Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 7






Эстрадный фельетон

Слово «фельетон» ассоциируется в первую очередь с газет­ной или журнальной публикацией. Действительно, первоначаль­но фельетоном назывался листок-вкладыш в газету, в котором печатались наиболее злободневные, сатирические, публицисти­ческие материалы (в таком виде фельетон впервые появился во Франции, и в дословном переводе это слово означает «листок»).

Исторически эстрадный фельетон сохранил многие харак­терные черты и приемы своего газетного прародителя.

Эстрадный фельетон — это всегда выступление на какую-то акту­альную тему (или несколько тем, связанных между собой), в нем, как правило, предстает сатирическое отношение автора и рассказ­чика к тем или иным событиям общественно-политической жиз­ни. Таким образом, эстрадный фельетон, как и газетный, несет в себе публицистическое начало, но создается он автором специаль­но для произнесения с эстрады.

«Характерно, — писал В. Ардов, — что когда на эстраде ис­полняются лучшие из наших печатных фельетонов (например, произведения И. Ильфа и Е. Петрбва, М.-Кольцова, Д. Заславс­кого, Г. Рыклина и других), их всегда относят к жанру художе­ственного чтения, а не к репертуару эстрадных фельетонистов. Печатный фельетон на эстраде практически расценивается как явление литературы, а не как чисто эстрадный репертуар»1.

Отличие фельетона от монолога

Довольно часто приходится сталкиваться с тем, что смеши­ваются понятия «фельетон» и «монолог». Так, к примеру, в оби­ходе иногда говорят: «Конферансье выступил со вступительным


Раздел второй. Режиссура эстрадных номеров различных жанров

монологом». Путаница происходит, оттого что формы подачи фе­льетона и монолога очень похожи. Действительно, выходит на эстраду артист и начинает разговор со зрителем. По форме это всегда (или почти всегда, исключение составляют фельетоны, исполняемые конферансной парой) — монолог, то есть речь од­ного лица. Но сходство это формально и не несет в себе сущно­стного признака эстрадного фельетона.

В чем же существенное отличие эстрадного фельетона от эс­традного монолога?

«Эстрадный фельетон, — отмечал В. Фролов, — рассчитан на 15—20 минут сценического времени (сегодня короче. — И. Б.). Он должен, как передовая статья газеты, вобрать в себя самые акту­альные проблемы, которые необходимо подать в яркой, порой за­остренно-сатирической, порой гиперболизированной форме. Это как бы короткое международное обозрение или отклик на собы­тия внутренней жизни страны. Искусство эстрадного фельето­ниста должно быть гибким, целенаправленным по отбору фак­тов, отточенным по меткости их подачи, оно сродни искусству журналиста. Исполнителю необходимо обладать всесторонним образованием, высокой эрудицией, острым классовым чутьем и быстрой реакцией на события»2.

Фельетон обязательно публицистичен. В нем артист от собствен­ного лица выражает свои оценки тех или иных актуальных собы­тий, говорит от своего лица зрительному залу о своем отношении к тому или иному явлению. И, несмотря на то, что фельетоны для артистов пишут эстрадные авторы, этим произведениям придает­ся такая форма изложения, которая создает впечатление, что вы­сказывается личная позиция артиста.

«В других разновидностях репертуара тема, идея произведе­ния, как правило, выражаются исключительно беллетристичес­ки — стихами или в драматургической форме, — писал В. Ар­дов. — А фельетонист вправе сообщать своей аудитории опреде­ленные мысли о явлениях общественной и частной жизни, о событиях за рубежом и у нас в стране... При этом он, конечно, и острит, и шутит, рассказывает смешные истории и вообще пользуется всей палитрой драматургии, поэзии, сатиры и юмо­ра. Но это не отменяет того факта, что в зримой и доступной для всех основе фельетона лежит публицистика. Фельетон без оби-


Глава 7. Эстрадный фельетон

няков называет отрицательные явления, с которыми он борется. В этом жанре исполнитель (и автор) без опосредовании, свой­ственных художественной литературе, говорит о социальных явлениях современности. Фельетонист в такой же мере оратор, пропагандист и агитатор, как и артист»3.

