Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. Белорусский опыт обучения правам человека






Серьезные меры по реализации требований ООН и ЮНЕСКО по созданию системы образования в области прав человека осуществлены в Республике Беларусь.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 15 января 1998 г. № 35 «Об утверждении состава Национального Комитета Республики Беларусь по празднованию в Республике Беларусь 50-летия Всеобщей декларации прав человека», рекомендациями, принятыми по итогам парламентских слушаний от 23 июня 1998 г. по правам человека[109], и постановлением Коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 30 июня 1998 г. № 12.2 «О состоянии и перспективах развития гуманизации и гуманитаризации образования в вузах республики» права человека включены в список дисциплин, изучение которых является обязательным для студентов высших учебных заведений различного профиля. Была утверждена программа обязательных спецкурсов по правам человека, в разработке которой принимал участие автор монографии[110]. Кратко остановлюсь на ее положениях. В соответствии с программой учебный курс составил 9 лекций и 7 семинаров. Лекционный курс включил следующую тематику: «Права человека как явление мировой цивилизации», «История идей и представлений о правах человека», «Современная структура прав человека», «Международная защита прав человека», «Роль гражданского общества и правового государства в защите и обеспечении прав человека», «Права человека и права социальных общностей» и «Права человека в Республике Беларусь».

Предмет спецкурса – изучение прав человека как феномена мировой культуры и цивилизации. Основная цель – формирование у студентов чувства достоинства, самоуважения, гражданской ответственности, глубокого понимания как своих прав и обязанностей, так и неотъемлемых прав и свобод других людей. В целом, спецкурс был призван содействовать более глубокому и всестороннему изучению вопросов об обеспечении прав и свобод в нашей стране. Среди них большое значение приобрело право знать и цивилизованно использовать свои права, гармонично соотносить их со своими обязанностями. Это принципиально важно, потому что демократическое, миролюбивое общество не может объединять людей, которые не имеют точного понимания прав и обязанностей человека, национальных законов, которые регулируют отношения в нашем обществе. Достигнуть необходимой образованности общества можно только при условии, если обучение в области прав человека станет всеобщей и обязательной, преобразуется в важнейшую составную часть учебного и воспитательного процесса в высшем учебном заведении. Введение спецкурсов по правам человека, как мыслилось, явится значительным шагом вперед в данном направлении.

Принятие решения о введении обязательных спецкурсов вытекало как с внутренних потребностей нашего общества, так и требований основных документов мирового сообщества в области прав человека. При этом предполагалось, что спецкурсы «Права человека» будут содействовать дальнейшему углублению процесса гуманизации и гуманитаризации высшего образования. Также предполагалось, что права человека – это не дополнительные «лишние знания», без которых специалист может обойтись. Одновременно предусматривалось, что современная концепция преподавания прав человека не должна сводиться только к рассмотрению юридических аспектов прав человека. Концепция исходит, прежде всего, с понимания духовно-нравственной сущности прав человека.

Спецкурс включает в себя как лекционный материал, так и семинарские занятия. Принципиальную важность имело то, что по итогам спецкурса проводится зачет.

Введение нового учебного курса в высших учебных заведениях в качестве самостоятельной учебной дисциплины выявило ряд теоретических и методологических проблем. Первая – это четкое определение предмета прав человека, а точнее, границ содержания новой учебной дисциплины. Права человека, как справедливо отмечают такие исследователи, как Гусев А.Д., Рудинский Ф.М. и др., – это прежде всего философская, нравственная, политическая, а затем уже юридическая проблема[111]. Без глубокого осмысления и усвоения философско-нравственного содержания прав и свобод человека, признание их в качестве высшей человеческой ценности не может быть цивилизованной на политической, ни юридической практики их уважения и соблюдения.

Вторая проблема, связанная с введением учебной дисциплины «Права человека», – это научно-теоретическое и методическое обеспечение учебного процесса. Речь шла прежде всего о разработке специальных учебных пособий, дидактических материалов, поиска новых методов активизации творческого мышления обучающихся.

Поступившая информация об итогах работы спецкурса в вузах республики за семь лет позволяет сделать вывод о том, что он оправдал себя. Программа спецкурса позволяет в определенной степени изучить проблему, выработать свое отношение. Они работают во всех высших учебных заведениях. Преподают права человека сотни преподавателей. Студенты в большинстве своем поддерживают введение спецкурса, как пока единственной систематизированной формы учебного процесса по овладению этими знаниями. Они положительно восприняли знания по правам человека, рассматривают их как необходимые, новые и современные, поддерживают такую концепцию преподавания, когда права человека рассматриваются как духовно-нравственная ценность, проявление мировой культуры и цивилизации. Введение обязательных спецкурсов создало качественно новую ситуацию в вузах республики в области преподавания прав человека, сделало ее благоприятной и с точки зрения введения учебного курса по правам человека.

Учебная дисциплина «Права человека» имеет свой объект и предмет познания. Объектом выступает вся система прав человека, сложившаяся в современном мире и в конкретном государстве. В качестве предмета познания: сущность прав человека, механизмы защиты, проблемы реализации, права человека как феномен мировой культуры и цивилизации.

Источники данной учебной дисциплины, формирующие научный аппарат, можно представить прежде всего в виде блока международных документов. Международные документы, в свою очередь, делятся на две части – имеющие прямую юридическую силу (договоры, конвенции, пакты, постановления, уставы, законы и др.), а также носящие рекомендательный характер (хартии, резолюции, которые могут носить и обязательный характер, декларации, заявления, воззвания, программы, принципы, рекомендации и др.)

Сегодня можно говорить о том, что в Беларуси сложилась определенная система изучения и анализа прав человека. Она включает деятельность по таким направлениям: информационное, предлагающее ознакомление студентов и учащихся с основными документами ООН, Совета Европы и ЮНЕСКО по правам человека; создание разветвленной и многоступенчатой системы обучения в области прав человека и демократии; выработка комплекса мероприятий со школьниками, учащимися и студентами, которые должны быть продолжением учебного процесса в учебных заведениях разных типов; учебно-методическое обеспечение спецкурсов по правам человека; основные концептуальные подходы в работе с педагогическими кадрами и развитие международного сотрудничества с другими странами по проблемам обучения правам человека, основам демократии, международного гуманитарного права.

Кроме того, для эффективного развития систем образования создана законодательная и нормативная правовая база (Национальный план развития в области преподавания прав человека и др.); разработаны разноуровневые рабочие программы, осуществлен ряд мер по научно-методическому обеспечению учебного процесса.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.