Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 14. Комическая метафора в номере.






Эстрада, как праздничное искусство, требует, как правило, нахождения комического в эстрадном номере, что является профессиональным требованием к режиссёру эстрады. Частым явлением на эстраде является то, что даже раскрытие глубоких лирических и драматических тем немыслимо вне поиска в номере природы комического.

Комическое возникает в результате специфического осмысления действительности. Клоун — это не приделанный нос, нелепый костюм и ужимки. Это, прежде всего необычный, неординарный взгляд на мир. В этом необычном взгляде есть несколько постоянных факторов:

1. какое – либо несоответствие в происходящем;

2. преувеличение (принцип увеличительного стекла);

3. намеренное искажение действительности.

Чаще всего артист заставляет публику смеяться, когда показывает несоответствие желаемого и действительного, когда намеренно путает явление, причину и следствие. Именно здесь возникают специфические приёмы эксцентрики, буффонады, гротеска, пародии. Именно все эти приёмы позволяют артисту и режиссёру «говорить» в номере языком метафор.

Метафора — перенесение (в переводе с греческого). Человек как бы смотрит на окружающий мир через себя и очеловечивает его, наделяя новыми, непривычными, неожиданными свойствами.

В эстрадном номере в качестве метафоры часто используется перенесение свойств одного предмета или явления на другой. Но осуществляется это не механически. Такое перенесение обязательно делается на основании какого – то общего для обоих предметов (явлений) признака. Такое, неожиданно найденное режиссёром сходство, позволяет использовать предметы, с которыми работает артист, не по назначению. Например, советский клоун Мусин использовал плотницкого угольника в качестве пистолета. Смех зрителя вызывало несоответствие между видом предмета и способом его применения.

Наиболее часто данный приём возникает в жанре музыкальной эксцентрики: актёры – музыканты играют на пиле, на бокалах, наполненных водой и т. д.

 

Вопрос 15. Буффонада и гротеск в эстрадном номере

Основными методами режиссёра для создания комического эффекта в номере является использование специфических приёмов буффонады, гротеска.

Буффонада основывается на приёме преувеличения. Например, артист сидит на стуле и играет на гармошке. Звучит очень весёлая, удалая музыка, а артист всё время плачет и рыдает. Но, когда он, закончив играть, встаёт со стула для поклона, оказывается, что на сиденье лежала огромная и острая канцелярская кнопка, естественно, остриём вверх. Использование этой огромных размеров канцелярской кнопки является буффонным преувеличением.

На приёме преувеличения строится и искусство карикатуриста. Аналогия с карикатурой важна, так как и там, и там берётся какая – то одна частная деталь, которая преувеличивается и тем самым обращает на себя особое внимание. В связи с тем, что очень часто персонаж как бы окарикатуривается, в буффонаде большое значение приобретают внешние средства выразительности: неоправданно большие уши или нос и т. д. вместе с тем, в использовании приёмов буффонады артиста всегда подстерегает опасность кривляния и наигрыша. Грань между буффонностью и наигрышем очень тонка. Спасение в одном: буффонная внешность должна отвечать внутреннему содержанию, должна быть оправдана. По сути, режиссёр должен найти логическое обоснование тех или иных алогичных поступков и ситуаций.

Гротеск представляет собой крайнюю, высшую степень преувеличения. В гротеске преувеличение достигает таких размеров, что полностью выходит за рамки реальности. Данный приём преувеличения, намеренного несоответствия отдельных частей нередко используется в пародии. Пародисты часто выделяют какой – то штрих в поведении пародируемого: характерный узнаваемый жест, походку, голосовую интонацию, деталь костюма и т. д. Этот выделенный характерный штрих преувеличивается и автоматически вступает в несоответствие с другими деталями поведения, костюма, грима — всего комплекса выразительных средств.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.