Этот важный момент должен учитывать режиссер в работе с автором эстрадного фельетона: нужно добиваться такой струк­туры и формы литературного материала, которая могла бы со­здать подобное впечатление у публики.

То, что фельетон должен содержать личную позицию артис­та к тому, о чем он говорит, совершенно логично заставляло многих из них быть авторами своих эстрадных фельетонов. На­иболее ярким примером в этом смысле является творчество Н. Смирнова-Сокольского, который сам был автором своих фе­льетонов. Безусловно, одним из условий его успеха как эстрад­ного фельетониста было то, что он соединял в себе искусство ли­тератора и искусство артиста в одном лице. Он сам выбирал тему выступления, волнующую его лично, он сам отыскивал слова для ее выражения, и он же сам своими же словами предъявлял эту собственную позицию публике.

Вообще такое явление, как артист-автор, очень часто нахо­дит выражение именно в эстрадном фельетоне. При этом совсем не обязательно, что исполнитель заранее пишет текст своего фе­льетона. Довольно часто он только выбирает тему выступления (или эту тему подсказывают ему обстоятельства концерта). А да­лее эстрадный фельетон возникает импровизационно. Артист им­провизирует на тему.

Это очень высокий класс профессионального мастерства. Но известные конферансье не раз демонстрировали блестящие при­меры такого рода. Так известный петербургский конферансье Г. Баскин на концерте в Центральном концертном зале «Россия», посвященном Дню учителя, импровизационно произнес прекрас­ный публицистический фельетон. Тема была подсказана самим праздником, к которому был приурочен концерт. А вот разработ­ка ее и конкретное воплощение были сделаны в импровизаци­онной манере. В этом фельетоне у артиста нашлись слова и о про­блемах, которые волнуют учительский корпус, и об отношении власти к учителю, и об огромной важности работы учителя, и о том, что все мы в неоплатном долгу перед нашими учителями;


Раздел второй. Режиссура эстрадных номеров различных жанров

артист нашел искренние и теплые слова благодарности учителям. При этом это не был сухой доклад, а именно эстрадный публи­цистический фельетон со всеми присущими ему признаками. Что же это за признаки?

Отличительные признаки эстрадного фельетона

Прежде всего — эстрадному фельетону должна быть придана фор­ма живой разговорной речи.

Очень часто к такому приему прибегал Н. Смирнов-Соколь­ский. Поднимая, например, важнуй публицистическую тему в знаменитом фельетоне «На все Каспийское море», он вел разго­вор со зрителем сознательно упрощенным стилем:

«Профессия моя по наружному виду такая, что ею действи­тельно каждый свободный человек в любую минуту заняться мо­жет. Это, знаете ли, не то, что баланс в бухгалтерии подвести, с женой в четвертый раз разводиться или вдруг, наконец, с казенны­ми деньгами такую махинацию выдумать, что оно, знаете ли, вроде как будто и деньги целы и вместе с тем ни одной копейки найти невозможно...

На первый взгляд дело у меня действительно такое: курточку, бархатную нацепил, галстук «а-ля Козьма Прутков» завязал, фа­милию какую-нибудь двухэтажную выдумал и — как говорится — давай валяй, запузыривай!..

Один зритель мне однажды даже так выразился: „Мне, гово­рит, товарищ Сокольский, — извините, я на вас не намекаю, -у кого бы только нахальства призанять, а остальное у меня не хуже вашего выйдет...".

Должен сказать, дорогие товарищи, все это — глубочайшая ошибка. Дело не в нахальстве. Я, конечно, все эти намеки понимаю -можете его и у меня занять, мне этого товара не жалко, хоть весь его заберите, — а только разговорника из вас никак не получится...

И не потому, что работа сама по себе трудная. Скрывать нече­го — гавкать, конечно, каждый умеет. Председатели на собраниях горькими слезами обливаются. Говорят — остановить ораторов никак невозможно стало. Как такой до трибуны дорвется — тут ему и в звонок звони и кричи „время истекло" — все равно, пока сам голосу не лишится, не остановите...


