Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обоснование. Цель «Я»-высказывания – принять ответственность за собственные мысли и чувства в данный момент, сообщить о них партнеру






Цель «Я»-высказывания – принять ответственность за собственные мысли и чувства в данный момент, сообщить о них партнеру, выразить желание, чтобы он определенным образом изменил свое поведение и пригласить его открыто обсудить возможные пути для этого.

Использование «Я»-высказываний в групповой работе способствует принятию детьми ответственности за свои чувства и помогает им научиться выражать свои эмоции в корректной форме, чтобы остальные могли их понять и согласиться со справедливостью выдвинутых ими требований.

Практические рекомендации

«Я»-высказывания – наиболее подходящий способ выразить свои чувства, которые возникают в процессе работы тематических групп по таким вопросам, как выработка уверенности в себе, самоуважение, управление агрессивностью, взаимоотношения, дружба, общение с родителями и учителями, развод родителей, потеря близких. Если вы научите детей «Я»-высказываниям еще в самом начале работы группы, они, скорее всего, и далее будут продолжать использовать их по мере необходимости. Дети быстро начинают использовать «Я»-высказывания, поскольку такая форма выражения свои чувств и мыслей находит одобрение у сверстников. Когда дети достаточно уверенно овладеют этой техникой, вы можете стимулировать их к тому, чтобы они начали применять «Я»-высказывания в общении за рамками группы.

Ввиду того, что «Я» - высказывание предполагает более независимую позицию, чем та, которая характерна для детей дома, постарайтесь выяснить возможную реакцию родителей прежде, чем рекомендовать детям использовать «Я»-высказывания при общении с домашними. Некоторые родители могут придти в сильное негодование от такой формы общения с собственным ребенком.

Пример 7

Приведенная ниже последовательность шагов поможет вам научить детей формулировать «Я»-высказывания. Не забывайте приводить примеры и поощряйте использование «Я»-высказываний в групповой работе.

Шаг1.

Объясните детям, что мы, когда обижены или разгневаны, зачастую обвиняем в этом партнера и стараемся на него переложить ответственность за наши чувства. Но за наши собственные чувства отвечаем мы сами, а не кто-то еще. Нередко мы облекаем нашу речь в форму " Ты»-высказываний, например: «Ты сводишь меня с ума своими вечными опозданиями» или " Ты никогда не выключаешь мой видак после того, как посмотришь кассету». Человек таким образом получает информацию о том, что вы расстроены, но вместо того, чтобы побудить его изменить свое поведение, " Ты" -высказывание вызывает гнев или раздражение.

Шаг 2.

Спросите детей, какой будет их реакция на следующиеутверждения:

Ты опять не закрыл холодильник!

Ты не вынес мусор!

Ты что, еще не кормил собаку?

Ты опять не сделал домашнее задание?

У тебя в комнате опять беспорядок!

Вечно ты не можешь убрать за собой

Шаг 3.

Подчеркните, что если мы хотим, чтобы наши негативные переживания и мысли были услышаны и тем более нашли какое-то понимание у другого, лучше выражать их в форме «Я»-высказываний. Объясните, что «Я»-высказывания мы используем тогда, когда хотим сообщить кому-то о своих отрицательных эмоциях и рассчитываем, что в результате этого человек изменит свое поведение.

Напишите форму «Я» - высказывания на доске или большом листе бумаги:

Я чувствую___________.когда_________, и я хочу ( я считаю) _______.

Например:

Я пришел в раздражение, когда увидел банки из-под газировки и остатки пищи в твоей комнате, и я хочу, чтобы ты убирал за собой перед тем, как ложиться спать.

Мама очень расстраивается, когда видит, что ты разбрасываешь свою одежду по полу, и я хочу, чтобы ты убирала ее в шкаф, когда снимаешь.

Я очень беспокоилась, когда ты не пришел домой вовремя, и я хочу, чтобы ты или приходил, как обещал или звонил и предупреждал о том, что задержишься.

Шаг 5.

Попросите детей рассказать о ситуациях, в которых они чувствовали, например, злость, огорчение или раздражение, и на конкретных примерах покажите, как строятся «Я» - высказывания. Подчеркните, что «Я»-высказывания более предпочтительны, чем " Ты»-высказыва1.ия, поскольку учитывают и наши собственные чувства, и чувства остальных.

Шаг 6.

После того, как вы на примерах покажете, как строить «Я»-высказывания, раздайте детям список ситуаций, приведенный на иллюстрации 11 (вы можете изменить ситуации в соответствии с задачами вашей группы). Помогите детям составить «Я»-высказывания для первых четырех или пяти ситуаций. После этого разбейте их по парам и попросите самостоятельно написать ^" -высказывания для остальных ситуаций.

 

СОСТАВЬТЕ «Я»-ВЫСКАЗЫВАНИЯ:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.