Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы реализации Программы






Методы - упорядочен­ные способы взаимодействия взрослого и детей, направленные на дости­жение целей и решение задач дошкольного образования.

Вы­бор определяется педагогом и и зависит от ряда факторов: конкретной об­разовательной задачи, возрастных и индивидуальных особенностей до­школьников, вида осуществляемой деятельности, реализуемой темы и логики её представления, применяемой методики и (или) технологии, наличия определённых условий и др. Совокупность факторов может учесть только педагог и соответственно сделать в каждой конкретной си­туации свой, субъективный выбор.


Классификация методов по источнику информации:

слово — словесные методы (беседа, объяснение, рас­сказ, чтение),

зрительный образ — наглядные методы (рассматривание предметов, картин и др., просмотр мультфильмов, наблюдения),

прак­тика — практические методы (исследование, экспериментирование);

игровые методы ( дидактические игры, игровые упражнения, игровые приёмы и др.).

Классификация методов по ведущим дидактическим задачам

ме­тоды приобретения знаний, формирования умений и навыков, примене­ния знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений и навыков

Классификация методов по логике изложения и подачи материа­ла — индуктивные и дедуктивные.

В классификация методов, основанной на целостности образовательного процесса вы­деляются следующие группы методов:

  • формирования сознания детей (объяснение, показ, личный при­мер, беседа, чтение, обсуждение и др.);
  • организации деятельности и формирование опыта общественного поведения (задание, поручение, требование, образовательная ситуация, демонстрация, наблюдение и др.);
  • стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревно­вание, игра, дискуссия, поощрение, наказание и др.);
  • контроля эффективности образовательного процесса ( весь спектр диагностических методов).

 

С учётом особенностей социализации дошкольников и механизмов освоения социокультурного опыта, а также вышеназванных классифи­каций методов можно выделить следующие группы методов реализации Программы:

  • методы мотивации и стимулирования развития у детей первич­ных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятель­ности;
  • методы создания условий, или организации развития у детей пер­вичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и дея­тельности;
  • методы, способствующие осознанию детьми первичных представле­ний и опыта поведения и деятельности.

 

Основные методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности

Традиционными методами мотивации и стимулирования деятельно­сти детей являются поощрение и наказание.

Поощрение — выражение положительной оценки поступков и дей­ствий воспитанников. Цель — вызывать у ребёнка позитивные эмоции и мотивы поведения, вселять веру в свои силы, стимулировать актив­ность во всех видах деятельности и т. д. Поощрение выступает в виде одобрения, похвалы, награждения подарком, эмоциональной поддерж­ки, проявления особого доверия, восхищения, повышенного внимания и заботы. Поощрение должно быть естественным следствием поступка ребёнка, учитывать его индивидуальные особенности,

вызывать чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, положительную самооцен­ку. Применение данного метода предполагает одобрение не только ре­зультатов, но мотивов и способов деятельности.

Наказание — метод реализации Программы, направленный на сдер­живание негативных действий и поступков, противоречащих нормам поведения. Формы наказания детей разнообразны: замечание, пред­упреждение, порицание, индивидуальный разговор, временное ограни­чение определённых прав или развлечений. Метод наказания требует обдуманных действий педагога, анализа причин проступка ребёнка и выбора такой формы, которая не унижает достоинства ребёнка и откры­вает ему путь улучшения поведения, конструктивные способы решения возникшей проблемы. Любая отрицательная оценка со стороны взрос­лого должна содержать суждение о конкретном поступке или действии ребёнка, но не о его личности.

Эти методы являются методами прямого действия и не должны пре­валировать в процессе реализации Программы.

Гораздо более эффективными и мягкими являются косвенные, не­прямые методы, к которым можно отнести образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания и др. Они уже упоминались в качестве форм реализации Программы, но при их правильной организации со сто­роны педагога именно в них осуществляется тонкая настройка, развитие и саморегуляция всей эмоционально-волевой сферы ребёнка, его любоз­нательность и активность, желание узнавать и действовать.

Методы создания условий или организации развития у детей пер­вичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и де­ятельности Эта группа методов играет ведущую роль в воспитании дошкольни­ков. Охарактеризуем некоторые из них.