Глава 7. Эстрадный фельетон

И, однако, на наше дело эти ораторы никак не годятся. В на­шем деле, извините, не разговаривать, а гудеть надобно. Понимае­те ли — гудеть! А на этом пути, извините, превеликие трудности ожидать могут...

Вот Горький, Алексей Максимович, рассказывал, что на Кас­пийском море пароход один такой был. Сам по себе так — букси-ришко пустяковый. „Шурой", кажется, назывался. Но пароходиш-ко этот на все Каспийское море своим гудком славился: гудок у этой „Шуры" был — как у океанского дредноута. Как, бывало, реванет — на все Каспийское море слышно. Все говорят: „«Шурка» гудит!.." Но только гудела эта „Шура" редко. Потому у нее все пары в этот гудок уходили. Как, бывало, реванет раз — сама уж потом останав­ливается и часа четыре стоит, пары набирает, чтоб дальше хоть на шаг двинуться...»4

Даже в авторском фельетоне, написанном заранее для артис­та, должно возникать ощущение, что мысль родилась тут же, на эстраде, импровизационно. Конечно, такое достигается мастер­ством исполнителя, но и автор должен учитывать подобную по­требность и помочь актеру соответствующим построением текста.

Для создания же такого впечатления чаще всего используются два приема: намеренная «делитературизация» текста, когда несколь­ко нарушается грамматически правильное сочетание слов и пред­ложений. Второй прием — намеренное «перескакивание» с одной темы на другую, — как бы вдруг произносится какая-то внезапно возникшая мысль, пример, ассоциация, — а затем идет возврат к основной теме. Все это придает речи разговорность.

Конечно, в использовании этих приемов должно соблюдать­ся чувство меры. Если чуть-чуть переборщить, например, в на­рушении грамматически правильного сочетания слов, в исполь­зовании сленговой лексики, то может возникнуть впечатление речи некультурного человека, чего артист эстрады, выступающий с фельетоном (в других видах разговорных жанров такое возмож­но), позволить себе не может.

Во-вторых, эстрадный фельетон должен быть преподнесен публике в легкой, ненавязчивой форме, с юмором, без ментор­ства и поучительства. Такой фельетон обязательно содержит немалое количество эстрадных реприз, рассчитанных на смехо-вой эффект.

: 143


Раздел второй. Режиссура эстрадных номеров различных жанров

Серьезность темы эстрадного фельетона не должна диктовать су­хость подачи материала.

Вся прелесть в том, что о серьезном говорится легко, доступ­но, с юмором, без излишнего пафоса, без нажима. Надо помнить, что выступление артиста на эстраде, даже с публицистическим фельетоном, — не митинговая речь. Тогда в результате и проявят­ся заложенные в фельетоне публицистичность, сатиричность, ак­туальность, серьезность. Но именно в результате. Форма же по­дачи — чисто эстрадная.

Весьма распространенный, — хотя и частный, — прием в по­строении эстрадного фельетона (и этим он резко отличается от газетного) — придание ему, формы рассказа о каком-то конкрет­ном, часто — бытовом случае. И уже из частностей возникают обобщения. Вы, к примеру, начинаете рассказ о том, как вчера стояли в очереди, о том, какие (забавные и репризные) разгово­ры там шли, а выходите на проблему унижения человеческого достоинства (ведь любая очередь есть унижение человека). Та­кой прием подачи материала через описание конкретного эпизо­да, происшедшего с вами, делает фельетон живым, он помогает логично выражать собственное отношение к случаю (который якобы произошел конкретно с вами!). Другое дело, что это бы­товое происшествие должно быть выбрано таким образом, что­бы оно могло, хотя бы гипотетически, произойти с любым чело­веком, сидящим в зрительном зале. Частность такого случая дол­жна иметь общий характер. Только тогда можно в результате выйти на обобщающую публицистическую тему.

Выше уже говорилось о том, что эстрадный номер не терпит многотемности, вторых и третьих планов, что тема номера все­гда узконаправленна.

В этом смысле эстрадный фельетон является, пожалуй, един­ственным исключением из правила.

В эстрадном фельетоне могут перекликаться несколько тем. Они не обязательно могут быть связаны друг с другом. Но все темы обя­зательно должны быть приведены, что называется, к общему зна­менателю.

