам и пособиям в разных видах детской деятельности. (Ис­пользуемые игровые средства располагаются так, чтобы ребёнок мог дотянуться до них без помощи взрослых. Это помогает ему быть само­стоятельным.)

Безопасность предполагает соответствие всех её элементов требова­ниям по обеспечению надёжности и безопасности (в помещении не долж­но быть опасных предметов (острых, бьющихся, тяжёлых), углы долж­ны быть закрыты).

При создании предметно-пространственной развивающей среды учитывался гендерный принцип, обеспечивающий среду мате­риалами и игрушками как общими, так и специфичными для мальчиков и девочек.

Материалы, игрушки и оборудование имеют сертификат ка­чества и отвечают педагогическим и эстетическим требованиям (способ­ствовать развитию творчества, воображения; возможности применять игрушки как в индивидуальных, так и коллективных играх; обладать дидактическими свойствами (обучать конструированию, знакомить с цветом, формой и т. д.); приобщать к миру искусства.

Дошкольная организация имеет материалы и оборудование для полноценного развития детей в разных образовательных областях.

Для полноценного физического развития, охраны и укрепления здоровья детей имеется: участок при дошкольной организации со специальным оборудованием (физкультурным инвентарём, верандой и т. д.), в помещении — спортивный зал (включающий оборудование для ходьбы, бега, прыжков, катания, бросания, лазанья, общеразвивающих упражнений), кабинет для медицинского осмотра (физиокабинет), изо­лятор, физкультурные центры в группах.

Для познавательного развития имеются материалы трёх типов объекты для исследования в реальном действии, образно-символиче­ский материал и нормативно-знаковый материал (например, телескоп, бинокль-корректор, детские мини-лаборатории, головоломки-конструк­торы); материалы для сенсорного развития (вкладыши — формы, объ­екты для сериации и т. п.). Данная группа материалов должна включать и природные объекты, в процессе действий с которыми дети могут по­знакомиться с их свойствами и научиться различным способам упоря­дочивания их (коллекции минералов, плодов и семян растений и т. д.). Группа образно-символического материала должна быть представлена специальными наглядными пособиями, репрезентирующими детям мир вещей и событий; математические мульти-разделители, цифры, магнит­ные демонстрационные плакаты для счёта; центры опытно-эксперимен­тальной деятельности, конструирования, дидактических и развиваю­щих игр, книжный уголок.

Для социально-коммуникативного развития: игровое оборудование в группах и на участках, включающее предметы оперирования (для сю­жетной игры), игрушки (персонажи и маркеры (знаки) игрового про­странства); материал для игр с правилами (включает материал для игр на физическое развитие, для игр на удачу (шансовых) и игр на умственное развитие).

Для речевого развития: театрализованные, речевые и логопедиче­ские центры, центры для настольно-печатных игр, сенсорная комната.

Для художественно-эстетического развития: музыкальный зал, центр творчества в группах, специальное оборудование (доска для рисо­вания мелом и маркером, фланелеграф, магнитные планшеты, доска для размещения работ по лепке и строительный материал, детали конструк­торов, бумага разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы и др.).

 

Дошкольная организация оснащена оборудованием для разнообразных видов детской деятельности в помещении и на участках. В группах находиться игровой материал для познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста, музыкального разви­тия, для творческой деятельности, для сюжетно-ролевых игр; игрушки и оборудование для игр во время прогулок; оборудование для физическо­го, речевого, познавательного развития; игры, способствующие разви­тию у детей психических процессов. Созданы условия для совместной и индивидуальной активности детей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.