Наибольшую эффективность на ранних этапах развития детей имеет метод приучения к положительным формам общественного поведения. Смысл приучения состоит в том, что детей в самых разных ситуациях по­буждают поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе (здороваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо раз­говаривать, бережно обращаться с вещами). Приучение основано на под­ражании детей действиям значимого взрослого человека, повторяемости определённых форм поведения и постепенной выработке полезной при­вычки. Приучение эффективно при соблюдении следующих условий: со­блюдение режима; наличие доступных, понятных детям правил поведе­ния; единство требований всех взрослых, положительная поддержка и пример взрослых.

Упражнение как метод реализации Программы представляет собой многократное повторение детьми положительных действий, способов и форм деятельности ребёнка и его поведения. Его применение в процес­се реализации Программы имеет одно существенное ограниче­ние — это должно быть повторение без повторения! Взрослый должен организовать таким образом процесс реализации Программы, чтобы у ребёнка была возможность совершения, например, одного и того же действия в каком-либо виде деятельности, но в разных ситуациях, ус­ловиях, обстоятельствах.

Образовательные ситуации — это преднамеренно созданные педа­гогом или естественно возникшие в ходе реализации Программы жиз­ненные обстоятельства, ставящие ребёнка перед необходимостью выбора способа поведения или деятельности.Образовательные ситуации общих дел, взаимопомощи, взаимодей­ствия с младшими по возрасту детьми, проявления уважения к старшим и прочие помогают дошколятам осваивать новые нормы и способы пове­дения и деятельности, закреплять уже освоенные.

Методы, способствующие осознанию детьми первичных представ­лений и опыта поведения и деятельности базируется на положении о единстве сознания и деятельности, в неё входят рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, чтение художественной литературы, обсуждение, рассматри­вание и обсуждение, наблюдение и др.

Особого внимания в целях реализации Программы заслуживает классификация методов по характеру деятельности взрослых и детей (на основе классификации, предложенной И. Я. Лернером. М. Н. Скатки- ным): информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемного из­ложения, эвристические, исследовательские. Особенности применения указанной классификации изложены в таблице:

Название метода и его краткая характеристика Особенности деятельности взрослого Особенности деятельности ребенка
Информационно- рецептивный метод экономичный путь передачи информации Предъявление информации, огранизация действий ребенка с объектом изучения Воспитание образовательного материала, осознание, запоминание
Примеры применения: Распознающее наблюдение (формирование представлений о свойствах, качествах предметов и явлений: структура, величина, форма, цвет, и др.), рассматривание картин, демонстрация кино- диафильмов, промотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателей или детей, чтение)
Репродуктивный методоснован на многократном повторении ребенком информации или способа деятельности Создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением Актуализация представлений, воспроизведение знаний и способов, действий по образцам, запоминание
Примеры применения: Упражнения (без повторения!) на основе образца воспитателя, беседа (с использованием вопросов на воспроизведение материала), составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематичную модель
Проблемный метод (метод проблемного изложения) – педагог ставит проблему и показывает путь ее решения Постановка проблемы и раскрытие пути ее решения в процессе организации опытов, наблюдений в природе и др. Восприятие образовательного материала, осознание представлений и проблемы, мысленное прогнозирование способов решения, запоминания
Примеры применения: Рассказ воспитателя о способе решения проблемы, воссоздающее наблюдение (идет применение знаний на основе воображения), наблюдение за изменением и преобразованием объектов, рассматривание картин и разрешение изображенной коллизии, дидактические игры: лото, домино и др.)
Эвристический метод (частично-посковый) – проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимаютучастие дети (применение представлений в новых условиях) Постановка проблем, предъявление заданий для выполнения отдельных этапов решения проблем, планирование щанов решения, руководство деятельностью детей. Воспитание и осмысление задания, актуализация представлений, самостоятельное решение части задачи, запоминание
Примеры применения: Упражнения (без повторения!) конструктивного характера (перенос освоенного спсоба дейчтвия на новое содержание), дмдактичекие игры, в которых информация является продуктом деятельности, моделирование, эвристические беседы.
Исследовательский метод Направлен на развитие творческой деятельности, на освоение способов решения проблемы Составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов Восприятие проблемы, составление плана ее решения (совместное с воспитателем), поиск способов, контроль и самоконтроль
Примеры применения: Творческие задания, опыты, экспериментирование  





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.