Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие требования к содержанию и уровню освоения дисциплины






 

 

В результате освоения дисциплины «Экономическая история» студенты должны:

Знать:

- Принципы и законы долговременной эволюции хозяйственных организаций различных масштабов и типов;

- подходы к изучению и периодизацию экономической истории;

- преимущества и недостатки экономических реформ, проводившиеся в различных странах в разные исторические периоды;

- эволюцию основных экономических институтов;

- особенности поступательного и циклического развития экономики;

- длинные и сверхдлинные волны в экономической истории;

- закономерности эволюции основных способов производства и стадий роста;

- причины и особенности возникновения капитализма в Европе и США;

- особенности долговременной эволюции российской экономики.

Владеть:

- понятийным аппаратом Экономической экономики;

- методами анализа долговременной эволюции хозяйственных организаций;

- методами определения социально-экономической эффективности реформирования типов и моделей хозяйства.

Уметь:

- производить сравнительный анализ эффективности социально-экономических преобразований;

- решать типовые задачи;

- принимать решения в общественно-экономической и политической жизни страны.

 

 

4. Структура и содержание дисциплины «Экономическая история»

Учебно-образовательные модули и их трудоемкость

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов)

 

    С е   Затраты времени (в час.)  
Курс м е с т р Содержание В с е г о А у д и т. Сам. раб. Форма текущего контроля успеваемости
             
          2.1. Лекционные занятия Модуль 1. Экономическая история как целостный процесс Тема 1. Предмет, методология и периодизация экономической истории. Поступательное и циклическое развитие экономики, длинные и сверхдлинные волны в экономической истории. Формационный, системный, стадиальный и цивилизационный подходы.   Модуль 2. Мировая экономическая история Тема 2. Становление цивилизации. Общинный и азиатский способы производства. Натуральное хозяйство. Общинная организация социальной и экономической жизни. Азиатский способ производства на примере Древнего Египта и Китая. Характерные черты восточный деспотий: централизация прибавочного продукта, использование кооперации труда в крупных масштабах, рост бюрократии и падение эффективности. Тема 3. Древнегреческая и римская экономика (античный способ производства) Античная цивилизация. Ойкосы. Древнегреческие плисы. Изменение общинной организации. Граждане (демос), метеки, рабы. Реформы а Афинах и Спарте (развитие рынка и автаркии). Эргастерия. Подрыв натурального хозяйства в деревне и городах. Пелопонесская война и политико-экономическое ослабление Древней Греции. Становление римской республики и образование империи. Рыночные реформы в Риме (законы XII таблиц и др.).Латифундии, колонаты. Экономический и политический кризис, распад империи. Тема 4. Средневековая цивилизация: европейский феодализм Роль общины в феодальной экономике. Система земельных отношений. Вассальные отношения. Феодальная рента. Городская экономика. Виды мануфактур. Цехи и гильдии. Христианская идеология, Возрождение и Просвещение. Италия эпохи ренессанса как экономический центр Европы. Перемещение центра на север Тема 5. Становление европейского (на примере Голландии и Англии) и Североамериканского (на примере САСШ) капитализма. Великие географические открытия и первоначальное накопление капитала. Мануфактура и фабрика. Промышленный переворот. Огораживания и становление рынка труда. Протекционизм и фритредерство. Основные этапы индустриализации. Свободные земельные ресурсы и нехватка население. Возрождение рабства. Война за независимость, ускоренное развитие капитализма, строительство ж/д. Фермерство. Гражданская война и отмена рабства. Монополизация производства, антиррестовское законодательство. Сухой закон, Великая депрессия и Новый курс.   Модуль 3. Экономическая история России   Тема 6. Индустриализация в России: социально-экономические реформы XVIII века. Основные цели и задачи реформ Петра 1. Мануфактурное производство, протекционизм, финансовая и фискальная реформы. Реформы управления государством. Особенности индустриализации (посессионные мануфактуры). Усиление крепостничества. Социально-экономические последствия реформ Петра 1: неоднозначность оценок. Рыночные реформы Екатерины II (замена барщины оброком, отмена монополий, развитие частной собственности.). Тема 7. Социально-экономические реформы Александра II. Причины реформ: экономический спад при Николае I, поражение в Крымской войне и необходимость коренных преобразований. Проекты отмены крепостного права. Отмена крепостного права и становление крестьянского хозяйства. Общины и землепользования, ее плюсы и минусы. Фискальная система. Реформы судов, армии, образования. Противоречивость реформ и нарастание терроризма. Продажа Аляски. Социально-экономические последствия и историческое значение реформ Александра II. Тема 8. Развитие российской экономики во второй половине XIX в. Строительство ж/д. Начало развития капитализма в России: высокие темпы индустриализации. Акционерные общества. Привлечение иностранного капитала. Реформы С. Ю. Витте. Золотой стандарт. Акционерный капитал в строительстве ж/д. Основные магистрали, их социально-экономические значения. Тема 9. Социально-экономические реформы П. А. Столыпина Цели, задачи и методы реформ. Этапы реформ. Развитие производственной, торговой и кредитной кооперации на селе. Освоение Сибири. Противоречия в политико-экономических отношениях (волна террора и «столыпинские галстуки»). Социально-экономические результаты реформы Тема 10. Военный коммунизм и новая экономическая политика, первые пятилетки Экономика во время Первой мировой войны. Разрушение системы снабжения, инфляция, спад производства. Октябрьский переворот. Военный коммунизм, продразверстка. Система главков и централизованное распределение, продразверстка. Продналог и свободная торговля. Развитие крестьянского хозяйства. Децентрализация бюджета и финансов, снижение налогов. Переход к коммерческому расчету в промышленности. Тресты и синдикаты. Концессии. ГОЭЛРО. Итоги НЭПа. Цели, задачи и результаты первых пятилеток. Проблемы оптимального планирования приоритетных направлений индустриализации и темпов экономического роста. Источники накопления. Коллективизация и эксплуатация крестьянства. Становление системы директивного планирования и затратной экономики.                                                                                                                                   Устный опрос     Устный опрос в форме собеседования     Контрольная работа   Письменная работа в форме тестов     Индивидаульное домашнее задание    
             
              Практические (семинарские) занятия Модуль 1. Экономическая история как целостный процесс Тема 1. Предмет и метод экономической истории, формационный, стадиальный, цивилизационный и системный подходы к изучению экономической истории.   Модуль 2. Мировая экономическая история Тема 2. Становление цивилизации. Общинное хозяйство и АСП. Экономика Др. Египта и Китая. Тема 3. Античный способ производства. Древнегреческая и римская экономика. Тема 4. Экономика феодальной Европы, системные и цивилизационные факторы развития. Экономика Голландии. Тема 5. Возникновение и развитие капитализма в Европе и Североамериканских Соединенных Штатах.   Модуль 3. Экономическая история России   Тема 6. Индустриализация и ее особенности в России. Реформы Петра I Тема 7. Развитие частной собственности и предпринимательства, реформы Екатерины II. Тема 8. Развитие капитализма в России: реформы Александра II и С. Ю. Витте. Ускоренное строительство железных дорог. Тема 9. Социально-экономические реформы П. А. Столыпина. Тема 10. Военный коммунизм и новая экономическая политика в России и СССР.                                                                              
    Всего        
            Зачет
    ИТОГО:     72 (вкл.КСР- 7  
               

 

5. Образовательные технологии при изучении дисциплины «Экономическая история»

Используются лекционные и семинарские занятия, включая доклады студентов с презентациями на основе подготовленных ими рефератов, эссе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.