Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зачем анализировать и как анализировать






При слове «анализ» у многих студентов в глазах появляется непроизвольная и неизбывная тоска. В вербальный ряд ее можно перевести примерно так: «Опять разлагать на части и убивать то впечатление, которое произвела книга. Впрочем, если так зачем-то нужно, давайте анализировать». Вероятно, такое отношение к анализу вызвано тем, что проще бывает ответить на вопрос не «зачем?», а «почему?»: анализировать нужно потому, что так почему-то требуется. Можно еще добавить: требуется по программе. Понятно, что такой анализ – дело не только скучное, но и бесперспективное: оно противоречит человеческому естеству. Интуитивный, бессознательный анализ сопровождает нас всю жизнь. Каждый может вспомнить, как, оценивая сложную жизненную ситуацию, он, не отдавая себе в этом отчета, анализировал ее, прикидывал все новые «за» и «против», чтобы понять, как нужно поступить. Или наоборот (что бывает, наверное, чаще), уже отреагировав на ситуацию, все равно прикидывал все «за» и «против», чтобы понять, как нужно было бы поступить. Но и в том, и в другом случае мы анализируем, чтобы понять.

Анализировать, чтобы понять – это и есть ответ на вопрос «зачем анализировать?».

Профессиональный читатель (филолог) отличается от читателя непрофессионального тем, что не может позволить себе сказать: в этой книге мне все понятно. Ему просто не может быть понятно все. А неосуществимое желание понять все до конца остается. Анализ и есть путь к осуществлению неосуществимого желания «дойти до самой сути» независимо от той конкретной задачи, которую он решает в каждом отдельном случае.

Вряд ли кому-нибудь удастся перечислить все конкретные задачи, которые уже решали исследователи с помощью анализа, а тем более взять на себя смелость назвать те, которые еще могут быть решены. Но при всем неисчерпаемом множестве конкретных задач исследователь, так или иначе, обращается к одному из двух типов анализа, которые очень условно можно назвать частным и системным.

Частный анализ – это попытка понять некие существенные, но конкретные особенности «теста произведения» (воспользуемся этой великолепной формулой, мимоходом брошенной Д.С. Лихачевым[152] и позволяющей уйти от утомительного спора о том, что именно нужно анализировать: текст или произведение). Примеры частного анализа – работы стиховедов, исследования, посвященные жанру, субъектно-объектным отношениям, речевой организации и т.п.

Системный анализ (его, как правило, называют оксюморонным словосочетанием «целостный анализ») – это путь к пониманию текста произведения как единства, развертывающегося в целостность. Универсального ответа на вопрос о том, с чего начинать и как идти по этому пути, нет, хотя бы потому, что ответ этот во многом зависит от особенностей текстопостроения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.