Почему такое многотемье возможно? Потому что в любом публицистическом фельетоне есть одна общая тема — «Сегод-


Глава 7. Эстрадный фельетон

няшние проблемы нашей жизни». Это, можно сказать, сверхза­дача любого произведения этого жанра. Поэтому кажущаяся раз­розненность тем фельетона укладывается в одну общую тему.

Разновидности эстрадного фельетона

Формы эстрадного фельетона различны: публицистический, са­тирический фельетон, фельетон-памфлет, лирико-публицистиче-ский фельетон; в нем используются приемы иронии, сарказма, гро­теска.

Одним из приемов, который работает на «эстрадность» фе­льетона, является использование рефрена.

То есть — разные темы, мысли, репризы, суждения заканчи­ваются совершенно одинаковым резюме (как в известной по ис­полнению Л. Утесовым песне-сценке: что бы ни происходило, вы­вод один — «А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо, все хорошо!»). Такой прием как раз и является одним из способов приведения разных тем к общему знаменателю.

Следующая разновидность фельетона — вступительный фе­льетон конферансье. Конферансье во вступительном фельетоне, устанавливая первоначальный контакт со зрительным залом, может говорить о плохой погоде, он может поблагодарить зри­телей за то, что, несмотря на это, они под жутким дождем при­шли на концерт. Он может заинтриговывать зрителей тем, что будет сегодня в программе. Он может говорить на темы моды, отношений мужчины и женщины и т. д. То есть — темы вступи­тельного фельетона могут быть не публицистическими, а быто­выми. Но в любом случае — это темы, волнующие всех, имею­щие отношение к данному концерту (и в этом смысле актуаль­ные). И в любом случае присутствует оценка конферансье того или иного обсуждаемого явления или момента.

Таким образом, из вступительного фельетона не исчезают важнейшие признаки эстрадного фельетона вообще: актуаль­ность и выражение позиции выступающего.

При этом не исключается, что вступительный фельетон кон­ферансье не может содержать в себе элементы публицистики. Учитывая, что тему вступительного фельетона чаще всего под-


Раздел второй. Режиссура эстрадных номеров различных жанров

сказывают конкретные обстоятельства конкретного концерта, все это решает сам конферансье; и, как правило, такой вступитель­ный фельетон возникает в импровизационной манере.

Существуют и другие формы эстрадного фельетона. Режис­серская работа над каждой разновидностью эстрадного фельето­на должна учитывать это разнообразие форм, не смешивая в од­ном выступлении артиста отличительные признаки каждой раз­новидности фельетона.

Музыкальный фельетон

Одной из таких разновидностей является музыкальный фе­
льетон. В нем текст и музыка соединяются в единой художествен­
ной форме. '" ■; ■

Однако нельзя забывать, что даже при использовании раз­личных музыкальных форм в эстрадном фельетоне (инструмен­тальной музыки, песни, частушки, куплета) — все они являются вспомогательными, и их главная задача — помочь ярче и образ­нее выразить мысль, заложенную в тексте эстрадного фельето­на. Именно поэтому традиционно музыкальный фельетон отно­сят к одной из разновидностей речевых жанров.

Такой фельетон содержит в себе и иллюстративную музы­ку, и музыку, несущую смысловое начало. Часто музыка исполь­зуется для исполнения пародийных фрагментов в публицисти­ческом фельетоне (пародия в форме песни, романса). Изобрета­тельный подбор музыки может позволить фельетонисту чего-то не сказать, а только намекнуть, — все остальное дорисует в во­ображении зрителя музыкальный фрагмент. Без музыки невоз­можно исполнение куплетов, которые зачастую фрагментарно тоже входят в публицистический фельетон.

Использование музыки усиливает гротеск, иронию, сатиру, зало­женные в текст фельетона. Особенно ярко это выражается в исполь­зовании рефрена, который является одним из самых эффектных и эффективных приемов усиления вообще. С этой же целью исполь­зуется и прием контраста музыки и текста фельетона.

Например, говорится о чем-нибудь величественном (на са­мом деле, конечно, псевдовеличественном), а в качестве музы-







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.